Авторы: Алейник Надежда Николаевна, Стрельникова Мария Леонидовна
Должность: Преподаватели
Учебное заведение: ОГАПОУ "Яковлевский политехнический техникум"
Населённый пункт: г. Строитель
Наименование материала: Статья
Тема: "История развития постижерного искусства и современные тенденции"
Раздел: среднее профессиональное
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОСТИЖЕРНОГО ИСКУССТВА И
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Постиж
- обобщенное название всех изделий изготовленных из
искусственных
или
же
натуральных
волос,
или
из
материала,
заменяющего волосы. Это парики, шиньоны, накладки, различные
баббеты, локоны, усы и др., иначе их называют постижерные изделия.
Изготовлением таких постижерных изделий занимаются мастера редкой
профессии постижер. Впервые, такое понятие было введено при короле
Людовике XIV во Франции.
Результаты археологических раскопок доказывают, что даже в древних
людях
было
стремление
украсить
свои
волосы,
всевозможными
способами, прикрепляя к волосам кожаные или меховые ленточки. Хотя,
можно предположить, что эти "первобытные укладки" были сделаны не
для приобщения к красоте, а выполнялись для достижения ритуальных
целей.
Древние парики делались для воинов и охотников, которые подражали
сильным
животным
и
очень
хотели
быть
на
них
похожими.
Изготовлением таких париков занимались в основном женщины и дети;
они собирали, промывали и сушили шерсть и птичьи перья, а затем плели
парик, подобно носкам, используя вместо спиц приспособления в виде
деревянных палочек. Эти зачастую огромные конструкции намертво
крепили к голове с помощью смолы или помета животных. Поскольку
такой парик просто невозможно было снять, то после длительного
ношения его обрезали вместе с волосами человека.
В IV веке до нашей эры парики появились в Египте. Жители Египта за за
жаркого климата испытывали дискомфорт, и поэтому были вынуждены
коротко обстригать или совсем сбривать свои волосы.
В Индии заплетали всевозможные косы, которые укладывались на голове
в форме пирамиды или храма и имели самые различные украшения -
драгоценные камни, цветы, бусы, кольца. Готовую прическу окуривали
дымом с добавлением ароматических масел, для более стойкого
приятного запаха.
Китаянки любили носить парики с прямыми длинными волосами,
имеющими один или несколько проборов. Поднятые с висков вверх
волосы пропитывались специальным фиксирующими средствами, волосы
наматывались на бархатные валики и закреплялись на голове, принимая
форму пучков или петель. На щеки с висков свисали длинные прямые
пряди, на которые надевали украшения в виде небольших веточек или
цветов. Они носились в качестве украшений и одновременно играли роль
заколок.
Японки высших сословий носили сложные многоярусные парики,
считалось, что самые пышные прически, состоящие из множества ярусов,
могли носить только женщины с высоким положением в обществе. И по
количеству ярусов можно было определить социальный статус японки.
Для создания одного яруса в прическе часть волос наматывалась на
бархатный валик, специальную подушечку или на овальный гребень.
Ярусы
отделялись
один
от
другого
гребешками-
заколками
или
красивыми шарфиками. А для придания красивого блеска на прическу
наносили растопленный воск или масло, и для того что бы прическа
оставалась свежей и красивой более длительное время, женщинам
приходилось спать на специальной подставке для шеи.
В Англии первые парики появились во время правления короля Стефана.
Парики изготавливали не только из человеческого волоса, но и так же из
шелковых нитей, волокон растений и т.п. Мастера постижеры в данную
эпоху
относились
к
корпорации
цирюльников
и
банщиков.
Это
корпорация была создана в 1292 году, и их покровителем считался
Святой лука. По легенде говорится , что, когда королева Бланка
Кастильская лишилась своих волос, Святой Лука приснился старшине
корпорации и приказал отрезать по пряди волос у каждого придворного,
чтобы изготовить парик для лысеющей королевы .
В 1630 году король Луи XIII, лишился волос из-за болезни. И тогда он
начал носить парики на подкладке изо льна, чтобы прикрыть лысину,
которой он очень стеснялся.
В XVI веке парикмахеры научились взбивать волосы в высокие прически
с помощью специального инструмента-тупея. Для большего объема они
использовали различные накладки и каркасные конструкции сделанные
из проволоки. Популярность париков только возросла в эпоху Луи XIV,
который с помощью высокого парика не только скрывал свою лысину, но
и так же решил проблему маленького роста.
В XVII-XVIII веках прически были очень высокими. Они стали более
вычурными и изысканными. Волосы прикрепляли на специальные
подушки, укрепляли их шпильками, пудрили, украшали накладными
шиньонами, приглаживали помадой, а так же украшали всевозможными
аксессуарами.
В России моду на парики ввел Петр I, внеся ношение париков в
обязанности знати. Сам Петр был очень непритязателен и носил короткий
простой парик, из-под которого даже были видны его собственные
волосы. Парик из собственных волос Петра, изготовленный в 1722 году, и
по сей день украшает его восковую фигуру. Так же была попытка
запретить ношение париков. В 1789 году идеологи Великой Французской
революции объявили вне закона Ношение париков и слишком вычурных
причесок. Человек, одевший парик мог быть подвергнут жестокому
наказанию или вовсе лишиться своей жизни.
Теперь же основным ремеслом постижеров стало наращивание волос, т.е.
изготовление различных «трансформаций» - накладных пучков, локонов,
жгутов, челок валиков баббет , усов всевозможных шиньонов и т. д.
Технология изготовления постижерных изделий так же развивалась. Для
вентилирования париков была изобретена сетчатая основа. Она была
телесного цвета и вставлялась в пробор, для достижения большей
естественности. Чуть позже в парики стали вшивать пружинки для
надежной посадки. Все эти изобретения приходились на 1805 год.
Появились новые техники плетения и крепления, стали применять
основы из сетки на шелковых нитях. Бычьи и свиные пузыри, которые
поначалу играли роль театрального реквизита, имитируя лысину, тоже
стали использоваться для изготовления париков в качестве основы.
Изготавливаются различные парики, накладки, хвосты, декоративные
украшения для волос и т. п.
В настоящее время, многие технологические процессы в постижерном
изделии
механизированы.
Но
на
большинстве
предприятий
по
изготовлению постижерных изделий все таки преобладает традиционный
ручной способ изготовления.
По тому как именно ручной способ изготовления париков имеет
определенное и самое главное достоинство- это прочность. Ручным
способом изготавливают следующие изделия: мужские и женские парики
из натуральных и искусственных волос; накладки; шиньоны; тюрбаны;
контраньеры; косы; прядки, ресницы; усы и т. д.
В постижерном деле используют два способа закрепления волос на
основе.
Первый основан на методе тресования и последующего пришивания
готового треса к монтюру;
второй способ — тамбуровка — представляет собой непосредственное
закрепление волос на основе специальным постижерным крючком.
Оба этих способа одинаково важны при выполнении постижерных работ
и применяются в зависимости от вида изделия или специальных
требований.
Так же в моду вошли такие постижерные изделия как украшения для
волос, которые являются дополнительной деталью прически, придавая ей
необычайную красоту и эксклюзивность, что очень ценится в наше
время. На сегодняшний день постижерное дело высоко ценится и
является
очень
популярным.
Конечно
же
в
ежедневной
работе
парикмахер
может
обойтись
без
постижерного
изделия,
но
при
выполнении определенных причесок на особый случай, с помощью этих
изделий можно увеличить объем, сделать длиннее волосы, дополнить
прическу с использованием украшений из волос или плетений.
Среди женской половины населения возросла популярность к таким
постижерным изделиям как ресницы. С их помощью взгляд приобретает
особенную
выразительность,
а
женщина
всегда
будет
выглядеть
ухоженной и красивой.
Парики, шиньоны, накладки – это никогда не выйдет из моды, потому,
что это очень удобно. Помогают в миг преобразиться, можно менять
свою прическу от самых длинных волос до коротких без лишних
трудностей.
В заключении могу сказать, что постижерные изделия, в качестве
вспомогательных элементов в индустрии красоты применялись с древних
времен, и будут применяться в будущем.
Человек
всегда
стремился
стать
привлекательней
и
выглядеть
оригинально, а постижерные изделия в этом деле главные помощники.
Судя по тому, как упростился процесс изготовления постижерных
изделий,
то
можно
предсказать
дальнейшее
развитие
профессии
«постижер». Она становится популярнее и доступнее для мастеров.