Автор: Емельянцева Галина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ-СОШ с.Староселье
Населённый пункт: Унечского района Брянской области
Наименование материала: Презентация
Тема: "Типы речи"
Раздел: среднее образование
Типы речи
5 класс
Название типов
речи
На какой
вопрос дается
ответ в
высказывании
О чем
говорится в
высказывании
Наиболее
характерные
для типов
речи
временные
отношения
Как строятся
высказывания
каждого типа
речи (их
основные
элементы)
Описание
Каков предмет,
человек, природа?
О признаках
(предмета,
человека,
природы...)
Одновременность
Общее впечатление
(общий признак) и
отдельные
признаки,
возможен вывод
Повествование
Что происходит с
человеком,
предметом,
природой?
О событиях и
действиях
Последователь-
ность
Развитие событий,
действий
Рассуждение
Почему предмет,
человек, природа
таковы?
О причинах
признаков,
событий, действий
Разные временные
отношения
Тезис (мысль,
которая
доказывается),
аргументы
(доказательства),
вывод
ТИПЫ РЕЧИ
Структура описания
1. Общее представление описываемого.
2. Описание деталей, частей.
3. Отношение к описываемому.
Схема построения повествовательного
текста.
1. Сообщение о месте и времени действия.
2. Сообщение о действующем лице.
3. Действия, их особенности и порядок.
4. Указание на завершение действия.
5. Вывод.
(Первый и второй пункты могут быть
объединены.)
Структуре сочинения-
повествования:
I часть – Вступление (завязка).
II часть – Основная часть (развитие
действия и кульминация событий).
III часть – Заключение (развязка).
Кульминация
Кульминация
– наивысшая точка в развитии действия.
– наивысшая точка в развитии действия.
!
! Вступление и заключение должны быть связаны !
Повествование
Сюжет
- в литературном или сценическом
произведении — последовательность и связь описания
событий; в произведении изобразительного искусства —
предмет изображения.
Элементы сюжета:
- завязка;
- развитие действия;
- кульминация;
- развязка
Повествование
Рассуждение
Структура рассуждения:
I часть – Тезис (мысль, которую нужно доказать или опровергнуть)
II часть – Аргументы (доказательства):
1) примеры из жизни, рассказ взрослых;
2) примеры из прочитанных книг;
3) пословицы, поговорки;
4) фрагменты описания или повествования;
5) собственный эмоциональный отклик.
III часть – Вывод.
Рассуждать – значит доказывать!
Постройте рассуждение:
В предложении Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло! словосочетание
мерзкое стекло не является членом
предложения.
Во-первых, _______________. Во-
вторых, оно ________________.
Следовательно, это ________________,
которое никогда не является членом
предложения.
Докажите, что данный текст –
рассуждение:
Лес – наше богатство. А знаете, почему его
надо беречь и почему он наше богатство?
Лес кормит, одевает, лечит человека, даёт
древесину, без которой не обойтись.
Без леса, растений человек и всё живое на
земле не смогли бы жить, потому что
кислород, которым мы дышим и дышат все
живые существа, выделяют растения.
Растения также очищают воздух от грязи,
пыли, копоти. Без леса погибли бы реки и
озёра, лес защищает поля от ветров.
Мы должны беречь лес, ведь он – наше
богатство.
Название
типов речи
На какой
вопрос дается
ответ в
высказывании
О чем
говорится в
высказывании
Наиболее
характерные
для типов
речи
временные
отношения
Как строятся
высказывания
каждого типа
речи (их
основные
элементы)
Описание
Каков предмет,
человек, природа?
О признаках
(предмета,
человека,
природы...)
Одновременность
Общее впечатление
(общий признак) и
отдельные
признаки,
возможен вывод
Повествование
Что происходит с
человеком,
предметом,
природой?
О событиях и
действиях
Последователь-
ность
Развитие событий,
действий
Рассуждение
Почему предмет,
человек, природа
таковы?
О причинах
признаков,
событий, действий
Разные временные
отношения
Тезис (мысль,
которая
доказывается),
аргументы
(доказательства),
вывод
ТИПЫ РЕЧИ