Автор: Иванова Ирина Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 18
Населённый пункт: город Тавда, Свердловская область
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: В каждом доме свои традиции
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание для родителей старших дошкольников.
«
В каждом доме свои традиции
»
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н.Толстой.
Цели: способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению
новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение
педагогической культуры родителей; поиск новых форм взаимодействия педагогов
с родителями.
Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о
семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребёнка.
Перед началом нашего разговора я предлагаю Вам немного расслабиться и
поиграть.
Игра-« Привет»
Игра проводится как приветствие – кричалка , без предварительных
объяснений.
Ведущий: Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему ….
Зрители: Привет!
Ведущий: С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой ….
Зрители: Привет!
Ведущий: При встрече через много лет вы крикните друзьям….
Зрители: Привет!
Ведущий: И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…
Зрители: Привет!
И вы запомните совет: дарите всем друзьям…
Зрители: Привет!
Ведущий: Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы…
Зрители: Привет!
Как Вы думаете, что означает слово – семья? Совокупность близких
родственников, живущих вместе: родители с детьми(И.Даль).
С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого
далёка до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки.
Давайте-ка их вспомним. Я начну, а Вы – заканчиваете.
В гостях хорошо, а…(дома лучше).
Не красна изба углами, а…(красна пирогами).
Каково на дому, таково и …(самому).
Дети не в тягость, а …(радость).
Когда семья вместе, и…(сердце на месте).
Нет для человека добрее…(отца с матерью)
Семья – это…(семь я).
В дружной семье и …(в холод тепло).
«Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и
начинают развёртываться дремлющие силы детской души: здесь ребёнок начинает
любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь
открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и ненастья,
здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии
разовьётся великая личность или, может быть, низкий проходимец»(И.А.Ильин).
Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность
маленького ребёнка быть принятым всерьёз и быть уважаемым в дальнейшем. В
семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости,
обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность
со стороны близких людей (З.Матейчек).
Семья даёт ребёнку главное – то, что не может дать никакой другой социальный
институт: интимно-личностную связь и единство с родными. Социальная функция
семьи – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница
дошкольника. Функция матери, родителей – научить ребёнка жить. Но в тоже
время любимая мама не должна дублировать госучреждение и выступать в роли
учительницы, тем самым травмируя малыша.
Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера
всех вещей - человек , то «мера родителей – ребёнок.
Как Вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка –
семье или детскому саду?
Приоритет в воспитании ребёнка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады
являются помощниками семьи, создавая необходимые « условия продолжения
жизни ребёнка в семье» (Г.Г.Кравцов).
Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей.
Эмоциональное благополучия или неблагополучие ребёнка зависит от его
эмоционального отношения со взрослыми в семье. Ведь общение со взрослыми
является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребёнка.
Умение общаться – это единственная настоящая роскошь. Умеем ли мы
пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей.
И сегодня мы собрались с Вами , чтобы поговорить о семейных традициях.
Прежде чем мы начнём разговор о семейных традициях, я предлагаю немного
отдохнуть и поиграть с воздушными шарами (в шарах записки с вопросами).
Вопросы в шарах:
1
.Что, по - вашему, входит в понятие «семейные традиции»?
2.Какие семейные традиции есть в Вашей семье?
3.Какие положительные черты характера они воспитывают у ребёнка?
4.Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребёнка?
5. Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?
Родители играют , а потом лопают шары и отвечают на вопросы помогая и
дополняя друг друга.
А вот что о праздниках и семейных традициях рассказали ваши дети.
(Итоги опроса)
Несколько слов по результатам тестирования детей «С кем я сяду за стол»
Цель теста: проверить отношение ребёнка к членам семьи.
Семейные традиции – конечно, это праздники, которые отмечаются всеми членами
семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достаётся
праздничный сервиз. Э то может быть традиция сажать деревцё или под Новый год
выезжать за город, чтобы украсить, живую ёлку. Это традиция – вместе с ребёнком
посещать выставки, музеи, городские мероприятия. Это и совместные игры. Это и
поздравление родственников, и изготовление для них подарков. Это и
традиционные походы, прогулки и пикники на природе. Это и составление своей
родословной, и составление семейных альбомов. Это и коллекционирование, и
выбор профессии. Это и праздники по поводу дней рождения ребёнка.
Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?
Да, ребёнку для полноценного развития праздник необходим как воздух.
Праздник для ребёнка не то, что для нас ,взрослых. Праздник – это событие в
детской жизни, и ребёнок считает дни от праздника до праздника, как и мы свои
годы от одного важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы
это детство, если бы из него выбросить праздники», - писал К.Д.Ушинский.
Как Вы устраиваете праздники в своей семье?
Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для
самих себя. У взрослых свои интересы и разговоры , а ребёнку на таком празднике
скучно и обидно, о нём все забыли. Однако же если ребёнка оставляют за общим
столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, то он
привыкает быть в центре внимания, что развивает в нём нескромность и
развязность.
Необходимо помнить и о том, что не следует против воли ребёнка пытаться
заставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребёнок сам выразит
желание спеть или станцевать, если это выпадет ему при игре или по фанту.
Как Вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику?
Что это даёт ребёнку?
Желательно украшать. Это создаёт определённое настроение. И в этом важно
принимать участие и взрослым и детям.
В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и
ждут.
Какие подарки Вы дарите своим детям?
Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна
развивать мышление ребёнка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные
игрушки: мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин.
При этом следует обращать внимание на то, как ребёнок принимает подарок и как
благодарит за него.
Хорошо в день рождения ребёнка сфотографировать его одного или в кругу
семьи.
Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребёнка у двери – пусть
он видит , на сколько он подрос за год.
Чтобы день рождения запомнился ребёнку, нужно заранее продумать
программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник
и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться
взрослые. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.
Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и
проведения досуга. Повзрослев, так же как мы будут отдыхать и наши дети. Пусть
в Вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте
ребёнка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты у
Вашего ребёнка.
Теперь я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье
человек.
Послушайте, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – Я.
Какая же у нас семья?(6 человек)
Вот видите, с помощью этой шуточной задачки мы коснулись с Вами
интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много
людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого
одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого
рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силён, кто предков
своих помнит и бережёт.
Попробуйте сейчас составить родословную семьи. Начните с
себя(даётся 5 минут)
У кого получился самый многочисленный ряд?
Знаете ли Вы, от куда родом Ваши родители, дедушки и бабушки?
Кто придумал имя, которое Вы носите?
Кто придумал имя Вашему ребёнку? Знаете ли Вы об этом?
Будет хорошо, если в семье Вы начнёте собирать историю своего рода. Это
будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков.
Посадите своё семейное дерево – дерево вашего рода. Это станет самой
драгоценной частицей того наследства, которое мы можем и должны оставить
после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для
внуков.
И в этом может оказать хорошую помощь семейная книга «Это я, твоя
бабушка» (Авторы – составители Л.Бобраков, Ф.Бурташов, М.Бобракова,
А.Ганкина. М.,ОАО «Московские учебники и Картолитография»,2003г.)
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от
дикости» - так писал известный русский писатель А.С.Пушкин.
Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна
иметь свой архив – почётные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда,
историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили.
А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах
оставить память о ней.
Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода?
(семейный альбом)
Есть ли в вашем доме семейный альбом?
Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, с одной
стороны простое и понятное ребёнку, с другой – загадочное и удивительное.
Когда Вы листали его в последний раз?
Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение ,
которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с
родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным
рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребёнка и
стимулирует его запоминание.
Скажите, у кого из Вас в семье есть традиция выезжать за город, на дачу
вместе с ребёнком?
Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие
личности дошкольника, даёт возможность хорошего общения с ребёнком, а
прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо
собраться вместе и поехать всей семьёй за город, на дачу, где вместе с ребёнком
побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью
насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребёнком
игры природного содержания, например: «Угадай дерево по описанию», «С какого
дерева лист», «Кто где живёт», «Что где растёт», - предложить ребёнку нарисовать
с натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенёк,
как хорошо на природе прочитать подходящее к месту стихотворные строки,
собрать с детьми природный материал: шишки, жёлуди, веточки, коряги и дома
изготовить забавные поделки. Перекусить на лесной полянке и уходя не забыть
забрать свой мусор. Приучая ребёнка тем самым правильно вести себя на природе,
беречь и охранять наш общий дом – лес, который является народным богатства.
Кто из Вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры?
Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет
свою культуру , свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны
способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и
природы. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.
Очень хорошо, если в семье есть традиция коллекционирования.
Если же нет, то ещё не поздно начать собирать какие-либо коллекции у себя дома,
особенно после посещения музеев. В результате чего у ребёнка пробуждается
потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать
труд людей.
Да, конечно, можно посадить за стол и учить писать буквы и цифры, но мы
должны при этом помнить, что обучение – это задача начальной школы, что ранее
обучение ведёт к ухудшению психического развития детей(интеллектуального и
личностного), что проявилось в массовой неготовности дошкольников к
школьному обучению. Наша задача – помочь ребёнку успешно войти в
современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими
людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребёнка с
родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье,
в том числе и коллекционирование.
Скажите, в какие и как часто Вы играете с ребёнком?
Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?
Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство.
Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребёнка к вхождению в довольно
сложную социальную жизнь, чтобы ребёнок почувствовал себя человеком среди
людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями,
чтобы духовная жизнь в нём начала своё движение. И в этом нам помогает игра. В
настоящее время серьёзное внимание уделяется игровой деятельности детей, так
как именно игра создаёт благоприятные условия для развития личности. Мы,
взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять
ей серьёзное внимание. Выделять в режиме дня место для игры, не должны
нарушать свободу игры, менять свою позицию во время игры в соответствии со
взятой на себя ролью. Игра – это жизнь ребёнка, а не подготовка к жизни. Игра –
должна стать традиционной в каждой семье.
Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их
подбору. Играть надо в различные игры: настольные ,подвижные, словесные,
развивающие. Хорошие игры типа «Лото», «Домино», «Шахматы», «Шашки».
Советую Вам обязательно играть с ребёнком и в игры с природным материалом.
Например: «Угадай с какого растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был»,
«Что может летать», «Найди похожее на яблоко» и т. д.
В наших с Вами руках, чтобы дети выросли грамотными и
образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали
родителей, знали свою родословную.
Решение родительского собрания.
1.Продумать, какие из предложенных детским садом мероприятий
можно сделать традиционными в семье.
2.Включиться в работу дошкольного учреждения по совместному
посещению музея.
3.Принести в группу семейную фотографию для оформления
фотоальбома «Семьи наших воспитанников».
4.Составить и оформить на листе формата А-4 « Семейное древо».
А сейчас по нашей традиции я приглашаю Вас попить чай вместе с
детьми и посмотреть видео - фильм «Игры наших детей».