Напоминание

Кластерное пение


Автор: Юрченко Тамара Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ№6 "Ивушка"
Населённый пункт: пгт.Энем
Наименование материала: Статья
Тема: Кластерное пение
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУЗЫКАЛЬНАЯ

ПРЕДМЕТНО—РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

(кластерное пение)

Музыкальный руководитель

МБДОУ №6 «Ивушка»

пгт Энем

Юрченко Тамара Анатольевна

Музыкальная предметно-развивающая среда

в дошкольном учреждении.

Кластерное пение

Цель: Повысить уровень педагогов в создании музыкальной

предметно-развивающей среды в ДОУ

Задачи: Внедрить в практику новые подходы к организации

музыкальной среды ДОУ обеспечивающих полноценное

музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной

программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО.

Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает

духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его

творческих способностей. Развитие музыкальных способностей

зависит от психолого-педагогических условий и конечно от

грамотно организованной предметно-пространственной среды.

Музыкальная предметная среда в группах должно быть

ориентирована на пройденный материал занятий и

индивидуальные возможности детей.

Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно

развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-

пространственной среды. Содержание музыкальной развивающей

среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности

дошкольников, усложняться по возрастам.

Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало

знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать,

моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Музыкальная предметная развивающая среда в группах ДОУ

организуется по трем основным блокам:

.

восприятие музыки

.

воспроизведение музыки

.

музыкально-творческая деятельность

И здесь на третьем этапе возникает проблема.

Конечно, музыкально-творческая деятельность детей не

основывается на пустом месте, с самого начала работы по разделу

пения, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые

включают: певческую установку, вокальные навыки.

К вокальным навыкам относятся: звукообразование, дыхание,

дикция.

Было замечено, что артикуляционный аппарат у большинства детей

зажат. Рот во время пения эти дети открывают вяло, произнося

невнятно текст. Есть дети с речевыми дефектами: картавость,

шепелявость. Вокально-хоровые навыки усваиваются детьми в

процессе систематических занятий.

И вот здесь, интересной, новой формой работы по распеванию

детей является кластерное пение. Эта работа в ДОУ была

предложена Т. Боровик.

В основе такого приема лежит методика американского психолога

Хана де Врайса.

Кластер (с анг. « гроздь звуков»)—получил свое развитие в музыке

20 века.

Кластерное пение—это творческий процесс, при котором, ребенок

осваивая звуковое пространство, имеет возможность пользоваться

голосом, как инструментом, без знания нот. Это раскрепощает

ребенка. Ведь не секрет, что многие закомплексованы, скованы и

теряются, когда им предлагают что-либо выполнить

индивидуально.

Данный прием, можно обозначить, как «рисование голосом». Этот

прием идет под девизом «я могу»: рисовать мерцанье звезд, шум

волн, шелест листвы, а так же любой предмет.

Ребенок осваивает звуковое пространство голосом и получает

удовольствие от процесса творения. -

Кластерное пение—это сброс невостребованных эмоций, снятие

напряжения. Причудливые, непривычные уху созвучия, их

сочетания, обогащают слуховые представления.

Новые ощущения возникающие в процессе такого творения,

сравнимы с композиторскими. Конечно, эти пробы робки и

несовершенны, а поиски всегда интуитивны. Но главное,

заключается в том, что ребенок активен, он действует вместе со

всеми. Чувствует себя защищенным и причастным к деятельности.

Дети просто играют и не подозревают, что сочиняют музыку. «Я

могу», «Я творю», «Я сочиняю» и любой результат принимается, так

как не может быть в этом виде творчества, одного решения, оно

всегда разное.

Это рождение импровизации.

Особенно важно, что педагог не дает готовых формул решения(что

так постоянно встречается на практике), а предоставляет ребенку

возможность исследовать звуковое пространство.

В качестве творческих упражнений применяют следующие:

1. «Рисование голосом» типы линий: длинная, короткая,

прерывистая. Сопровождая это движением руки, пальца, ладошки.

2. «Скользить голосом»--глиссандо

3. Раскладывание ноток : короткие и длинные голосом

4. Тянуть звук на «а», «у» разматывая нитку клубка.

5. Передавать голосом звуки природы: (шум ветра, воды, капли

дождя)

6.Звукоподражание животным (мяу),(гав),(рычание медведя),

другие образы: тикание часов, рокот мотоцикла и .д.

Психологами давно доказано прямая и естественная связь

между движениями рук, пальцев, кисти и произношением слов.

Уже будучи взрослыми многие люди при разговоре помогают себе

руками, показывая различные жесты или помогая понять,

акцентируют руками.

Задача педагогов просто, непринужденно помочь детям выразить

себя в музыкальном творчестве в этом может помочь кластерное

пение.



В раздел образования




Яндекс.Метрика