Автор: Литвинова Марина Федоровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: сценарий внеклассного мероприятия
Тема: С музыкой в глубь столетий
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ» Г. ПЕНЗЫ
Сценарий внеклассного мероприятия
«С музыкой в глубь столетий»
Автор: преподаватель
МАУ ДО ДШИ «Гармония» г. Пензы
высшей квалификационной категории
Литвинова Марина Федоровна
Пенза 2023
Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые родители! Близится к
своему окончанию очередной учебный год, и сегодня мы пригласили вас на
отчётный концерт нашего класса, где наши юные пианисты исполнят для вас
произведения, которые они подготовили. Мне очень приятно, что сегодня у
нас присутствует Ж.А. Чекушина, выпускница нашей школы, моя ученица, а в
настоящее время наш преподаватель. Она также порадует нас сегодня своей
игрой.
Сегодня
будет
звучать
наша
любимая
классическая
музыка,
произведения, написанные много столетий тому назад. С помощью музыки
мы с вами совершим путешествие в глубь столетий, побываем в разных
странах.
Итак, устраивайтесь поудобнее, наше путешествие начинается.
Когда с высоты почти уже 3-х столетий мы смотрим на музыку Баха,
она представляется нам грандиозным фундаментом, на котором покоится всё
музыкальное творчество более поздних эпох. Слово «Бах», как известно, по-
немецки значит «ручей». Когда-то Бетховен сказал о своём великом
предшественнике: «Не ручьём, а морем надо бы ему называться!»
Творчество
Баха
оказало
воздействие
практически
на
всех
композиторов, живших после него. Поэтому каждый настоящий музыкант
обязательно должен познакомиться с его произведениями. Бах был не только
великим композитором, органистом, клавесинистом, но и замечательным
педагогом. Среди его учеников были и несколько сыновей, ставших
впоследствии композиторами, и его жена – Анна Магдалена Бах.
Наш концерт открывает
1. И.С. Бах «Менуэт» ре минор из «Нотной тетради А.М. Бах» –
исп. Кучина Анна
Иоганн Себастьян Бах родился в немецком городе Эйзенах в 1685
году. Многие его предки были музыкантами. У него самого была огромная
семья, семья очень музыкальная. Первая жена Баха родила ему 7 детей,
вторая ещё 13, в живых из них осталось 8. В просторном доме Баха было
множество музыкальных инструментов: 5 клавесинов, 3 скрипки, 3 альта, 2
виолончели, и часто звучала музыка. Как жаль, что тогда ещё не было
видеосъёмки, и никто не мог заснять эти семейные концерты. Мы увидели
бы, как один за другим входят в парадную залу дома Бахи – солидные и
помоложе, в париках по моде того времени, в шерстяных или шёлковых
кафтанах, украшенных металлическими пуговицами и вышивкой. С ними и
жёны, и дочери их, приветливые, опрятные, в белоснежных чепцах, плотно
закрывающих волосы. А ещё мы услышали бы, как дружно и безукоризненно
чисто поют они хорал, которым начинают всегда такие семейные собрания,
как виртуозно играют на скрипке. альте, виолончели старшие сыновья Баха –
Фридеман, Эммануэль, Готфрид, какой звучный голос у жены Анны
Магдалены.
2. И.С. Бах «Бурре» - исп. Каменева Ульяна
Я слушаю музыку Баха,
Забыв неурядицы дней,
Нет в мире ни боли, ни страха —
Они растворяются в ней.
Аккордов пьянящие звуки,
Меня целиком покорив,
Напомнили горечь разлуки
И юности страстный порыв.
Давно всё прошло, но, как прежде,
Забытый с годами мотив
Открыл вновь дорогу надежде,
Твой образ в душе возродив.
Как мало нам нужно порою
В кругу бесконечных забот
Для чувства любви и покоя,
Что музыка Баха даёт.
(Грищенко Валерий)
3. И.С. Бах «Полонез» соль минор - исп. Дергунова Вероника
Из Германии I половины 18 столетия мы с вами плавно перемещаемся
в соседнюю Австрию, вернее Австро-Венгрию, путь наш лежит в старую
Вену. В конце 18-го – начале 19 века в Европе вряд ли можно было найти
город более поэтичный и красивый. Как писалось в одном путеводителе того
времени, «подобно пышному лотосу, вырос он из вод Дуная».
Незабываемое впечатление производили его узкие длинные улицы,
где ветви деревьев переплетались с каменными арками оград и высоких
соборов, среди которых гордо уносился ввысь собор святого Стефана. Город
украшали
великолепные
дворцы
и
здания
многочисленных
театров,
воплотившие, кажется, все архитектурные стили.
На площадях и улицах Вены постоянно звучала музыка: народные
песни – хорватские, чешские. словацкие, австрийские, итальянские, а также
серенады и танцы, исполняемые небольшими ансамблями.
Именно в этот город привёз Леопольд Моцарт своего вундеркинда-
сына – Вольфганга Амадея, которому исполнилось всего лишь 6 лет.
Появление этого чудо-ребёнка и его выступления в дворцах знати стало
сенсацией.
4. В. Моцарт «Колокольчики звенят» - исп. Барышев Богдан
Вольганг Амадей Моцарт родился в небольшом австрийском городе
Зальцбурге, но до конца своей жизни был связан с Веной, для оперного
театра которой написал свою последнюю оперу «Волшебная флейта».
5. В. Моцарт «Вариации на тему оперы «Волшебная флейта» -
исп. Дергунова Вероника
Моцарт умер через 37 дней после премьеры его последней оперы, не
дожив до 36 лет. Гораздо более долгую жизнь прожил Йозеф Гайдн, и она
также была связана с Веной. Он попал туда впервые 8-летним мальчиком, его
взяли певчим в хоровую капеллу при соборе святого Стефана. После 10-
летнего пребывания в капелле, когда у него пропал голос, Гайдн оказался
один в чужом городе и начал самостоятельную борьбу за существование.
Жизнь Гайдна вовсе не была безоблачной и счастливой, но он был весёлым,
жизнерадостным человеком, и музыка его наполнена юмором и оптимизмом.
6. Й. Гайдн «Менуэт» Соль мажор – исп. Строкачук Анастасия
Гайдн был более чем на 20 лет старше Моцарта, но их связывала
искренняя дружба. Моцарт восхищался музыкой Гайдна, считал себя его
учеником. Гайдна, Моцарта и Бетховена принято называть «венскими
классиками».
Главной
заслугой
венской
классической
школы
было
формирование жанра классической сонаты и классической симфонии. Соната
– это как бы литературная повесть, здесь живут и действуют разные
персонажи со своими характерами, чувствами, мыслями.
7. Л. Бетховен «Сонатина» Соль мажор 1 ч. – исп. Лямина
Вероника
Людвиг ван Бетховен родился в Германии, в городе Бонне в 1770
году, но в 22 года переехал в Вену, где брал уроки у Гайдна. Это
продолжалось недолго, но впоследствии Бетховен был благодарен своему
учителю и посвятил ему свои первые фортепианные сонаты.
8. Л. Бетховен «Багатель» ля минор – исп. Родионова София
В XIX веке на смену классицизму приходит новое направление в
музыке – романтизм. Уже у Бетховена в его поздних произведениях можно
обнаружить черты этого стиля, но наиболее полно он раскрылся в творчестве
музыкантов, родившихся на рубеже XVIII-XIX
веков. Одним из таких
композиторов был Франц Шуберт, родившийся в Вене в 1797 году. Несмотря
на то, что Шуберт жил в Вене в одно время с великим Бетховеном, они не
были знакомы. Как известно, Бетховен страдал глухотой и вёл очень
замкнутый образ жизни, а Шуберт был очень застенчив. Однако незадолго до
смерти
Бетховену
показали
несколько
шубертовских
песен.
Музыка
молодого Шуберта глубоко поразила Бетховена, и в радостном возбуждении
он воскликнул: «Поистине в этом Шуберте живёт искра божья. Он ещё
заставит говорить о себе весь мир!»
9. Ф. Шуберт «Соната» ля минор ч.1 – исп. Чекушина Жанна
Алексеевна
Композиторы-романтики в своих произведениях стремились уйти от
повседневной жизни в мир прекрасных, недостижимых идеалов. Они
воспевали образы далёкого прошлого, природу, обращались к народному
искусству.
Характерной
чертой
романтической
музыки
является
её
программность, то есть связь музыки с конкретным поэтическим образом,
литературным
сюжетом.
У
композиторов-классиков
почти
не
было
программных пьес: многочисленные сонаты, симфонии, различные танцы. У
романтиков большинство пьес имеют программные названия, помогающие
понять их содержание. Сейчас прозвучат 2 пьесы немецкого композитора
Роберта Шумана:
10-11. Р. Шуман «О чужих странах и людях», «Горелки» из цикла
«Детские сцены» - исп. Бученков Артём
Характерной чертой эпохи романтизма был интерес к народному
искусству и возникновение новых композиторских школ в тех странах, где их
раньше не было. Если до XIX века музыкальное искусство развивалось, в
основном, в Италии и в Германии с Австрией, то в XIX веке появляются
Фридерик Шопен в Польше, Ференц Лист в Венгрии, Эдвард Григ в
Норвегии. Да и в России национальная композиторская школа начинает
формироваться в XIX веке с творчества М.И. Глинки. К русской музыке мы с
вами ещё вернёмся, а сейчас послушайте, пожалуйста,
12. Э. Григ «Ариетта» - исп. Сидорова Ирина
Музыка Грига пронизана духом народных сказаний, наполнена
народными мелодиями и наигрышами. Образный мир его произведений
очень точно отражён в стихах Генрика Ибсена:
Могучий дух обитает в горах,
И голос его свободный
Звучит с колыбели в наших сердцах
И в чуткой душе народной.
Тот ласковый голос, глубокий, родной,
Как говор листвы, как ручей лесной,
Живое эхо свободы он будит в душе народа…
13. Э. Григ «Песня жениха» - исп. Скрягина Алёна
Принято считать, что русская национальная композиторская школа
начинается с творчества М.И. Глинки. Это происходит в начале XIX века. В
это
время
в
России
в
обстановке
яркого
расцвета
любительского
музицирования формируется жанр русского романса. Русские города,
поместья и усадьбы охватывает всеобщая тяга к музыке. Фортепиано, арфа,
скрипка или гитара выступают как необходимые предметы домашнего быта,
повсеместным явлением становится песенное сочинительство. Наиболее
известными авторами романсов были композиторы Алябьев, Булахов,
Варламов, Гурилёв.
14. А. Варламов «На заре ты её не буди» - исп. фортепианный
ансамбль Суксова Майя и Литвинова М.Ф.
Михаил Иванович Глинка также написал большое количество
романсов на стихи русских поэтов. Он обладал красивым голосом и сам их
исполнял. Много романсов он написал на стихи Пушкина, с которым дружил
много лет, в том числе знаменитый романс «Я помню чудное мгновенье».
15. Глинка «Полька» - исп. Кучина Анна
Конечно, мы не могли обойтись в нашем сегодняшнем концерте без
музыки П.И. Чайковского. Сегодня прозвучат две пьесы из «Детского
альбома». А история создания этих пьес такова. Композитор летом часто
гостил в Каменке, на Украине у своей сестры. Там он очень любил возиться
со своими племянниками и племянницами. Детей было семеро, и все они
занимались музыкой. Особенно серьёзно относился к занятиям 7-летний
Володя Давыдов. Чайковский сочинил 24 пьесы для юных музыкантов,
назвал их «Детский альбом» и посвятил своему племяннику.
16. П. Чайковский «Старинная французская песенка» - исп.
Лямина Вероника
17.П. Чайковский «Немецкая песенка» - исп. Соколова Алиса
Как я уже говорила, Чайковский очень любил детей. Однажды ему
попалось шутливое стихотворение Константина Аксакова:
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
что из скорлупы яичной
Фаэтон себе отличный
Заказал, заказал!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из скорлупы рачонка
Сшил четыре башмачонка
И — на бал, и — на бал!
Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени,
И гулял, и гулял!
На эти стихи Чайковский сочинил чудесную «Детскую песенку»
(«Мой Лизочек»)
18. П. Чайковский «Мой Лизочек» - исп. Каменева Ульяна
Ещё
один
романс
прозвучит
сегодня
в
переложении
для
фортепианного ансамбля. Это романс Антона Григорьевича Рубинштейна
«Горные вершины». Романс написан на стихи М.Ю. Лермонтова:
Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой.
Не пылит дорога, не дрожат листы.
Подожди немного, отдохнёшь и ты.
18. А. Рубинштейн «Горные вершины» - исп. фортепианный
ансамбль Сидорова Ирина, Родионова София
В
завершение
нашей
программы
прозвучит
музыка
Сергея
Васильевича Рахманинова. Конечно, в год 150-летия со дня рождения этого
замечательного композитора мы не могли обойти его произведения. Будет
исполнено одна из его наиболее известных, популярных и любимых пьес –
«Итальянская полька». А вот история её создания.
Летом 1906 года, которое Рахманинов с женой и маленькой дочкой
провёл в Италии, к нему приехала погостить одна из родственниц,
запомнившая следующий эпизод: «По вечерам, когда спадала жара, на улице
появлялись уличные музыканты: женщина и мужчина, а маленький
длинноухий ослик вёз механическое пианино, к которому была прилажена
люлька с ребёнком. Время от времени они останавливались, и женщина
заводила пианино, а мужчина, в цилиндре и с тросточкой, пел и
приплясывал. В их репертуаре была очень мне понравившаяся полька.
Впоследствии, когда я услышала впервые «Итальянскую польку» Серёжи,
передо мною встала картина: яркое небо, синее море, ослепительно белая
улица и уличные музыканты с осликом, покорно ждущим, когда надо будет
ехать дальше».
19. С. Рахманинов «Итальянская полька» - исп. фортепианный
ансамбль Бученков Артём, Скрягина Алёна