Автор: Литвинова Марина Федоровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Сценарий внеклассного мероприятия
Тема: "История возникновения джаза"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ» Г. ПЕНЗЫ
Сценарий внеклассного мероприятия
«История возникновения джаза»
Автор: преподаватель
МАУ ДО ДШИ «Гармония» г. Пензы
высшей квалификационной категории
Литвинова Марина Федоровна
Пенза 2022
«Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам
никогда не понять, что такое джаз», - говорил Луи Армстронг, один из
самых популярных джазовых музыкантов XX столетия. И действительно,
тот, кто не испытывает очарования от яркого, сочного, волнующе чистого
звучания
его
трубы,
от
его
хриплого,
гортанного,
вопиюще
«не
музыкального» голоса, от его пения, воспроизводящего не только слова, но и
звуки инструментов, тот не поймёт, в чём красота джаза.
XX век часто называют «веком джаза». Что же такое джаз? Джаз –
это направление в музыке, которое возникло в США в самом начале XX века.
В нем тесно переплетаются ритмы, обрядовые песнопения и рабочие песни
афроамериканцев, а также гармонии, присущие музыке белых переселенцев.
Другими словами, это импровизационный жанр, появившийся в результате
смешивания европейской и африканской музыки.
А началось всё более 300 лет тому назад. Мы с вами знаем, что
Америку открыл Христофор Колумб. После открытия Америки тысячи
людей из Европы – англичане, шотландцы, ирландцы, французы, итальянцы
– отправлялись на поиски счастья в далёкую и загадочную Америку. Вместе
с ними пересекали океан и народные песни. После трудового дня эти
первопоселенцы собирались и пели под аккомпанемент самодельной
скрипки,
банджо
или
гитары
песни
своих
предков:
шуточные,
повествовательные или лирические. Так появилась музыка «кантри» или
«деревенская музыка», до сих пор популярная в Америке.
1. Шевченко С. «Ковбой Дикси» исп. Соколова Алиса
2. Шмитц М. «Пляска ковбоев» исп. Дергунова Вероника
В начале XVII века на американский материк стали завозить
чернокожих невольников из Африки. Привезённые рабы были выходцами из
разных племён и поначалу не понимали друг друга. Чтобы выжить в
совершенно новых условиях им приходилось не только находить пути
общения, но и создавать единую культуру, в том числе и музыкальную,
которая основывалась на ритмах и мотивах родной Африки. Измождённые
тяжкой работой и терпящие жестокое обращение белых господ, невольники в
часы отдыха пели свои песни с характерными для них сложными ритмами.
После обращения негров в христианство, они стали исполнять церковные
гимны в своей манере, так появились спиричуэлс, а затем и блюз.
3. Игнатьев В. «Негритянская колыбельная» исп. Кучина Анна
4. Сигмейстер Э. «Каждый вечер» (блюз) исп. Лямина Вероника
После гражданской войны 1861 – 1865 годов в США отменили
рабство, но такие перемены не облегчили жизнь темнокожего населения
страны. Для негров в музыкальном искусстве заключалась едва ли не
единственная возможность избавиться от тяжёлого труда, заработать на
жизнь себе и своей семье. В многочисленных увеселительных заведениях
Америки, в клубах, дансингах, на речных пароходах появились маленькие
оркестры, состоящие из чернокожих музыкантов, так называемые минстрел-
шоу. Они исполняли преимущественно танцевальную музыку. Так возник
регтайм, в переводе «рваное время». Регтайм, в отличие от других джазовых
стилей,
это
неимпровизационный
стиль,
он
основан
на
маршах
и
европейских танцах, таких как полька, вальс, кадриль и других.
5. Градески Э. «Мороженое» исп. фортепианный ансамбль
Шмокина Милана, Строкачук Анастасия
Нужно понимать, что блюз и регтайм это ещё не джаз, а только
подступы к джазу.
Чтобы возник
наконец
джаз,
необходимо было
существование такого города, как Новый Орлеан. Этот город называли
«Париж на Миссисипи», его населяли преимущественно выходцы из
Франции и Испании, это был город танцующий, веселящийся, поющий. Вы
только представьте себе: в этом относительно небольшом городе было 3
оперные
труппы,
несколько
симфонических
оркестров,
десятки
танцевальных. Именно в этом городе в начале XX века возникла качественно
новая музыка, которая и получила название джаз.
Происхождение термина джаз до сих пор не установлено, но
вариантов очень много. По одной из версий он происходит от французского
слова, которое переводится как болтовня, по другой - от английского слова,
обозначающего преследование. На одном из африканских наречий похожим
словом называли звучание барабанов, однако существуют предположения,
что чернокожие невольники применяли его, как одобрительный выкрик. Как
полагают историки джаза, это название произошло из выражения «джэзинг
ит ап» - играть с воодушевлением, энергично.
6. Иванова Т. «Детский блюз» исп. фортепианный ансамбль
Родионова София, Сидорова Ирина
Каковы же главные особенности джазовой музыки? Первая и самая
важная особенность – это импровизация. Музыканты должны уметь
импровизировать как в оркестре, так и соло. Еще одна не менее значимая
черта – полиритмия. Именно ритмическая свобода вызывает у музыкантов
ощущение невесомости и непрерывного движения вперед. Слушая любую
джазовую композицию, нам кажется, что исполнители непринуждённо
наигрывают какую-то чудесную и приятную на слух мелодию, никаких
строгих рамок, как в классической музыке, только удивительная легкость и
расслабленность. Хотя это только так кажется, на самом деле, в джазовой
музыке также есть свои правила, иначе невозможна была бы импровизация.
В джазе многие инструменты раскрылись по-новому, обрели
индивидуальность. Если в симфоническом оркестре они выступали как
«хористы», то в джазе стали самостоятельными. Особенно большую роль
стали играть ударные инструменты, а также гитара, фортепиано, контрабас,
духовые инструменты, такие как труба, кларнет, тромбон, и особенно
саксофон. Саксофон, с его текучим, глубоким, гибким звуком, является,
наряду с фортепиано, основным солирующим инструментом, выразителем
музыкальных идей. Как раз такой дуэт саксофона и контрабаса мы
представляли себе с Вероникой, работая над следующей пьесой.
7. Питерсон О. «Менуэт» исп. Дергунова Вероника
До сих пор мы говорили о развитии джаза в Америке. А что же
происходило в нашей стране? День рождения отечественного джаза принято
отмечать 1 октября. Именно в этот день в 1922 году театральный деятель
Валентин Парнах, вернувшись из Парижа, организовал первое выступление,
сформированного им ««Первого в РСФСР эксцентрического джаз-банда». О
зарождении джаза в нашей стране можно судить по известному фильму «Мы
из джаза». В 30-е годы XX столетия в нашей стране появлялось много
эстрадно-джазовых оркестров, среди них оркестр Алексанра Цфасмана,
оркестр Леонида Утёсова, который снялся в знаменитой комедии «Весёлые
ребята».
В истории российского джаза были разные периоды. Были периоды,
когда джазовые музыканты преследовались. 8 лет с1948 по 1956 годы вошли
в отечественную историю под названием «эпоха разгибания саксофонов».
Весьма расхожей стала фраза: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину
продаст!» А одной из первых ласточек наступившей «оттепели» стала
музыкальная комедия Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь", где снялся
недавно созданный ансамбль музыканта Эдди Рознера. "Карнавальная ночь"
стала первым фильмом в истории советского кино, где звучало джазовое соло
на барабанах.
8. ГрадескиЭ. «Задиристые буги» исп. Строкачук Анастасия
В последнее время граница между джазовой и серьёзной музыкой
становится всё более зыбкой. Мы знаем серьёзных музыкантов, которые
пишут в джазовой манере, и мы знаем джазовых музыкантов, ставших
серьёзными композиторами. Сейчас прозвучит пьеса «Весенний ветерок». Её
написала О. Геталова на известную тему О. Хромушина «Лунная дорожка».
9. Геталова О. «Весенний ветерок» исп. фортепианный ансамбль
Скрягина Алёна, Бученков Артём
Сегодня джаз есть в каждой стране – со своими героями, легендами
и, конечно, со своим лицом. Джаз - это десятки направлений: кул-джаз, фри-
джаз, фьюжн, прогрессив-джаз, босанова... Он по-прежнему не стоит на
месте – оставаясь состоянием души. Сергей Довлатов не был музыкантом, но
чтобы чувствовать джаз и сказать о нем лучше всех, можно быть просто
настоящим слушателем:
"Джаз - это восхитительный хаос, основу которого составляют
доведенные до предела интуиция, вкус и чувство ансамбля... Джаз - это
мы сами в лучшие наши часы. То есть, когда в нас соседствует
душевный подъем, бесстрашие и откровенность...".
Наш концерт завершает один из регтаймов «короля регтаймов»
Скотта Джоплина.
10.
Джоплин
С.
«Регтайм»
исп.
фортепианный
ансамбль
Бученков Артём, Скрягина Алёна
В заключение хочу привести вам ещё одну цитату американского
композитора,
пианиста,
дирижёра,
автора
знаменитой
«Вестсайдской
истории» Леонарда Бернстайна: «Джаз – это искусство, полное жизненных
сил и свежести, искусство с внушающим уважение прошлым и
волнующим будущим.»