Автор: Быхало Елена Константиновна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №30 "Берёзка"
Населённый пункт: г-к Анапа
Наименование материала: из опыта работы
Тема: «Влияние предметно-пространственной среды по физическому воспитанию на развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №30 «Березка»
муниципального образования город-курорт Анапа
Выступление по теме:
«Влияние предметно-пространственной среды по физическому воспитанию на
развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи» (из опыта работы)
Воспитатель
МБДОУ д/сад №30 «Березка»
Быхало Елена Константиновна
Анапа 2022
В Рабочей программе воспитания МБДОУ д/сад №30 «Березка» одной из
задач воспитания является охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Работая на протяжении 8 лет в группе компенсирующей направленности,
которую посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, наблюдаем у детей
недостаточное физическое развитие (нарушена общая и мелкая моторика,
ориентация в пространстве, недостаточная скоординированность, слабые
мышцы и т.д.).
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его
речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками,
развивается координация движений. Обучение движениям происходит при
участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног,
туловища,
рук,
головы
подготавливает
совершенствование
движений
артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей с ТНР очень
важным является организация развивающей предметно-пространственной
среды в группе.
Внедряя
впрактику
новые
подходы
в
организацию
развивающей
предметно-пространственной среды, мы обеспечиваем полноценное развитие
дошкольников;
сохранение
иукрепление
физического,
психического
здоровья, повышение устойчивости кстрессам; развиваем полноценную
личность, познавательную активность итворческие способности; развиваем
социально - коммуникативные качестваличности дошкольников.
Среда должнабытьудобной для детей, целесообразной, настраивать на
эмоциональный лад, создаватьобраз того или иного процесса, обеспечивать
гармоничное отношение междуребёнком и окружающим миром.И роль
взрослого заключается в правильном моделировании такой среды.
В
групповых
комнатах,
при
создании
развивающей
предметно-
пространственной
среды,
выделили
зоны,
которые
стимулирует
двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к
культуре здоровья,помогает освоить способы сохранения здоровья. Они
состоят
изспортивного
уголка,
уголкафизического
саморазвития
и
уголкауединения. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать себя
защищённым, иногданаступает такой момент, когда необходимо уединиться.
Для
уединенияребенка
используем
домик-палатку
ишатер.
Для
того
чтобыразвивающая предметно-пространственная среда побуждала ребёнка к
новой двигательнойактивности, способствовала укреплению его здоровья,
она должна изменятся,т.е. быть мобильной и доступной. Все имеющиеся в
группах пособия и материалы всегданаходятся в распоряжении детей.
Развивающая предметно –пространственнаясреда группы меняется в
зависимости
от
возрастных
особенностей
детей,
периода
обучения,
образовательнойпрограммы.
Среда
должна
работать
на
развитие
самостоятельности ребёнка. Правильноорганизованное пространство группы
позволяет дошкольникамвыбирать интересные для себя занятия, чередовать
их
в
течении
всего
дня,
апедагогу
даёт
возможность
эффективно
организовывать
образовательныйпроцесс
с
учётом
индивидуальных
особенностей детей.
Обогащая среду элементами, сделанными совместно с детьми, мы
стимулируем познавательную, эмоциональную и двигательную активность
детей.
В
своей
работе
с
детьми
активно
использую
здоровьесберегающиетехнологии, такие как:
-технологии сохранения и стимулирования здоровья (подвижные игры,
спортивные игры, утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна,
пальчиковая гимнастика, физ.минутки, дыхательная гимнастика,элементы
релаксации и психогимнастики).
- технологии обучения здоровому образу жизни (ООД по физической
культуре, коммуникативные игры, беседы о здоровье)
-технологии
коррекции
звукопроизношения(артикуляционная
гимнастика).
Для того, чтобы применять данные технологии и при этом не терять
интерес детей, необходимо постоянно изготавливать новые атрибуты,
модифицировать и изменять игры с учетом интересов воспитанников
группы, придумывать новые формы применения технологий.
Всем известно, что развитие речи тесно связано с развитием тонких
движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев
являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения
речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность
увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми
упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую
гимнастику.Для проведения гимнастик, в помощь воспитателю, созданы
картотеки.
Особенно эффективно для улучшения и укрепления здоровья, считаю
дыхательную гимнастику, которая проводится в стихотворной форме.
Детям
с
речевыми
расстройствами
необходимо
выполнять
как
традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного,
нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику.
Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с
упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления,
а также используя музыку и пение совместно с движением.
Для обучения ребят правильному дыханию, укреплению дыхательных
мышц, стимуляции работы верхних дыхательных путей, обеспечения
вентиляции легких во всех его отделах, в группе, существуют такие пособия,
как дыхательные тренажеры: «Весёлая перчатка», «Чашка чая», «Паучки»,
«Обезьянка». В создании которых принимали участие сами дети.
Совместно с детьми, изготовлено многофункциональное дидактическое
пособие «Лапки-косолапки». Пособие направленно на развитие навыков
ориентировки в пространстве (вперёд, назад, вправо, влево). С помощью
данного пособия развивается вестибулярный аппарат (чем меньше площадь
опоры, тем труднее сохранить равновесие); сенсорное восприятие предметов;
закрепляются математические представления (счет в пределах 10, понятие
«цифра», «какой по счету»).
Особый интерес для педагогов должны составлять двигательно-речевые
средства. Их надо чаще использовать на занятиях при динамической паузе,
при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с
речью. Стихотворения подбирать так, чтобы соотнести ритм стихотворной
строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть
средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.
Потребность в движении для детей нашей группы является важной
задачей при организации развивающей предметно-пространственной среды.
Для этого в раздевалке был создан физкультурный центр, которыйпользуется
популярностью
у
детей,
поскольку
реализует
их
потребность
в
самостоятельной двигательной активности. Центр направлен на создание
условий для повышения двигательной активности детей и коррекции
двигательных нарушений; развитие физических качеств, формирование
двигательных
умений
и
навыков,
воспитание
потребности
в
самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Здесь дошкольники
могут выполнять разные виды движений: прыжки с продвижением по
извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель. Уголок укомплектован,
как стандартным покупным спортивным оборудованием, так и атрибутам
изготовленными своими руками, это: флажки, ленточки, разноцветные
мешочки с песком, вязанные малогабаритные мячи, которые используются
как
для
проведения
утренней
гимнастики,
с
целью
профилактики
заболеваний,
так
и
для
проведения
подвижных
игр
и
спортивных
развлечений.
Для профилактики плоскостопия,с помощью родителей, изготовлена
массажная дорожка- трансформер, а также тренажер «Колючий ёжик».
Цель этих пособий - развитие мышц нижних конечностей, развитие
координации, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; профилактику
плоскостопия.
С
целью
сформировать
представления
детей
о
внешнем
и
внутреннем строении тела человека и пространственным расположением его
частей, в группе созданодидактическое пособие «Изучаем строение
человека», «Что у нас внутри».
Задачей этих
пособий является
знакомство детей
с
внешним
и
внутренним строением тела человека и пространственным расположением
его
частей;
дать представление о роли
частей
тела и внутренних
органов человека;
закрепить
знание
частей
тела человека;
развивать
мышление, зрительную память, сообразительность.
Данные
пособия
могут
использоваться
как
в
проведении
общеобразовательной
деятельности,
в
мероприятиях
по
развитию
физической подготовки, так и в самостоятельной игровой деятельности
детей,
Все
эти
пособия
помогают
детям
добиваться
более
четкого
представления о движении, которое складывается на основе ощущений и
восприятий. Самостоятельная двигательная активность детей определяется
наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с
использованием физкультурного оборудования.
Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственная
среда в группе, способствует двигательной активности детей и создаёт
возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления
отставания в речевом развитии.
Перечень оборудования РППС группы
1. Атрибуты для организации подвижных игр и проведения утренней
гимнастики:
- маски, рули, ленты, флажки, платочки, султанчики, гантели.
2. Атрибуты для игр с прыжками:
- скакалки.
3. Атрибуты для игр с бросанием, ловлей и метанием:
- обручи, кольцеброс, мешочки с песком и крупами, мячи резиновые, мишени,
сетка баскетбольная.
4. Атрибуты для массажа:
тренажер для профилактики плоскостопия «Колючий ёжик».
массажная дорожка, мячики с шипами.
5. Атрибуты для игр с балансированием
6. Атрибуты для спортивных игр:
7. Атрибуты для развития дыхания:
дыхательный тренажер «Весёлая
перчатка», «Чашка чая», «Паучки», «Обезьянка».
8. Игровое пособие на развитие вестибулярного аппарата (чем меньше
площадь опоры, тем труднее сохранить равновесие); «Лапки-косолапки».
9. Картотеки: подвижных игр, народных подвижных игр, считалок.
10. Иллюстративный материал для ознакомления детей с видами спорта,
спортивным инвентарём.
11. Дидактические игры (настольные): «Не ошибись», «Что полезно, а что
вредно для зубов».