Напоминание

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста


Авторы: Бельских Валентина Владимировна, Валентина Владимировна Бельских
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Бурлаковская СОШ" дошкольное отделение
Населённый пункт: Тихоновка, Прокопьевский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический проект по патриотическому воспитанию

Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего

дошкольного возраста

Разработал: воспитатель

старшей группы СИВЦОВА ИРИНА АНДРЕЕВНА

Анализ ситуации

1. 1.Патриотизм. Патриотическое воспитание в ДОУ.

Патриотизм

очень

сокровенное

чувство,

находящееся

глубоко

в

душе

(подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот

не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде

всего

его

соотечественники.

Чем

шире территория,

которую патриот

считает

своей

Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своим

соотечественникам,

чем

больше

каждодневных

дел

он

совершает для

блага

данной

территории и её обитателей (по нарастающей: дом, двор, улица, район, город, край и т.д.),

тем больший патриот, данный человек, тем выше и истинные его патриотизм.

Патриотизм включает:

1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины,

любовь

и

заботу

о

данном

территориальном

формировании,

уважение

к

местным

традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2.Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость

к землякам, желание помогать им.

3.Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания

и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с

соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города,

района,

края, Отчизны

в

целом),

взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и

соотечественников.

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать человека,

постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,

хорошо воспитанного, образованного и просвещённого,

имеющего нормальную семью,

почитающего своих предков,

растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков,

содержащего в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор),

постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения,

работающего во благо своего Отечества,

участвующего

в

общественных

мероприятиях

или

в

деятельности

организаций

патриотической направленности.

Исходя

из

этого,

можно

определить основные

направления

в

работе по

воспитанию патриотических чувств у воспитанников детского сада:

1.Воспитание любви к своей Родине.

2.Приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии.

3.Разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей.

4.Воспитание

гордости

за

подвиги

представителей

разных

поколений

защитников

Отечества и стремления подражать им.

5.Изучение

своей

семьи:

семейных

реликвий,

профессий

членов

семьи,

увлечений

родителей, бабушек, дедушек.

Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт».

Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение

истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и

детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

Именно поэтому патриотическое воспитание дошкольников приоритетное направление

деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и

близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной,

русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство

любви

к

Родине

зарождается в

семье.

А

семья для

малыша

это

мир, в котором

закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное

родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция –

воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и

передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования

личности ребенка.

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни

и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет

необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если

ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни.

Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С. А.

Козлова, Э. К. Суслова и др. подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего

детства любви к родному дому и своей семье. Эти задачи входят в сферу нравственного

воспитания.

Задачи ознакомления детей 6-7 лет с семьей и родословной

Нравственное воспитание:

• продолжать воспитывать уважительное отношение

к

окружающим людям,

заботливое

отношение

к малышам, пожилым людям; умение

помогать им;

• объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно учиться

слушать собеседника, не перебивать его;

• развивать

волевые

качества:

умение

ограничивать

свои

желания,

преодолевать

препятствия,

подчиняться

требованиям

взрослых,

выполнять

установленные

нормы

поведения, следовать в своих поступках положительному примеру.

Умственное воспитание:

• закреплять знание своего отчества, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек;

• расширять

и

закреплять

представления

о

родственных

отношениях; познакомить

с

терминами родства: прабабушки, прадедушки;

• закреплять знания своего домашнего адреса и телефона

• формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции.

1.4.Педагогические

условия

формирования

представлений

о

семье

у

детей

подготовительной к школе группы

Известно, что природа человека двойственна и сочетает в себе как врожденные

биологические,

так

и

социальные,

формирующиеся

в

течение

всей

жизни

под

воздействием общественной среды, компоненты. Чувство защищенности, потребность и

желание иметь дом и родителей, которые всегда накормят, пожалеют, присущи человеку

от рождения. Необходимо учить ребенка любить своих родителей с первых лет его жизни,

поскольку эти качества не являются врожденными и не возникают сами собой.

Исследователи

отмечают,

что

у

младших

школьников

преобладает

потребительское отношение к родителям. В детском саду нередко приходится наблюдать,

как вместо приветствия ребенок обращается к пришедшей за ним вечером маме: «А что

ты мне купила? Что ты мне принесла?» Уже в дошкольном возрасте ребенок должен

понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии и

помощи им. Если у него целенаправленно не формируют социальные и нравственные

качества,

то

биологически

врожденные

потребности,

развиваясь,

перерастают

в

потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к обществу в

целом. В традиционной культуре в условиях большой многопоколенной семьи бабушки и

дедушки, старшие братья и сестры объясняли ребенку, как нужно относиться к родителям,

заботиться о них, помогать им. Малыша учили не только брать но и отдавать, быть

внимательным к своим близким, замечать их состояние, сострадать. Сегодня зачастую

некому обратить на это внимание ребенка в силу занятости родителей, усталости и

стрессовых состояний сопровождающих современную жизнь, поэтому к решению этих

проблем должны более активно подключаться образовательные учреждения.

Необходимо воспитывать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к

родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая

семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-

разному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их,

проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том,

что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер,

чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и

эмоциональную отзывчивость на состояние близких.

Компонент интеллектуального развития или умственного воспитания предполагает

формирование

у дошкольников представлений

о

семье как о явлении общественной

жизни;

о

составе

семьи,

об

отношениях

родства;

обогащение

словарного

запаса,

характеризующего семейные и родственные отношения; развитие умения оперировать

словами, обозначающими родство.

Представления

детей

о

семье

можно

формировать

на

примере

идеальной

обобщенной модели семьи. Это может быть игровая модель семьи, возникающая в ходе

сюжетно-ролевой

игры

«Семья»,

кукольная

модель

семьи,

а

также

персонажи,

изображенные на рисунках из наглядно-дидактических пособий, репродукциях семейных

портретов. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Семья»1 позволяет

описать современную модель семьи, а пособие «Славянская семья: родство и занятия»

помогает рассказать о том, какими были семьи в старину, познакомить детей с моделью

семьи, отнесенной в прошлое.

Диагностику

знаний

и

представлений

детей,

используя

вопросы

и

задания,

целесообразно проводить 2 или 3 раза в год, например, в начале, в середине и в конце

учебного года. Как правило, такая диагностика проводится в форме индивидуальной

беседы с ребенком. Помимо специально проводимой диагностики важную роль в оценке

знаний

и

представлений

дошкольников

о

явлениях

общественной

жизни

играют

наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности, занятий, выполнения трудовых

поручений и т.п.

Согласно Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой

предполагается формировать у детей шестого года жизни интерес к своей родословной.

Этапы работы в этом направлении можно представить в виде следующей схемы.

Этапы

работы,

направленной

на

ознакомление

детей

старшего

дошкольного

возраста с родословной

Овладение педагогами ДОУ основами составления родословной

Работа

с

родителями:

разработка

консультаций

с

рекомендациями

но

составлению родословной; создание эскизов оформления родословной

Осуществление

семейных

проектов:

«Моя

родословная»,

«Древо

моей

семьи», «Образ моей семьи»

Занятия с детьми, беседы воспитателя со старшими дошкольниками вне

занятий

Приступая к работе с детьми 6-7 лет, педагогам необходимо иметь четкие научно

обоснованные представления о том, что такое родословная, попробовать составить свою

собственную родословную. Личный опыт составления родословной поможет воспитателю

заинтересовать

этой

деятельностью

родителей,

членов

семей

воспитанников.

Целесообразно подготовить серию консультаций для родителей: «Родословная - традиция

российской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и др.

Затем можно предложить родителям семейный проект по составлению родословной.

Ознакомление дошкольников с семьей как явлением общественной жизни предоставляет

широкое

поле

деятельности

для

разнообразных

проектов,

основанных

на

тесном

взаимодействии с семьями воспитанников. В младшей и средней возрастных группах

таким проектом может стать составление семейного альбома дома и в группе.

Помимо

материалов

консультаций

по

теории

и

истории

генеалогии

можно

предложить

родителям

памятку по

составлению

родословной,

включающую эскизы

возможного оформления родословной таблицы. Памятка должна обязательно включать

цели и задачи деятельности по составлению родословной. Основной целью является

воспитание в детях любви к своим родным, к своей семье.

Важно обратить внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что

составление

родословной

служит

сплочению

членов

семьи,

создает

благоприятную

эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучение

истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему

роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков. В

дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед

памятью своих предков, имеющего существенное педагогическое значение и несущего в

себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

Работа

по

составлению

своей

родословной

в

детском саду

нужна

также для

обеспечения преемственности со школьным обучением, поскольку программы предмета

«Окружающий мир»

для

начальной

школы содержат

задачи

ознакомления

детей

с

родословной. Если интерес к поиску своих корней появился в семье, то уже в школе

ребенок может самостоятельно или совместно с родителями составить свою родословную,

включающую шесть или семь поколений.

Поскольку проект

подразумевает совместную

деятельность детей

и родителей,

необходимо учитывать возрастные и психологические особенности дошкольников. Вряд

ли

ребенка

заинтересуют

скучные

прямоугольники

или

овалы

-

необходим

привлекательный образ. Используя принцип построения таблиц восходящего родства,

воспитатели

детских садов

могут предложить

интересные идеи для их оформления.

Радуга -

образ

семьи,

объединяющий

яркие индивидуальности

и

включающий семь

поколений, возник на основе круговой родословной таблицы. Гроздь винограда - это не

только таблица восходящего родства, но и образ дружной, сплоченной семьи. Очень

важно, чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись поколения людей, составляющих

род.

В

качестве

одного

из

вариантов

можно

предложить

рисунок

семейного

или

родословного дерева.

Наличие эскизов способствует не только развитию у ребят интереса к истории

своей семьи, но и пробуждает творчество при оформлении родословной таблицы. Нередко

родители

не

ограничиваются

тремя

поколениями,

включая

четыре

поколения

(дети,

родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки) или даже более, используя

эскизы, предложенные воспитателем ими, создавая свои оригинальные образы.

Родителей

можно

также

познакомить

с

некоторыми

терминами,

которые

воспитатель использует в работе с детьми.

Родословная - это история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своих

предках. О своей семье, о своем роде можно рассказать и словами, и рисунком. Ребенок

должен понять, что он является не только членом своей семьи, но и членом своего рода,

даже нескольких родов.

Род - родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего

предка.

Предки

-

люди,

родственники,

жившие

задолго до

нашего рождения

(старше

прадедушек и прабабушек).

Поколение - люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного

возраста. Дети, родители, бабушки и дедушки составляют отдельные поколения.

Обычай

-

привычка,

порядок,

которому

следуют

каждый

день.

Обычаи

складываются в традиции.

Традиции - обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Практика работы показала, что семейных проектов, к сожалению, недостаточно для

ознакомления детей 5-7 лет с родословной. Несмотря на всю их ценность и значимость

для

интеллектуального

и

нравственного

развития

ребенка,

проекты

лишь

создают

необходимую

базу,

обязательные

условия

для

последующей

работы

в

условиях

дошкольного образовательного учреждения, обеспечивают преемственность в воспитании

между семьей и детским садом.

Основным недостатком семейного проекта по составлению родословной является

то,

что

далеко

не

все

родители

одинаково

серьезно

относятся

к

рекомендациям

воспитателя.

Многие,

к

сожалению,

не

считают

нужными

беседы

о

родственных

отношениях; не все ответственно подходят к составлению родословной вместе со своим

ребенком. Результаты семейных проектов, их педагогический потенциал ограничиваются

рамками семейного воспитания и лишь в редких случаях могут быть использованы в

процессе

воспитательно-образовательной

работы

в

детском

саду.

Для

того

чтобы

использовать результаты подобного проекта на занятиях в детском саду, семьи должны

выполнить родословный рисунок. Ребенок, который такого рисунка не имеет, рискует

получить психологическую травму.

Таким образом, работа по составлению родословной в детском саду состоит из

двух

этапов.

В

старшей

группе

осуществляется

первый

этап,

предполагающий

совместную деятельность ребенка и его родных в условиях семейного воспитания при

активной

поддержке

дошкольного образовательного

учреждения. На

втором этапе, в

подготовительной

к

школе

группе,

ребенок

выполняет

творческую

работу

-

самостоятельно создает образ своей семьи.

Детей шестого года жизни еще рано знакомить с родословной, но работу в этом

направлении в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как предварительный

этап. Основное внимание следует уделять расширению представлений детей о том, что

такое

семья,

о

родственных

отношениях,

терминах

родства,

правилах

общения

и

поведения с родными; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но и

дедушек и бабушек. Работу необходимо проводить комплексно. Наряду с традиционными

занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплении

впечатлений,

образов

и

представлений

детей

играют

изобразительная

деятельность,

знакомство

с

произведениями

художественной

литературы,

живописи

и

графики,

относящимися к жанру семейного портрета.

2.Обоснование актуальности проблемы

Одной из приоритетных задач нашего детского сада является сотрудничество ДОУ

и семьи.

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни,

частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка,

играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения,

чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей

должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и

близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется,

что

главную

роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет

семья. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми

педагогами.

Они

обязаны

заложить

первые

основы

физического,

нравственного

и

интеллектуального

развития

личности

ребенка

в

раннем

возрасте».

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций

становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и

семейные

традиции

в

развитии

и

формировании

социально-нравственной

культуры

ребёнка.

Кризисные

явления

в

социально-экономической,

политической,

культурной и

других сферах жизни

нашего

общества

обострили

многие

нравственные

проблемы,

выдвинув их в разряд наиболее актуальных. Этот процесс, что закономерно, коснулся и

такого важного структурного элемента общества, как институт семьи.

К сожалению, в последнее время из семейного быта исчезают понятия «родной

дом»,

«священные

места

и

предметы

в

нём».

Они

подменяются

лжеценностями

-

дорогими

вещами

и

украшениями

интерьера.

Уходят

в

прошлое

семейные

обеды,

празднования,

забываются

семейные

традиции.

А, если дома на ребёнка не хватает

времени, а родители сами ещё незрелые и недостаточно взрослые, то ощущение родного

очага у такого ребёнка вряд ли появится. Этого допустить ни в коем случае нельзя!

Вместе с тем, сформированный в детстве положительно насыщенный образ родного дома,

становится психологическим основанием действительно нравственного человека.

Родной дом-это сложное многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где

ребёнок

родился

и

растёт, атмосферу домашнего

очага, определяемую, прежде всего,

семейными

традициями; дом,

где

он

живёт,

близких

друзей,

родственников

и

т.д.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется, родными становятся улица, посёлок

(город), край, страна, а потом и планета Земля. Поэтому формирование любви к родному

дому по сути является первой ступенью гражданского воспитания человека.

Понятие

«родной

дом»

для

ребёнка

складывается

из

нескольких важнейших

составляющих, это:

-само здание, стены и крыша над головой,

-семья,

населяющая дом: родители, сёстры и братья, бабушки и дедушки и другие

близкие родственники.

-определённое постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда, пейзаж, природа),

-семейный

микроклимат

(эмоциональный

покой,

чувство

безопасности,

домашнее

тепло),

-своё личное пространство.

А

под положительно

насыщенным

образом

родного

дома,

мы

понимаем:

положительно эмоциональное отражение в сознании внешнего облика здания, в котором

ребёнок родился и вырос; убранства дома, окружающих его предметов и объектов; людей,

часто встречающихся дома или около него, и тех ощущений, которые возникают при

этом; домашних животных; временной последовательности событий, происшедших в этом

доме.

Формирование положительного образа родного дома в условиях ДОУ у детей старшего

дошкольного возраста возможно при решении следующих задач:

1.Организовать общественно полезную деятельность ребёнка на благо своего дома и

родителей.

2.Создать ситуации переживания ребёнком чувства гордости за членов семьи и их

достижения.

3.Обеспечить организацию и проведение семейных праздников и других мероприятий с

постепенным закреплением их как традиций семьи.

4.Привлечь всех членов семьи к формированию у ребёнка положительно насыщенного

образа родного дома.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей,

установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на

ребенка появилась идея: создать проект по патриотическому воспитанию. В ходе бесед

среди детей – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители

и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое

семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?

Поэтому,

мы,

взрослые,

должны

помочь

детям

понять

значимость

семьи,

воспитывать

у

детей

любовь

и

уважение

к

членам

семьи,

прививать

чувство

привязанности к семье и дому.

Направление данного проекта ранее не рассматривалось педагогами в дошкольном

учреждении.

Цель

проекта: содействие

возрождению

традиций

семейного

воспитания, формировать интерес к истории семьи и дома.

Задачи проекта:

дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”,

“родные”, “близкие”, понятие о русских семейных традициях, семейных

реликвиях, о распределении семейных обязанностей;

углублять у детей представления о семье, воспитывать уважительное отношение и

любовь к родным и близким;

формировать представления о родственных отношениях, расширять кругозор и

обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать

связную речь;

закреплять

знание

имён

и

отчеств,

фамилий

родителей,

бабушек и

дедушек,

воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи;

обогащать

детско-родительские

отношения

опытом

совместной

творческой

деятельности;

продолжать знакомить детей о родословной своей семьи, создание герба и

генеалогического древа семьи, развивать у детей умение составлять рассказ о

своей семье.

Участники проекта:

дети подготовительной группы

родители

воспитатели

музыкальный руководитель

инструктор по физической культуре

Предполагаемые результаты:

знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники;

повысить

педагогическую

культуру

родителей,

установить

с

ними

доверительные и партнёрские отношения.

Система работы

Для выявления уровня знаний о семье, о родственных отношениях, семейных

традициях и т.д. была проведена диагностика путём устного опроса, наблюдений за

детьми, познавательных бесед, НОД и др.

Диагностика проводилась в МБДОУ 249 , которая была составлена по программе «От

рождения

до

школы»

под

редакцией

ВераксыН.Е.КомаровойТ.С,Васильевой.

Проводился опрос детей

на

тему: «Моя семья, родословная семьи, традиции семьи»

Также были использованы дидактические игры: «Составь семью», «Родство», «А ты

мне кто?», «Как мы помогаем родным», лото «Моя семья»;

Планирование мероприятий по проекту

Блоки

Содержание работы

1

Информационно-

аналитический

1.Подборка

-Методической и познавательной литературы

-Художественной литературы

-Музыкальных произведений

2.Изготовление:

-Методических материалов: (конспекты НОД,

сценарии бесед, праздников, конкурсов)

3.Разработка:

- Тематического плана по реализации проекта

- Положения о проекте.

-Разработка диагностики по данной теме

4.Создание условий для реализации:

- Диагностика

-Изготовление сюжетно-ролевых игр:

«Семья»

«Дочки-матери»

«День рождение»

«Дом»

-Дидактических игр:

«Составь семью»

«Родство»,

«Мамы всякие нужны»

«Какие у меня мама с папой?»

«Назови ласково»

«А ты мне кто?»

«Как мы помогаем родным»

лото «Моя семья»

лото «Моя квартира»

-оборудование мини-музея

«Реликвия моей семьи»

2

Наглядно-

информационный

2.

Выставки:

- детско-родительских работ

«Герб семьи»

«Моя родословная»

-детских рисунков

«Моя семья»

«Как мой папа служил в армии»

«Мамин портрет»

-мир семейных увлечений

«От скуки на все руки»

3.

Фото - вернисажи:

« Мой папа-солдат России»

«Наши дорогие мамы и бабушки»

4.

Семейная газета

«Мы отдыхаем»

5.

Фотоальбомы

«Моя семья»

«Как я помогаю маме»

«Победа будет за нами»

«Художественное слово по теме «Семья»

6.

Конкурсы:

«Герб семьи»

«Наша дружная семья»

3

Познавательно-

творческий

1.

Непосредственная

образовательная

деятельность

с

детьми:

«Вместе дружная семья»

«Конвенция о правах ребёнка»

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

«Традиции в нашей семье»

«Мой дом, мой посёлок»

«23 февраля – День Российской армии»

«Семья – начало всех начал»

«Я и моя семья»

«Этих дней не смолкнет слава!»

2.

Беседы:

«Кто

есть

в

моей

семье:

бабушка,

дедушка,

братья,

сёстры»

«Моя родословная»

«Моя семья»

«Я

и

моя

семья» (с

использованием

генеалогического

древа семьи)

«Добрые избы»

«Жилище народов мира»

«Выходной день в моей семье»

«Кого называют героем»

«Беседа о партизанах»

3.

Знакомство с художественной литературой:

«р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Посидим в тишине» Е.Благинина

«А что у вас?» С.Михалков»

«Мамины руки» З.Воскресенская

«ск. Морозко»

«Золушка» Г.Х. Андерсен»

«ненецкая сказка Кукушка»

«нанайская сказка Айога»

Стихи о ВОВ

«Твои защитники» Л.Кассиль

пословицы и поговорки о семье

4.

Слушание и пение песен:

О семье, маме и папе, бабушках и дедушках и т.д.

5.

Рассматривание репродукций картин:

Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

З. Серебряковой «За завтраком»

«Дочка Катя с куклами»

«Моя семья»

6.

Просмотр мультфильмов

«Маша больше не лентяйка»

«Встречайте бабушку»

«Самый маленький гном»

«Непослушный медвежонок»

«Разноцветная семейка»

«Осторожно, обезьянки!»

«Мама для мамонтёнка»

7.

Художественное

творчество

и

продуктивная

деятельность:

-рисование

«Моя семья»

«Как мой папа служил в армии»

«Мамин портрет»

«Как мы отдыхаем»

«Букет для ветерана»

-лепка

по сказке «Репка»

по сказке «Красная шапочка»

«Семья на прогулке»

-аппликация

«Красивое платье для мамы»

«Подарок для папы и дедушки»

«Туфелька»

«Моя семья»

-конструирование

«Дом моей мечты»

8.

Пасхальная неделя

9.

Экскурсии:

Музей ДОУ «Горница»

Семейную гостиную

Правовую академию

Мини-центр « Наши деды - славные победы»

Мини-центр «Все профессии важны»

4

Детский

сад –

родители

«Нас

объединяют дети»

1.

Анкетирование:

«Социологическая анкета семьи»

«По правовому воспитанию»

«Семейные традиции»

2.

Консультации:

«Рисуночный тест «Моя семья»

«Как создать родословную своей семьи»

«История моей семьи»

«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»

3.

Памятки:

«Создание благоприятной семейной атмосферы»

«Искусство быть родителем»

«Как воспитать маленького патриота»

4.

Всеобуч для родителей «Здоровая семья»

5.

Тематические встречи:

«Моя мама – воспитатель

Семейные художественно – творческие проекты:

«Герб семьи»

«Моя родословная»

Семейная газета «Мы отдыхаем»

7.

Совместные досуги и праздники:

«Вот какая бабушка» (День пожилого человека)

«День Матери»

«Новый год»

«А ну-ка, парни!»

«8 марта»

Концерт « Этих дней не смолкнет слава»

8.

Совместный конкурс, посвящённый Дню семьи «Наша

дружная семья»

9.

Участие родителей в целевой экскурсии к Памятнику

павших героев

10.

Совместное составление рассказа:

«Я и моя семья»

«Очень бабушку свою, маму мамину люблю!»

Этапы реализации

Организационный:

Начала свою работу с подбора литературы, иллюстрационного материала, изучение

Затем провели несколько встреч с родителями, анкетирование и родителей и опрос детей.

В результате выявили их знания о своей семье. Вся дальнейшая работа была направлена

на обогащение знаний детей, сближение коллектива родителей, педагогов и детей. В

этом

помогли

такие

формы

работ,

как

коллективная

совместная

деятельность:

составление

семейных

фотоальбомов, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и

дидактическим играм. Любимая сюжетно – ролевая игра среди детей «Семья». Детям

очень нравится быть в роли «папы» и «мамы», где они могут кормить, мыть и качать.

Большую значимость

для

формирования

представления

у детей о

нравственных ценностях в семье имеют этические беседы по темам: «Какая у меня

семья!», «Мы должны беречь друг друга», «Рядом или вместе?», «Как хорошо играть всем

вместе».

В группе проведен ряд занятий по темам: «Вместе дружная семья», «Мамы всякие

нужны, мамы всякие важны», открытое занятие «Семья – начало всех начал» и др.

Совместно с родителями реализовали художественно – творческие проекты: «Герб

семьи» и «Генеалогическое древо».

Разработаны тематические консультации и памятки для родителей «Как создать

родословную своей семьи», «История моей семьи», «Создание благоприятной семейной

атмосферы», «Искусство быть родителем», «Как воспитать маленького патриота».

Совместно с родителями были составлены рассказы «Я и моя семья», «Очень

бабушку свою, маму мамину люблю!»

семей и составление социального паспорта на каждого ребенка.

Основной

1.Рассматривание

репродукций

картин

на

тему «Семья»

1.Помощь в организации

1.Сбор материала и составление картотеки

2.Рисование «Моя семья»

2.Предоставление фотоматериала из

семейного архива

2.Фотоальбом «Моя семья»

3.

Чтение

рассказов,

сказок,

заучивание

стихов

3.Помощь в организации

3.альбом

«Художественное

«Семья»

4.Просмотр

мультфильмов

4.Помощь в организации

4.Создание видеотеки

5.Рисование

«Мамин

портрет»

5.Предоставление фотоматериала из

семейного архива

5.Организация

фотовернисажа

мамы и бабушки»

6.Беседа

«Как мой

папа

служил в армии»

6.Участие

отцов

в

спортивном

мероприятии «А ну-ка, парни!»

6.Развитие физических качеств, сплочение детей

и родителей

7.Рисование

«Вместе

весело, а врозь скучно».

7.Предоставление фотоматериала из

семейного архива

7.Изготовление

семейной

отдыхаем»

8.Составление

рассказов

«Моя семья»

8.Сбор материала

8.Выставки

детско-родительских

семьи» и «Моя родословная»

9.Сюжетно-ролевые игры

9.Помощь в организации

9. Совместный конкурс, посвящённый Дню

семьи «Наша дружная семья»

Заключительный:

В основу реализации проекта были положены следующие принципы:

принцип

личностно-ориентированного

общения

индивидуально-личностное

формирование

и

развитие

морального

облика

человека.

В

процессе

обучения дети

выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не

просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие

приоритетные формы общения педагога с детьми;

принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого

материала по теме семья, родословная семьи, традиции семьи, родной дом;

принцип

наглядности

широкое

представление

соответствующей

изучаемому

материалу

наглядности:

иллюстрации,

фотографий,

атрибутов,

использование

информационных компьютерных технологий;

принцип

последовательности предполагает

планирование

изучаемого

познавательного

материала

последовательно

(от

простого

к

сложному), чтобы

дети

усваивали знания постепенно, в определенной системе;

принцип

занимательности

изучаемый

материал

должен

быть

интересным,

увлекательным

для

детей,

этот

принцип

формирует

у

детей

желание

выполнять

предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

По ходу проекта появились некоторые затруднения:

В группе есть неполные семьи.

У некоторых детей уже нет бабушек и дедушек, они о них ничего не знают.

Выявленный уровень знаний детьми показал, что не все дети имеют представление

об

истории

семьи,

её

традициях. Результаты анкетирования показали, что и многие

родители

не

знакомы

со

своей

родословной. Проектная деятельность, проводимая с

детьми

нашей

группы,

имеет

огромное значение

по

формированию

положительного

образа родного дома у детей старшего дошкольного возраста. Результаты мониторинга это

доказывают:

Дети лучше знают свои корни, они хорошо представляют, что такое род,

родословная,семья.

В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как “уютный дом”, “родной дом”, “мои

родственники” и др., кем они были, стали понятны для детей и их родителей.

Дети получили необходимую информацию о своей семье.

Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.

Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Повысилась компетентность родителей в вопросах семейного воспитания.

И главный

результат,

на

который

очень

хотелось

бы

обратить

внимание,

заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и

близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Список литературы:

1.

Примерная

общеобразовательная

программа

дошкольного

образования«

От

рождения до школы» под редакцией Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.-

Москва .Мозаика Синтез2011-336с

2.

Дыбина О.В.. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной

к школе группе детского сада..-М: Мозаика-Синтез, 2010.-80с

3.

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е..Мы живем в России .Подготовительная группа. - М:

Издательство Скрипторий 2003.,2010-104с

4.

Козлова А.В. «Работа с семьёй» -М-ТУ Сфера, 2004г.

5.

Куцакова Л.В.. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду.

Авторская программа. – М.: Совершенство,1999.

12.

Ривина Е.К. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной». Пособие для

педагогов и родителей. Москва Мозаика-Синтез 2008г.

13.

Смирнова

Е.О.,

Богусловская

З.М.

Развивающие

игры

для

детей.

М.:

Просвещение,1991.

14.

Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

15.

Шаламова Е.И.. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию

в ДОУ-М: Издательство Скрипторий 2003.,2009-160с

16.

Швайко.

Г.С.Занятия

по

изобразительной

деятельности

в

детском

саду.-М:

Гуманит.издВладос, 2005-144с

17.

Шорыгина

Т.А..

«Родные

сказки». Нравственно-патриотическое

воспитание.-

М.Прометей4 Книголюб, 2005-128с



В раздел образования




Яндекс.Метрика