Автор: Ушакова Ольга Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 45 им. Героя Советского Союза Гаврилова П.М.
Населённый пункт: ст. Северская Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: "Компьютерные технологии в обучении иностранному языку"
Раздел: среднее образование
Компьютерные технологии в обучении иностранному языку,
использование современных информационных технологий в обучении
иностранному языку
В современном мире использование всемирной сети Интернет является необходимым
условием для получения и передачи информации, а свободное владение компьютерными
технологиями и иностранным языком обеспечивает доступ к информационным ресурсам
сети Интернет.
Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой
учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара.
Но не стоит упускать из виду тот факт, что использование Интернета на уроках
иностранного языка невозможно без участия учителя, владеющего необходимыми навыками
и умениями. Внедрение Интернет - технологий в сферу образования обуславливает
изменения в роли и функциях педагога, который уже служит не столько источником
информации, фактов, знаний, сколько выступает в роли учителя-технолога, который
советует, консультирует и направляет учащихся, помогая им понять сам процесс обучения в
этой среде, координируя их деятельность. Поэтому самообразованию учителей в последнее
время уделяется большое внимание.
Прежде всего, необходимо выделить достоинство компьютерного метода обучения с
психологической
точки
зрения.
Компьютерное
обучение
несет
в
себе
огромный
мотивационный потенциал. Чтобы сделать обучение более занимательным для детей,
программы включают элементы известных компьютерных игр и даже полностью повторяют
модель игры, умело изменяя ее для учебных целей.
Изменив отношение к компьютеру, педагог сможет большую часть урока посвятить
упражнениям,
которые
стимулируют
реальное
общение,
что
является
целью
коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.
Для эффективного использования всех возможностей компьютерного обучения
необходимо, чтобы новые технологии были интегрированы в учебную программу. Здесь есть
варианты.
1. Весь курс обучения может быть реализован при помощи компьютера, хотя многие учителя
как раз боятся того, что машина полностью заменит их. Такие курсы встречаются довольно
редко. Они оказались менее эффективны, чем те, в которых предполагается более тесное
сотрудничество
педагога
и
учащегося.
В
некоторых
случаях,
однако,
полностью
компьютерный курс может стать наиболее верным выбором: при заочной форме обучения
или для изучения редких языков, преподавателей, которых трудно найти.
2. Наиболее предпочтительным представляется использование отдельных компьютерных
программ
в
качестве
неразрывного
компонента
учебной
программы
наравне
с
традиционными материалами. Причем, как показывает опыт преподавателей, использующих
такие компьютерные программы, им следует отвести 1) ограниченное место (компьютер не
может заменить необходимого человеческого общения, которое требуется для уверенного
владения языком) и 2) непременно ввести контроль за обязательным выполнением заданий
(для воспитания серьезного отношения к учебе).
В связи с этим следует отметить, что использование современных информационных
технологий в обучении иностранному языку является на сегодняшний день одной из
актуальных проблем. Вместе с тем нельзя не согласиться с Т.А.Назаровой в том, что
технологизация - объективный процесс, подготовивший этап эволюции образования для
решения качественно иных задач. Причем технология, подчеркивает В.М.Полонский,
предполагает использование средств безотносительно к личности исполнителя. Но в любом
случае термин технология отражает действия, закономерные по строго определенным
правилам, в определенной последовательности и в конечном счете гарантирующие
достижения запланированных результатов. Используемые при обучении иностранному
языку современные компьютерные технологии помогают отрабатывать произношение,
формировать и развивать навыки чтения, совершенствовать умения письменной речи и
грамматические навыки и обогащать словарный запас.
Роль Интернета в повышении мотивации обучения иностранному языку велика, так как
школьники занимаются с интересом. Они наглядно представляют себе, для чего им нужны
хорошие языковые знания. Применение Интернет-ресурсов делает возможным доступ к
интересным материалам о стране языка изучаемого языка. А благодаря электронной почте
школьники могут общаться со сверстниками из зарубежных стран. С одной стороны,
виртуальное общение с непосредственными носителями языка делает процесс изучения
английского языка более привлекательным для учащихся. С другой стороны, на начальном
этапе
такой
вид
общения
представляет
для
них
трудности.
Но
сами
учащиеся
заинтересованы в их преодолении, чтобы понять смысл послания и составить ответ на
полученное сообщение.
Также возможна совместная работа российских участников проекта и их зарубежных
партнеров из одной или нескольких стран. Стены класса как бы раздвигаются, и школьники
входят в открытый мир, где можно общаться с партнерами из разных стран, выходить на
российские и зарубежные серверы научных, информационных, учебных центров. Обмен
информацией осуществляется по электронной почте, но время от времени можно устраивать
обсуждения и телеконференции в режиме реального времени (оп-liпе), если участники
проекта договариваются о времени проведения такой конференции.
Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-
познавательная, творческая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе
компьютерных телекоммуникаций, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы,
способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной
деятельности. Тогда можно говорить о создании языковой среды и условий для
формирования потребности в использовании иностранного языка как средства реального
общения и в процессе межкультурного взаимодействия. Диалог культур при этом
происходит самым непосредственным образом с первых же обменов представительскими
письмами. Школьники каждый раз знакомятся не только с информацией, значимой для
решения их общей проблемы, но и с особенностями культуры своих сверстников-партнеров.
Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими,
чтобы
их
выполнение
совершенно
естественно
требовало
привлечения
свойств
компьютерных коммуникаций. Не любые проекты могут соответствовать характеру
телекоммуникационных международных проектов. Важно, чтобы выбираемая для такого
проекта проблема была одинаково интересна всем участникам проекта и значима для них.
Важно, чтобы российские участники проекта были достаточно подготовлены в языковом
отношении к участию в нем.
Особенно успешно системы обучения иностранным языкам с помощью компьютера
стали развиваться в последнее время в связи с появлением CD
– ROMов (программ,
записанных на лазерных дисках) и популяризацией сети Интернет. Эти разработки
превратили обучение иностранным языкам в живой, творческий и естественный процесс.
Изобретение синтезатора речи и использование интерактивного видео привели к созданию
прекрасных реалистичных программ, предлагающих учащемуся огромное количество
сюжетов, которые не только стимулируют интерес, но и представляют большую
педагогическую
ценность
у
компьютерного
обучения
иностранным
языкам
много
преимуществ. Их можно объединить в несколько групп.
Прежде всего, необходимо выделить достоинство компьютерного метода обучения с
психологической
точки
зрения.
Компьютерное
обучение
несет
в
себе
огромный
мотивационный потенциал. При условии правильно составленной программы компьютер
может
помочь
учителю,
а
ученики
будут
ощущать
постоянное
присутствие
доброжелательного инструктора - машины. Чтобы сделать обучение более занимательным
для детей, программы включают элементы известных компьютерных игр и даже полностью
повторяют модель игры, умело изменяя ее для учебных целей.
Компьютер гарантирует конфиденциальность. В том случае, если не ведется запись
результатов для преподавателя, только сам ученик знает, какие ошибки он допустил, и не
боится, что одноклассники и преподаватель узнают его результаты. Таким образом,
самооценка ученика не снижается, а на уроке создается психологически комфортная
атмосфера.
Другая и наиболее значительная группа преимуществ заключается в методических
достоинствах компьютерного обучения. Уже более десяти лет назад преподаватели начали
применять способность компьютера моментально реагировать на введенную информацию
для
создания
простейших
обучающих
программ
в
виде
упражнений.
Компьютер
обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем работа в классе или
лингафонном кабинете. Это обеспечивается постоянной и прямой реакцией машины на
ответы учащегося в ходе выполнения упражнения. Поскольку ученики сами определяют
темп работы, компьютерное обучение как нельзя лучше соответствует принципам
индивидуального' обучения. Школьники могут допускать любое количество ошибок, не
испытывая при этом терпение компьютера, и тратят время только на исправление, анализ
собственных ошибок и могут не слушать, как учитель снова объясняет уже знакомый
материал.
Каждый преподаватель понимает огромное значение практики при овладении
иностранным языком. В учебном процессе недостаточно произнести фразу один раз, ее
необходимо повторить несколько раз; при этом желательно менять ее языковое оформление
так, чтобы более четко выявить содержание. Здесь тоже может помочь компьютер:
программы, включающие в себя базы данных, позволяют повторять подобные конструкции,
меняя лишь отдельные компоненты или контекст.
Основным недостатком компьютерного обучения до сих пор остается не возможность
прямого устного диалога с компьютером. Однако технический прогресс в этой области дает
возможность уверенно рассчитывать на то, что программы распознавания речи станут в
скором времени неотъемлемой частью программ, обучающих иностранным языкам.
Интернет предоставляет доступ к новейшей социокультурной информации, позволяет
совершенствовать владение немецким языком в процессе виртуального общения и создает
неограниченные какими-либо рамками возможности обмена опытом со сверстниками не
только живущих в других городах и регионах нашей страны, но и в других странах, в
частности в Англии.
Литература
1. Боголюбов В.И. О тенденциях в развитии педагогической технологии. Иностранные языки
в школе, 1994, Х!!4, с.15.
2. Мильруд РЛ. О проблеме центрированного на ученике подхода к обучению иностранным
языкам в России.!! Иностранные языки в школе, 1997, с.7.
3. Полат Е.с. Интернет на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе, 2001,
X~2, с.14.
4. Полилова Т.А., Пономарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание
иностранных языков.!! Иностранные языки в школе, 1997, X~6, с.2.
5. Протасеня ЕЛ., Штеменко Ю.С. Компьютерное обучение: за и против. Иностранные языки
в школе, 1997, с.10
6. Сидяченко Е.Н. Использование технологии мастерских в преподавании английского языка
в средней школе. Иностранные языки в школе, 2000, X~4, с. 59.
7. Сперанская н.и. Новые подходы к обучению иностранным языкам в V классе.
Иностранные языки в школе, 2001, X~2, с.19.
8. Филатов В.М. Антропологическая модель обучения иностранным языкам в начальной
школе и педагогическом колледже: Монография. Ростов н/ Д:Анион, 2002.-400 с
9 Коломинец В.А. Критерии оценивания ресурсов всемирной сети // Иностранные языки в
школе. №3 2005. с.5
10. Коломинец В.А. Профессиональное общение учителей иностранного языка с помощью
служб Интернета// Иностранные языки в школе №1 2006. с. 67
11. Кузнецов В.В. Технологии Интернет-образования// Высшее образование сегодня № 8
2002. с. 23
12. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе № 2
2002. с.10