Авторы: Бельских Валентина Владимировна, Валентина Владимировна Бельских
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Бурлаковская СОШ" дошкольное отделение
Населённый пункт: Тихоновка, Прокопьевский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект по патриотическому воспитанию
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста
Разработал: воспитатель
старшей группы СИВЦОВА ИРИНА АНДРЕЕВНА
Анализ ситуации
1. 1.Патриотизм. Патриотическое воспитание в ДОУ.
Патриотизм –
очень
сокровенное
чувство,
находящееся
глубоко
в
душе
(подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот
не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде
всего
его
соотечественники.
Чем
шире территория,
которую патриот
считает
своей
Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своим
соотечественникам,
чем
больше
каждодневных
дел
он
совершает для
блага
данной
территории и её обитателей (по нарастающей: дом, двор, улица, район, город, край и т.д.),
тем больший патриот, данный человек, тем выше и истинные его патриотизм.
Патриотизм включает:
1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины,
любовь
и
заботу
о
данном
территориальном
формировании,
уважение
к
местным
традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.
2.Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость
к землякам, желание помогать им.
3.Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания
и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с
соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города,
района,
края, Отчизны
в
целом),
взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и
соотечественников.
Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать человека,
постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,
хорошо воспитанного, образованного и просвещённого,
имеющего нормальную семью,
почитающего своих предков,
растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков,
содержащего в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор),
постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения,
работающего во благо своего Отечества,
участвующего
в
общественных
мероприятиях
или
в
деятельности
организаций
патриотической направленности.
Исходя
из
этого,
можно
определить основные
направления
в
работе по
воспитанию патриотических чувств у воспитанников детского сада:
1.Воспитание любви к своей Родине.
2.Приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии.
3.Разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей.
4.Воспитание
гордости
за
подвиги
представителей
разных
поколений
защитников
Отечества и стремления подражать им.
5.Изучение
своей
семьи:
семейных
реликвий,
профессий
членов
семьи,
увлечений
родителей, бабушек, дедушек.
Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт».
Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение
истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и
детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.
Именно поэтому патриотическое воспитание дошкольников приоритетное направление
деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и
близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной,
русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство
любви
к
Родине
зарождается в
семье.
А
семья для
малыша
–
это
мир, в котором
закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное
родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция –
воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и
передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования
личности ребенка.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни
и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет
необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если
ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни.
Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С. А.
Козлова, Э. К. Суслова и др. подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего
детства любви к родному дому и своей семье. Эти задачи входят в сферу нравственного
воспитания.
Задачи ознакомления детей 6-7 лет с семьей и родословной
Нравственное воспитание:
• продолжать воспитывать уважительное отношение
к
окружающим людям,
заботливое
отношение
к малышам, пожилым людям; умение
помогать им;
• объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых, что нужно учиться
слушать собеседника, не перебивать его;
• развивать
волевые
качества:
умение
ограничивать
свои
желания,
преодолевать
препятствия,
подчиняться
требованиям
взрослых,
выполнять
установленные
нормы
поведения, следовать в своих поступках положительному примеру.
Умственное воспитание:
• закреплять знание своего отчества, имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек;
• расширять
и
закреплять
представления
о
родственных
отношениях; познакомить
с
терминами родства: прабабушки, прадедушки;
• закреплять знания своего домашнего адреса и телефона
• формировать представления о родословной как истории семьи и народной традиции.
1.4.Педагогические
условия
формирования
представлений
о
семье
у
детей
подготовительной к школе группы
Известно, что природа человека двойственна и сочетает в себе как врожденные
биологические,
так
и
социальные,
формирующиеся
в
течение
всей
жизни
под
воздействием общественной среды, компоненты. Чувство защищенности, потребность и
желание иметь дом и родителей, которые всегда накормят, пожалеют, присущи человеку
от рождения. Необходимо учить ребенка любить своих родителей с первых лет его жизни,
поскольку эти качества не являются врожденными и не возникают сами собой.
Исследователи
отмечают,
что
у
младших
школьников
преобладает
потребительское отношение к родителям. В детском саду нередко приходится наблюдать,
как вместо приветствия ребенок обращается к пришедшей за ним вечером маме: «А что
ты мне купила? Что ты мне принесла?» Уже в дошкольном возрасте ребенок должен
понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии и
помощи им. Если у него целенаправленно не формируют социальные и нравственные
качества,
то
биологически
врожденные
потребности,
развиваясь,
перерастают
в
потребительское отношение к окружающим людям, к родным и близким, к обществу в
целом. В традиционной культуре в условиях большой многопоколенной семьи бабушки и
дедушки, старшие братья и сестры объясняли ребенку, как нужно относиться к родителям,
заботиться о них, помогать им. Малыша учили не только брать но и отдавать, быть
внимательным к своим близким, замечать их состояние, сострадать. Сегодня зачастую
некому обратить на это внимание ребенка в силу занятости родителей, усталости и
стрессовых состояний сопровождающих современную жизнь, поэтому к решению этих
проблем должны более активно подключаться образовательные учреждения.
Необходимо воспитывать у ребенка любовь к его семье, такой, какая она есть, к
родным и близким. Все люди разные, и семьи тоже бывают большие и маленькие, каждая
семья уникальна и замечательна по-своему, отношения в семье тоже могут строиться по-
разному. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их,
проявлять к ним терпение, заботу и уважение. Внимание при этом акцентируется на том,
что ребенок может сделать для своих родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер,
чем он может им помочь, в каких делах и поступках выражается его любовь, включая и
эмоциональную отзывчивость на состояние близких.
Компонент интеллектуального развития или умственного воспитания предполагает
формирование
у дошкольников представлений
о
семье как о явлении общественной
жизни;
о
составе
семьи,
об
отношениях
родства;
обогащение
словарного
запаса,
характеризующего семейные и родственные отношения; развитие умения оперировать
словами, обозначающими родство.
Представления
детей
о
семье
можно
формировать
на
примере
идеальной
обобщенной модели семьи. Это может быть игровая модель семьи, возникающая в ходе
сюжетно-ролевой
игры
«Семья»,
кукольная
модель
семьи,
а
также
персонажи,
изображенные на рисунках из наглядно-дидактических пособий, репродукциях семейных
портретов. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Семья»1 позволяет
описать современную модель семьи, а пособие «Славянская семья: родство и занятия»
помогает рассказать о том, какими были семьи в старину, познакомить детей с моделью
семьи, отнесенной в прошлое.
Диагностику
знаний
и
представлений
детей,
используя
вопросы
и
задания,
целесообразно проводить 2 или 3 раза в год, например, в начале, в середине и в конце
учебного года. Как правило, такая диагностика проводится в форме индивидуальной
беседы с ребенком. Помимо специально проводимой диагностики важную роль в оценке
знаний
и
представлений
дошкольников
о
явлениях
общественной
жизни
играют
наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности, занятий, выполнения трудовых
поручений и т.п.
Согласно Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой
предполагается формировать у детей шестого года жизни интерес к своей родословной.
Этапы работы в этом направлении можно представить в виде следующей схемы.
Этапы
работы,
направленной
на
ознакомление
детей
старшего
дошкольного
возраста с родословной
Овладение педагогами ДОУ основами составления родословной
Работа
с
родителями:
разработка
консультаций
с
рекомендациями
но
составлению родословной; создание эскизов оформления родословной
Осуществление
семейных
проектов:
«Моя
родословная»,
«Древо
моей
семьи», «Образ моей семьи»
Занятия с детьми, беседы воспитателя со старшими дошкольниками вне
занятий
Приступая к работе с детьми 6-7 лет, педагогам необходимо иметь четкие научно
обоснованные представления о том, что такое родословная, попробовать составить свою
собственную родословную. Личный опыт составления родословной поможет воспитателю
заинтересовать
этой
деятельностью
родителей,
членов
семей
воспитанников.
Целесообразно подготовить серию консультаций для родителей: «Родословная - традиция
российской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и др.
Затем можно предложить родителям семейный проект по составлению родословной.
Ознакомление дошкольников с семьей как явлением общественной жизни предоставляет
широкое
поле
деятельности
для
разнообразных
проектов,
основанных
на
тесном
взаимодействии с семьями воспитанников. В младшей и средней возрастных группах
таким проектом может стать составление семейного альбома дома и в группе.
Помимо
материалов
консультаций
по
теории
и
истории
генеалогии
можно
предложить
родителям
памятку по
составлению
родословной,
включающую эскизы
возможного оформления родословной таблицы. Памятка должна обязательно включать
цели и задачи деятельности по составлению родословной. Основной целью является
воспитание в детях любви к своим родным, к своей семье.
Важно обратить внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что
составление
родословной
служит
сплочению
членов
семьи,
создает
благоприятную
эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучение
истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему
роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков. В
дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед
памятью своих предков, имеющего существенное педагогическое значение и несущего в
себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.
Работа
по
составлению
своей
родословной
в
детском саду
нужна
также для
обеспечения преемственности со школьным обучением, поскольку программы предмета
«Окружающий мир»
для
начальной
школы содержат
задачи
ознакомления
детей
с
родословной. Если интерес к поиску своих корней появился в семье, то уже в школе
ребенок может самостоятельно или совместно с родителями составить свою родословную,
включающую шесть или семь поколений.
Поскольку проект
подразумевает совместную
деятельность детей
и родителей,
необходимо учитывать возрастные и психологические особенности дошкольников. Вряд
ли
ребенка
заинтересуют
скучные
прямоугольники
или
овалы
-
необходим
привлекательный образ. Используя принцип построения таблиц восходящего родства,
воспитатели
детских садов
могут предложить
интересные идеи для их оформления.
Радуга -
образ
семьи,
объединяющий
яркие индивидуальности
и
включающий семь
поколений, возник на основе круговой родословной таблицы. Гроздь винограда - это не
только таблица восходящего родства, но и образ дружной, сплоченной семьи. Очень
важно, чтобы на рисунке четко и наглядно выделялись поколения людей, составляющих
род.
В
качестве
одного
из
вариантов
можно
предложить
рисунок
семейного
или
родословного дерева.
Наличие эскизов способствует не только развитию у ребят интереса к истории
своей семьи, но и пробуждает творчество при оформлении родословной таблицы. Нередко
родители
не
ограничиваются
тремя
поколениями,
включая
четыре
поколения
(дети,
родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки) или даже более, используя
эскизы, предложенные воспитателем ими, создавая свои оригинальные образы.
Родителей
можно
также
познакомить
с
некоторыми
терминами,
которые
воспитатель использует в работе с детьми.
Родословная - это история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своих
предках. О своей семье, о своем роде можно рассказать и словами, и рисунком. Ребенок
должен понять, что он является не только членом своей семьи, но и членом своего рода,
даже нескольких родов.
Род - родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего
предка.
Предки
-
люди,
родственники,
жившие
задолго до
нашего рождения
(старше
прадедушек и прабабушек).
Поколение - люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного
возраста. Дети, родители, бабушки и дедушки составляют отдельные поколения.
Обычай
-
привычка,
порядок,
которому
следуют
каждый
день.
Обычаи
складываются в традиции.
Традиции - обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
Практика работы показала, что семейных проектов, к сожалению, недостаточно для
ознакомления детей 5-7 лет с родословной. Несмотря на всю их ценность и значимость
для
интеллектуального
и
нравственного
развития
ребенка,
проекты
лишь
создают
необходимую
базу,
обязательные
условия
для
последующей
работы
в
условиях
дошкольного образовательного учреждения, обеспечивают преемственность в воспитании
между семьей и детским садом.
Основным недостатком семейного проекта по составлению родословной является
то,
что
далеко
не
все
родители
одинаково
серьезно
относятся
к
рекомендациям
воспитателя.
Многие,
к
сожалению,
не
считают
нужными
беседы
о
родственных
отношениях; не все ответственно подходят к составлению родословной вместе со своим
ребенком. Результаты семейных проектов, их педагогический потенциал ограничиваются
рамками семейного воспитания и лишь в редких случаях могут быть использованы в
процессе
воспитательно-образовательной
работы
в
детском
саду.
Для
того
чтобы
использовать результаты подобного проекта на занятиях в детском саду, семьи должны
выполнить родословный рисунок. Ребенок, который такого рисунка не имеет, рискует
получить психологическую травму.
Таким образом, работа по составлению родословной в детском саду состоит из
двух
этапов.
В
старшей
группе
осуществляется
первый
этап,
предполагающий
совместную деятельность ребенка и его родных в условиях семейного воспитания при
активной
поддержке
дошкольного образовательного
учреждения. На
втором этапе, в
подготовительной
к
школе
группе,
ребенок
выполняет
творческую
работу
-
самостоятельно создает образ своей семьи.
Детей шестого года жизни еще рано знакомить с родословной, но работу в этом
направлении в старшей группе проводить нужно, рассматривая ее как предварительный
этап. Основное внимание следует уделять расширению представлений детей о том, что
такое
семья,
о
родственных
отношениях,
терминах
родства,
правилах
общения
и
поведения с родными; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но и
дедушек и бабушек. Работу необходимо проводить комплексно. Наряду с традиционными
занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплении
впечатлений,
образов
и
представлений
детей
играют
изобразительная
деятельность,
знакомство
с
произведениями
художественной
литературы,
живописи
и
графики,
относящимися к жанру семейного портрета.
2.Обоснование актуальности проблемы
Одной из приоритетных задач нашего детского сада является сотрудничество ДОУ
и семьи.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни,
частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка,
играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения,
чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей
должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и
близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется,
что
главную
роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет
семья. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми
педагогами.
Они
обязаны
заложить
первые
основы
физического,
нравственного
и
интеллектуального
развития
личности
ребенка
в
раннем
возрасте».
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций
становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и
семейные
традиции
в
развитии
и
формировании
социально-нравственной
культуры
ребёнка.
Кризисные
явления
в
социально-экономической,
политической,
культурной и
других сферах жизни
нашего
общества
обострили
многие
нравственные
проблемы,
выдвинув их в разряд наиболее актуальных. Этот процесс, что закономерно, коснулся и
такого важного структурного элемента общества, как институт семьи.
К сожалению, в последнее время из семейного быта исчезают понятия «родной
дом»,
«священные
места
и
предметы
в
нём».
Они
подменяются
лжеценностями
-
дорогими
вещами
и
украшениями
интерьера.
Уходят
в
прошлое
семейные
обеды,
празднования,
забываются
семейные
традиции.
А, если дома на ребёнка не хватает
времени, а родители сами ещё незрелые и недостаточно взрослые, то ощущение родного
очага у такого ребёнка вряд ли появится. Этого допустить ни в коем случае нельзя!
Вместе с тем, сформированный в детстве положительно насыщенный образ родного дома,
становится психологическим основанием действительно нравственного человека.
Родной дом-это сложное многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где
ребёнок
родился
и
растёт, атмосферу домашнего
очага, определяемую, прежде всего,
семейными
традициями; дом,
где
он
живёт,
близких
друзей,
родственников
и
т.д.
Постепенно понятие «родной дом» расширяется, родными становятся улица, посёлок
(город), край, страна, а потом и планета Земля. Поэтому формирование любви к родному
дому по сути является первой ступенью гражданского воспитания человека.
Понятие
«родной
дом»
для
ребёнка
складывается
из
нескольких важнейших
составляющих, это:
-само здание, стены и крыша над головой,
-семья,
населяющая дом: родители, сёстры и братья, бабушки и дедушки и другие
близкие родственники.
-определённое постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда, пейзаж, природа),
-семейный
микроклимат
(эмоциональный
покой,
чувство
безопасности,
домашнее
тепло),
-своё личное пространство.
А
под положительно
насыщенным
образом
родного
дома,
мы
понимаем:
положительно эмоциональное отражение в сознании внешнего облика здания, в котором
ребёнок родился и вырос; убранства дома, окружающих его предметов и объектов; людей,
часто встречающихся дома или около него, и тех ощущений, которые возникают при
этом; домашних животных; временной последовательности событий, происшедших в этом
доме.
Формирование положительного образа родного дома в условиях ДОУ у детей старшего
дошкольного возраста возможно при решении следующих задач:
1.Организовать общественно полезную деятельность ребёнка на благо своего дома и
родителей.
2.Создать ситуации переживания ребёнком чувства гордости за членов семьи и их
достижения.
3.Обеспечить организацию и проведение семейных праздников и других мероприятий с
постепенным закреплением их как традиций семьи.
4.Привлечь всех членов семьи к формированию у ребёнка положительно насыщенного
образа родного дома.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей,
установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на
ребенка появилась идея: создать проект по патриотическому воспитанию. В ходе бесед
среди детей – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители
и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое
семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Поэтому,
мы,
взрослые,
должны
помочь
детям
понять
значимость
семьи,
воспитывать
у
детей
любовь
и
уважение
к
членам
семьи,
прививать
чувство
привязанности к семье и дому.
Направление данного проекта ранее не рассматривалось педагогами в дошкольном
учреждении.
Цель
проекта: содействие
возрождению
традиций
семейного
воспитания, формировать интерес к истории семьи и дома.
Задачи проекта:
дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”,
“родные”, “близкие”, понятие о русских семейных традициях, семейных
реликвиях, о распределении семейных обязанностей;
углублять у детей представления о семье, воспитывать уважительное отношение и
любовь к родным и близким;
формировать представления о родственных отношениях, расширять кругозор и
обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать
связную речь;
закреплять
знание
имён
и
отчеств,
фамилий
родителей,
бабушек и
дедушек,
воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи;
обогащать
детско-родительские
отношения
опытом
совместной
творческой
деятельности;
продолжать знакомить детей о родословной своей семьи, создание герба и
генеалогического древа семьи, развивать у детей умение составлять рассказ о
своей семье.
Участники проекта:
дети подготовительной группы
родители
воспитатели
музыкальный руководитель
инструктор по физической культуре
Предполагаемые результаты:
знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники;
повысить
педагогическую
культуру
родителей,
установить
с
ними
доверительные и партнёрские отношения.
Система работы
Для выявления уровня знаний о семье, о родственных отношениях, семейных
традициях и т.д. была проведена диагностика путём устного опроса, наблюдений за
детьми, познавательных бесед, НОД и др.
Диагностика проводилась в МБДОУ 249 , которая была составлена по программе «От
рождения
до
школы»
под
редакцией
ВераксыН.Е.КомаровойТ.С,Васильевой.
Проводился опрос детей
на
тему: «Моя семья, родословная семьи, традиции семьи»
Также были использованы дидактические игры: «Составь семью», «Родство», «А ты
мне кто?», «Как мы помогаем родным», лото «Моя семья»;
Планирование мероприятий по проекту
№
Блоки
Содержание работы
1
Информационно-
аналитический
1.Подборка
-Методической и познавательной литературы
-Художественной литературы
-Музыкальных произведений
2.Изготовление:
-Методических материалов: (конспекты НОД,
сценарии бесед, праздников, конкурсов)
3.Разработка:
- Тематического плана по реализации проекта
- Положения о проекте.
-Разработка диагностики по данной теме
4.Создание условий для реализации:
- Диагностика
-Изготовление сюжетно-ролевых игр:
«Семья»
«Дочки-матери»
«День рождение»
«Дом»
-Дидактических игр:
«Составь семью»
«Родство»,
«Мамы всякие нужны»
«Какие у меня мама с папой?»
«Назови ласково»
«А ты мне кто?»
«Как мы помогаем родным»
лото «Моя семья»
лото «Моя квартира»
-оборудование мини-музея
«Реликвия моей семьи»
2
Наглядно-
информационный
2.
Выставки:
- детско-родительских работ
«Герб семьи»
«Моя родословная»
-детских рисунков
«Моя семья»
«Как мой папа служил в армии»
«Мамин портрет»
-мир семейных увлечений
«От скуки на все руки»
3.
Фото - вернисажи:
« Мой папа-солдат России»
«Наши дорогие мамы и бабушки»
4.
Семейная газета
«Мы отдыхаем»
5.
Фотоальбомы
«Моя семья»
«Как я помогаю маме»
«Победа будет за нами»
«Художественное слово по теме «Семья»
6.
Конкурсы:
«Герб семьи»
«Наша дружная семья»
3
Познавательно-
творческий
1.
Непосредственная
образовательная
деятельность
с
детьми:
«Вместе дружная семья»
«Конвенция о правах ребёнка»
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
«Традиции в нашей семье»
«Мой дом, мой посёлок»
«23 февраля – День Российской армии»
«Семья – начало всех начал»
«Я и моя семья»
«Этих дней не смолкнет слава!»
2.
Беседы:
«Кто
есть
в
моей
семье:
бабушка,
дедушка,
братья,
сёстры»
«Моя родословная»
«Моя семья»
«Я
и
моя
семья» (с
использованием
генеалогического
древа семьи)
«Добрые избы»
«Жилище народов мира»
«Выходной день в моей семье»
«Кого называют героем»
«Беседа о партизанах»
3.
Знакомство с художественной литературой:
«р.н.с. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Посидим в тишине» Е.Благинина
«А что у вас?» С.Михалков»
«Мамины руки» З.Воскресенская
«ск. Морозко»
«Золушка» Г.Х. Андерсен»
«ненецкая сказка Кукушка»
«нанайская сказка Айога»
Стихи о ВОВ
«Твои защитники» Л.Кассиль
пословицы и поговорки о семье
4.
Слушание и пение песен:
О семье, маме и папе, бабушках и дедушках и т.д.
5.
Рассматривание репродукций картин:
Ф.П. Решетникова «Опять двойка»
З. Серебряковой «За завтраком»
«Дочка Катя с куклами»
«Моя семья»
6.
Просмотр мультфильмов
«Маша больше не лентяйка»
«Встречайте бабушку»
«Самый маленький гном»
«Непослушный медвежонок»
«Разноцветная семейка»
«Осторожно, обезьянки!»
«Мама для мамонтёнка»
7.
Художественное
творчество
и
продуктивная
деятельность:
-рисование
«Моя семья»
«Как мой папа служил в армии»
«Мамин портрет»
«Как мы отдыхаем»
«Букет для ветерана»
-лепка
по сказке «Репка»
по сказке «Красная шапочка»
«Семья на прогулке»
-аппликация
«Красивое платье для мамы»
«Подарок для папы и дедушки»
«Туфелька»
«Моя семья»
-конструирование
«Дом моей мечты»
8.
Пасхальная неделя
9.
Экскурсии:
Музей ДОУ «Горница»
Семейную гостиную
Правовую академию
Мини-центр « Наши деды - славные победы»
Мини-центр «Все профессии важны»
4
Детский
сад –
родители
«Нас
объединяют дети»
1.
Анкетирование:
«Социологическая анкета семьи»
«По правовому воспитанию»
«Семейные традиции»
2.
Консультации:
«Рисуночный тест «Моя семья»
«Как создать родословную своей семьи»
«История моей семьи»
«Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
3.
Памятки:
«Создание благоприятной семейной атмосферы»
«Искусство быть родителем»
«Как воспитать маленького патриота»
4.
Всеобуч для родителей «Здоровая семья»
5.
Тематические встречи:
«Моя мама – воспитатель
Семейные художественно – творческие проекты:
«Герб семьи»
«Моя родословная»
Семейная газета «Мы отдыхаем»
7.
Совместные досуги и праздники:
«Вот какая бабушка» (День пожилого человека)
«День Матери»
«Новый год»
«А ну-ка, парни!»
«8 марта»
Концерт « Этих дней не смолкнет слава»
8.
Совместный конкурс, посвящённый Дню семьи «Наша
дружная семья»
9.
Участие родителей в целевой экскурсии к Памятнику
павших героев
10.
Совместное составление рассказа:
«Я и моя семья»
«Очень бабушку свою, маму мамину люблю!»
Этапы реализации
Организационный:
Начала свою работу с подбора литературы, иллюстрационного материала, изучение
Затем провели несколько встреч с родителями, анкетирование и родителей и опрос детей.
В результате выявили их знания о своей семье. Вся дальнейшая работа была направлена
на обогащение знаний детей, сближение коллектива родителей, педагогов и детей. В
этом
помогли
такие
формы
работ,
как
коллективная
совместная
деятельность:
составление
семейных
фотоальбомов, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и
дидактическим играм. Любимая сюжетно – ролевая игра среди детей «Семья». Детям
очень нравится быть в роли «папы» и «мамы», где они могут кормить, мыть и качать.
Большую значимость
для
формирования
представления
у детей о
нравственных ценностях в семье имеют этические беседы по темам: «Какая у меня
семья!», «Мы должны беречь друг друга», «Рядом или вместе?», «Как хорошо играть всем
вместе».
В группе проведен ряд занятий по темам: «Вместе дружная семья», «Мамы всякие
нужны, мамы всякие важны», открытое занятие «Семья – начало всех начал» и др.
Совместно с родителями реализовали художественно – творческие проекты: «Герб
семьи» и «Генеалогическое древо».
Разработаны тематические консультации и памятки для родителей «Как создать
родословную своей семьи», «История моей семьи», «Создание благоприятной семейной
атмосферы», «Искусство быть родителем», «Как воспитать маленького патриота».
Совместно с родителями были составлены рассказы «Я и моя семья», «Очень
бабушку свою, маму мамину люблю!»
семей и составление социального паспорта на каждого ребенка.
Основной
1.Рассматривание
репродукций
картин
на
тему «Семья»
1.Помощь в организации
1.Сбор материала и составление картотеки
2.Рисование «Моя семья»
2.Предоставление фотоматериала из
семейного архива
2.Фотоальбом «Моя семья»
3.
Чтение
рассказов,
сказок,
заучивание
стихов
3.Помощь в организации
3.альбом
«Художественное
«Семья»
4.Просмотр
мультфильмов
4.Помощь в организации
4.Создание видеотеки
5.Рисование
«Мамин
портрет»
5.Предоставление фотоматериала из
семейного архива
5.Организация
фотовернисажа
мамы и бабушки»
6.Беседа
«Как мой
папа
служил в армии»
6.Участие
отцов
в
спортивном
мероприятии «А ну-ка, парни!»
6.Развитие физических качеств, сплочение детей
и родителей
7.Рисование
«Вместе
весело, а врозь скучно».
7.Предоставление фотоматериала из
семейного архива
7.Изготовление
семейной
отдыхаем»
8.Составление
рассказов
«Моя семья»
8.Сбор материала
8.Выставки
детско-родительских
семьи» и «Моя родословная»
9.Сюжетно-ролевые игры
9.Помощь в организации
9. Совместный конкурс, посвящённый Дню
семьи «Наша дружная семья»
Заключительный:
В основу реализации проекта были положены следующие принципы:
•
принцип
личностно-ориентированного
общения —
индивидуально-личностное
формирование
и
развитие
морального
облика
человека.
В
процессе
обучения дети
выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не
просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие
—
приоритетные формы общения педагога с детьми;
• принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого
материала по теме семья, родословная семьи, традиции семьи, родной дом;
•
принцип
наглядности —
широкое
представление
соответствующей
изучаемому
материалу
наглядности:
иллюстрации,
фотографий,
атрибутов,
использование
информационных компьютерных технологий;
•
принцип
последовательности предполагает
планирование
изучаемого
познавательного
материала
последовательно
(от
простого
к
сложному), чтобы
дети
усваивали знания постепенно, в определенной системе;
•
принцип
занимательности —
изучаемый
материал
должен
быть
интересным,
увлекательным
для
детей,
этот
принцип
формирует
у
детей
желание
выполнять
предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
По ходу проекта появились некоторые затруднения:
В группе есть неполные семьи.
У некоторых детей уже нет бабушек и дедушек, они о них ничего не знают.
Выявленный уровень знаний детьми показал, что не все дети имеют представление
об
истории
семьи,
её
традициях. Результаты анкетирования показали, что и многие
родители
не
знакомы
со
своей
родословной. Проектная деятельность, проводимая с
детьми
нашей
группы,
имеет
огромное значение
по
формированию
положительного
образа родного дома у детей старшего дошкольного возраста. Результаты мониторинга это
доказывают:
Дети лучше знают свои корни, они хорошо представляют, что такое род,
родословная,семья.
В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как “уютный дом”, “родной дом”, “мои
родственники” и др., кем они были, стали понятны для детей и их родителей.
Дети получили необходимую информацию о своей семье.
Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Повысилась компетентность родителей в вопросах семейного воспитания.
И главный
результат,
на
который
очень
хотелось
бы
обратить
внимание,
заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и
близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Список литературы:
1.
Примерная
общеобразовательная
программа
дошкольного
образования«
От
рождения до школы» под редакцией Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.-
Москва .Мозаика Синтез2011-336с
2.
Дыбина О.В.. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной
к школе группе детского сада..-М: Мозаика-Синтез, 2010.-80с
3.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е..Мы живем в России .Подготовительная группа. - М:
Издательство Скрипторий 2003.,2010-104с
4.
Козлова А.В. «Работа с семьёй» -М-ТУ Сфера, 2004г.
5.
Куцакова Л.В.. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду.
Авторская программа. – М.: Совершенство,1999.
12.
Ривина Е.К. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной». Пособие для
педагогов и родителей. Москва Мозаика-Синтез 2008г.
13.
Смирнова
Е.О.,
Богусловская
З.М.
Развивающие
игры
для
детей.
–
М.:
Просвещение,1991.
14.
Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
15.
Шаламова Е.И.. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию
в ДОУ-М: Издательство Скрипторий 2003.,2009-160с
16.
Швайко.
Г.С.Занятия
по
изобразительной
деятельности
в
детском
саду.-М:
Гуманит.издВладос, 2005-144с
17.
Шорыгина
Т.А..
«Родные
сказки». Нравственно-патриотическое
воспитание.-
М.Прометей4 Книголюб, 2005-128с