Автор: Ольга Ивановна Коняшкина
Должность: Учитель (для обучения на дому по адаптированной образовательной программе учащихся с ограниченными возможностями здоровья)
Учебное заведение: МБОУ "Потьминская СОШ"
Населённый пункт: п.Потьма
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие активной речи детей с интеллектуальными нарушениями с использованием метода глобального чтения.
Раздел: среднее образование
Развитие активной речи детей с интеллектуальными нарушениями с
использованием метода глобального чтения.
Чтение является одним из ключевых видов коммуникативно-познавательной
деятельности, которая направлена на получение информации из письменного текста. Оно
играет важную роль в информационной и образовательной сфере, а также помогает
изучать язык, культуру.
Исследовательский опыт и практика работы с детьми показывает, что чтение
представляет собой сложный и нелюбимый процесс для многих детей, особенно для тех, у
кого есть проблемы с речевым развитием. Это объясняется тем, что нарушение функции
речи негативно влияет на другие высшие психические процессы, необходимые для чтения,
такие как память, внимание, воображение, мышление и т.д. Все эти психические процессы
развиваются при активном участии речи. Речевой слух, память и способность
предсказывать будут играть важную роль в процессе обучения чтению. Из всего
вышеизложенного следует понимать, что дети с речевыми нарушениями будут испытывать
трудности в развитии всех высших психических функций, и эти трудности будут
пропорциональны степени выраженности речевого нарушения. Ребенок не сможет
полноценно воспринимать текст при чтении, если у него недостаточно развиты процессы
восприятия, если он не может видеть и слышать окружающий мир. Ребенок не сможет
успешно и качественно обучиться чтению, если у него недостаточно развита речь, если у
него отсутствуют определенные названия, обозначения, понятия и образы, связанные с
объектами, чувствами и действиями, а также если его словарный запас значительно ниже
нормы для его возраста.
В
работе
с
детьми
с
интеллектуальными
нарушениями
применяются
альтернативные средства коммуникации потому, что как верно подмечает Л.Г. Нуриева:
«такой вид обучения чтения позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка
до овладения произношением»
1
.
«Глобальное чтение» является одной из ведущих методик дополнительного чтения
и коммуникации стимулирования речевого развития у детей с синдромом Дауна, детей с
РАС, детей с интеллектуальной недостаточностью, с нарушением слуха. Одной из
значимых преимуществ методики является задействование сильных сторон детей с
указанными заболеваниями, таких как зрительное восприятие и зрительная память.
Полезность метода проявляется в работе с детьми с различными особенностями
развития, так как помогает им преодолевать сложности, связанные с разделением слов на
буквы и слоги. Тем не менее, как и любая обучающая методика, глобальное чтение
обладает определенными ограничениями и может не подойти для каждого ребенка.
А.А.
Магутина
считает,
что
такие
альтернативные
средства
общения
и
коммуникации при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья выполняют
роль путеводителя в развитии речи у детей, а в некоторых случаях продолжают оставаться
основным
средством
общения
в
жизни
уже
взрослого
человека
с
ОВЗ
2
.
В
1
Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки. – Теревинф, 2003. – С.
10.
2
Магутина, А. А. Использование методики глобального чтения в коррекционной работе с детьми,
имеющими комплексные нарушения развития и не владеющими устной речью / А. А. Магутина. — Текст :
непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч.
действительности, альтернативные средства общения и коммуникации, такие как
жестовый язык, пиктограммы, речевые аппараты и компьютерные программы и другие,
играют важную роль в развитии речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Эти средства общения, в частности, метод глобального чтения помогают детям с ОВЗ
устанавливать связь с окружающими и выражать свои мысли и желания.
Обучение навыкам глобального чтения не ограничивается простым чтением всех
слов. Этот метод позволяет ребенку видеть слово в целом и способствует переходу от
лепетных слов к обычным, полным словам. Ребенку проще произнести слово, если он не
только услышит его, но и увидит написанное слово на табличке, поэтому использование
этого метода является мощным стимулом для появления собственной речи ребенка. В
своей практике я использую следующие методические материалы: Жиянова П.Л.
Начинаем говорить!: иллюстративно-методическое пособие по развитию речи для
специалистов и родителей: 12 мес+; методические материалы Благотворительного фонда
«Даунсайд АП» Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки и
др.
Перед тем, как начать обучать глобальному чтению, нужно провести большую
подготовительную работу. Во время занятий, направленных на развитие речи ребенка,
нужно ориентироваться на его способность понимать речь. Для этого педагогу необходимо
хорошо понимать возможности ребенка: уровень его понимания речи, его речевые
возможности, знания и использование простых жестов как альтернативного средства
общения.
Первая ступень. Знакомство с предметными картинками.
Убедиться необходимо в том, что ребенок знаком с реальными предметами или
персонажем, который изображен на картинке.
Вторая ступень. Различение предметных картинок.
Третья ступень. Сличение предметных картинок- подбор пар.
Четвертая ступень. Называние предметных картинок.
В качестве ответа обучающийся может использовать любые ему доступные
способы, но постепенно путем поощрения и похвалы важно побудить сопровождать жесты
любыми ему доступными звуками и лепетными словами.
Важным является этап упражнения и игры с простыми сюжетными картинками.
Слова-действия (глаголы).
Приступить к занятиям к обучению глобальному чтению, необходимо, если ребенок
понимает 50 или более слов; подбирает пары; понимает смысл жеста «одинаковый»
(«такой же»), может его использовать; играет в лото, проявляет интерес к картинкам, к
книгам.
Этап обучению чтению слов можно разделить на три ступени.
Первая ступень. «Подбор парных табличек со словами»
Вторая ступень. «Выбор табличек со словами из нескольких (узнавание слова)».
Третья ступень. «Называние слова».
Упражнения со словами - действиями можно начинать, не дожидаясь, когда ученик
освоит все слова-названия.
конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 209.
Этап фразовой речи. «Составление фразы из 2-3 изученных слов».
Вы можете переходить к составлению и чтению фразы, если ребенок понимает 50
или более слов. В активном словаре не менее 30 слов, которые он произносит доступным
ему способом. В активном словаре присутствуют слова-действия. Ученик владеет
предметной деятельностью.
Первая ступень. Составление фразы из 2 слов с глаголами «есть» и (или «спит»).
Вторая ступень. Составление фразы из двух ранее усвоенных слов.
Третья ступень. Составление фразы из трех слов.
Формирование слоговой структуры.
Упражнения по формированию слоговой структуры можно начинать, когда ребенок
переходит от звукоподражаний к произнесению слов. Положить на стол перед ребенком
карту с нарисованными ладошками. Показать и назвать картинку. Положить в пустое
окошко на карте. Проговорить слово по слогам, отхлопывая рукой каждый слог по
изображенной на карте ладошкой.
При обучении «Глобальному чтению» необходима соблюдать постепенность и
последовательность. Слова, чтению которых должны научить ребенка должны обозначать
известные ему предметы и действия.
Таким образом, метод "глобального чтения" является эффективным механизмом
обучения детей с речевыми нарушениями. Он решает ряд проблем, возникающих при
использовании традиционных методов обучения чтению, и подходит для детей с разными
уровнями речевых нарушений, включая маленьких детей. Метод глобального чтения
позволяет
проводить
обучение
без
психологического
давления,
в
спокойной
и
непринужденной обстановке. Он может быть использован как в групповых занятиях, так и
на
индивидуальных
уроках.
В
процессе
"глобального
чтения"
используются
компенсаторные механизмы, что позволяет избежать ожидания полного развития речи
перед началом обучения чтению. Благодаря этому, использование рассматриваемого
метода помогает в коррекции речевых нарушений и улучшает процесс обучения,
расширяет словарный запас, развивает внимание и мышление ребенка, а также улучшает
его речь.
Список использованных источников
1. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки. –
Теревинф, 2003. – 160 с.
2. Магутина, А. А. Использование методики глобального чтения в коррекционной
работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития и не владеющими устной
речью / А. А. Магутина. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития
образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). —
Краснодар: Новация, 2016. — С. 209-211.