Автор: Самойлова Инна Павловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ 1 г.Алдан
Населённый пункт: Алдан, Саха (Якутия), Россия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки
Раздел: среднее образование
Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки.
“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной
степени, становится другим ” Б.Асафьев
Формирование личности человека — это последовательное изменение и
усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду,
другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни.
Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.
Развитие человека — это процесс количественного и качественного
изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и
движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как
природных, так и социальных сторон личности. Природная сторона человека
развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и
изменения носят возрастной характер.
Источник социального развития личности находится во взаимодействии
личности и общества.
На формирование личности влияют три фактора:
1.
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор,
так
как
это
специально
организованная
система
воздействия
на
подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.
2.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии
личности:
уровень
развития
производства
и
характер
общественных
отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
3.
Задатки — особые анатомо—физиологические предпосылки
способностей
к
разным
видам
деятельности.
Наука
о
законах
наследственности — генетика - полагает наличие у людей сотни различных
задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти,
молниеносной реакции до редкой математической и художественной
одаренности.
Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких
результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения,
общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека
на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться
лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной
средой.
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов,
знаний п умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся
новизной,
оригинальностью,
уникальностью.
Изучение
этих
свойств
личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых
компонентов умственной активности, а также потребности личности в само
актуализации,
в
раскрытии
и
расширении
своих
созидательных
возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально,
исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль
отводилась
“озарению”,
вдохновению
и
им
подобным
состоянием,
сменяющим предварительную работу мысли.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое
воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что
—то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя
существовало,
сделать
по-новому,
по-своему,
лучше.
Иначе
говоря,
творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к
прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и
широком смысле этого понятия. По своей удивительной способности
вызывать в человеке творческую фантазию искусство занимает первое место
среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему
воспитания человека.
В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к
творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты
этих стремлений. Об огромной роли искусства, творческой фантазии в
развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный
факт, что значительная часть научно—технических проблем выдвигалась
сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия,
решалась наукой и техникой.
Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе -
развитие в учащихся творческого начала. Ведь там, где появляется
творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и
одновременно повышается результат. Это знают все хорошие педагоги.
Творить,
по
определению
К.Станиславского,
означает
“страстно,
стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к
сверхзадаче”-
постижению
и
раскрытию
художественного
образа
произведения.
Для
учителя
музыки
чрезвычайно
важно
уметь
быть
выразительным во всех своих проявлениях, уметь находить адекватную
внешнюю
форму
выражения
переживаемых
им
чувств,
эмоций.
Эмоциональное начало должно органично соединиться в мастерстве учителя
музыки с аналитическими способностями.
Школьная программа “Музыка” нацеливает учителя на воспитание у
школьников
музыкальной
культуры,
а
при
такой
постановке
цели
музыкального воспитания особенно важно владеть искусством своей
профессии.
Современный опыт ведения урока в школе убедительно показывает, что
учитель может быть истинным творцом только тогда, когда ежеминутно
связывает неразрывной нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со
своим внутренним миром, со своим отношением к звучащему, со своим
жизненным опытом. Всякая художественно—педагогическая задача, идея
урока должна быть органична для учителя, глубоко им пережита и, самое
главное, отождествлена со своим “я”. Этот процесс сложен, но лишь его
наличие превращает урок в настоящую правду искусства. Естественно, в
художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом
подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство. Это в
полной мере следует отнести к педагогическому процессу на уроке.
Особенно
важно
в
эмоциональной
стороне
профессионального
мастерства учителя музыки умение найти верный тон урока, который
присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке.
Основными задачами музыкального воспитания я считаю:
1.
Развитие музыкальных и творческих способностей (с учетом
Возможностей Каждого) посредством различных видов музицирующей
деятельности;
2.
Формирование начала музыкальной культуры, как основы общей
духовной культуры.
Задачи определяют и содержание, и форму занятий, а их успешное
решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от
значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм
организации музыкальной деятельности и др.
Современная педагогика подчеркивает, что структура урока не может
быть стандартной, что она зависит от цели, конкретных задач и специфики
самого предмета. Учителю музыки следует помнить об этом и не стремиться
строить урок музыки так же, как по любому другому школьному предмету,
либо вне каких—либо правил. Урок музыки как урок искусства, конечно,
имеет свои особенности и вместе с тем как школьный предмет. он имеет
сходство со всеми другими уроками.
Все предметы, входящие в учебный план, объединяет общая цель:
формирование всесторонне развитой, гармонической личности. И хотя в
каждом случае цель реализуется различными средствами (в данном случае —
средствами музыки), она едина.
В основе построения любого школьного урока лежат психолого —
педагогические закономерности. Урок музыки также строится с учетом
общих закономерностей развития учащихся, в соответствии с характером их
мышления, интересов и.т.д. Всё преподавание в школе строится на основе
обще дидактических принципов, в соответствии с особенностями каждого
предмета.
Принципы воспитывающего обучения: систематичность, доступность,
наглядность и другие — присущи урокам музыки, как и преподаванию
любого другого предмета. Объединяет музыку с другими предметами и
форма организации урока: класс имеет один и тот же состав учащихся
определённой возрастной группы, обязательность урока для всех учащихся,
продолжительность
урока, сообщение нового, закрепление, повторение, проверка усвоения
пройденного материала.
Музыкальное искусство — особая форма отражения действительности,
в которой важнейшую роль играют чувства, эмоциональная сфера.
Уроки
музыки
—
уроки
искусства.
Музыка
определяет
все
происходящее на занятиях. Ведь и строится урок в опоре на закономерности
самой музыки. В нем обязательно есть своя кульминация, подход к ней,
заключение.
На моих уроках звучит музыка, способствующая развитию у учащихся
здоровых
музыкальных
потребностей
и
высокого
вкуса.
Свобода
в
суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся,
удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря
музыке. Моя музыкально—педагогическая деятельность сочетает в себе
педагогическую,
хормейстерскую,
музыковедческую,
музыкально—
исполнительскую и исследовательскую работу.
Художественная деятельность занимает в жизни особое место, она
тесно связана с творчеством и проявляется в умении интересно, увлекательно
проводить уроки музыки и внеклассные занятия, ярко, образно исполнять
музыкальные произведения.
Вообще педагогический процесс связан с постоянным творческим
поиском. На основе применяемых мной стимулирующих методов возникает
творческая деятельность учащихся. Творческое состояние класса я стараюсь
поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным
стремлением. Естественно, что их творческая деятельности не может
проявиться сразу же в полном объеме. Постепенно, шаг за шагом,
вырабатываю у ребят потребность в самостоятельности суждений и оценок,
пробуждаю инициативу и творческую фантазию.
Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный и
активный характер, я подбираю дополнительный репертуар для урока
музыки и для внеклассной работы, включаю произведения, которые могут
отвечать дидактическим задачам общего продвижения учащихся.
С целью формирования у школьников ассоциативного мышления
стараюсь тактично импровизировать в неожиданных ситуациях, использую
разнообразные формы работы, способствующие созданию на занятиях
атмосферы
творческой
активности,
заинтересованности
(словесно-
иллюстративная, поисковая и т.д.); разрабатываю серии творческих заданий
и нахожу наиболее эффективные формы их постановки перед школьной
аудиторией; применяю различные виды творческой деятельности, исходя из
главной задачи каждого конкретного занятия.
Общее воспитание осуществляется в соответствии с той духовной
атмосферой, в которой живет человек. Атмосфера урока музыки - это
искренность общения собеседников, это открытие себя, постижение жизни.
Если на уроке царит дух творчества, инициативы, то и сам урок
превращается в факт жизни, празднично приподнятой и осмысленной.
Выходя к детям, мне необходимо предъявляет себя как личность.
Слушая, дети с присущей им обостренной восприимчивостью различают не
только степень искренности, но и интонацию, улавливая по ней моё
настроение, моё отношение к младшим собеседникам, к музыке.
Единственно возможный и наиболее естественный путь познания
человека через музыку — внимание к музыкальной интонации. Создание
духовной
атмосферы
урока
л
начинаю
собственной
интерпретации
музыкального произведения. Только в живой атмосфере человеческого
общения музыка может раскрыть все свои духовные и смысловые богатства.
И это естественно. Музыка -сама воплощение жизни.
Возраст старшеклассников - пора романтики, острого интереса к миру,
недоверия к общим словам, пылкой устремленности к доброму, веры в
справедливость. Старшие ребята наиболее чутко реагируют на малейшую
фальшь, с более строгими мерками подходят к искренности и простоте
каждого слова, жеста, музыкального звука.
Рожденная жизнью, музыка делает саму жизнь еще содержательнее,
богаче. Открывать эти богатства детям - в этом социально—нравственная
миссия учителя музыки. В интересах учителя научиться воссоздавать ту
наиболее
естественную
для
музыкального
обучения
и
воспитания
питательную среду, каковой является интонационная, духовная атмосфера
урока.
Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с
самого начала школьных занятий музыкой. Когда звучит музыка, только
внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-
настоящему понять. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать
характер
музыки,
выражать
его
в
своей
творческой
деятельности,
приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.
Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях.
Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что заложено в ней
композитором и исполнителем, но и то, что под ее влиянием рождается в его
душе, что создает уже его собственное творческое воображение. Так,
прослушанное произведение рождает в нем сложный сплав объективного
содержания
музыки
и
субъективного
ее
восприятия.
К
творчеству
композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество
слушателя!
Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как
правило, яркое,
живое,
и “музыкальные
картинки”
они
слушают с
удовольствием, причем чаще всего я прошу их слушать с закрытыми глазами,
чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении. Играя им
программную музыку, я не сообщаю предварительно ее названия, с тем
чтобы они сперва определили характер самой музыки, а уж потом
попытались дать ей свое название, исходя из того, что ими было услышано,
почувствовано и осмыслено.
Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального
восприятия. Я постепенно подвожу их к правильному названию. Нельзя
навязывать слушателям свои собственные толкования. А чуткая “подсказка”
может оживить творческое воображение, интеллект и память ребенка и тем
самым принести добрые плоды. Я часто предлагаю своего рода сочинения на
музыкальные темы, стараясь не стеснять воображение детей, не ограничивать
их ассоциативное мышление.
Это только некоторые формы общения детей с музыкой, которые
направлены на развитие творческого воображения, на развитие восприятия
музыкального образа, а через него — на восприятие разных сторон жизни.
Как заразить их собственным творчеством? Все дело не в моих
вокальных, пианистических, дирижерских навыках, а в умении ладить с
ребятами, уважать в них творческую личность, в умении слушать их,
улыбаться им и прощаться с ними в конце урока или учебного года.
Активность класса может служить одним из важнейших критериев
педагогического мастерства учителя.
Пути вхождения в песню, рождаемые самой музыкой и детьми, —
позволяют мне раскрывать и находить все новые и новые разнообразные
пути вокально—хорового музицирования, позволяют постепенно овладеть
тем методическим богатством, которое таится в искусстве; открывают
творческую
свободу
в
нахождении
своих
авторских
вариантов,
в
совершенствовании педагогического мастерства и мастерства хормейстера.
Освоение детьми способов выражения своей индивидуальности в
исполнительской деятельности дает новое качество — развитие их как
творческой культурной и духовной личности.
Готовясь к занятиям, можно сколько угодно продумывать логику
освоения того или иного музыкального произведения. Но приходя к детям,
мои
действия
должны
выглядеть
непосредственными,
естественными,
рождаясь и развиваясь на глазах у ребят. Ценность импровизации как
методического приема в работе с детьми в готовности к выражению
душевного состояния, важной мысли, впечатления.
Импровизация - это один из путей развития творческих способностей
ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность
школьников:
в
ответе
на
поставленный
вопрос,
в
пластическом
интонировании. Высшим проявлением педагогического мастерства является
импровизационный способ ведения урока — урока, свободного от штампа.
Вокальная импровизация - другая сторона творческого развития
школьников.
Занятия
импровизацией
могут
преследовать
две
взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового
слуха, вторую — развитие творческой фантазии. Импровизации могут быть и
ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп,
динамику
исполнения).
Сознательные
занятия
импровизацией
предусматриваются в программе лишь со второго класса.
Мои дети очень любят придумывать, комбинировать, что—то создавать.
Многие музыкальные произведения дают возможность проявить себя
творчески в движениях, инсценировках песен. Хочется отметить, что
импровизацию нельзя рассматривать как обязательную часть программы
школьных занятий музыкой, и отсутствие ее не может рассматриваться как
недостаток в проведении уроков музыки. “Пластическое интонирование”- это
один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой
жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания.
Жест,
движение,
пластика
обладает
особенным
свойством
обобщать
эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие
движения, решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько
понятными, настолько “заразить” детей эмоциями, что буквально отпадает
необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки.
Пластическое интонирование — это любое движение человеческого тела,
вызванное музыкой и выражающее ее образ. Движение могут быть
различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на
музыкальных инструментах в характере музыки от покачивания корпусом, до
радостного танца, от легкого шага до хоровода. Дети чаще ждут показа
сотового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают.
Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными
помочь ребенку. Важно — свобода творчества.
На своих уроках я часто пользуюсь приемом исполнения музыки
движением, жестом — “пластическим интонированием”. Это помогает
ребятам ощутить протяженность фразы, почувствовать характер того или
иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки,
а также проявить себя в творческом поиске. Исполнение музыки движением
дает мне увидеть, как слышит музыку каждый ученик. В то же время
исполнение музыки движением раскрепощает ребят и заставляет их слушать
произведение от начала до конца, не “выключаясь”. Когда меняется характер
музыки, моментально видно, насколько чутко уловили эти изменения дети, а
значит, насколько они были внимательны.