Напоминание

В каждом доме свои традиции


Автор: Иванова Ирина Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС № 18
Населённый пункт: город Тавда, Свердловская область
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: В каждом доме свои традиции
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительское собрание для родителей старших дошкольников.

«

В каждом доме свои традиции

»

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л.Н.Толстой.

Цели: способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению

новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение

педагогической культуры родителей; поиск новых форм взаимодействия педагогов

с родителями.

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о

семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребёнка.

Перед началом нашего разговора я предлагаю Вам немного расслабиться и

поиграть.

Игра Привет»

Игра проводится как приветствие – кричалка , без предварительных

объяснений.

Ведущий: Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему ….

Зрители: Привет!

Ведущий: С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой ….

Зрители: Привет!

Ведущий: При встрече через много лет вы крикните друзьям….

Зрители: Привет!

Ведущий: И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…

Зрители: Привет!

И вы запомните совет: дарите всем друзьям…

Зрители: Привет!

Ведущий: Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы…

Зрители: Привет!

Как Вы думаете, что означает слово – семья? Совокупность близких

родственников, живущих вместе: родители с детьми(И.Даль).

С давних пор о доме и семье всегда говорили с улыбкой и любовью. Из этого

далёка до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки.

Давайте-ка их вспомним. Я начну, а Вы – заканчиваете.

В гостях хорошо, а…(дома лучше).

Не красна изба углами, а…(красна пирогами).

Каково на дому, таково и …(самому).

Дети не в тягость, а …(радость).

Когда семья вместе, и…(сердце на месте).

Нет для человека добрее…(отца с матерью)

Семья – это…(семь я).

В дружной семье и …(в холод тепло).

«Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и

начинают развёртываться дремлющие силы детской души: здесь ребёнок начинает

любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь

открываются в душе ребёнка главные источники его будущего счастья и ненастья,

здесь ребёнок становится маленьким человеком, из которого впоследствии

разовьётся великая личность или, может быть, низкий проходимец»(И.А.Ильин).

Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность

маленького ребёнка быть принятым всерьёз и быть уважаемым в дальнейшем. В

семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости,

обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность

со стороны близких людей (З.Матейчек).

Семья даёт ребёнку главное – то, что не может дать никакой другой социальный

институт: интимно-личностную связь и единство с родными. Социальная функция

семьи – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница

дошкольника. Функция матери, родителей – научить ребёнка жить. Но в тоже

время любимая мама не должна дублировать госучреждение и выступать в роли

учительницы, тем самым травмируя малыша.

Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера

всех вещей - человек , то «мера родителей – ребёнок.

Как Вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка –

семье или детскому саду?

Приоритет в воспитании ребёнка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады

являются помощниками семьи, создавая необходимые « условия продолжения

жизни ребёнка в семье» (Г.Г.Кравцов).

Современную семью укрепляют эмоциональные связи родителей и детей.

Эмоциональное благополучия или неблагополучие ребёнка зависит от его

эмоционального отношения со взрослыми в семье. Ведь общение со взрослыми

является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребёнка.

Умение общаться – это единственная настоящая роскошь. Умеем ли мы

пользоваться этой роскошью в своих семьях, учим ли этому своих детей.

И сегодня мы собрались с Вами , чтобы поговорить о семейных традициях.

Прежде чем мы начнём разговор о семейных традициях, я предлагаю немного

отдохнуть и поиграть с воздушными шарами (в шарах записки с вопросами).

Вопросы в шарах:

1

.Что, по - вашему, входит в понятие «семейные традиции»?

2.Какие семейные традиции есть в Вашей семье?

3.Какие положительные черты характера они воспитывают у ребёнка?

4.Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребёнка?

5. Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?

Родители играют , а потом лопают шары и отвечают на вопросы помогая и

дополняя друг друга.

А вот что о праздниках и семейных традициях рассказали ваши дети.

(Итоги опроса)

Несколько слов по результатам тестирования детей «С кем я сяду за стол»

Цель теста: проверить отношение ребёнка к членам семьи.

Семейные традиции – конечно, это праздники, которые отмечаются всеми членами

семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достаётся

праздничный сервиз. Э то может быть традиция сажать деревцё или под Новый год

выезжать за город, чтобы украсить, живую ёлку. Это традиция – вместе с ребёнком

посещать выставки, музеи, городские мероприятия. Это и совместные игры. Это и

поздравление родственников, и изготовление для них подарков. Это и

традиционные походы, прогулки и пикники на природе. Это и составление своей

родословной, и составление семейных альбомов. Это и коллекционирование, и

выбор профессии. Это и праздники по поводу дней рождения ребёнка.

Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье?

Да, ребёнку для полноценного развития праздник необходим как воздух.

Праздник для ребёнка не то, что для нас ,взрослых. Праздник – это событие в

детской жизни, и ребёнок считает дни от праздника до праздника, как и мы свои

годы от одного важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы

это детство, если бы из него выбросить праздники», - писал К.Д.Ушинский.

Как Вы устраиваете праздники в своей семье?

Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для

самих себя. У взрослых свои интересы и разговоры , а ребёнку на таком празднике

скучно и обидно, о нём все забыли. Однако же если ребёнка оставляют за общим

столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, то он

привыкает быть в центре внимания, что развивает в нём нескромность и

развязность.

Необходимо помнить и о том, что не следует против воли ребёнка пытаться

заставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребёнок сам выразит

желание спеть или станцевать, если это выпадет ему при игре или по фанту.

Как Вы думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику?

Что это даёт ребёнку?

Желательно украшать. Это создаёт определённое настроение. И в этом важно

принимать участие и взрослым и детям.

В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и

ждут.

Какие подарки Вы дарите своим детям?

Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна

развивать мышление ребёнка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные

игрушки: мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин.

При этом следует обращать внимание на то, как ребёнок принимает подарок и как

благодарит за него.

Хорошо в день рождения ребёнка сфотографировать его одного или в кругу

семьи.

Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребёнка у двери – пусть

он видит , на сколько он подрос за год.

Чтобы день рождения запомнился ребёнку, нужно заранее продумать

программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник

и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться

взрослые. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.

Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и

проведения досуга. Повзрослев, так же как мы будут отдыхать и наши дети. Пусть

в Вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте

ребёнка к изготовлению подарка для родственников. Это посеет семена доброты у

Вашего ребёнка.

Теперь я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье

человек.

Послушайте, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – Я.

Какая же у нас семья?(6 человек)

Вот видите, с помощью этой шуточной задачки мы коснулись с Вами

интересной темы – темы родственных отношений. Вокруг каждого из нас много

людей, родственников, с которыми мы связаны в истории рода человеческого

одной кровью. И каждый из нас – продолжатель своего рода. И корни каждого

рода, как корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силён, кто предков

своих помнит и бережёт.

Попробуйте сейчас составить родословную семьи. Начните с

себя(даётся 5 минут)

У кого получился самый многочисленный ряд?

Знаете ли Вы, от куда родом Ваши родители, дедушки и бабушки?

Кто придумал имя, которое Вы носите?

Кто придумал имя Вашему ребёнку? Знаете ли Вы об этом?

Будет хорошо, если в семье Вы начнёте собирать историю своего рода. Это

будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков.

Посадите своё семейное дерево – дерево вашего рода. Это станет самой

драгоценной частицей того наследства, которое мы можем и должны оставить

после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для

внуков.

И в этом может оказать хорошую помощь семейная книга «Это я, твоя

бабушка» (Авторы – составители Л.Бобраков, Ф.Бурташов, М.Бобракова,

А.Ганкина. М.,ОАО «Московские учебники и Картолитография»,2003г.)

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от

дикости» - так писал известный русский писатель А.С.Пушкин.

Семейные архивы – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна

иметь свой архив – почётные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда,

историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили.

А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах

оставить память о ней.

Скажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода?

(семейный альбом)

Есть ли в вашем доме семейный альбом?

Семейный альбом – это огромное осмысленное пространство жизни, с одной

стороны простое и понятное ребёнку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда Вы листали его в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц альбома – именно то общение ,

которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с

родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным

рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребёнка и

стимулирует его запоминание.

Скажите, у кого из Вас в семье есть традиция выезжать за город, на дачу

вместе с ребёнком?

Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие

личности дошкольника, даёт возможность хорошего общения с ребёнком, а

прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо

собраться вместе и поехать всей семьёй за город, на дачу, где вместе с ребёнком

побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью

насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребёнком

игры природного содержания, например: «Угадай дерево по описанию», «С какого

дерева лист», «Кто где живёт», «Что где растёт», - предложить ребёнку нарисовать

с натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенёк,

как хорошо на природе прочитать подходящее к месту стихотворные строки,

собрать с детьми природный материал: шишки, жёлуди, веточки, коряги и дома

изготовить забавные поделки. Перекусить на лесной полянке и уходя не забыть

забрать свой мусор. Приучая ребёнка тем самым правильно вести себя на природе,

беречь и охранять наш общий дом – лес, который является народным богатства.

Кто из Вас постоянно ходит с детьми в музеи, театры?

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет

свою культуру , свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны

способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и

природы. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Очень хорошо, если в семье есть традиция коллекционирования.

Если же нет, то ещё не поздно начать собирать какие-либо коллекции у себя дома,

особенно после посещения музеев. В результате чего у ребёнка пробуждается

потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать

труд людей.

Да, конечно, можно посадить за стол и учить писать буквы и цифры, но мы

должны при этом помнить, что обучение – это задача начальной школы, что ранее

обучение ведёт к ухудшению психического развития детей(интеллектуального и

личностного), что проявилось в массовой неготовности дошкольников к

школьному обучению. Наша задача – помочь ребёнку успешно войти в

современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими

людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребёнка с

родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье,

в том числе и коллекционирование.

Скажите, в какие и как часто Вы играете с ребёнком?

Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?

Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство.

Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребёнка к вхождению в довольно

сложную социальную жизнь, чтобы ребёнок почувствовал себя человеком среди

людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями,

чтобы духовная жизнь в нём начала своё движение. И в этом нам помогает игра. В

настоящее время серьёзное внимание уделяется игровой деятельности детей, так

как именно игра создаёт благоприятные условия для развития личности. Мы,

взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять

ей серьёзное внимание. Выделять в режиме дня место для игры, не должны

нарушать свободу игры, менять свою позицию во время игры в соответствии со

взятой на себя ролью. Игра – это жизнь ребёнка, а не подготовка к жизни. Игра –

должна стать традиционной в каждой семье.

Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их

подбору. Играть надо в различные игры: настольные ,подвижные, словесные,

развивающие. Хорошие игры типа «Лото», «Домино», «Шахматы», «Шашки».

Советую Вам обязательно играть с ребёнком и в игры с природным материалом.

Например: «Угадай с какого растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был»,

«Что может летать», «Найди похожее на яблоко» и т. д.

В наших с Вами руках, чтобы дети выросли грамотными и

образованными, воспитанными, чтобы они любили и почитали

родителей, знали свою родословную.

Решение родительского собрания.

1.Продумать, какие из предложенных детским садом мероприятий

можно сделать традиционными в семье.

2.Включиться в работу дошкольного учреждения по совместному

посещению музея.

3.Принести в группу семейную фотографию для оформления

фотоальбома «Семьи наших воспитанников».

4.Составить и оформить на листе формата А-4 « Семейное древо».

А сейчас по нашей традиции я приглашаю Вас попить чай вместе с

детьми и посмотреть видео - фильм «Игры наших детей».



В раздел образования




Яндекс.Метрика