Напоминание

"Семейные ценности"


Автор: Фёдорова Ольга Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СПДП "Шатлык"
Населённый пункт: РТ Пестречинский район с.Пестрецы
Наименование материала: программа по семейному воспитанию
Тема: "Семейные ценности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГКУ Социальный приют для детей и подростков «Шатлык

Рабочая программа

Направление: семейное воспитание

«Семейные

ценности»

Возраст детей: 3-7 лет

Воспитатель Федорова О.П.

с. Пестрецы

2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Семейное воспитание детей в условиях социального приюта - это одна из

наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного

процесса.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его

развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье

формируются первые представления ребенка о той или иной социальной

роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-,

поступивших в социальные учреждения в основном из дезадаптированных

семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в

дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели

печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ

той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения в

систему социальных отношений должна проводиться специальная

педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом

социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.

В нашем приюте воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций.

Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них

оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей,

которые воспитывались в семье, но их родители умерли, coxpаняются добрые

отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они

были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей,

родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор

оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю

сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы

для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей,

стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых

они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им

возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях.

Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с

одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой

стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой приют,

никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые

условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств,

которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в

которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на

отсутствие семьи. Для педагогов приюта особую трудность представляет

работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной

роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное

представление о семье. Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а

отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности

должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности

ребенка в этом учреждении.

Государственной программы развития и воспитания ребенка в детском

приюте пока не существует. Многие детские приюты разрабатывают

собственные программы, в основном направленные на профессиональную

подготовку детей. Однако важнее создавать такие условия в детском приюте,

чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что

умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано

представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между

близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к

ведению домашнего хозяйства, в организации быта.

Программа разработана в соответствии с Типовым положением об

образовательном учреждении для детей ,чья семья попала в тяжелые

жизненные ситуации.

Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей,

и подготовку их к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках

детского приюта.

В каждой группе дети, некоторые из которых связанны родственными

отношениями. Они проживают в условиях, приближенных к домашним.

Программа рассчитана на долгосрочное пользование. Четко определен круг

вопросов, которые детям необходимо освоить за время пребывания в детском

приюте (содержание программы охватывает все стороны развития и

воспитания ребенка, его подготовку к самостоятельной жизни через семью,

созданную в рамках детского приюта).

В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование

следующих методов и форм работы:

одно мероприятие(развлечение),второе –практические занятия(работы) и два

это –беседы, тренинги, дидактические игры, просмотр презентаций,

сюжетно-ролевые игры, строительные игры, спортивные мероприятия,

составление рассказов и др.

В программе разработаны темы теоретических и практических занятий,

которые реализуются в течение всего периода реализации программы.

Представлен механизм реализации программы (не только перечислены

вопросы, но и указанно как их решать).

Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в

неделю .

В процессе реализации программы используются следующие методы:

объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, деятельностный,

эвристический, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и

индивидуальной форм работы с воспитанниками.

Основные принципы воспитания:

Личностный: Признание личности развивающегося человека высшей

социальной ценностью.

Средовой: Учет, использование в процессе воспитания социальной среды

(семьи).

Природосообразный: Учет в работе с детьми половозрастных,

психофизических особенностей.

Деятельностный: Организация деятельности с детьми на основе ведущей для

данного возраста: для дошкольников - игре; младших школьников -учении;

учащихся основной школы - общении; старшеклассников -учебно-

профессиональной деятельности.

Культуросообразный: Опора в воспитании на национальные традиции

народа; его культуру, духовность.

Дифференцированный: Отбор содержания, форм, методов с учетом

особенностей групп (семей) и каждого воспитанника.

Человековедческий: Не только на специальных занятиях, но и в

повседневные игры, беседы и др. включать материалы, помогающие детям

понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим; помогать

воспитаннику в создании "Я - Концепции".

Эмоциональный: Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на

его чувства.

Отношенческий: Разумное сочетание в воспитательной работе антиподов:

коллективности-индивидуальности; традиции-новации; общения-

обособления; поощрения-наказания; управления-самоуправления;

воспитания-самовоспитания.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: Формирование у воспитанников структурного

подразделения интернат самовоспитания, самореализации, саморазвития и

социализации личности и подготовка их к будущей семейной жизни.

Задачи программы:

1. Активизировать социальные наклонности воспитанников.

2. Учить нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.

3. Развивать чувство доверия в межличностных отношениях, способности

ребенка к исполнению позитивных социальных ролей.

4. Расширить кругозор детей, культуру здорового образа жизни.

5. Повышать нравственную и эстетическую культуры воспитанников.

6. Воспитывать всестороннего индивидуально - личностного развитого

воспитанника.

Методы работы:

Словесный - объяснение нового материала, обзорный рассказ, беседа;

Наглядный - применение наглядных пособий, фотографий, предметов

семейного быта;

Практический - работа с карандашами, аппликацией, составление мини

рассказов, экскурсии, встречи с интересными людьми.

Игровой - создание специальных ситуаций, моделирующих реальную

ситуацию, из которой воспитанникам предлагается найти выход.

Возраст детей, участвующих в реализации программы «Семейные

ценности» 3-7 лет.

Срок реализации: один год

Календарно-тематическое планирование

Январь

05.01-23г.

1.Беседа «Секрет семейного счастья»

Цель: углубить представления воспитанников о семейных

ценностях, семейном счастье; помочь детям осознать, что семья – это люди,

связанные чувством любви и ответственности друг за друга.

12.01-23г.

2.Познавательное развитие «Моя мама, мой папа»

Цель: формировать у дошкольников представление о семье. Умение называть

членов семьи: мама, папа, сестренка, братишка. Побуждать детей проявлять

заботу и любовь к родным. Воспитывать доброе отношение к родным и

близким.

19.01-23г.

3.Практическая работа «Открытка для моей семьи»

Цель: формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных

отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи;

воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: мой

дом, моя семья; вызвать у детей радость от созданного ими изображения;

формировать навык аккуратной работы.

26.01-23г.

4.День именинника-Январь

Цель: создание праздничной атмосферы. Способствовать развитию

положительных эмоций у детей; развивать ловкость, быстроту,

сообразительность, творческое воображение.

Февраль

02-23г.

1.Выставка картин «Образ семьи глазами художника»

Цель: продолжать знакомить с портретом, как жанром изобразительного

искусства, совершенствовать умения рисовать портрет человека.

09.02-23г.

2.Дидактическая игра «Генеологическое дерево»

Цель: закрепить представления о родственных отношениях сформировать

элементарные представления о том, что такое род и родословие, о

происхождении фамилии, традициях и обычаях, воспитать любовь и

уважение к членам семьи.

16.02-23г.

3.Изготовление открытки ко дню Защитника Отечества

Цель: изготовление объемной открытки своими руками в

технике аппликация. Расширять знания детей о празднике, кому

посвящается; прививать любовь к Отечеству, к людям, защищавшим нашу

страну. Закреплять знания о российской армии, активизировать речь,

развивать творческие способности, внимание, фантазию, общую и мелкую

моторику. Обучать различным приемам работы с бумагой;

23.02-23г.

4.День именинника-февраль

Цель: создать у детей доброе, позитивное настроение от участия в

развлечение.

Март

02.03-23г.

1. Изготовление поздравительной открытки ко дню 8 марта.

Цель: Создать условия для выполнения работы по алгоритму действий.

Развивать внимание; память; слуховое и зрительное восприятие; глазомер.

Формировать бережное отношение к цветам. Воспитывать желание

порадовать маму, бабушку или сестренку, создать для них что-то красивое

своими руками.

09.03-23г.

2.Спортивное мероприятие «Мама, папа, я - спортивная семья!»

Цель: организация здорового отдыха семьи. Привить учащимся и их

родителям интерес к систематическим занятиям физической культурой

и спортом. Развивать ловкость, силу, подвижность, активность, смекалку,

внимательность. Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательности.

16.03-23г.

3. С.Р.И. «Семья» (день рождение)

Цель: формировать представление детей о семейных традициях

празднования дня рождения.

23.03-23г.

4

. Беседа «Бабушка, дедушка – мои лучшие друзья». Чтение

стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки».

Цель: воспитывать гуманные отношения к старшему поколению;

формировать интерес к художественному слову, обогащать словарь детей.

30.03-23г.

5.День именинника-март

Цель: создать праздничную, радостную атмосферу.

Апрель

06.04-23г.

1.Дидактическая игра «Чьи детки?»

Цель: закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как

кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение

соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного.

13.04-23г.

2.Игровой тренинг «Скажи, чем ты можешь порадовать близких?»

Цель: научить замечать состояние других людей и быть готовым оказать им

помощь; воспитать гуманное отношение ко взрослым ( сопереживание).

20.04-23г.

3.Пластилинография «Наш дом»

Цель: формировать обобщённые представления о доме, его строении.

Формировать у детей умение лепить столбики (раскатывать пластилин

прямыми движениями) и выкладывать из них нужное изображение в виде

балерьефа. Закреплять умение пользоваться стекой, отрезать лишние части

столбиков, располагать части домика в определенной последовательности.

Формировать навыки аккуратной работы с материалом. Совершенствовать у

детей умение доводить начатую работу до конца, стараясь сделать красивое

изделие. Обогащение эмоционального опыта детей – забота о своей семье.

27.04-23г.

4.День именинника-апрель

Цель: Создание праздничной атмосферы. Способствовать развитию

положительных эмоций у детей; развивать ловкость, быстроту,

сообразительность, творческое воображение.

Май

04.05-23г.

1.Беседа о безопасности «Знает вся моя семья, знаю ПДД и я»

Цели:

Формировать представления школьников о безопасности дорожного

движения при передвижении по улицам и дорогам.

Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на

улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного

травматизма.

Развивать творческие способности детей.

11.05-23г.

2.Профилактическое информирование «Отдыхаем всей семьёй»

Цель: Формирование правовой культуры у дошкольников и их родителей

Формировать у дошкольников представление о праве на отдых и досуг.

Расширять представления родителей и детей о видах отдыха. Развивать

коммуникативные навыки дошкольников

18.05-23г.

3. Изготовление поздравительной открытки к празднику 9 мая

Цель: Закрепить у детей навыки работы с бумагой. Формировать умение

составлять композицию. Воспитывать чувство уважения к старшему

поколению и любовь к Родине.

Способствовать воспитанию аккуратности, культуры труда,

самостоятельности и чувства радости при изготовлении подарка.

25.05-23г.

4.День именинника-май

Цель: создать праздничное настроение, вызвать уважение к друзьям,

желание поздравить.

Июнь

01.06-23г.

1.Мероприятие «День защиты детей»

Цель: Создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональный подъём

и сформировать праздничную культуру

08.06-23г.

2.Игровой тренинг «Назови ласково близких и родных»

Цель: закрепить знания детей о ближайших родственниках. Обобщить

представление: семья – это все, кто живет вместе с ребенком.

Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов.

15.06-23г.

3.Практическая работа из бросового материала «Весёлая семейка»

Цель: развивать мелкую моторику, фантазию, творческие умения и

способности.

22.06-23г.

4. Заучивание пальчиковых игр на тему семья.

Цель: развивать речевую активность

29.06-23г.

5.День именинника-июнь

Цель: воспитывать у детей чувство коллективизма, добиваться поставленной

перед собой цели; содействовать развитию положительных эмоций, умения

общаться со своими сверстниками; способствовать развитию физических

качеств у детей: ловкость, сила, быстрота и др., удовлетворять потребность

детей в двигательной активности.

Июль

06.07-23г.

1.Интерактивное занятие «День семьи любви и верности»

Цель:

Воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости

за свою семью. Создать атмосферу эмоционального комфорта.

13.07-23г.

2.Психологическая игра «Братья и сестры мои лучшие друзья»

Цель: формирование осознанного понимания родственных отношений,

зависимость добрых отношений от личных качеств каждого, развитие умения

выбирать адекватные форму поведения, воспитание в детях гуманных чувств

по отношению к своим близким, привитие духовно-нравственных ценностей.

20.07-23г.

3.Изготовление поздравительных открыток ко дню семьи

Цель: формирование чувства уважения и гордости за свою семью.

Развитие творчески способностей; воспитание любви к своей семье.

27.07-23г.

4.День именинника-июль

Цель: Поздравить именинника с днем рождения, создать атмосферу

праздника, создать эмоционально-положительное настроение.

Формировать интерес к празднику.

Август

03.08-23г.

1.Экскурсия в продуктовый магазин

Цель: познакомить детей с одним из объектов экономики – продуктовым

магазином; разъяснить понятия продавец, покупатель, товар, ценник,

денежные знаки; использовать приобретенные знания на личном опыте;

развивать коммуникативные умения.Формировать первичные представления

об экономике; воспитывать интерес к экономике в целом

10.08-23г.

С.Р.И. «Мы идём в гости»

Цель: формирование знаний и навыков по правилам этикета, понимания

необходимости выполнения правил этичного поведения, знакомство детей с

правилами гостеприимства и поведения в гостях.

17.08-23г.

3.Практическая работа – «Домашний труд в семье» (ухаживаем за

комнатными цветами)

Цель: продолжать формировать бережное отношение к комнатным растениям

24.08-23г.

4.День именинника- август

Цель: Создание праздничной атмосферы; способствовать развитию

положительных эмоций у детей; развивать ловкость, быстроту,

сообразительность, творческое воображение.

Сентябрь

07.09-23г.

1.Строительные игры «Мебель для дома»

Цели: закреплять у детей представления о знакомых предметах в

окружающем, знать их назначение, видеть их особенности; выделять

зрительно основные части (у стола крышка и ножки, у стула сиденье,

спинка, ножки и т. д.). Закреплять умение правильно называть детали

строительного набора. Учить играть со своими постройками. Воспитывать

умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.

14.09-23г.

2.С.Р.И. «Дочки-матери»

Цель: Обогащать и активировать речь детей, развивать умение играть в

сюжетно-ролевые игры. Прививать умение самостоятельно распределять

роли, принимать в игру малышей. Воспитывать добрые отношения в

коллективе.

21.09-23г.

3.Познавательная беседа «Мир семьи»

Цель: воспитывать отношение к семье как к базовой ценности общества;

раскрыть понятия «семья», «семейные ценности».

28.09-23г

4. День именинника-сентябрь

Цель: Доставление детям удовольствия и веселого настроения; дать

представление о том, как вести себя на дне рождения;

побуждать детей к активности и инициативности;

вызвать положительные эмоции;

учить вступать в игре в диалог.

Октябрь

05.10-23г.

1.Познавательное обозрение «Кто для кого?»

Цель: закрепить у детей представление о членах семьи, родственных

отношениях в семье. Формировать представления детей о семье как о людях,

которые живут вместе, любят друг друга. Закрепить и расширить

представления детей о родственниках, их обязанностях в общем семейном

хозяйстве. Формировать грамматический строй речи: образование слов с

уменьшительно-ласкательным суффиксом.

12.10-23г.

2. Мини рассказ «Если бабушка устала…»

Цель: совершенствовать умение составлять короткий рассказ о членах семьи.

19.10-23г.

3.Конкурс рисунков «Герб семьи»

Цели: создавать радостное эмоциональное настроение, желание подарить

рисунок своей семье, воспитывать положительные эмоции от результата

своей работы, продолжать формировать представления у детей о семье,

воспитывать любовь к семье, учить понимать ценность семейных отношений,

продолжать знакомить детей с государственной символикой (Герб Москвы,

России), развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

26.10-23г.

4.День именинника-октябрь

Цель: организация совместной досуговой деятельности детей, родителей и

воспитателей для сплочения детско-родительского коллектива, развития

творческих способностей детей и взрослых.

Ноябрь

02.11-23г.

1.С.Р.И. «Парикмахерская»

Цели: развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать

игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал

определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры.

Формировать дружеские взаимоотношения в игре, умение изменять своё

ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров. Учить

осуществлять игровые действия по речевой инструкции, в соответствии с

выбранной ролью. Обогатить знания детей о труде парикмахера, воспитывать

уважение к труду парикмахера.

10.11-22г.

2.Составление творческих рассказов «Как я помогаю маме, папе»

Цель: формировать представление о домашних обязанностях. Приучать детей

к труду; воспитывать уважение к труду родителей

17.11-22г.

3.Конструирование с элементами раскрашивания «Моя семья»

Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут

вместе. Развивать умение сооружать постройку по замыслу; воспитывать

любовь и уважение к своей семье, к родным и близким людям.

24.11-22г.

4.День именинника

Цели: развивать творческие способности детей; воспитывать культуру

поведения на массовых праздниках. Создать атмосферу праздника для

ребёнка и гостей; способствовать формированию представлений у учащихся,

как проводить праздник содержательно и весело.

Декабрь

07.12-23г.

1.Беседа «Хозяйство семьи»

Цель. Закреплять знания детей о некоторых орудиях труда и предметах,

необходимых в домашнем хозяйстве мамы, папы, ребенка. Учить

классифицировать предметы, называть возможные действия с ними.

14.12-23г.

2.Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»

Цели: формировать и расширять представления детей о мире сказок при

помощи и средств изобразительной деятельности. Учить детей передавать в

рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько

персонажей сказки в определённой обстановке). Развивать воображение,

творчество.

21.12-2023г.

4.Изготовление новогодней поделки "Ёлочные игрушки"

Цели: учить самостоятельно конструировать игрушки-поделки из бумаги,

картона и бросового материала, предварительно продумывая

последовательность своих действий; развивать творческое воображение,

фантазию, мелкую моторику.

28.12-23г.

5.День именинника-декабрь

Цель формирование дружного коллектива. Поздравить ребят, рожденных

зимой, учить дружить и приходить друг другу на помощь.

Работа с родителями

1.Анкетирование «Изучение эффективности семейных традиций воспитания

детей»

2.»Народная песня- семейные традиции»-анкета

3. Тестирование «Народные традиции»

4.Обзор-анкета «Традиции семейного чтения»

Заучивание пальчиковых игр по месяцам

Цель – Воспитание любви и уважения к своей семье, развитие мелкой и

общей моторики дошкольников.

Задачи:

1. Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи.

2. Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию

движений.

3. Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.

4. Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память,

аналитическое восприятие речи.

Январь

1. «Моя семья»

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка Разжимают большой палец

Этот пальчик - бабушка Разжимают указательный палец

Этот пальчик - папочка Разжимают средний палец

Этот пальчик - мамочка Разжимают безымянный палец

Этот пальчик - я. Разжимают мизинец

Вот и вся моя семья -энергично сжать руку в кулак несколько раз

Как у нас семья большая и веселая -хлопают в ладоши и ударяют кулачок об

кулачок попеременно

2. «Наша семья»

Правая рука сжата в кулак. Левой рукой разжимают пальцы поочередно.

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой Разжимают большой палец

Рядом с папой - наша мама. Разжимают указательный палец

Рядом с мамой – старший брат Разжимают средний палец

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка. Разжимают безымянный палец

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш. Разжимают мизинец

Февраль

1. «Мой дом»

В нашем доме все друзья Дети ритмично стучат кулачками по столу

Самый младший - это я Разжимают кулачки, начиная с мизинчика

Это мама Маша, Разжимают безымянный

Это папа Саша, Разжимают средний

Это брат Юра, Разжимают указательный

Это сестра Даша. Разжимают большой

2. «Наша дружная семья»

Папа, мама, брат и я- Дети разжимают кулачки, начиная с

большого пальца

Наша дружная семья -Энергично сжать руку в кулак несколько раз

Вместе в доме проживаем, вместе маме помогаем -Энергично сжать руку

в кулак несколько раз

У меня есть папа -Дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца

У меня есть мама -Разжимают указательные

У меня есть бабушка -Разжимают средние

У меня есть дедушка -Разжимают безымянные

У меня есть брат, сестра -Разжимают мизинцы

А у них есть – я. Хлопают в ладоши

Это вся моя семья. Энергично сжать руку в кулак несколько раз

Март

1.«Пальцы - дружная семья»

Пальцы - дружная семья,

Друг без друга им нельзя -Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и

разжимаем их

Вот большой! -Разжимаем большие пальцы

А это – средний-. Разжимают средние пальцы

Безымянный -Разжимают безымянные пальцы

и последний - наш мизинец, малышок! -Разжимают мизинцы

Указательный забыли -Дети показывают указательный палец

Чтобы пальцы дружно жили, -Поочередно поднимаем пальцы обеих

рук кверху

Будем их соединять и движенья выполнять. -Каждый палец руки

соединяем поочередно с большим пальцем

2. «Мой дом»

Скворцы живут в скворечнике, -Соединяют ладошки нал

головой «домиком»

Очки живут в очечнике -Соединяют средние и большие пальцы в колечки

и смотрят через них

Лиса живет в своей норе,-

Соединенными ладошками делают волнообразные движения

Живут деревья на горе… -Поднимают руки вверх с

разведенными пальцами

И у меня есть тоже дом, -Соединяют ладошки нал головой «домиком»

Он самый лучший: -Дети показывают указательный палец

Мама в нём! -Обнимают себя за плечи

Апрель

1.«Наша бабушка!»

Наша бабушка идёт -Хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой,

правой руками

И корзиночку несёт -Пальцы слегка расставить и соединить их

с пальцами другой руки

Села тихо в уголочек -Положить руки на колени

Вяжет деточкам чулочек -Выполнять движение, имитирующее вязание на

спицах

Вдруг котята прибежали

И клубочки подобрали -Мягкими кистями рук выполнять

движение «кошечка».)

Где же, где ж мои клубочки -Развести руки в стороны

Как же мне вязать чулочки -Выполнять движение «вязание на спицах

Май

1. «Как мы маме помогали»

Раз, два, три, четыре,

-Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Мы посуду маме мыли:

-Потереть одной ладошкой о другую.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

-Ребенок загибает пальчики, начиная с большого

И большую поварешку.

Мы посуду маме мыли,

-Потереть одной ладошкой о другую.

Только чашку мы разбили,

-Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

Ковшик тоже развалился,

Носик чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Вот как маме помогали!- Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Июнь

1. «Кто приехал?»

Кто приехал?- Пальцы обеих рук сложены вместе.

Мы, мы, мы! -Быстро хлопают кончики больших пальцев

Мама, мама, это ты?- Кончики больших пальцев прижаты, а кончики

остальных хлопают.

Да, да, да! -Хлопают кончики больших пальцев.

Папа, папа, это ты? -Хлопают кончики указательных

Да, да, да! -Хлопают кончики больших пальцев

Братец, братец, это ты? -Хлопают кончики средних пальцев

Да, да, да! -Хлопают кончики больших пальцев

Ах, сестричка, это ты? -Хлопают кончики безымянных

Да, да, да! -Хлопают кончики больших пальцев

Все мы вместе, да, да, да! -Хлопают кончики мизинцев. Хлопать в

ладоши.

2. “Как у нас семья большая”

Как у нас семья большая да веселая- Ритмические хлопки в ладоши и

удары кулачками попеременно

Два у лавки стоят -Загнуть большие пальцы на обеих руках

Два учиться хотят -Загнуть указательные пальцы на обеих руках

Два Степана у сметаны объедаются- Загнуть средние пальцы

Две Дашки у кашки питаются -Загнуть безымянные пальцы

Две Ульки в люльке качаются- Загнуть мизинцы

Июль

1. «С мамой весело играем»

С мамой весело играем, ручкой ушки закрываем хлопаем в ладоши

Ушко раз, ушко два, куда вы спрятались друзья?

-закрываем ладошкой одно ушко, затем другое

С мамой весело играем, глазки ручкой закрываем -хлопаем в ладоши

Раз - глазок, два - глазок, куда ты спрятался дружок? --закрываем

ладошкой один глаз, затем второй

С мамой весело играем, ручкой щечки закрываем -хлопаем в ладоши

Щечка раз, щечка два, закачалась голова. -Прикладываем ладошку к

одной щечке, затем к другой и качаем головой

2. «Вот дедушка»

Вот дедушка, вот бабушка, зажимаем по одному пальцы в кулак,

начиная с большого

Вот папочка, вот мамочка,

Вот деточка моя,

Вот вся моя семья! -накрыли кулак, другой ладонью

Раз-два, раз-два. Дружная у нас семья -хлопаем в ладоши

Раз-два, раз-два, Дружная у нас семья

Утром солнышко встречаем, -руки вверх

Работать папу провожаем -машем рукой

С мамочкой потом играем, -руками фонарики

Вместе книжечку читаем -ладони вверх и рядом

Очень вкусненько едим,- показываем, как едим

А потом немножко спим -сложенные ладошки под голову

Раз-два, раз-два, Дружная у нас семья- хлопаем в ладоши

Август

1. «Семья могучая».

В одном лесу дремучем -Покачать руками над головой, как деревья

Жила семья могучая. -Сложить ладони над головой в виде крыши

И крыша с трубой темной. -Поднять средние пальцы – труба

Из трубы в колечки дым. -«Колечки» из всех пальцев поочередно

Плим, плим, плим!- Пощелкать пальцами

2. «Моя дружная семья.»

Раз уселась на скамейке

-пальцы сжаты в кулак

Наша дружная семейка:

Самой первой села мама, -разогнуть большой палец

Рядом — строгий наш отец. -разогнуть указательный

Следом братец и сестрица. -разогнуть средний и безымянный

Ну а мне где поместиться- разогнуть мизинец

Сентябрь

1.«Оладьи».

Вкусные оладьи бабушка пекла,

-произвольные движения кистями рук

Всех своих внучат обедать позвала:

Машу, Таню и Сережу, Киру, Ваню и Антошу.- загибаем пальчики

Все за стол садятся дружно, -сжимаем кулачки

Ведь давно обедать нужно! -разжимаем кулачки, энергичные

потряхивания кистями рук

Оладушки вареньем смажем, -гладим одну ладошку другой

Бабушке «спасибо» скажем! -сжимаем и разжимаем кулачки

2. «Бабушка и внуки».

Было у бабушки десять внучат -хлопок, кулачок

Две Акульки в люльке качаются,

-поочердно загибают пальчики

Две Аринки на палатях улыбаются,

Два Ивана на лавке сидят,

Два Степана учиться хотят.

Это чья рубашка – сжимают и разжимают пальчики

Белые горошины? -Показать пальцами «горошины»)

Бабушка старалась, шила для Алёшеньки -делают движения

напоминающие шить иглой

Это чей сарафан с белыми ромашками? -сжимают и разжимают пальчики

Бабушка старалась, шила для Наташеньки.- делают движения

напоминающие шить иглой

Октябрь

1. «Три медведя»

Три медведя шли домой -Дети имитируют ходьбу на месте

Папа был большой – большой -Тянут руки вверх

Мама чуть поменьше ростом -Наклоняются

А малыш малютка просто -Приседают

Очень маленький он был, с погремушками ходил -Изображают игру

погремушками

Дзынь – дзынь – дзынь, с погремушками ходил

2.«Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре -хлопаем в ладоши

Кто живёт у нас в квартире? -шагаем на месте

Раз, два, три, четыре, пять -прыжки на месте

Всех могу пересчитать- шагаем на месте

Папа, мама, брат, сестра -хлопаем в ладоши

Кошка Мурка, два котёнка -наклоны туловища вправо, влево

Мой сверчок, щегол и я - повороты туловища вправо, влево

Вот и вся моя семья -хлопаем в ладоши

Ноябрь

1.«Семейная зарядка»

Осенью, весною, летом и зимой -хлопки руками

Мы во двор выходим дружною семьёй. -маршируют на месте

Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку- взявшись за руки

образуют круг

Мама руки поднимает -руки вверх и вниз

Папа бодро приседает -приседания

Повороты вправо- влево делает мой братик Сева- руки на пояс, повороты

всем корпусом

А я сам бегу трусцой и качаю головой -бег на месте и наклоны головой в

стороны

Декабрь

1.«На пригорке»

На пригорке - три избушки -смотрим в «бинокль»)

Что за чудо - деревушка -руки в стороны, пожимаем плечами

Зреют яблочки в саду -потянуться вверх на носочках

Утки плавают в пруду -покружиться вразвалочку

Коровы травку жуют -показать «рожки»)

Петушки вовсю поют -встать на одну ногу, «хлопать крыльями»

Дед и баба там живут -поочердно подпирать щки

Сидят, внуков в гости ждут -призывают ладонями к себе

Через речку брошен мостик -руки полочкой перед собой

Мы идём с тобою в гости- шагаем

Ожидаемые

конечные

результаты

программы

Воспитанники должны

знать:

- культуру российской

семьи;

- что взаимосвязано

наше общество и семья;

- понятия: семья,

наследство, семейные

традиции;

- что даёт нам семья;

- секреты семейных

отношений;

- правила, обязанности в

семье;

Воспитанники должны

уметь:

-распределять

обязанности между

членами семьи;

- оформлять стенд «Моя

группа-семья»;

- устанавливать

дружеские отношения

между сверстниками;

- налаживать

коллективные,

гуманные отношения в

группе-семье;

- сказать нет вредным

привычкам;

- делать выводы

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Программа Ожидаемые

результаты

Способы их

проверки

1.

«Семейные

ценности»

Воспитанники

должны знать:

- культуру

российской

семьи;

- что

взаимосвязано

наше общество

и семья;

- понятия:

семья,

семейные

традиции;

- что даёт нам

семья;

- секреты

Выявление

динамики

интегрированного

показателя

личностного роста

воспитанников

(уровня

социальной

адаптации)

по семейному

воспитанию через:

- тестирование;

- оформлять стенд;

семейных

отношений;

- правила,

обязанности в

семье;

Воспитанники

должны

уметь:

-распределять

обязанности

между членами

семьи;

- оформлять

стенд «Моя

группа-семья»;

- устанавливать

дружеские

отношения

между

сверстниками;

- налаживать

коллективные,

гуманные

отношения в

группе-семье;

- сказать нет

вредным

привычкам;

- делать

выводы

- презентацию;

- антирекламу

«Нет сигарете и

алкоголю»;

- обучающиеся

практикумы;

- конкурс рисунков

«Моя будущая

семья»

Список литературы

Рекомендуемая литература для взрослых и детей по программе

«Семейные ценности»

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.-1985.

Вершинин В.Н. Домашнее воспитание. – Чебоксары.- 1998.

Зверева О. ., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. –

М. - 2000.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.-2000.

Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи.- М.- 2000.

Панкова Л.М. У порога семейной жизни.- М.- 1991.

Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России М, 1999

Стрельникова М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К-", 2013. -

292 с.

Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.- 1987.

Фролин А. Азбука для родителей. – Л.-1991.

Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа [Электронный

ресурс]: Учебное пособие/Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н.

Кардашенко В. Н. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина,1980.

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Под общ.

ред. Битяновой М. Р. – СПб.: Питер, 2002.

Программно методическое обеспечение воспитательного процесса в детском

доме. Учебно-методическое пособие. Авторы – составители: Посашкова И.

П., Лобченко М. В., Егорова Е. А. и др. ГОУ ДПО «ИРООО», Омск – 2007.

Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. – М.: Новая школа, 1993.

Социальные и психологические проблемы детства: материалы

межрегиональной научно-практической конференции. – Тара: ОмГПУ,

филиал в г. Таре, 2007.

Федеральное законодательство об охране здоровья школьников// Школа

здоровья – 2004, - №3.

Форд Е. Школа правильной осанки// Воспитание школьников – 2005, - №9.



В раздел образования




Яндекс.Метрика