Напоминание

Одаренные дети


Автор: Граф Анна Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 23 им. Георгия Александровича Кадзова"
Населённый пункт: САХА (ЯКУТИЯ) РЕСПУБЛИКА, МИРНИНСКИЙ РАЙОН, АЙХАЛ
Наименование материала: Программа работы с одаренными детьми
Тема: Одаренные дети
Раздел: начальное образование





Назад




Программа

работы со способными и

одаренными детьми

Содержание:

1

1.

Пояснительная записка с.3

2.

Описание модели работы с одарёнными детьми с.6

3.

Этапы реализации с.8

4.

Содержание программы с.9

5.

План мероприятий по выполнению программы «Одарённые и способные дети» на

2015 – 2016 г. с.9

6.

План работы с одарёнными и способными детьми на 2015 – 2016 г. с.10

7.

Используемая литература с.11

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 с.12

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 с.14

Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

к себе огромного внимания.

2

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А.Сухомлинский

1.

Пояснительная записка

Проблема

работы

с

одаренными

учащимися

чрезвычайно

актуальна

для

современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого,

чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое

руководство со стороны

взрослых.

Данная

программа

ставит

своей целью выявление,

обучение,

воспитание

и

поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе

формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием,

пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает

школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого

мышления.

Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и

свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Цели работы с одаренными детьми:

выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития, а

также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на

качественный скачок в развитии их способностей;

самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями

через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального

образования, а так же развитие и выработка социально ценных компетенций у

учащихся;

Задачи программы:

организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей

самореализации

личности

школьника,

совершенствование

практического

мышления;

выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого

ребенка, реализация его склонностей и возможностей;

интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;

организация проектной деятельности;

забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение

высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности

саморазвития;

использование инновационных педагогических и информационных технологий на

уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;

проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др.,

позволяющих учащимся проявить свои способности;

сформировать банк данных «Одарённые дети».

Ожидаемые результаты:

формирование системы работы с одаренными учащимися;

формирование положительной мотивации к учению у учащихся;

творческая самореализация выпускника начальной школы;

обеспечение преемственности в работе между начальной и средней школами;

совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников,

умений применять их в нестандартных ситуациях;

3

призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

развитие творческого и логического мышления учащихся;

Результаты по формированию УУД

Познавательные УУД:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь,

энциклопедия, взрослый человек);

осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов

ИКТ;

грамотное построение устной и письменной речи;

выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;

извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;

самостоятельно создавать алгоритм действий;

обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;

устанавливать аналогии;

владеть общим рядом приемом решения задач;

выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего

выбора;

понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы,

замещаемой предметной действительности;

использовать разные географические средства;

замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать

способы решения проблем поискового и творческого характера;

Личностные УУД:

основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как

гражданина России, любящего свою родину;

чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего

ответственность за судьбу России;

осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической

принадлежности;

Умения:

проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности,

выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в

цели;

работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик,

оратор и др.

стремление к самосовершенствованию;

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя:

социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

Регулятивные УУД:

замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать

промежуточные задачи;

оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать

критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы,

проценты);

адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять

итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей

и других людей;

4

составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового

материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью

выявления достижений и трудностей;

прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;

самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;

понимать значение работы над устранением ошибок;

находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;

подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;

различать способ и результат действия;

Коммуникативные УУД:

эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для

решения различных коммуникативных задач, строить монологическое

высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч.

средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч.,

несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в

общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве;

уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать,

доказывать, уступать;

с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;

анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы

деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к

собственному действию;

выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение

предметного содержания и условий осуществляемых действий;

составлять внутренний план действий;

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития

личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном

участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг,

помощи, наставничества;

принцип развивающей и воспитывающей среды;

принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;

принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие

обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация;

используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);

принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического

развития;

принцип научности;

принцип гуманизации

(ориентация учебно-воспитательного процесса на личность

ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания,

методов, средств обучения и воспитания.);

5

принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной

системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая

поддержка,

разработка

индивидуальных

образовательных

маршрутов,

подбор

педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов

процесса обучения и воспитания);

принцип

максимального

разнообразия

предоставленных

возможностей

для

развития личности;

принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного

процесса;

принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном

участии последнего;

принцип самопознания и самореализации одаренной личности;

принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и

одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния

здоровья;

принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе

работы с одарёнными детьми на разных уровнях;

2.

Описание модели работы с одаренными детьми

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с

одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

o

создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

o

методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

o

мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного

уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Главные принципы реализации программы.

наличие

специально

подготовленных

высококвалифицированных

педагогов

дополнительного образования и учителей;

наличие

богатой

предметно-развивающей

среды,

стимулирующей

самую

разнообразную деятельность ребенка;

создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку,

обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей

проявление его индивидуальности;

наличие

личностно-ориентированной

воспитательно-образовательной

системы,

включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской

одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;

введение

системы

психолого-педагогического

мониторинга,

направленного

на

выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;

6

использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов,

игровых технологий;

работа кружков и секции, развивающих творческую направленность ребенка;

участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых

играх, выставках детского творчества;

тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;

участие в конкурсном движении;

непрерывность

и

систематичности

школьного

и

внешкольного

образования

и

воспитания; овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением;

гуманизм в межличностных отношениях;

научность образования и воспитания;

индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания;

применение принципов развивающего обучения;

интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

Направления деятельности:

организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с

одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности;

подготовка

учащихся

к

олимпиадам,

конкурсам,

викторинам

школьного,

муниципального, регионального, всероссийского уровня;

проведение массовых мероприятий внутри объединения;

обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными

детьми.

Формы работы с одаренными учащимися.

объединения дополнительного образования;

внеурочная деятельность;

конкурсы и конференции;

интеллектуальный марафон;

участие в олимпиадах;

индивидуальный подход на занятиях, задания повышенного уровня;

дополнительные занятия с одарёнными детьми в совместной деятельности;

проектная деятельность;

посещение интеллектуальных и творческих кружков;

интеллектуальные игры, викторины;

ведение детских портфолио;

Методическая работа педагога:

самообразование;

повышение профессионального мастерства;

взаимопосещение занятий;

участие

в

педагогических

чтениях,

семинарах,

педсоветах,

конференциях,

заседаниях МО педагогов дополнительного образования;

проведение открытых занятий;

подготовка материалов и заданий к проведению школьных олимпиад;

занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

Диагностика

Цель: выявление индивидуальных способностей детей.

Вид диагностики

1

2

3

4

7

п/п

класс

класс

класс

класс

1

Анкетирование

родителей:

социальный

паспорт семьи, стиль семейного воспитания.

+

2

Диагностика

интересов

ребенка

(самим

ребенком)

+

+

+

3

Диагностика интересов ребенка (родителями)

+

+

+

4

Диагностика одаренности детей (родителями)

+

5

Диагностика общей одаренности (учитель)

+

Проведение просветительской работы среди родителей через лектории,

родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.

Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников

посредством чтения научно-познавательной литературы”.

Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

сформировать систему работы с одарёнными детьми;

создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных

условиях;

совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;

сформировать банк данных «Одарённые дети».

совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников,

умений применять их в нестандартных ситуациях;

призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

развитие творческого и логического мышления учащихся;

3.

Этапы реализации

I этап. Диагностико-прогностический

1. Создание

- банка данных по одарённым детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка заданий повышенной сложности;

- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.

2. Организация

- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;

- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;

- внеклассной и внеурочной работы по предмету.

II этап. Деятельностный

-

организация

активной

системы

научно-исследовательской

деятельности

учащихся;

- активное использование в проектной деятельности.

III этап. Констатирующий.

- оформление портфолио;

- внедрение в практику рейтинга учащихся.

8

4. Содержание программы

1. Методические требования к организации и практической реализации программы

«Одарённые дети»

1.1. Исполнение ФГОС НОО Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. №

17785 6 октября 2009 г. № 373

1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей

способных учащихся.

1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися.

1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.

1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню

освоения отдельных образовательных областей или предметов.

2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, краевых

всероссийских олимпиадах.

2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических

конференций

3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого

уровня.

3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

4.

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»

на 2021-2022 гг.

Мероприятия

Сроки

1.

Диагностика одаренных детей

сентябрь -

октябрь

ежегодно

2.

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный

год

август,

ежегодно

3.

Составление индивидуальной программы обучения:

- разработка планов индивидуальной работы с детьми;

- проведения занятий с детьми;

- отработка форм, методов, приёмов работы;

- создание мониторинга результативности работы с

одарёнными детьми;

постоянно

4.

Подбор заданий повышенного уровня сложности для

одаренных детей

в течение года

5.

Приобретение литературы, компьютерных программ для

организации работы с одаренными детьми

постоянно

9

6.

Создание в учебных кабинетах банка дидактических

материалов повышенного уровня сложности.

в течение года

7.

Составление индивидуальных карт на одаренных детей

в течение года

8.

Организация и проведение школьных олимпиад.

ежегодно

согласно

графика

9.

Участие в муниципальных, краевых, всероссийских

олимпиадах

ежегодно

10.

Неделя начальных классов

февраль

11.

Анализ и корректировка результативности и выполнения

программы «Одаренные дети»

май,

ежегодно

12.

Распространение опыта работы с одаренными детьми

постоянно

13.

Издание сборников творческих работ учащихся по итогам

научно-практических конференций, конкурсов

Постоянно, по

возможности.

14.

Размещение на школьном сайте материалов по работе с

одаренными детьми.

Ежегодно

5.

План работы с одаренными детьми на 2021-2022 учебный год

Сроки

Мероприятия

Сентябрь

Работа по выявлению одарённых детей в 1- х классах ( отв. учителя 1-

х кл. Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика

родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков

обучающихся. Анкетирование, собеседование.)

Мониторинговая диагностика одарённости (2-4 классы).

Участие в заочных олимпиадах и конкурсах.

Октябрь

Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические

занятия. Продолжение работы по выявлению одарённых детей в 1- х

классах ( отв. учителя 1-х кл.)

Участие в заочных олимпиадах и конкурсах.

Ноябрь

Участие в олимпиаде школьного уровня по литературному чтению

(2-4 кл.)

Участие в заочных олимпиадах и конкурсах.

Работа с портфолио (итоги 1 четверти) .

Декабрь

Участие в олимпиаде школьного уровня по русскому языку

(2-4 кл.)

Участие в заочных олимпиадах и конкурсах.

Январь

Участие в олимпиаде школьного уровня по математике (2-4 кл.)

10

Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. Работа с портфолио

(итоги 2 четверти).

Февраль

Участие в олимпиаде школьного уровня по окружающему миру

(2-4 кл.)

Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. Неделя начальных

классов.

Март

Участие в предметных олимпиадах муниципального уровня по

русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему

миру (4 классы).

Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. Работа с портфолио

(итоги 3 четверти).

Апрель

Результаты, достижения (мониторинг). Участие в заочных олимпиадах

и конкурсах.

Май

Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного

года. Составление плана. Работа с портфолио (итоги года).

В течение

года

Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте

школы и на личных страничках.

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет он-

лайн.

Создание в учебном кабинете материальной базы.

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических

исследований.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах.

6.

Используемая литература

1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982

2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование.

– 1999.– № 9.

4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и

развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение

«Дворец молодежи», 2002.

5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001

6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и

одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.

7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–

8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.:

«Прогресс», 1991

9. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология

одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.

10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

11

Приложение 1

Диагностика интересов ребенка

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для

развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам

предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать

и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими

детьми того же возраста. На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы

помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем

говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - "-";

если нравится -"+"; очень нравится - "++". Если по какой-либо причине вы затрудняетесь

ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов.

Каждый вопрос начинается со слов: "Нравится ли вам ..."

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак идр.);

21) убиратьза собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24)

самостоятельно,

без

побуждения

взрослых

заниматься

различными

видами

художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные

телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать

свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

12

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь

сфер:

• математика и техника;

• гуманитарная сфера;

• художественная деятельность;

• физкультура и спорт;

• коммуникативные интересы;

• природа и естествознание;

• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-

педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная

схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С помощью их легче сделать развитие

ребенка всесторонним и гармоничным.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно

сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и

особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность

испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех

сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может

наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести

речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка. Данная

методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению

интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере,

задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов

детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности

интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их

родителями.

Лист ответов: в клетках листа записываются (плюсы и минусы) ответы на

все вопросы (например,первый вопрос +, второй вопрос -, и т.д.

Дата__________ Фамилия, имя_______________

Матем.

и

техника

Гуманит.

сфера

Худож.

деятел.

Физ-ра

и

спорт

Коммун

.

интерес

Природа Домашние

обязан.

1 (+)

2(-)

3(++)

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

13

Приложение 2

Диагностика детской одаренности

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным

областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку

вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) — если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено,

проявляется часто;

(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениеаемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в

проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное

оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую

клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д. Всего у вас на это должно

уйти 10-15 минут.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений,

оставьте соответствующую клетку пустой.

Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. А пока можете считать, что вы

получили "два" по этому параметру в родительской школе.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много

разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

Ю.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме

движений.

11. Проявляет большой интерес и исключителыные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не

тратит много времени на то, чтонужно запомнить.

14.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит

музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением

какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания

новых поделок, игрушек, приборов.

14

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует

в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не

знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок,

открыток и т.д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет

основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные

поломки и вопросы на "поиск",

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и

следствием.

32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы

учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей,

рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все

несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо

понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярковыраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение

(украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно

слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные

состояния героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов,

машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников

на год или на два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

15

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события

(что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной

линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоционалыные реакции у других людей, когда о чем-то с

увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для

его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже

испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и

клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда

рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67.

С

большой

легкостью

драматизирует,

передает

чувства

и

эмоциональные

переживания.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных

"проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол,

футбол и т.д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях

предметов.

72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и

др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии

и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги

(сказки, детективы и др.).

74.Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается

воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной

игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер,

чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно

сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом.

Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка

следующих видов одаренности:

• интеллектуальная;

16

• творческая;

• академическая (научная);

• художественно-изобразительная;

• музыкальная;

• литературная;

• артистическая;

• техническая;

• лидерская;

• спортивная.

Лист ответов

интел-

лект

Творчес-

кая

Акаде-

мич

Худож-

изобр

Музы-

кальн

Литера-

турн

Артис-

тичес

Техни-

ческ

Лидер-

ская

Спортив-

ная

I

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Диагностика оценки общей одаренности

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно

наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру,

пользуясь следующей шкалой:

5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто

в различных видах деятельности и поведения;

4

свойство

заметно

выражено,

но

проявляется

непостоянно,

при

этом

и

противоположное ему проявляется очень редко;

3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в

проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное

оцениваемому;

1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное

оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

17

Любознательность

(познавательная

потребность).

Жажду

интеллектуальной

стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок,

тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много

вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки,

исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что

обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не

замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека.

Проявляется в способности выявлятьпроблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию -

способность представить результат решения

проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия

действия до его осуществления.

Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые

разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не

отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза

развития социальных явлений.

Словарный запас.

Большой словарный запас - результат и критерий развития

умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении

(стремлении)

строить

сложные

синтаксические

конструкции,

в

характерном

для

одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими

понятий или во-ображаемых событий.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает

возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других

людей.

Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач,

поступки людей, события и явления.

Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в

поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически — способность к анализу, синтезу,

классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивостъ (целеустремленностъ) - способность и стремление упорно двигаться к

намеченной

цели,

умение

концентрировать

собственные

усилия

на

предмете

деятельности, несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

18

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм)

-

стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым

высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу

до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результэт будет более объективен, если эти

отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

19

Качество

Отметка

Любознотельность

Сверхчувствительность к проблемам

Способность к прогнозированию

Словарный запас

Способность к оценке

Изобретательность

Способность рассуждать и мыслить логически

Настойчивость

Перфекционизм



В раздел образования




Яндекс.Метрика