Автор: Силина Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.Кашин
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Таблица умножения на 6 и соответствующие случаи деления
Раздел: начальное образование
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ
Тема: «Таблица умножения и деления с числом 6»
Цели деятельности учителя:
составление таблицы умножения числа 6 и 6 на число ,соответствующие случаи деления .
Планируемые результаты:
Предметные:
знать табличные случаи умножения и деления с числом 6, название компонентов и результата действия умножения;
уметь применять таблицу умножения и деления на 6.
Личностные: уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: учебник, раздаточный материал (примеры)
Этап урока
Методы и приемы
Хроно
метра
ж
Содержание урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I. Этап
самоопределения
к деятельности
Словесный: слово
учителя
Психологический
настрой
1 мин - Здравствуйте ребята.
Приветствуют учителя
Готовят рабочее место
Р: планирование своих
действий в
соответствии с
поставленной задачей.
Л:освоение
личностного смысла
учения.
II. Актуализация
знаний и
мотивация
3 мин - Давайте начнем наш урок с устного счета.
- Я прочитаю задачу, а ваша задача определить
действие, которым она решается и назвать ответ.
- Мама купила 3 кг крупы и 2 кг муки. Сколько всего
килограммов продуктов купила мама? (+, 5 кг.)
- В коробке 20 банок сгущенного молока. Продали 5
банок. Сколько банок молока осталось в коробке? (-,
15 б.)
- В столовой истратили 5 пакетов муки по 3 кг
каждый. Сколько муки истратили? (*, 15 кг.)
- На одно платье идет 2 м ткани. Сколько платьев
можно сшить из 10 м ткани? (:, 5 п.)
- Тетрадь в клетку стоит 4 руб., а альбом 12 руб. Во
сколько раз тетрадь стоит меньше, чем альбом? (:, 3)
- А теперь я буду читать вам высказывания и если вы
согласны, то понимаете руку, если нет, то ничего не
делаете.
1. Произведение чисел 3 и 8 равно 24. (+)
2. Число 8 больше, чем число 2 в 16 раз. (—)
3. Если к 36 прибавить 18, получится 45. (-)
4. 30 — четное число. (+)
5. В таблице умножения на 4 есть число, которое
оканчивается цифрой 0. (+)
6. Частное чисел 36 и 8 равно 4. (-)
7. Число 25 делится на 2. (-)
Записывают число в тетради
Решают задачи устно
К.: осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания
8. Из произведения чисел 8 и 0 число 6 не вычитается.
(+)
III. Постановка
учебной задачи
4 мин - А теперь мы проверим, насколько хорошо вы отрабо-
тали таблицу умножения на 3, 4 и 5. Посмотрите на
слайд и попробуйте устно вычислить ответ. (слайд)
3х9=27
4х8=32
5х7=35
7х5=35
8х4=32
9х3=27
- По какому принципу составлены примеры?
- Какое правило здесь используется?
- А почему мы смогли решить эти примеры?
- Посмотрите внимательно ещё раз на данный столбик
примеров и скажите, а какого примера не хватает в
столбике?
- Как вы думаете, почему я его пропустила? Чего по-
боялась?
- Сформулируйте тему урока.
- А какие цели мы можем поставить?
- Откройте тетради, отступите 4 клетки от предыду-
щей работы и запишите сегодняшнее число, классная
работа.
Записывают примеры и решают их
Предположения детей
От перестановки мест множителей…
Потому что уже проходили таблицу
умножения с числами 3,4,5.
6 х 6.
Мы не изучали таблицу умножения на 6.
Таблица умножения и деления с числом
5.
Составить, записать таблицу умножения
на 6 и научиться её использовать.
Записывают число в тетради
Р: планирование
учебной деятельности
П: самостоятельное
выделение и
формулирование цели
IV. Открытие
нового знания
Практический –
решение задач
15 мин - Как найти значение произведения 6 х 6?
- На сколько больше будет каждое следующее
произведение?
- Откройте учебники на странице 44 посмотрите на
рисунок в верхней части страницы.
- Давайте вместе составим таблицу умножения с
числом 6.
- Кто-то один будет записывать на доске, остальные в
тетрадях.
6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6 = 36 или 6 х 5 + 6 =
36
На 6.
Совместно с учителем составляют
таблицу умножения с числом 6
Р.: поиск способов
решения учебной
задачи
Динамическая
пауза
- Итак, 6 х 1=36 ……
- А теперь попробуйте в парах составить таблицу
деления.
- Каким правилом воспользуемся для составления
таблицы деления с числом 6? (примеры на слайде)
- Давайте проверим, как вы справились. (слайд)
- Если у вас все верно, то поставьте себе на полях
зеленые кружочки.
36:6=6
42:6=7 42:7=6
48:6=8 48:8=6
54:6=9 54:9=6
Физминутка
-А теперь ребята давайте поищем закономерности,
ключики к лучшему запоминанию таблицы.
-Посмотрите внимательно и скажите, что интересного
вы увидели?
6х2=12
6х3=18
6х4=24
6х5=30
6х6=36
6х7=42
6х8=48
6х9=54
Закономерности:
второй множитель увеличивается на 1
первый множитель неизменный
произведение увеличивается на 6 (сверху вниз,
а снизу вверх уменьшается на 6)
все произведения двузначные числа
сумма цифр в произведении чередуется так
3,9.6,3,9,6,9 (кроме 48)
Работают в парах
Если произведение разделить на один из
множителей, то получится другой
множитель.
Сверяют с эталоном и оценивают
Высказывают свое мнение
Внимательно слушают учителя
Р.: выполнять учебное
действие
при умножении 6 на чётное число
произведение оканчивается той же цифрой на
которую умножали.
- А теперь давайте поработаем по учебнику.
- №1 на стр. 44. Выполним устно по цепочке.
3 х 6=18 12 : 6=2
5 х 6=30 24 : 6=4
7 х 6=42 48 : 6=8
9 х 6=54 42 : 6=7
10 х 6=60 60 : 6=10
1 х 6=6 6 : 6=1
По цепочке читают пример и называют
ответ
V. Первичное
закрепление во
внешней речи
5 мин - Ребята, посмотрите на задачу №6 на стр.44.
- Прочитайте условие задачи.
- Что нам известно?
- Что нам нужно найти?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
Почему?
- Давайте составим краткую запись
- Что мы найдем первым действием?
- А теперь мы можем ответить на вопрос задачи?
Каким действием?
- Молодцы, ребята.
Один ученик читает вслух условие з-чи
Было 50кг сахара и его расходовали 6
дней по 2 кг каждый день.
Сколько килограммов сахару осталось.
Нет. Потому что она решается в 2
действия.
Сколько всего израсходовали за 6 дней.
Да. Вычитанием.
К: умение полно и
точно выражать свои
мысли
VI.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой
6 мин - Следующее задание вы выполняете самостоятельно
на листочках которые лежат у вас на партах.
- Каждый выполняет самостоятельно.
- А теперь поменяйтесь листочками с соседом,
проверяем.
- Если все верно или есть 1 ошибка – поставьте
зеленым карандашом плюс, если 2-3 ошибки, то
желтым, если больше 3 ошибок, то красным.
- Передайте мне листочки с последних парт.
Решают примеры на листочках
Выполняют взаимопроверку
Оценивают работу соседа
П: ориентироваться в
своей системе знаний
VII. Включение в
систему знаний
5 мин - Посмотрите на задание №2.
- Чтобы его выполнить, нам необходимо повторить
порядок действий. Кто нам о нем расскажет?
- Умножение всегда выполняется раньше сложения и
вычитания. И деление так же.
- Давайте выполним это задание устно по цепочке.
Ребята рассказывают о порядке действий
Ребята по очереди читают и вычисляют
VIII. Рефлексия
Словесный: беседа
2 мин - Давайте повторим
- Какую тему мы сегодня изучили?
- Чему мы научились на уроке?
- А теперь поднимите зеленые карандаши те, кому на
уроке все было понятно и было очень легко, желтый –
те, кто считает, что было немного сложно, но все равно
в итоге все понял и красный те, кто что-то не понял и
было очень трудно.
- Все ребята молодцы. Спасибо за урок!
Таблица умножения и деления с числом
6.
Умножать и делить на число 6.
Л: умение ставить
оценку собственной
деятельности