Напоминание

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления


Автор: Непочатых Наталья Евгеньевна
Должность: Воспитатель ГПД
Учебное заведение: МКОУ "Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа ".
Населённый пункт: Курская область Фатежский р-н с.Верхний Любаж ул.Школьная
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Раздел: начальное образование





Назад




Адаптация первоклассников к

школе: особенности,

проблемы адаптации,

способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от

слаженности усилий учителя, психолога, администрации и

родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого

ребенка протекает по-разному. Что такое адаптация?

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему

новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в

школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг

общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к

школе выявил следующие проблемы.

В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими

детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.

В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий

распорядок и строгая дисциплина.

Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной

деятельности.

Дети попадают в более строгую систему требований к ним.

Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых,

так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода.

Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

индивидуальных особенностей ребенка;

уровня готовности к школе

;

степени развития социальных навыков.

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника

в новую социальную ситуацию.

Адаптации первоклассников по ФГОС

Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям

школьной

жизни.

Главное

внимание

обращается

на

его

социальную

составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

установлен контакт с учителем;

ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным

требованиям;

налажены отношения с одноклассниками;

ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;

владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации

изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации.

Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-

воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на

личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем

подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и

перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я

— концепции» каждого ребенка.

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС

должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

Физическая

адаптация

оценивается

по

таким

параметрам,

как

ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие

заболеваний, обострение хронических болезней.

Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по

таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития

психологических

процессов,

настроение,

готовность

и

способность

к

самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает

все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при

поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников

к школе выглядит следующим образом.

Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе

(в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро

и

легко

усваивает

программный

материал.

Может

решать

задания

повышенной

сложности.

Обладает

навыками

самообразовательной

деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя.

Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.

Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3

месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения.

Бывают

незначительные

перепады

настроения,

усталость.

Понимает

наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных

программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно

выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские

отношения со многими одноклассниками.

Низкий

уровень

ребенок

испытывает

значительные

трудности

в

привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать

дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет

интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на

самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без

психологической поддержки большинство первоклассников достигают только

среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном

учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия,

которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и

будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.

Условия адаптации

Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить

соблюдение таких условий:

организация

учебно-познавательной

деятельности

в

соответствии

с

возрастными особенностями шестилеток;

создание комфортных условий для общения;

проведение оздоровительно-профилактической работы;

организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к

обычному распорядку;

соблюдение санитарно-гигиенических требований;

организация активного досуга во внеурочное время;

формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;

проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.

Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет

профессиональный уровень педагогов.

Проблемы адаптации первоклассников

В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок без

проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает эмоционального

дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда могут возникнуть

определенные трудности в адаптации первоклассников к школе. Речь идет о таких

обстоятельствах:

хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности

или несформированности учебных умений;

уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на

уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя а «погружаются в

себя»;

негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением

ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание

воспринимается им как желаемое поощрение;

вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него

очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления;

в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка,

часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с

решением задач и творческих заданий;

проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный

процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических

знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и

др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к

школьной жизни.

Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо

выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника

положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему

моральную и эмоциональную поддержку.

Процесс адаптации первоклассников

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует

постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Для обеспечения

планомерности его протекания администрацией образовательного учреждения

должна быть инициирована разработка программы адаптации первоклассников.

Это комплексный документ, включающий различные мероприятия, среди которых

главными являются:

диагностика;

адаптационные и корректирующие занятия с детьми;

работа с родителями.

Для проведения диагностики можно использовать различные методики по

исследованию адаптации первоклассников к школе:

наблюдение;

методику изучения учебной мотивации;

метод Люшера;

методику «Домики»;

методику «Лесенка»;

методику изучения школьной тревожности;

рисуночную методику «Рисунок человека»;

анкету «Внутренняя позиция школьника»;

социометрию.

Основное задание такой глубокой диагностики — выявить трудности адаптации

первоклассников к школе и наметить способы их преодоления. Коррекция

проводится путем организации коллективных занятий или индивидуальных

консультаций. Мероприятия для детей, делятся на две группы:

общеклассные — проводятся для знакомства ребят друг с другом, с

правилами поведения в школе, построения дружеских отношений и т.д.;

групповые,

индивидуальные

проводятся

для

отдельных

первоклассников, имеющих определенные проблемы в адаптации.

Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена на

повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо

проводить тематические родительские собрания, разработать советы родителям

по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать индивидуальные

консультации.

Эффективная

реализация

основных

направлений

программы

адаптации

первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения

ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.

Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей

системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется,

переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Главная

задача, которая должна быть решена в этот период— сохранение, поддержка и

развитие индивидуальности ребенка.



В раздел образования




Яндекс.Метрика