Напоминание

"Волшебный песок"


Автор: Новикова Елена Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 100"
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Волшебный песок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 100»

Краткосрочный проект на тему:

«Волшебный песок»

вторая группа раннего возраста

Выполнила:

Воспитатель высшей кв.категории

Новикова Елена Михайловна

г. Дзержинск

Нижегородской обл.

2023 год

«Самая лучшая игрушка для детей-

Это кучка песка» К.Д. Ушинский

Проект «Волшебный песок»

Проект: краткосрочный, две недели

Руководитель проекта: Новикова Елена Михайловна

Тип проекта: познавательно-игровой

Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатель, родители.

Пояснительная записка: на улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое

и психическое развитие влияет весь уклад жизни в детском саду, заботливое и внимательное

отношение к нему взрослых. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и

потребностей дошкольников развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает

право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Наблюдения показывают, что

социально-психологические

особенности

малышей

предполагают

стремление

детей

участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от

времени возникающую потребность в уединении. При этом обеспечивается оптимальный

баланс совместных и самостоятельных действий детей. Однако в последние десятилетия все

большее внимание привлекают детские стрессы, которые влекут за собой различные нервные

расстройства

и

повышенную

заболеваемость.

Детские

стрессы

это

следствие

дефицита

положительных эмоций у ребенка, излишнего шума и нервозности в детском учреждении из-

за насыщенности воспитательно-образовательного процесса. Как же мы, взрослые, можем

помочь ребенку? На помощь нам приходит игра с песком – игра в песочнице! Даже самые

незатейливые

действия

с

песком

на

самом

деле

обладают

колоссальным

значением

для

развития и укрепления психики ребенка. Во-первых такого рода взаимодействие с песком

стабилизирует

эмоциональное

состояние.

Во-вторых,

наряду

с

развитием

тактильно-

кинестетической чувствительности, мелкой моторики руки, мы учим ребенка прислушиваться

к

себе,

к

своим

ощущениям.

А

это,

в

свою

очередь,

способствует

развитию

речи,

произвольного внимания и памяти. Но главное: ребенок получает первый опыт рефлексии

/самоанализа/. Учится понимать себя и окружающих его людей. Так закладывается база для

дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Важно использование кинетического песка в сенсорном развитии детей раннего возраста.

Игра с песком как способ развития ребенка известен с древних времен, это естественная и

доступная для каждого ребенка форма деятельности, которая стабилизирует эмоциональное

состояние. Именно в игре с песком ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и

образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Песочную игротерапию можно

отнести к инновационным личностно-ориентированным и здоровьесберегающим технологиям

работы

с

детьми.

Дети

не

чувствуя

усталости,

могут

играть

с

песком

часами,

сооружая

различные постройки, делая различные песочные фигуры. Разрушая и снова сооружая. … Но

именно это простое действие хранит уникальную тайну

- нет ничего такого, что было бы

непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту

тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.

Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета,

событий, взаимоотношений. Несмотря на то, что песок кажется совершенно нам понятным и

простым, на самом деле это удивительный материал. Его с удовольствием используют в игре

дети.

Кинетический песок - это инновационный песок от швецкого производителя Waba Fun, который

идеально подходит как для учебно-развивающего процесса, так и для терапевтических целей.

Кинетический песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка

98% и силиконовой составляющей 2 % (Е 900, связывающей его частицы между собой).

Кинетический

песок не

зря

называют

«живым»

и

уникальным,

он

обладает

отличными

свойствами,

успешно

используется

для

развития

и

терапии.

Методы

песочной

терапии

различны,

можно

использовать

кинетический

песок,

классический

«сыпучий»

песок

в

песочнице, рисование песком на световых планшетах, использование песочницы в сочетании

со сказкотерапией и пр. Кинетический песок похож на влажный морской песок, при этом он

сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры.

Песок приятен на ощупь, абсолютно нетоксичен и не вызывает аллергии. Бактерии в нем не

живут, поэтому он безопасен для детей, не оставляет следов на руках и оказывает расслаб-

ляющее и терапевтическое действие Цель использования кинетической песочницы для детей

раннего

возраста

(от

года

до

трех

лет)

это

развитие

активности,

любознательности,

сенсорного восприятия, мелкой моторики и речи, общего кругозора. Увлекательная игра в

песок

развивает

мышление,

память,

внимание,

воображение.

Кроме

того,

формируется

положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического эксперементи-

рования с различными предметами, возникают зачатки самостоятельной игры. Занятия в

кинетической

песочнице

стимулируют

познавательный

интерес

и

побуждают

малыша

к

активному

развитию.

Занятия

с

кинетическим

песком

формируют

уверенность

в

себе,

способствуют эффективной адаптации в новом коллективе, в новой жизненной ситуации. С

помощью

песочных

игр

можно

корректировать

поведение

ребенка,

его

эмоционально

-

личностные качества.

Эффект можно увидеть практически сразу на первом занятии: ребенок расслабляется,

уходит напряжение, происходит адаптация к

новому месту

и

коллективу, меняется

фон

настроения на положительный, ребенок «раскрывается», вовлекается в самостоятельную или

совместную

деятельность,

активно

задействуется

речь

и

коммуникативные

навыки.

В

последующем, после регулярных занятий, происходит то самое «волшебство», начиная от

развития

моторики,

сенсорики,

речи

и

заканчивая

коррекцией

гиперактивности,

застенчивости, агрессивности.

Игры с таким песком можно использовать как часть развивающего занятия или как полное

занятие. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку

необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливать жестких рамок и

правил, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь, критики. Структуру

занятия

необходимо

адаптировать

под

интересы

самого

ребенка.

Образовательную

деятельность

следует

выстраивать

с

использованием

игр

и

игровых

упражнений,

направленных

на

развитие

творческих

способностей,

активности

и

самостоятельности

в

изобразительной деятельности.

Таким образом, игры с простым песком и с кинетическим для детей полезны. Играя с песком,

ребенок развивает свою фантазию, воображение, внимание, память, мелкую моторику рук,

речь, коммуникативные навыки, усидчивость, умение различать цвета, фигуры.

Актуальность проекта:

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Именно игра в

песок позволяет ребенку реализовать эту познавательную потребность. Поисковая активность

- естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его исследовать.

Почему песок привлекает детей? Ребенка в песке, прежде всего, привлекают приятные

тактильные и сенсорные ощущения, которые он получает от манипулирования песком. Игры с

песком

имеют

большое

значение

для

поддержания

психического

здоровья,

развития

познавательных

процессов.

Взаимодействие

с

песком

стабилизирует

его

эмоциональное

состояние, а также развивает мелкую моторику рук.

Проблема:

В летнее время у детей есть очень много возможностей поиграть с песком: в песочнице, на

пляже, а в холодное время нет такой возможности. Вот поэтому я выбрала данную тему.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе игр - экспериментов с песком.

Задачи:

Образовательные:

• знакомить детей со свойствами песка: сухой, мокрый, сыпется, из мокрого песка можно

лепить;

• обогащать словарный запас новыми словами: сухой, мокрый, сыпется, лепить;

Развивающие:

• развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста через

включение в процесс экспериментирования;

• способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка;

• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук;

• развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

• воспитывать умение играть со сверстниками рядом;

• воспитывать самостоятельность;

• воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уметь соблюдать правила

безопасности при игре с песком.

Ожидаемые результаты:

Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление.

Развитие познавательной активности, тактильной чувствительности, мелкой моторики.

Принципы создания проекта:

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования

детей.

Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и

особенностями детей раннего возраста.

Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, а также в

самостоятельной деятельности.

Методы проекта:

- практические: игры-эксперименты с песком

• игровые: дидактические игры с песком;

• словесные: чтение стихотворений, загадок о песке, вопросы к детям.

Этапы проекта:

Подготовительный:

- определение целей и задач проекта;

- информирование родителей о предстоящей деятельности;

- подбор программно-методического обеспечения;

- пополнение развивающей предметно – пространственной среды группы.

- составление плана предстоящей деятельности.

Основной. Практический. Выполнение задач проекта через практическую деятельность

детей.

Речевое развитие,

Чтение стихов о песке: «Здесь нельзя песком кидаться» Грабенко Т. М., «Мы в песочнице

играем» Кашлев С. и др.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Беседа о свойствах песка «Какой бывает песок?», «Из чего состоит песок».

Проговаривание своих ощущений при взаимодействии с песком.

Познавательное развитие.

Игры с песком: «Насыпь песок в мельницу», «Выложи узор из камушек (ракушек)»,

«Необыкновенные следы», «Песочный дождь», «Лепку куличиков» и др.

Игры эксперименты: «Свойства песка», «Определение цвета», «Дорожки из сухого и

влажного песка», «почему не получился куличик»

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование: «Дождик» - пальчиком на песке: рисование на песке палочками.

Социально-коммуникативное развитие.

Игровая деятельность на песке: «Построим домик для ежика» и т.д.

Беседа о правилах поведения в песочнице.

Элементарная трудовая деятельность: уборка после игр с песком.

Работа с родителями: приобретение или конструирование песочного стола; совместное

занятие с родителями «Песочная полянка»

Заключительный:

-оформление консультации для родителей в родительском уголке;

- составление картотеки игр с песком дома;

- составление фотоколлажа «Играем с песком»;

- оформление выставки картин из песка, сделанные родителями, «Песочные фантазии»

Заключение.

Участвуя в этом проекте, дети не только приобрели новые знания о песке, но и получили

массу удовольствия и радости. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик

детей на знакомство со свойствами песка, дети проявляли интерес и с радостью включались во

все игры-эксперименты.

У детей расширились игровые и сенсорные способности, наблюдательность,

любознательность, интерес к познавательной деятельности.

Приложение 1

Дидактические игры - упражнения

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными

способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми

пальцами одновременно;

• легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно опускает их в

песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой

захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно —

неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь

в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает

поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками

друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают

название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии

это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, стекой в верхней части песочницы рисует различные

геометрические

фигуры

соответствии

с

возрастными

нормами

освоения),

простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок

должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить

узор взрослого.

Вариант:

взрослый

рисует

на

доске,

дает

устную

инструкцию

нарисовать

на

песке

определенный узор.

Те

же

узоры

на

песке

изготавливаются

путем

выкладывания

в

заданной

последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

«Автогонщик»

Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет

настоящей автотрассой. Можно на трассе поставить флажки (палочки), которые вовремя

гонки постараться не сбить.

«Загадка».

Взрослый загадывает загадку ребенку, он отгадывает, В песочнице закопана отгадка.

Откопав то, что спрятано, ребенок проверяет правильность ответа.

«Заборчик».

На столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов.

Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить забор синего цвета,

потом красные палочки - красный забор. А затем один большой забор, чередуя по цвету,

закрепляя понятия ритма.

«Сад - огород».

Предлагаются игрушечные овощи и фрукты и просьба: посадить сад и огород - фрукты-

отдельно, овощи- отдельно. После выполнения задания, дети рассказывают, что где

растет.

«Что изменилось».

Ребенок строит в песочнице «лес» и заселяет его миниатюрными фигурками диких

животных. Потом он отворачивается, а взрослый меняет фигурки местами, может убрать

какую-либо фигурку или доставить, ребенок рассматривает «лес» и рассказывает, что

изменилось в лесу за время отсутствия.

«Пекарня».

Предложить ребенку испечь «пирожки», «торты», «пироги» разного размера и формы.

Угостить кукол.

«Чьи следы».

Дети с интересом оставляют отпечатки разных предметов на влажном песке. При этом они

лучше запоминают названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.д.) и

величину (большой, маленький, средний).

«Ловкие пальчики».

Эта игра способствует развитию мелкой моторики рук. Пальцы ходят по песку,

«прыгают», «играют на пианино», выполняют зигзагообразные движения.

«Ферма».

Использовать набор игрушек «Домашние животные», предложить ребенку построить

ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядку для овощей, разбить клумбу. На

лугу будут пастись корова, овца, около дома- стоит лошадка, ожидая хозяина, а в будке-

сторожевой пес.

«Горки»

В этой игре ребенок знакомится с понятиями «высокий» и «низкий».

С помощью ведерок, формочек насыпаем горки разной высоты. Можно использовать

игрушечные грузовики, подойдут детские тележки – тачки. Грузим песок в одном месте,

затем аккуратно перевозим в другое и насыпаем горки разной высоты. Сравниваем горки

по высоте и ширине. Можно посоревноваться – кто насыплет горку выше. Если наливать

воду на вершину песчаной горы, можно наблюдать, как вода течет, образовывая канавки,

впитываясь в песок.

«Ямки»

В этой игре в песочнице мы знакомим детей с понятиями «большой» и «маленький»,

«глубокая» и «мелкая», «узкая» и «широкая». Для игрушек разной величины нужно

построить домики – ямки. Для большой игрушки – ямку большую, для маленькой –

маленькую. Каждой ямке взрослый дает дополнительное определение: глубокая, мелкая,

узкая, широкая. Это обогатит словарь малыша и познакомит его с величинами.

«Куличи» /можно проводить совместно с родителями/

Пожалуй, это самая известная и самая любимая игра в песочнице. Если песок влажный –

можно начинать делать куличики. Придется не один раз показывать и рассказывать, что

куличик из влажного песка будет держать форму, а из сухого – сразу рассыплется. Мамой

будет построен не один куличик, прежде чем ребенок сможет повторить действия –

насыпать, не только выполнить все, утрамбовать, перевернуть, постучать и снять. Все это

требует определенной ловкости и координации движений. Но тут же ребенок учится

запоминать последовательность действий для достижения результата. Необходимо не

только

выполнить

все,

но

еще

и

найти

ровное

место,

чтобы

кулич

не

рассыпался.

Поддержка взрослого и вера в успех помогут крохе преодолевать трудности.

Взрослый

может

«испечь»

куличик

и

вместе

с

малышом

украсить

его

палочками,

камушками, веточками. Можно разыгрывать целые действия по изготовлению торта на день

рождения куклы или постройке башни из замка. Можно составлять целые композиции из

куличей разной формы и высоты.

Приложение 2

Конспект ООД детей и родителей

«Пирожные для мамы и папы»

Цели:

Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми; создать благоприятную

атмосферу при работе.

Познакомить родителей с итогами работы за год;

Закреплять сенсорные навыки детей младшего дошкольного возраста;

Развиваем глазомер и мелкую моторику рук ребенка; чувство формы.

Задачи:

Создание пластической композиции на тарелочке с 2-3 мелкими деталями разных

по цвету, форме и размеру (по замыслу детей и родителей);

Вызвать интерес к созданию пластической композиции из кинетического песка.

Материалы и инструменты: кинетический песок разного цвета, формочки для лепки,

стеки, пластмассовые тарелочки для пирожных.

Содержание ООД:

Воспитатель говорит вступительное слово: «Сегодня у нас необычное занятие, к нам в

гости пришли ваши мамы и папы. Поэтому будем работать вместе». Родители

присаживаются поближе к детям.

Игра «Здравствуй песок!»

Здравствуй наш песочек! (дотронутся до песка всей ладошкой – внутренней, затем

тыльной стороной)

В гости к тебе пальчики спешат (дотронуться поочередно пальцами одной, потом второй

руки)

В гости к тебе ладошки спешат (дотронуться до песка ладошками – правой и левой)

Поиграть с тобой хотят! (пропустить песок между ладоней, пальцев)

Воспитатель: «Сегодня мы с Вами будет поварами-кулинарами. Мы будем печь пирожные

для мам и пап. Я предлагаю Вам совместно придумать, какие у вас будут пирожные и

слепить их из песка, используя формочки»

Пальчиковая гимнастика «Пирожки»

Я пеку, пеку, пеку (то одна, то другая рука сверху)

Всем друзьям по пирожку:

Пирожок для мышки, (поочередно загибают пальцы)

Для заиньки-малышки,

Для лягушки пирожок,

Мишка, съешь и ты дружок!

Пирожок тебе, лиса.

Очень вкусная игра! (хлопают в ладоши)

Родители и дети самостоятельно лепят пирожные и выкладывают их на тарелочки.

По окончании лепки каждая пара рассказывает про свое пирожное – какого оно цвета,

какой формы, какого размера.

Упражнение «Прощание с песком!»

До свидания, песок, будем мы прощаться! (поглаживание ладонями песка)

Но на долго с тобой не будем расставаться! (помахать ладонями)

СТИХИ ПРО ПЕСОК

Т. М. Грабенко

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить;

Горы, реки и моря –

Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Ничего не разорять!

Это мирная страна

Дети, поняли меня?

С. Цапаева

Петя замок строит ловко,

Катя торт печёт ведёрком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал песок!

С. Кашлев

Мы в песочнице играем,

Строим домик из песка,

Увлеклись, не замечаем,

Что носки полны песка.

Принесли воды в ведёрке,

Чтобы не сломался дом,

Красовался на пригорке,

Мы его водой польём.

К. Балдина

Замок строим из песка,

Будет башня высока.

И ворота будут тоже,

Ну а жить там будет. ежик!

Н. Хилтон

Я полил песок водой

И сложил его горой

Папа взял мою лопатку

Разровнял на горке грядку

Вышел сказочный дворец-

Ай да папа молодец!

А. Полетаева

Нам привезли песок на сад,

Я этому – безумно рад!

С ним буду целый день играть,

Лепить куличек, загорать!

Наделаю в песке ходы,

Потом налью туда воды.

Построю для машин гараж

И новый домик, и шалаш!

Песочных куличей – не ем,

Да что ж я, маленький совсем!

И. Финк

Песочница, песочница!

А в ней песок, песок.

Песочница, песочница!

Идем играть, дружок.

Песочница, песочница!

В руках у нас совок.

Песочница, песочница!

Мы черпаем песок.

Консультация для родителей

«Играем дома. Кинетический песок с детьми от 2 до 3 лет»

Кинетический песок (или как его еще называют- Умный песок) — это инновационный

материал для творчества и игр, это уникальный материал для детского творчества. На первый

взгляд, он напоминает влажный морской песок, но как только берешь его в руки —

проявляются его необычные свойства и словно течет сквозь пальцы и в то же время остается

сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь,

не оставляет следов на руках.

Чем же полезен кинетический песок для детей:

- Манипуляции с песком оказывают благотворительное влияние на эмоциональное

состояние ребенка, приучают к концентрации внимания.

- Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна.

- Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук. Многие, наверное, уже

пытались заняться чем-то подобным при помощи крупы, бус или рисования. Но маленькому

ребенка сложно вырисовывать каждую линию им просто не хватает терпения, а разбрасывать

горох или просо по кухне- куда интереснее, чем перебирать их по зернышку. Кинетический

песок - оптимальное решение. При лепки песком каждый пальчик ребенка активно

задействован в процессе, что позволяет создавать новые крепкие нейронные связи в мозге.

Это, в свою очередь, позволяет развивать речь, активировать творческие наклонности ребенка.

- Занятия с песком способствуют развитию творческого воображения. В жизни каждого

ребенка воображение играет важнейшую роль. Ведь это не только эмоциональный полет

фантазии, но также снимающий все пространственные и временные ограничения способ

постижения окружающего мира. Воображение позволяет ребенку представить и создать то, с

чем он пока незнаком или чего не существует в реальности. Это расширяет границы детских

возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.

В какие игры с кинетическим песком можно поиграть с ребенком раннего возраста?

Есть ряд правил при играх с ребёнком это:

1. Доступность, предлагаемая тема должна быть понятна вашему ребенку.

2. Для детей раннего дошкольного возраста очень важна наглядность для обогащения и

расширения окружающей их действительности.

3. Постепенная подача материала от простого к сложному.

В какие игры с кинетическим песком можно поиграть с ребенком?

Для игр с кинетическим песком Вам понадобится:

кинетический песок

разнообразные формочки для песка формочки

маленькие игрушки животных, фигурки из киндер-сюрприза

маленькие машинки, строительная техника

детская посуда

1. Это знакомство с кинетическим песком. Предоставьте возможность малышу

самостоятельно открыть коробочку и высыпать ее драгоценное содержимое в песочницу или

контейнер. Самостоятельно потрогать этот песок. Это занятие увлечет вашего ребенка надолго

даже без дополнительных элементов и тематики игр. Закапывание ручек - еще одно

развлечение, которое может понравиться малышу и привести его в восторг.

2. Игра «Лепим куличики и делаем украшение». Формочки для песка, которыми дети

играют на улице в обычной песочнице, подойдут для игры в кинетический песок. И тут

кинетический песок имеет преимущество перед песком уличным, так как его не надо

утрамбовывать, а излишки нужно убрать лопаточкой. с удовольствием Ребенок с

удовольствием займется оформлением настроенного куличика различными декоративными

камушками, ракушками и другими подручными материалом. Можно задать тему поделки (лес,

море, осень, праздник и т. п., а можно просто дать ребенку свободу пофантазировать и

полюбоваться красотой.

3. Игра «Кафе, ресторан, день рождение». Созывайте всех кукол, а для мальчиков можно

созвать любимых питомцев (мишек, зайчиков, динозавров). Несите скорее игрушечную

посуду, усаживайте. Устроить настоящий праздник, угостите кого-нибудь из любимых

питомцев или просто «вкусно» покормите. Столько разнообразной еды можно приготовить из

любимого песочка. Можно побывать пекарем и «испечь» хлеб. Из песка формируем батон,

который предлагаем ребенку разрезать с помощью пластмассового ножа.

4. Игра «Ищем клад». У этой игры несколько сценариев. Мама просит ребенка

отвернуться и прячет в песке что-нибудь мелкое (киндер, машинку, солдатика, маленькую

куколку, а ребёнок с помощью лопатки или ручками отыскивает «клад». Обычно детям

гораздо больше нравится второй вариант — он сам прячет что-нибудь заветное в куче песка, а

мама или папа с помощью какой-нибудь более крупной игрушки ее отыскивает.

5. Игра «Большой маленький». Строя формочками из песка башни, а также лепить

шарики руками можно выкладывать их по величине. Называть величину это Башня маленькая,

это башня большая. Затем, когда ребенок усвоит понятие большой маленький, следует

добавить величины «Самая большая башня – поменьше – маленькая башня». И в обратном

порядке «Маленькая башня – башня побольше – самая большая башня».

6. Игра «Веселые геометрические фигуры». Домашняя песочница — это отличный

способ познакомить самых маленьких почемучек с геометрическими фигурами. Найдите

специальные формочки или используйте любые подручные баночки-коробочки. Играть можно

усложнять «Найди лишнюю фигуру», «Чем отличаются фигуры», «Сколько углов» и т. д

7. Игра «Чей след?». Разравниваем песочек так, чтобы получилась ровная поверхность.

Затем по этой поверхности «ходим» игрушечными зверьками, формочками для песочницы,

ездим машинками и смотрим, какие следы остаются. Можно усложнить правила игры - малыш

отворачивается, мама в это время делает отпечаток какой-нибудь игрушкой и просит малыша

вернуться. Ребенок изучает след, оставленный на песке и пытается угадать, кому он

принадлежит.

8. Игра «Театр». Подключив воображение, можно разыграть целый кукольный театр,

рассказав крохе увлекательную историю. Такая игра не только заворожит и надолго займет

ребенка, но еще и разовьет его фантазию, воображение, образное мышление и усидчивость.

9. Игра «Ремонт, стройка». Человечки загружают с помощью «лопат» (ложечек) полный

кузов грузовой машины песка, и она едет дальше, отвозит его на место строительства

будущего дома. Машинки, трактора, экскаваторы — в песочнице им самое место. Спец.

техника в домашней песочнице надолго и качественно займут юного строителя.

10. Игра «Сенсорная коробка». С помощью кинетического песка можно оборудовать

множество интересных сенсорных коробок. Каждый день вы можете вместе с ребенком

выбирать новую тему для своей сенсорной песочницы: случай на стройке, посадить огород,

построить ферму и заселить ее животными, все зависит только от вашей фантазии.

Играйте вместе с ребенком, фантазируйте, воплощайте идеи, учите видеть этот мир.

ИГРЫ-ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ

1. «Определение цвета песка».

Цель: ознакомление со свойством песка (цвет)

Ход: - Ребята, посмотрите внимательно, как вы думаете какого цвета песок? (светло-

желтого)

- А теперь польем его водой. Какого цвета стал песок? (темного)

Вывод: Сухой песок светлый, а мокрый - темный.

2. «Почему не получился куличик?»

Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой – сыпучий; из него нельзя построить

куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики.

Описание игры-эксперимента:

Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки

рассыпается. Воспитатель приглашает 2х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее

воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка. Далее

воспитатель делает вместе с детьми вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий, из нельзя

построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета, из него можно

построить куличики.

3 «Делаем дорожки из песка»

Цель: ознакомление со свойствами песка: из сухого песка можно сделать дорожку, а из

влажного- нет.

Описание игры-эксперимента:

Воспитатель показывает 2 бутылочки с песком, наполненные сухим и мокрым песком и

пробует сделать дорожки. Мокрый песок не высыпается, а сухой песок высыпается свободно и

из него можно сделать дорожку.

КАРТОТЕКА ИГР С ПЕСКОМ

Игра «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Содержание.

Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами

дотронуться до песка.

Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми

пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в

песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой

захотел поздороваться один из обитателей песка —.»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно —

неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.

Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Содержание.

Воспитатель говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный

дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и

ветер. Смотрите, как это происходит. Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из

своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый

сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются

ролями.

Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Содержание.

• «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

• «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь

в разных направлениях.

• «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает

поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

• «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с

другом — «жучки здороваются»).

• «Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают

название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это

животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Игра «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Содержание.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует

различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения,

простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен

нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый

рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной

последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Пример: сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры

на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части

песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

Игра «Я пеку, пеку, пеку»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.

Содержание.

Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может

использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или

совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной

ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.

Игра «Дождик моросит»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса,

знакомство со свойствами песка.

Содержание.

Часть песка увлажняется через разбрызгиватель. Воспитатель обращает внимание детей на

изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок

(воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Игра «Отпечатки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Содержание.

Отпечатки на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки,

изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. п.

Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по

словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию

отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например —

только геометрические формы, только животные.

Игра «Пересыпание сухого песка через воронку (мельницу)»

Цель: знакомство детей со свойствами сухого и влажного песка.

Содержание.

Воспитатель раздает детям бутылочки, ведерки, формочки и показывает как сыплется

песок через воронку (мкльницу, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает

часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него

можно лепить, придавая разную форму.

Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или

совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».

Игра «Сеем, сеем»

Цель: развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.

Содержание.

Воспитатель показывает, как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее,

если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из

«Киндер- сюрприза»)

Игра «Что я закопала в песок?»

Цель: развитие внимания, памяти, наблюдательности.

Содержание.

Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти

игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в

песок. По сигналу: «Готово!», «Можно!», дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в

песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если

ребенок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши.

Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек.

Эту игру можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все

смотрят и слушают ответы.

Если ребенок правильно отгадал, то выбирает другого, а сам закапывает игрушку.

Конспект ОД «Волшебный песок»

Цель: закрепление знаний детей о свойствах песка.

Задачи.

1. Развивать речь ребенка. Обогащать его новыми словами;

2. Продолжать работу по обогащению сенсорного развития детей;

3. Формировать первичные представления по безопасности в играх с песком;

4. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

Материал и оборудование: кукла, формочки, мешочек с ракушками, влажные салфетки

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришла кукла Катя. Здравствуй, Катя! (дети тоже

здороваются с куклой)

Воспитатель: Катя, а что ты такая грустная? (Кукла шепчет воспитателю на ушко.) Ребята,

Катя пришла к нам за помощью. Она хочет сделать, для своих подружек, куличик из песка и

украсить его, но у нее не получается куличик. Она просит помочь ей. Поможем?

Дети: Да!

Воспитатель: Подходите к столу ребята и ты Катя садись поближе. Посмотрите, что у нас

на столе?

Дети: Песок.

Воспитатель: Давайте Кате расскажем правила игры с песком. Песок кидать можно?

(Ответы детей.) А глазки вытирать грязными руками можно? (Ответы детей). А брать песок в

рот и кушать его можно? (Ответы детей «нет».) Молодцы, ребята! Потрогайте песок руками.

Посмотрите, как сыпется песок, он сухой. Ребята, какой песок?

Дети: Сухой.

Воспитатель: Он состоит из мелких песчинок. Из чего состоит песок Аня? (Ответы детей.)

Покажите, как сыпется песок. Ребята, на песке можно рисовать, давайте пальчиком порисуем.

Я нарисовала солнышко, а вот дорожка. Нарисуйте и вы дорожку. Молодцы ребята. Ребята,

давайте попробуем сделать куличик. (Воспитатель делает куличик.) Получился у меня

куличик?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему, не получился куличик, как вы думаете. (Ответы детей.)

А теперь вытрем влажными салфетками руки и покажем Кате, как еще можно играть с

песком.

Физ. минутка.

Мы в песочнице играем. (дети приседают и копают).

Мы копаем, мы копаем.

Помогите бабушке, (дети наклоняются и собирают камушки).

Выбирайте камушки.

Нам построить нужно дом.

Дом большущий – с Катю ростом (дети встают на носочки и поднимают руки вверх).

Ну, а это так не просто.

Воспитатель: Ребята, подходите к столу. Я сейчас намочу песок водой (воспитатель

поливает песок из лейки водой).

Воспитатель: Посмотрите, теперь песок мокрый, влажный. Ребята, какой сейчас песок?

(ответы детей) Он даже цвет поменял, стал темнее. А сухой песок светлый. Посмотрите на

песке можно оставить след, попробуйте пальчиками (дети оставляют следы на песке

пальчиками). Мокрый песок оставляет форму. А что можно еще слепить из песка? (ответы

детей). Давайте научим Катю делать куличики.

Художественное слово.

Мы сегодня не ребята,

Мы сегодня поварята,

Мы из мокрого песка

Сделаем куличики.

Воспитатель: Набираем песок в формочку. Переворачиваем формочку и поднимаем ее.

Посмотрите какие куличики получились. Теперь песок сохраняет форму. Вам нравятся?

Дети: Да.

Воспитатель: Катя, ты поняла, что куличики делают из мокрого, влажного песка. Ребята,

вытирайте руки влажными салфетками.

Воспитатель: Катя еще принесла с собой украшения для куличиков. Посмотрите вот

мешочек, в нем что-то лежит. Давайте посмотрим. Потрогайте ребята мешочек, как вы

думаете, что в нем? (Ответы детей.) Давайте откроем и посмотрим (дети открывают мешочек,

застегнутый на липучку). Что это? (Ответы детей.)

Воспитатель: Это ракушки. (Воспитатель просит нескольких детей повторить.)

Посмотрите, как я украшу свой куличик, а теперь вы украшайте свои куличики.

Воспитатель: Ребята посмотрите, какие руки у вас после игры с песком? (Ответы детей

«грязные».) После игры давайте отряхнем руки от песка (воспитатель показывает, как это

правильно сделать, а потом что должны сделать (ответы детей «помыть руки»). Мы пока

протрем руки влажными салфетками, а потом вымоем руки с мылом.

Воспитатель: Катя, посмотри какие красивые куличики получились. Теперь и ты сможешь

сделать куличики своим подружкам. Ребята, давайте напомним Кате, какой бывает песок

(ответы детей индивидуальные и хоровые). А из какого песка мы лепили куличики? (Ответы

детей.)

Воспитатель: Молодцы ребята! Мы научили Катю делать куличики. Оставайся Катя с

нами, мы тебя угостим куличиком и чаем.

Воспитатель: Ребята, а теперь мы пойдем мыть руки с мылом, в умывальную комнату.

Перспективный план занятий с детьми на год «Волшебный песок»

п/п

Месяц

Направление

сенсорного

развития

Название ООД и цели

1.

октябрь

знакомство

«Что такое песок?»

Познакомить детей с обычным песком.

2.

знакомство

«Играем с песочком»

Познакомить детей со свойствами песка.

3.

знакомство

«Волшебный песок»

Познакомить детей с кинетическим песком.

4.

знакомство

«Готовим печенье и кексики»

Познакомить детей со свойствами кинетического песка.

5.

ноябрь

цвет

«Разноцветные куличики»

Знакомство детей с основными цветами: красный, синий,

желтый, зеленый.

6.

форма

«Печенье разной формы»

Знакомство детей с геометрическими формами: круг,

квадрат, треугольник.

7.

величина

«Большое и маленькое ведерко»

Знакомство детей с величинами: большой и маленький.

8.

закрепление

«Лепка по интересу»

Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая

цвет, форму и величину предмета.

9.

декабрь

цвет

«Конфетки разного цвета»

Знакомство детей с основными цветами: красный, синий,

желтый, зеленый.

10.

форма

«Конфетки разной формы»

Знакомство детей с геометрическими формами: круг,

квадрат, треугольник.

11.

величина

«Построим башню»

Знакомство детей с величинами: большой и маленький.

12.

закрепление

«Лепка по интересу»

Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая

цвет, форму и величину предмета.

13.

январь

цвет

«Разноцветные пирожные»

Знакомство детей с основными цветами: красный, синий,

желтый, зеленый.

14.

форма

«Найди предмет такой же формы»

Учить детей соотносить форму пластиковой формочки с

формой куличика.

15.

величина

«Спрячь большой, спрячь маленький»

Учить детей соотносить величину предметов: большое

ведерко с большим куличиком, маленькое ведерко с

маленьким куличиком.

16.

февраль

цвет

«Ведерко и песок»

Учить детей соотносить цвет песка с цветом ведерка.

17.

форма

«Домик для фигуры»

Учить детей соотносить форму домика с формой фигуры.

18.

величина

«Пирожки для Матрешки»

Учить детей соотносить величину предметов: большой

матрешке – большой пирожок, маленькой матрешке –

маленький.

19.

закрепление

«Лепка по интересу»

Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая

цвет, форму и величину предмета.

20.

март

цвет

«Крыша для домика»

Учить детей соотносить цвет домика с цветом крыши.

21.

форма

«Угадай, чей след»

Учить детей соотносить форму пластиковой формочки со

следом на песке.

22.

величина

«Большие и маленькие отпечатки»

Учить детей соотносить величину предметов с их

отпечатками.

23.

закрепление

«Лепка по интересу»

Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая

цвет, форму и величину предмета.

24.

апрель

цвет

«Разноцветные звездочки»

Знакомство детей с основными цветами: красный, синий,

желтый, зеленый.

25.

форма

«Волшебные бусы»

Учить детей делать формы, опираясь на название фигуры,

воспринимаемые на слух.

26.

величина

«Домики для мишек»

Учить детей определять величину предметов: большой и

маленький.

27.

закрепление

«Лепка по интересу»

Учить детей самостоятельно лепить, заранее придумывая

цвет, форму и величину предмета.

28.

май

итоговое

«Лепим с мамой или папой»

Учить детей работать в паре с взрослым, проявлять

самостоятельность в лепке, самостоятельно придумывая

цвет, форму и величину предмета.



В раздел образования




Яндекс.Метрика