Автор: Солонкина Ольга Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 146 Дельфин
Населённый пункт: Г. Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО-ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
Раздел: дошкольное образование
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО-ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
Аннотация. Научно и экспериментально установлено, что развитие словаря ребёнка
тесным образом связано как с развитием мышления, психических процессов, так и с
развитием всех компонентов речи: грамматического, фонетико-фонематического.
Толчком к речевому развитию является необходимость обозначать
словами окружающие предметы, сначала лишь те, которые доступны
пониманию. В связи с этим первыми в речи ребёнка появляются слова
конкретного значения, а затем только слова-обобщения. Доказано, что
главную роль в формировании и умение ребёнком использовать речь играет
потребность
в
коммуникации.
Важно
подчеркнуть,
что
первая
межиндивидуальная функция речи не только генетически исходная, но и
главенствующая в становлении речевых навыков. Дети начинают говорить
только при помощи общения со взрослым, значит, речь на ранних этапах
развития
носит
ситуативный
характер
[10].
Научно
и
практически
установлено, что развитие лексики в раннем возрасте проходит специфично и
индивидуально у каждого ребёнка, с разной скоростью. Исследователи по-
разному оценивают темп прироста словаря и его объёме, делая оговорку на
различия условий жизни и воспитания ребенка, стратегии освоения словаря,
гендерные отличия, что оказывает прямое влияние на этот процесс [9]. Под
развитием словаря понимается длинный по времени процесс овладения
словарным запасом, накопленным народом в процессе его филогенеза.
Принято выделять две составляющие этого процесса: количественную и
качественную. Прежде всего, это
количественные изменения в активном
словаре: в год малыш владеет 10-12 словами, а к 6 годам словарь разрастается
до 3-3,5 тысяч. Но наиболее активный рост словаря наблюдается со второго
года жизни (к году у ребенка в активном словаре 3-5 лепетных слов с
соотнесением, в полтора года
около 39 слов, в два года
300 слов, а в
четыре года активный словарь насчитывает 2000 слов), этот период иногда
называют лексическим взрывом. В это время ребенок может усваивать около
тридцати слов в день, но запоминаются только те, слова, которые
подкрепляются
стимулами.
Рассматривая
качественную
характеристику
словаря, следует иметь ввиду постепенное овладение детьми понятиями и
обобщениями [4].
В литературе выделяются несколько этапов развития речи детей в
процессе
общения:
довербальный
этап
речевого
развития,
этап
возникновения речи, этап возникновения речевого общения. Рассмотрим
подробнее последние два этапа.
Второй этап служит переходной ступенью между двумя эпохами в
общении ребенка с окружающими людьми, довербальной и вербальной. По
времени данный этап занимает примерно полгода, от конца 1-го года жизни и
до второй половины 2-го года.
Основным содержанием второго этапа являют собой два события:
возникновение понимания речи окружающих взрослых, появление первых
вербализаций - является лепет и послоговая речь. Этот период длится до
конца 1-го года жизни. Эти события очень связаны между собой, не только во
времени, но и по существу, являясь двусторонним способом решения одной
коммуникативной
задачи.
Такую
задачу
предъявляет
взрослый
перед
ребёнком. Взрослый требует выполнения от детей действия по инструкции и
опирается при этом на действия: локомоторные и вербальные. Если не
требовать от детей словесного ответа, и не настаивать на нём, то у детей
возникает пробел между уровнем развития активной речи и пассивной речи и
его отставанием. Проговаривание является важным критерием понимания
речи взрослого на основе активного восприятия. Исходя из вышесказанного,
можно сделать вывод о том, что положительное влияние на становление
вербализации имеют контакты со взрослыми.
Третий этап развития речевого общения затрагивает период: от первых
слов ребенка до конца дошкольного возраста. За это длительное время
ребёнок проходит длинный сложный путь к овладению речью как средством
общения. Намечаются два основных критерия, по которым происходит
развитие речевого общения в раннем возрасте и дошкольном возрасте: первое
– первое меняется содержание общения и развитие речи как средства
общения; второе
овладение произвольной регуляцией речевыми средствами
[1].
Данные о развитии речевого общения свидетельствуют о том, что
происходит смена трёх форм общения происходит на протяжении всего
третьего этапа. Первое из них
ситуативно-деловое общение. В начале
возникновения речи, речь остается ситуативной: ребёнок словом может
обозначать предметы, находящиеся в зоне наглядности (предмет и действие с
ним), словом ребенок указывает на что-либо, используя его как жест. Тем
самым ребенок удовлетворяет познавательные интересы, что помогает ему
знакомиться с окружающим миром и вовлекать свое внимание в мир людей
которые являются объектами и процессами социального мира. В это время
перестраивается и форма общения детей
внеситуативно-личностная.
Отличия данной формы общения:
внеситуативно-личностное общение возникает на фоне игры как
ведущая деятельность, но часто имеет вид отдельного, самостоятельного
эпизода;
потребность детей в общении определяется потребностью во
взаимопонимании и сопереживании взрослым, так как единое мнение и
оценка ребёнка со взглядами взрослого, определяет правильность этих
оценок;
среди мотива общения ведущее место занимает личностное,
олицетворенное
во
взрослом
как
субъекты,
имеющем
свои
особые
личностные и моральные качества, всесторонняя богатая индивидуальность;
основным средством общения являются речевые операции.
В ходе анализа литературы установлено, что на раннем этапе развития
речи на предметную соотнесённость слова оказывают влияние ситуации,
жесты, мимика, интонация, слово имеет широкое значение. Установлено, что
в процессе онтогенеза смысл слова не остается неизменным, он развивается
[4].
В исследованиях обращается уделяется внимание тому, что в процессе
роста словаря у детей раннего возраста фонетические ошибки становятся
более заметными. Это говорит о ускоренном развитии лексико-семантической
стороны речи по сравнению с фонетической, для формирования которой
требуется созревание фонематического восприятия и речевой моторики [7].
Также установлено, что по мере роста словаря «длинное» значение слова
постепенно становится уже, так как дети овладевают новыми словами в
общении со взрослым, уточняют значения слов, корректируют употребление
ранее изученых [8].
Исследователи выделяют факторы, которые влияют на темп развития
речи: слуховое внимание, моторное развитие, интеллектуальный рост,
эмоциональность, коммуникация с окружающими [2].
Установлено, что одним из главных условий полноценного речевого
развития ребёнка является гармоничное развитие всех систем организма.
Раннее детство от 1 года до 3 лет
это период энергичного развития как
речевого, психического, так и физиологического [6] .
В раннем возрасте происходит так же бурное сенсорное развитие,
являющееся основой для умственного и психического развития. Сенсорное
развитие (от лат. sensus
чувства, ощущения) предполагает формирование у
ребенка процесса восприятия и представления о предмете, объекте и
явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие дает возможность для
возникновения необходимых предпосылок для формирования психических
функций, которые имеют важное значение для возможности к дальнейшему
обучению.
Сенсорное
развитие
направлено
на
развитие
зрительного,
слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов
чувств и восприятия.
Познание окружающего мира с помощью чувств является первой
ступенью познания. В раннем возрасте чувственный опыт обогащается при
помощи
и
совершенствования
различных
анализаторов:
зрительный,
слуховой,
тактильно-двигательный,
кожно-мышечный,
обонятельный,
вкусовой и осязательный [12].
Овладение сенсорными эталонами
это система геометрических форм,
шкала величины, цветовых эталонов, ориентировке в пространстве и
времени, звукового и музыкального ряда, фонетической системы языка и т.д. -
сложный и длительный процесс, который становится доступен детям раннего
возраста в связи с развитием и совершенствованием нервной системы.
Восприятие что восприятие детей раннего возраста является неустойчивым.
Ребенок различает лишь несколько цветов, форм, величин, при этом
ориентируясь на самый яркий один признак, при этом не замечает другие, и
по этому признаку ребёнок выделяет предмет из других таких же предметов.
Восприятие ребёнка раннего возраста носит предметный характер, это
означает, что все свойства предмета ребёнок видит совместно с предметом. В
глазах ребёнка свойства предмета еще не приобрели характерное значение.
Так как возникший образ предмета не расчленен, он весьма приблизительно
отражает сам предмет. На данном этапе важно и необходимо обогатить
восприятие ребёнка, развить представление о предмете, для того чтобы
впоследствии ребёнок усвоил и использовал сенсорные эталоны. Значение
сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно.
Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее
благоприятным для развития деятельности органов чувств, накопления
представлений об окружающем мире.
Многие ученые считают, что сенсорное развитие, направленное на
обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из
основных сторон дошкольного воспитания [3].
Также в структуре физиологического развития ребёнка раннего
возраста следует обратить внимание на развитие ручной умелости, тесно
связанной с развитием речи. Тонкая моторика является совокупностью
скоординированных действий нервных, мышечных и костных систем, часто в
сочетании со зрительной системой при выполнении мелких и точных
движений кистей и пальцев рук. К области тонкой моторики относится
большое количество различных движений: от примитивных жестов, таких
как захват объектов, до очень мелких движений, которые ещё не доступны
детям второго и третьего года жизни, в силу их моторной неловкости. Тонкая
моторика
развивается
естественным
путём,
начиная
с
младенческого
возраста, на базе общей моторики [5].
Таким образом, физическое развитие напрямую оказывает влияние на
развитие у ребёнка мышление, а соответственно и речи, и различные
патологии физического развития раннем возрасте могут оказать влияние на
нормальное развитие ребёнка и привести к дизонтогенезу, что может
оказаться причиной возникновения речевой патологии. Поэтому возраст от
одного года до трёх лет является самым главным возрастным периодом в
жизни ребенка. Пластичность мозга ребёнка раннего возраста, сензитивный
период формирования различных функций на данном возрастном этапе
определяют
большие
потенциальные
возможности
коррекционно-
педагогического процесса. При оказании ранней и адекватной помощи
позволяет более эффективно корригировать нарушения в психофизическом
развитии ребёнка, так же смягчить, а возможно, и предусмотреть отклонения.
Д.Б. Эльконин подчёркивал, что ближе к концу 1-го года жизни
социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается
изнутри. В этой ситуации возникает - ребенок и взрослый. Это и является
кризисом 1-го года жизни. В данный возрастной период у ребёнка возникают
некоторые самостоятельные навыки: возникновение первых слов и их
употребление, ходьба, развитие действий с предметами. Но возможности
ребёнка еще очень ограничены.
Так как, общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем
возрасте, общение продолжает свое развитие. Общение должно стать
опосредованным, и иметь соотнесённость с предметами. Усвоение нового
связанно с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия,
познавательных процессов, речи. У ребенка происходит сравнение своих
действий (отдельно от предметов) с действиями взрослого (ребенок называет
себя другими именами). Л С. Выготский назвал это новообразование внешнее
«Я сам» [13].
Особенно ярко феномен «Я сам» проявляется на третьем году жизни, в
отличие от второго года жизни. В этот период интенсивно развивается
самостоятельность. При замедленном формировании самостоятельности у
детей возникают капризы, упрямство и бездеятельность. Дети ждут
постоянной
помощи
от
окружающих.
Самостоятельная
деятельность
проявляется во всех сферах жизни ребёнка: она отражается в навыках
самообслуживания, во время игровой деятельности, во время занятий. Дети
начинают
учиться
самостоятельно
выполнять
простые
поручения
от
взрослых, формируется при этом умение положительно относиться к
сверстнику.
Список использованной литературы
1.
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.: Педагогика, 1991 –
160 с.
2.
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста: Учебник для учащихся
отделений мед. сестер детских учреждений / Аксарина М. - М.: Медицина, 1992. – 125 с.
3.
Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для
воспитателей детского cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А.
Венгера. - М.: Просвещение, 1988.
4.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – Издательство «Лабиринт»,
М., 2010. - 352 с.
5.
Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи». – СПб: Детство-Пресс, 2007
6.
Голубева Л.Г., Лещенко М.В., Печора К.Л. Развитие и воспитание детей
раннего возраста. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
7.
Громова О.Е. Произвольная артикуляция и усвоение первых слов в
начальном детском лексиконе / О. Е. Громова // Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 57-66.
8.
Жинкин Н.И. «Механизмы речи». Психологические основы обучения
неродному языку. Хрестоматия. М: МПСИ, МОДЭК, 2004 – 172 с.
9.
Кирилина А.В. Тендерные аспекты языка и коммуникации / Дис. д-ра филол.
наук / А.В. Кирилина. М., 2000. - 369 с.
10.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М. М.
Кольцова, М. С. Рузина. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006. – 224 с.
11.
Лисина М.И. Влияние общения со взрослым на психическое здоровье
ребенка / Лисина М.И. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8. – С. 73.
12.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. М.:
Просвещение, 2009 – 160 с.
13.
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-
исторической теории Л.С. Выготского) / Эльконин Б.Д. – М.: Тривола, 1994. – 344 с