Автор: Непочатых Наталья Евгеньевна
Должность: Воспитатель ГПД
Учебное заведение: МКОУ "Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа ".
Населённый пункт: Курская область Фатежский р-н с.Верхний Любаж ул.Школьная
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления
Раздел: начальное образование
Адаптация первоклассников к
школе: особенности,
проблемы адаптации,
способы их преодоления
Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от
слаженности усилий учителя, психолога, администрации и
родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого
ребенка протекает по-разному. Что такое адаптация?
Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему
новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в
школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг
общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к
школе выявил следующие проблемы.
В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими
детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий
распорядок и строгая дисциплина.
Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной
деятельности.
Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых,
так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.
Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода.
Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:
индивидуальных особенностей ребенка;
уровня готовности к школе
;
степени развития социальных навыков.
Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника
в новую социальную ситуацию.
Адаптации первоклассников по ФГОС
Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям
школьной
жизни.
Главное
внимание
обращается
на
его
социальную
составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:
установлен контакт с учителем;
ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным
требованиям;
налажены отношения с одноклассниками;
ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
владеет необходимыми учебными умениями и навыками.
В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации
изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации.
Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-
воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на
личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем
подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и
перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я
— концепции» каждого ребенка.
Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС
должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.
Физическая
адаптация —
оценивается
по
таким
параметрам,
как
ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие
заболеваний, обострение хронических болезней.
Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по
таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития
психологических
процессов,
настроение,
готовность
и
способность
к
самооцениванию.
Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает
все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при
поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников
к школе выглядит следующим образом.
Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе
(в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро
и
легко
усваивает
программный
материал.
Может
решать
задания
повышенной
сложности.
Обладает
навыками
самообразовательной
деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя.
Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3
месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения.
Бывают
незначительные
перепады
настроения,
усталость.
Понимает
наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных
программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно
выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские
отношения со многими одноклассниками.
Низкий
уровень —
ребенок
испытывает
значительные
трудности
в
привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать
дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет
интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на
самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.
При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без
психологической поддержки большинство первоклассников достигают только
среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном
учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия,
которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и
будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.
Условия адаптации
Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить
соблюдение таких условий:
организация
учебно-познавательной
деятельности
в
соответствии
с
возрастными особенностями шестилеток;
создание комфортных условий для общения;
проведение оздоровительно-профилактической работы;
организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к
обычному распорядку;
соблюдение санитарно-гигиенических требований;
организация активного досуга во внеурочное время;
формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;
проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.
Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет
профессиональный уровень педагогов.
Проблемы адаптации первоклассников
В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок без
проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает эмоционального
дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда могут возникнуть
определенные трудности в адаптации первоклассников к школе. Речь идет о таких
обстоятельствах:
хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности
или несформированности учебных умений;
уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на
уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя а «погружаются в
себя»;
негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением
ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание
воспринимается им как желаемое поощрение;
вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него
очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления;
в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка,
часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с
решением задач и творческих заданий;
проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный
процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических
знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и
др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к
школьной жизни.
Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо
выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника
положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему
моральную и эмоциональную поддержку.
Процесс адаптации первоклассников
Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует
постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Для обеспечения
планомерности его протекания администрацией образовательного учреждения
должна быть инициирована разработка программы адаптации первоклассников.
Это комплексный документ, включающий различные мероприятия, среди которых
главными являются:
диагностика;
адаптационные и корректирующие занятия с детьми;
работа с родителями.
Для проведения диагностики можно использовать различные методики по
исследованию адаптации первоклассников к школе:
наблюдение;
методику изучения учебной мотивации;
метод Люшера;
методику «Домики»;
методику «Лесенка»;
методику изучения школьной тревожности;
рисуночную методику «Рисунок человека»;
анкету «Внутренняя позиция школьника»;
социометрию.
Основное задание такой глубокой диагностики — выявить трудности адаптации
первоклассников к школе и наметить способы их преодоления. Коррекция
проводится путем организации коллективных занятий или индивидуальных
консультаций. Мероприятия для детей, делятся на две группы:
общеклассные — проводятся для знакомства ребят друг с другом, с
правилами поведения в школе, построения дружеских отношений и т.д.;
групповые,
индивидуальные —
проводятся
для
отдельных
первоклассников, имеющих определенные проблемы в адаптации.
Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена на
повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо
проводить тематические родительские собрания, разработать советы родителям
по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать индивидуальные
консультации.
Эффективная
реализация
основных
направлений
программы
адаптации
первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения
ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.
Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей
системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется,
переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Главная
задача, которая должна быть решена в этот период— сохранение, поддержка и
развитие индивидуальности ребенка.