Напоминание

«Влияние предметно-пространственной среды по физическому воспитанию на развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»


Автор: Быхало Елена Константиновна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №30 "Берёзка"
Населённый пункт: г-к Анапа
Наименование материала: из опыта работы
Тема: «Влияние предметно-пространственной среды по физическому воспитанию на развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №30 «Березка»

муниципального образования город-курорт Анапа

Выступление по теме:

«Влияние предметно-пространственной среды по физическому воспитанию на

развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста с

тяжелыми нарушениями речи» (из опыта работы)

Воспитатель

МБДОУ д/сад №30 «Березка»

Быхало Елена Константиновна

Анапа 2022

В Рабочей программе воспитания МБДОУ д/сад №30 «Березка» одной из

задач воспитания является охрана и укрепление физического и психического

здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Работая на протяжении 8 лет в группе компенсирующей направленности,

которую посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, наблюдаем у детей

недостаточное физическое развитие (нарушена общая и мелкая моторика,

ориентация в пространстве, недостаточная скоординированность, слабые

мышцы и т.д.).

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его

речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками,

развивается координация движений. Обучение движениям происходит при

участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног,

туловища,

рук,

головы

подготавливает

совершенствование

движений

артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей с ТНР очень

важным является организация развивающей предметно-пространственной

среды в группе.

Внедряя

впрактику

новые

подходы

в

организацию

развивающей

предметно-пространственной среды, мы обеспечиваем полноценное развитие

дошкольников;

сохранение

иукрепление

физического,

психического

здоровья, повышение устойчивости кстрессам; развиваем полноценную

личность, познавательную активность итворческие способности; развиваем

социально - коммуникативные качестваличности дошкольников.

Среда должнабытьудобной для детей, целесообразной, настраивать на

эмоциональный лад, создаватьобраз того или иного процесса, обеспечивать

гармоничное отношение междуребёнком и окружающим миром.И роль

взрослого заключается в правильном моделировании такой среды.

В

групповых

комнатах,

при

создании

развивающей

предметно-

пространственной

среды,

выделили

зоны,

которые

стимулирует

двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к

культуре здоровья,помогает освоить способы сохранения здоровья. Они

состоят

изспортивного

уголка,

уголкафизического

саморазвития

и

уголкауединения. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать себя

защищённым, иногданаступает такой момент, когда необходимо уединиться.

Для

уединенияребенка

используем

домик-палатку

ишатер.

Для

того

чтобыразвивающая предметно-пространственная среда побуждала ребёнка к

новой двигательнойактивности, способствовала укреплению его здоровья,

она должна изменятся,т.е. быть мобильной и доступной. Все имеющиеся в

группах пособия и материалы всегданаходятся в распоряжении детей.

Развивающая предметно –пространственнаясреда группы меняется в

зависимости

от

возрастных

особенностей

детей,

периода

обучения,

образовательнойпрограммы.

Среда

должна

работать

на

развитие

самостоятельности ребёнка. Правильноорганизованное пространство группы

позволяет дошкольникамвыбирать интересные для себя занятия, чередовать

их

в

течении

всего

дня,

апедагогу

даёт

возможность

эффективно

организовывать

образовательныйпроцесс

с

учётом

индивидуальных

особенностей детей.

Обогащая среду элементами, сделанными совместно с детьми, мы

стимулируем познавательную, эмоциональную и двигательную активность

детей.

В

своей

работе

с

детьми

активно

использую

здоровьесберегающиетехнологии, такие как:

-технологии сохранения и стимулирования здоровья (подвижные игры,

спортивные игры, утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна,

пальчиковая гимнастика, физ.минутки, дыхательная гимнастика,элементы

релаксации и психогимнастики).

- технологии обучения здоровому образу жизни (ООД по физической

культуре, коммуникативные игры, беседы о здоровье)

-технологии

коррекции

звукопроизношения(артикуляционная

гимнастика).

Для того, чтобы применять данные технологии и при этом не терять

интерес детей, необходимо постоянно изготавливать новые атрибуты,

модифицировать и изменять игры с учетом интересов воспитанников

группы, придумывать новые формы применения технологий.

Всем известно, что развитие речи тесно связано с развитием тонких

движений пальцев рук. Движения рук, в частности упражнения для пальцев

являются хорошим стимулом не только для своевременного возникновения

речи, но и дальнейшего ее совершенствования. Двигательная активность

увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Необходимо как можно чаще использовать в занятиях и играх с детьми

упражнения для развития мелкой моторики, так называемую пальчиковую

гимнастику.Для проведения гимнастик, в помощь воспитателю, созданы

картотеки.

Особенно эффективно для улучшения и укрепления здоровья, считаю

дыхательную гимнастику, которая проводится в стихотворной форме.

Детям

с

речевыми

расстройствами

необходимо

выполнять

как

традиционные дыхательные упражнения на тренировку верхнегрудного,

нижегрудного и диафрагменного дыхания, так и звукоречевую гимнастику.

Особенно эффективно сочетать дыхательную и звукоречевую гимнастику с

упражнениями на мячах, используя их вибрационные свойства расслабления,

а также используя музыку и пение совместно с движением.

Для обучения ребят правильному дыханию, укреплению дыхательных

мышц, стимуляции работы верхних дыхательных путей, обеспечения

вентиляции легких во всех его отделах, в группе, существуют такие пособия,

как дыхательные тренажеры: «Весёлая перчатка», «Чашка чая», «Паучки»,

«Обезьянка». В создании которых принимали участие сами дети.

Совместно с детьми, изготовлено многофункциональное дидактическое

пособие «Лапки-косолапки». Пособие направленно на развитие навыков

ориентировки в пространстве (вперёд, назад, вправо, влево). С помощью

данного пособия развивается вестибулярный аппарат (чем меньше площадь

опоры, тем труднее сохранить равновесие); сенсорное восприятие предметов;

закрепляются математические представления (счет в пределах 10, понятие

«цифра», «какой по счету»).

Особый интерес для педагогов должны составлять двигательно-речевые

средства. Их надо чаще использовать на занятиях при динамической паузе,

при автоматизации звуков, при развитии умений координировать движения с

речью. Стихотворения подбирать так, чтобы соотнести ритм стихотворной

строки с движениями рук, ног, и туловища. Длина строки должна быть

средней, чтобы подобрать к ней соответствующее движение.

Потребность в движении для детей нашей группы является важной

задачей при организации развивающей предметно-пространственной среды.

Для этого в раздевалке был создан физкультурный центр, которыйпользуется

популярностью

у

детей,

поскольку

реализует

их

потребность

в

самостоятельной двигательной активности. Центр направлен на создание

условий для повышения двигательной активности детей и коррекции

двигательных нарушений; развитие физических качеств, формирование

двигательных

умений

и

навыков,

воспитание

потребности

в

самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Здесь дошкольники

могут выполнять разные виды движений: прыжки с продвижением по

извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель. Уголок укомплектован,

как стандартным покупным спортивным оборудованием, так и атрибутам

изготовленными своими руками, это: флажки, ленточки, разноцветные

мешочки с песком, вязанные малогабаритные мячи, которые используются

как

для

проведения

утренней

гимнастики,

с

целью

профилактики

заболеваний,

так

и

для

проведения

подвижных

игр

и

спортивных

развлечений.

Для профилактики плоскостопия,с помощью родителей, изготовлена

массажная дорожка- трансформер, а также тренажер «Колючий ёжик».

Цель этих пособий - развитие мышц нижних конечностей, развитие

координации, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; профилактику

плоскостопия.

С

целью

сформировать

представления

детей

о

внешнем

и

внутреннем строении тела человека и пространственным расположением его

частей, в группе созданодидактическое пособие «Изучаем строение

человека», «Что у нас внутри».

Задачей этих

пособий является

знакомство детей

с

внешним

и

внутренним строением тела человека и пространственным расположением

его

частей;

дать представление о роли

частей

тела и внутренних

органов человека;

закрепить

знание

частей

тела человека;

развивать

мышление, зрительную память, сообразительность.

Данные

пособия

могут

использоваться

как

в

проведении

общеобразовательной

деятельности,

в

мероприятиях

по

развитию

физической подготовки, так и в самостоятельной игровой деятельности

детей,

Все

эти

пособия

помогают

детям

добиваться

более

четкого

представления о движении, которое складывается на основе ощущений и

восприятий. Самостоятельная двигательная активность детей определяется

наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с

использованием физкультурного оборудования.

Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственная

среда в группе, способствует двигательной активности детей и создаёт

возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления

отставания в речевом развитии.

Перечень оборудования РППС группы

1. Атрибуты для организации подвижных игр и проведения утренней

гимнастики:

- маски, рули, ленты, флажки, платочки, султанчики, гантели.

2. Атрибуты для игр с прыжками:

- скакалки.

3. Атрибуты для игр с бросанием, ловлей и метанием:

- обручи, кольцеброс, мешочки с песком и крупами, мячи резиновые, мишени,

сетка баскетбольная.

4. Атрибуты для массажа:

тренажер для профилактики плоскостопия «Колючий ёжик».

массажная дорожка, мячики с шипами.

5. Атрибуты для игр с балансированием

6. Атрибуты для спортивных игр:

7. Атрибуты для развития дыхания:

дыхательный тренажер «Весёлая

перчатка», «Чашка чая», «Паучки», «Обезьянка».

8. Игровое пособие на развитие вестибулярного аппарата (чем меньше

площадь опоры, тем труднее сохранить равновесие); «Лапки-косолапки».

9. Картотеки: подвижных игр, народных подвижных игр, считалок.

10. Иллюстративный материал для ознакомления детей с видами спорта,

спортивным инвентарём.

11. Дидактические игры (настольные): «Не ошибись», «Что полезно, а что

вредно для зубов».



В раздел образования




Яндекс.Метрика