Автор: Атемасова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ"Русско-Акташская школа-интернат для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: РТ, Альметьевский район,село Русский Акташ
Наименование материала: "Экологическое воспитание современных школьников"
Тема: "Современный комплексный подход к экологическому воспитанию детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Русско-Акташская школа – интернат для детей с ограниченными
возможностями здоровья»
Альметьевского муниципального района РТ.
ДОКЛАД
«Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями
здоровья.»
Подготовили:
Атемасова Т.А.
«Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями
здоровья.»
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но,
пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения
окружающей среды. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе,
но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.
Термин «экология» был ведён значительно раньше, еще в начале 20 века
учёным Э. Геккелем (1834-1919). Дословно: от греческого «oikos», «дом,
родина», «loqos» - описание. Терминология дополнилась позже другими
словами с общим корнем, такими как «социальная экология», «экоцид».
Экология – это наука, изучающая взаимоотношения человека, животных,
микроорганизмов между собой и с окружающей средой. Экологическая
культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности
за принимаемые решения в отношениях человека с природой. Основными
компонентами экологической культуры личности являются: экологические
знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и
чувство любви к природе. Под экологическим воспитанием понимается
формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры
во всех видах человеческой деятельности, так или иначе связанных с
познанием, освоением, преобразованием природы. Правильное
экологическое воспитание воспитанников позволит в дальнейшем
предотвратить многие экологические проблемы человечества. Ведь именно в
школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь
формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного
облика. Не стоит считать, что дети с ограниченными возможностями
здоровья не нуждаются в экологическом воспитании. Эти дети являются
неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в
окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на
нее. Воспитательные учреждения готовят своих воспитанников к
самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном
окружении. Значит, дети с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их
самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях
соответствовало существующим в обществе социальным нормам. В своей
работе по экологическому воспитанию воспитанников я опираюсь на
существующие государственные документы. В РФ разработана и утверждена
национальная Программа экологического образования подрастающего
поколения в сотрудничестве Министерств образования и науки,
Министерства культуры, Министерства здравоохранения и Министерства
экологии и природных ресурсов. В ней приняты во внимание общие
принципы экологической политики в области экологического образования,
выработанные ООН, ЮНЕСКО и др., определены собственные периоды
роста и развития системы экологического образования и воспитания.
Существует Закон РФ об охране природы, подразумевающий юридическую
ответственность за его нарушение, Экологическая доктрина РФ.
Цель экологического воспитания для детей с ОВЗ – это формирование
экологической культуры. Это формирование знаний о природе, умений
мыслить и строить свою деятельность в природе на основе
природосохранения, целесообразности, экологической оправданности,
соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, а
также воспитание чувств.
Задачи экологического воспитания:
формирование системы знаний о природе края, экологических проблемах
современности и путях их решения;
формирование мотивов, потребностей и привычек экологически
целесообразного поведения и деятельности, стремления охранять
окружающую среду, беречь природные ресурсы; воспитание нравственного
отношения к природе как универсальной ценности;
развитие умений по оценке состояния и улучшению окружающей среды
своей местности; выбору мер защиты здоровья от вредного влияния
опасных факторов окружающей среды, по сохранению и укреплению
здоровья.
Принципы экологического воспитания в школе – интернате для детей с ОВЗ:
Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры
воспитанников. Систематичность, непрерывность и последовательность в
работе по экологическому воспитанию.
Педагогическое руководство и самостоятельная деятельность воспитанников.
Связь с жизнью, практикой.
Доступность (учёт возможностей детей)
Учёт возрастных и психологических особенностей воспитанников.
Единство познавательного, эмоционального, волевого начал в воспитании
личности.
Курсовые, контрольные, студенческие работы
Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия
экологических проблем в учебно-воспитательном процессе.
Единство требований и действий педагогов, семьи, общества.
Коррекционная направленность экологического воспитания.
Чувства экологически культурной личности под воздействием природы
определяют направление и характер формирования экологического
мышления и поведения и делают внутренние более содержательными
экологические знания. Экологически культурная личность при познании
природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость,
удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое
отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым
любовь к миру природы.
Чувство любви к природе формируется у детей через восприятие мира
природы, что включает:
Эстетическое восприятие;
Отзывчивость на проявления природы (интерес);
Познание мира природы;
Практическое взаимодействие с миром природы.
Чтобы повысить эффективность воспитания экологической культуры у
воспитанников с ОВЗ стала использовать различные формы и методы работы
с детьми:
экологические занятия;
экологические экскурсии;
уроки доброты;
экологические конкурсы;
трудовой десант;
экологические праздники;
метод проектов;
экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование
экосистем, игры – путешествия);
экологические сказки;
инсценировки.
Методы: организации деятельности (учебно-познавательная, трудовая,
игровая, досуговая, физкультурно-оздоровительная и др. в природе); методы
формирования сознания и поведения; методы стимулирования, поощрения,
наказания.
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные: групповые и
индивидуальные учебные занятия, дежурства, общественно-полезный труд,
школьные праздники, концерты, выезды на природу, экскурсии, прогулки,
соревнования, конкурсы, тематические декады и др.
Средства: объекты природы, окружающая среда, общение с детьми,
организация совместной деятельности, организация коллективных
мероприятий, работа с родителями, коллектив воспитанников, игра, труд,
художественная литература, художественное слово, картины о природе,
изобразительные средства, информационные средства (фильмы,
видеоматериалы, телевизионные передачи, слово педагога), наглядные
средства, средства компьютерных технологий и др.
Нельзя привить эмоциональное отношение к природе только по книгам и
рисункам. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо
ощутить запах травы, услышать пение птиц и в этом активно помогают
ежедневные прогулки на свежем воздухе в парке, на пришкольной
территории. Каждая прогулка включает в себя тематические беседы
взрослого, чтение стихов, отгадывание загадок, игровые задания, дети учатся
сосредотачивать внимание на предметах окружающего мира и явлениях
природы, анализировать и устанавливать простейшие причинно-
следственные связи во время наблюдения за сезонными изменениями
природы, птицами, насекомыми, растениями. Совместно с детьми делаем
кормушки, ежедневно подкармливаем зимующих птиц, наблюдаем, какие
птицы остались, какие улетели, чем кормятся зимой. Осенью собираем
разноцветные листья, шишки, семена деревьев, сушим цветы, тем самым,
приобщая детей с ограниченными возможностями здоровья к работе с
природным материалом, поделки из которого дают возможность «продлить
жизнь» растениям, познать их красоту. Труд создаёт особенные
благоприятные условия в развитии мышления и воспитания любви к
природе. Практическая деятельность служит для человека одним из
основных источников познания и развития. При уходе за комнатными
растениями ребята часто оказываются равнодушными к зеленым друзьям,
поливают автоматически, не задумываясь, полезно это или вредно для
растений. Нужно заинтересовать детей. Дать им задание, например, выявить
родину каждого растения. Большую роль в формировании познавательного
интереса к природе играет исследовательская деятельность. Опыты,
наблюдения требуют от детей с нарушением здоровья сосредоточенности,
внимания. Я стараюсь задавать четкие, конкретные вопросы, направляющие
детей на поиск информации, выслушиваю их ответы, доброжелательно
реагирую на каждое сообщение. И самое главное - хвалю за правильный
ответ, похвалой стимулирую дальнейший поиск информации. Наблюдения
развивают у детей с ограниченными возможностями здоровья стойкий
интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о
морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со
средой обитания. Работа по воспитанию экологического сознания у детей
ведется ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую
зависит от образа жизни воспитанников, режима дня. В режим дня, после
школьных занятий, включены прогулки, групповое вечернее занятие, занятия
детей по интересам, самоподготовка. В каждый из режимных моментов
имеется возможность вводить элементы воспитания экологической
направленности. Прогулка организуется таким образом, чтобы дети провели
ее с максимальной пользой: наблюдения за погодой, физический труд,
подвижные игры. Наблюдения должны проводиться исходя из деления
природы на живую и неживую, в соответствии со временем года. Желательно
составлять предложения, чтобы присутствовала положительная мотивация:
Канал спокойной музыки
Береги ветки деревьев и кустарников.
Охраняй кору деревьев от повреждений.
Цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут.
Береги гнезда птиц от разорения.
Физический труд во время прогулок также призван решать вопросы
экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и
гражданской позиции. Это ежедневная уборка прилегающей территории от
бумажного и другого мусора, сезонные работы - очистка территории от
снега, утепление клумб и грядок снегом, сбор скошенной травы. Это и
облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за
растениями. Такой вид работы призван сформировать у детей с
ограниченными возможностями здоровья потребность соблюдать чистоту,
трудолюбие. Большое значение для воспитания экологической культуры
имеют такие мероприятия, как субботники по уборке школы-интерната.
Природа полна чудесных состояний красоты – естественно-гармоничных,
безупречных, разнообразно богатых. Поэтому я стараюсь направлять
внимание детей на самые красивые формы, явления природы, чтобы они
осознавали их таинственную целесообразность. Не забываю напоминать о
хрупкости всего живого на земле. Очень важно, чтобы воспитанники с
ограниченными возможностями здоровья почувствовали реальность чужого
страдания, и сопереживали ему, чтобы умели любить, жалеть, беречь, ценить
и помогать. Только при полноценном использовании наблюдений, бесед,
опытов, разнообразных экологических игр, чтения художественной
литературы экологического содержания, при включении посильной трудовой
деятельности в повседневную жизнь, можно сформировать экологическую
культуру у детей с ограниченными возможностями здоровья, что позитивно
отразится на коррекции недостатков их психофизического развития. Мои
воспитанники владеют основными экологическими знаниями: имеют
представления об особенности климата, растительного и животного мира
родного края. Участвуют в озеленении школы и её территории, различных
экологических акциях по защите природной среды (подкормка животных;
спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление
кормушек и домиков для птиц), имеют представление об уходе за растениями
(поливка комнатных растений, протирание крупных листьев, способ
рыхления земли). Экологическое воспитание основано на понимании
непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует
человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным
ископаемым, флоре и фауне. Постановка цели и задач экологического
воспитания в школе-интернате для детей с ОВЗ позволила определить
содержание воспитательного процесса, выбрать методы, формы, средства
воспитательного взаимодействия с воспитанниками. Показателями
воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические
результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-
полезной работы по охране природы, умении применять экологические
знания за пределами школы. И пусть результаты моей работы ещё не так
различимы, но я считаю, что кропотливая работа в этом направлении
способствует повышению общей культуры моих воспитанников,
формированию их нравственного облика, приучает задумываться о своём
поведении в природе, выбирать варианты взаимодействия, соответствующие
закону и совести.
Таким образом, мы, педагоги, проводя систематическую работу по
формированию у воспитанников экологической культуры, стремимся к тому,
чтобы наши воспитанники, стали полноправными рачительными хозяевами
на нашей земле и умели противостоять антигуманным действиям по
отношению к природе.