Напоминание

«Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.»


Автор: Атемасова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ"Русско-Акташская школа-интернат для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: РТ, Альметьевский район,село Русский Акташ
Наименование материала: "Экологическое воспитание современных школьников"
Тема: «Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.»
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Русско-Акташская школа – интернат для детей с ограниченными

возможностями здоровья»

Альметьевского муниципального района РТ.

ДОКЛАД

«Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями

здоровья.»

Подготовили:

Атемасова Т.А.

«Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями

здоровья.»

У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но,

пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения

окружающей среды. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе,

но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе.

Термин «экология» был ведён значительно раньше, еще в начале 20 века

учёным Э. Геккелем (1834-1919). Дословно: от греческого «oikos», «дом,

родина», «loqos» - описание. Терминология дополнилась позже другими

словами с общим корнем, такими как «социальная экология», «экоцид».

Экология – это наука, изучающая взаимоотношения человека, животных,

микроорганизмов между собой и с окружающей средой. Экологическая

культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности

за принимаемые решения в отношениях человека с природой. Основными

компонентами экологической культуры личности являются: экологические

знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и

чувство любви к природе. Под экологическим воспитанием понимается

формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры

во всех видах человеческой деятельности, так или иначе связанных с

познанием, освоением, преобразованием природы. Правильное

экологическое воспитание воспитанников позволит в дальнейшем

предотвратить многие экологические проблемы человечества. Ведь именно в

школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь

формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного

облика. Не стоит считать, что дети с ограниченными возможностями

здоровья не нуждаются в экологическом воспитании. Эти дети являются

неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в

окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на

нее. Воспитательные учреждения готовят своих воспитанников к

самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном

окружении. Значит, дети с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их

самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях

соответствовало существующим в обществе социальным нормам. В своей

работе по экологическому воспитанию воспитанников я опираюсь на

существующие государственные документы. В РФ разработана и утверждена

национальная Программа экологического образования подрастающего

поколения в сотрудничестве Министерств образования и науки,

Министерства культуры, Министерства здравоохранения и Министерства

экологии и природных ресурсов. В ней приняты во внимание общие

принципы экологической политики в области экологического образования,

выработанные ООН, ЮНЕСКО и др., определены собственные периоды

роста и развития системы экологического образования и воспитания.

Существует Закон РФ об охране природы, подразумевающий юридическую

ответственность за его нарушение, Экологическая доктрина РФ.

Цель экологического воспитания для детей с ОВЗ – это формирование

экологической культуры. Это формирование знаний о природе, умений

мыслить и строить свою деятельность в природе на основе

природосохранения, целесообразности, экологической оправданности,

соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, а

также воспитание чувств.

Задачи экологического воспитания:

формирование системы знаний о природе края, экологических проблемах

современности и путях их решения;

формирование мотивов, потребностей и привычек экологически

целесообразного поведения и деятельности, стремления охранять

окружающую среду, беречь природные ресурсы; воспитание нравственного

отношения к природе как универсальной ценности;

развитие умений по оценке состояния и улучшению окружающей среды

своей местности; выбору мер защиты здоровья от вредного влияния

опасных факторов окружающей среды, по сохранению и укреплению

здоровья.

Принципы экологического воспитания в школе – интернате для детей с ОВЗ:

Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры

воспитанников. Систематичность, непрерывность и последовательность в

работе по экологическому воспитанию.

Педагогическое руководство и самостоятельная деятельность воспитанников.

Связь с жизнью, практикой.

Доступность (учёт возможностей детей)

Учёт возрастных и психологических особенностей воспитанников.

Единство познавательного, эмоционального, волевого начал в воспитании

личности.

Курсовые, контрольные, студенческие работы

Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия

экологических проблем в учебно-воспитательном процессе.

Единство требований и действий педагогов, семьи, общества.

Коррекционная направленность экологического воспитания.

Чувства экологически культурной личности под воздействием природы

определяют направление и характер формирования экологического

мышления и поведения и делают внутренние более содержательными

экологические знания. Экологически культурная личность при познании

природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость,

удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое

отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым

любовь к миру природы.

Чувство любви к природе формируется у детей через восприятие мира

природы, что включает:

Эстетическое восприятие;

Отзывчивость на проявления природы (интерес);

Познание мира природы;

Практическое взаимодействие с миром природы.

Чтобы повысить эффективность воспитания экологической культуры у

воспитанников с ОВЗ стала использовать различные формы и методы работы

с детьми:

экологические занятия;

экологические экскурсии;

уроки доброты;

экологические конкурсы;

трудовой десант;

экологические праздники;

метод проектов;

экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование

экосистем, игры – путешествия);

экологические сказки;

инсценировки.

Методы: организации деятельности (учебно-познавательная, трудовая,

игровая, досуговая, физкультурно-оздоровительная и др. в природе); методы

формирования сознания и поведения; методы стимулирования, поощрения,

наказания.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные: групповые и

индивидуальные учебные занятия, дежурства, общественно-полезный труд,

школьные праздники, концерты, выезды на природу, экскурсии, прогулки,

соревнования, конкурсы, тематические декады и др.

Средства: объекты природы, окружающая среда, общение с детьми,

организация совместной деятельности, организация коллективных

мероприятий, работа с родителями, коллектив воспитанников, игра, труд,

художественная литература, художественное слово, картины о природе,

изобразительные средства, информационные средства (фильмы,

видеоматериалы, телевизионные передачи, слово педагога), наглядные

средства, средства компьютерных технологий и др.

Нельзя привить эмоциональное отношение к природе только по книгам и

рисункам. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо

ощутить запах травы, услышать пение птиц и в этом активно помогают

ежедневные прогулки на свежем воздухе в парке, на пришкольной

территории. Каждая прогулка включает в себя тематические беседы

взрослого, чтение стихов, отгадывание загадок, игровые задания, дети учатся

сосредотачивать внимание на предметах окружающего мира и явлениях

природы, анализировать и устанавливать простейшие причинно-

следственные связи во время наблюдения за сезонными изменениями

природы, птицами, насекомыми, растениями. Совместно с детьми делаем

кормушки, ежедневно подкармливаем зимующих птиц, наблюдаем, какие

птицы остались, какие улетели, чем кормятся зимой. Осенью собираем

разноцветные листья, шишки, семена деревьев, сушим цветы, тем самым,

приобщая детей с ограниченными возможностями здоровья к работе с

природным материалом, поделки из которого дают возможность «продлить

жизнь» растениям, познать их красоту. Труд создаёт особенные

благоприятные условия в развитии мышления и воспитания любви к

природе. Практическая деятельность служит для человека одним из

основных источников познания и развития. При уходе за комнатными

растениями ребята часто оказываются равнодушными к зеленым друзьям,

поливают автоматически, не задумываясь, полезно это или вредно для

растений. Нужно заинтересовать детей. Дать им задание, например, выявить

родину каждого растения. Большую роль в формировании познавательного

интереса к природе играет исследовательская деятельность. Опыты,

наблюдения требуют от детей с нарушением здоровья сосредоточенности,

внимания. Я стараюсь задавать четкие, конкретные вопросы, направляющие

детей на поиск информации, выслушиваю их ответы, доброжелательно

реагирую на каждое сообщение. И самое главное - хвалю за правильный

ответ, похвалой стимулирую дальнейший поиск информации. Наблюдения

развивают у детей с ограниченными возможностями здоровья стойкий

интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о

морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со

средой обитания. Работа по воспитанию экологического сознания у детей

ведется ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую

зависит от образа жизни воспитанников, режима дня. В режим дня, после

школьных занятий, включены прогулки, групповое вечернее занятие, занятия

детей по интересам, самоподготовка. В каждый из режимных моментов

имеется возможность вводить элементы воспитания экологической

направленности. Прогулка организуется таким образом, чтобы дети провели

ее с максимальной пользой: наблюдения за погодой, физический труд,

подвижные игры. Наблюдения должны проводиться исходя из деления

природы на живую и неживую, в соответствии со временем года. Желательно

составлять предложения, чтобы присутствовала положительная мотивация:

Канал спокойной музыки

Береги ветки деревьев и кустарников.

Охраняй кору деревьев от повреждений.

Цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут.

Береги гнезда птиц от разорения.

Физический труд во время прогулок также призван решать вопросы

экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и

гражданской позиции. Это ежедневная уборка прилегающей территории от

бумажного и другого мусора, сезонные работы - очистка территории от

снега, утепление клумб и грядок снегом, сбор скошенной травы. Это и

облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за

растениями. Такой вид работы призван сформировать у детей с

ограниченными возможностями здоровья потребность соблюдать чистоту,

трудолюбие. Большое значение для воспитания экологической культуры

имеют такие мероприятия, как субботники по уборке школы-интерната.

Природа полна чудесных состояний красоты – естественно-гармоничных,

безупречных, разнообразно богатых. Поэтому я стараюсь направлять

внимание детей на самые красивые формы, явления природы, чтобы они

осознавали их таинственную целесообразность. Не забываю напоминать о

хрупкости всего живого на земле. Очень важно, чтобы воспитанники с

ограниченными возможностями здоровья почувствовали реальность чужого

страдания, и сопереживали ему, чтобы умели любить, жалеть, беречь, ценить

и помогать. Только при полноценном использовании наблюдений, бесед,

опытов, разнообразных экологических игр, чтения художественной

литературы экологического содержания, при включении посильной трудовой

деятельности в повседневную жизнь, можно сформировать экологическую

культуру у детей с ограниченными возможностями здоровья, что позитивно

отразится на коррекции недостатков их психофизического развития. Мои

воспитанники владеют основными экологическими знаниями: имеют

представления об особенности климата, растительного и животного мира

родного края. Участвуют в озеленении школы и её территории, различных

экологических акциях по защите природной среды (подкормка животных;

спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление

кормушек и домиков для птиц), имеют представление об уходе за растениями

(поливка комнатных растений, протирание крупных листьев, способ

рыхления земли). Экологическое воспитание основано на понимании

непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует

человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным

ископаемым, флоре и фауне. Постановка цели и задач экологического

воспитания в школе-интернате для детей с ОВЗ позволила определить

содержание воспитательного процесса, выбрать методы, формы, средства

воспитательного взаимодействия с воспитанниками. Показателями

воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические

результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-

полезной работы по охране природы, умении применять экологические

знания за пределами школы. И пусть результаты моей работы ещё не так

различимы, но я считаю, что кропотливая работа в этом направлении

способствует повышению общей культуры моих воспитанников,

формированию их нравственного облика, приучает задумываться о своём

поведении в природе, выбирать варианты взаимодействия, соответствующие

закону и совести.

Таким образом, мы, педагоги, проводя систематическую работу по

формированию у воспитанников экологической культуры, стремимся к тому,

чтобы наши воспитанники, стали полноправными рачительными хозяевами

на нашей земле и умели противостоять антигуманным действиям по

отношению к природе.



В раздел образования




Яндекс.Метрика