Автор: Вера Семеновна Червенко
Должность: МОУ СОШ х.Бурковский
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" х.Бурковский Среднеахтубинского района Волгоградской области
Населённый пункт: х.Бурковский Среднеахтубинский район Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование читательской грамотности на уроках литературы
Раздел: полное образование
Формирование читательской грамотности на уроках литературы
Учитель русского языка и литературы Червенко В.С.
МОУ СОШх.Бурковский
На уроках литературы читательская грамотность формируется через
информационные тексты (биографии писателей, статьи по теории
литературы, публицистические тексты (литературные статьи, критические
статьи, художественные тексты (тексты художественной литературы, тексты
мемуарных произведений).
Но литературный текст – это не схема и не таблица, не параграф, в котором
нужно выбрать главное и пересказать. Как же правильно работать с таким
текстом на уроках литературы для развития читательских компетенций?
Литературное произведение – это мир эмоций, жизненные ситуации, это
текст, который в большей степени связан с образами, средствами
выразительности и эмоциональной сферой. Поэтому на уроке литературы
важно донести до учащихся, что работа с художественным текстом будет
проводиться в двух направлениях:
погружение в мир героев (чувства, эмоции и образы);
рассматривание произведения как текста, благодаря которому
учащиеся должны решить определенные учебные познавательные
задачи.
Такой подход формирует у учащихся с одной стороны, понятие о назначении
художественной литературы в жизни человека (художественно-эстетическое
направление) и с другой, отрабатываются учебные навыки для развития
читательских компетенций.
Читательские умения:
поиск и извлечение информации;
поиск информации;
толкование в контексте;
интерпретация информации;
осмысление и оценка информации
Работая с художественным произведением как с текстом для отработки
читательских умений, педагог применяет различные методы и приемы, при
реализации которых учащиеся составляют памятки, схемы, таблицы,
работают с цитатами, составляют словари устаревших слов итд. А это и есть
формирование навыков читательской грамотности.
Приемы формирования читательской грамотности на уроке
литературы.Вам предлагается раздаточный материал. Просмотрим вместе
свами.
1.Прием – «Словарики»
При первичном чтении произведения обучающие читают текст с
карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем
необходимо попросить встать тех «ребят-словариков», кому все слова в
тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение
непонятных слов. При необходимости учитель помогает, ребята используют
различные словари.
2.Приём «Чтение в кружок»
Данный приём помогает управлять процессом осмысления текста во
время чтения.
Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по
абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать
чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть
только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
Слушающие
задают
вопросы
по
содержанию
текста,
читающий
отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
3.Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок».
Уже само название вызывает у ребят интерес и используется для
формирования читательского умения находить и извлекать информацию из
текста. Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки
которой
отрабатываются
умения
«сворачивать
и
разворачивать
информацию» в определенных ограничительных условиях. Это задания, в
которых
требуется
работать
с
графической
информацией:
извлекать
информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия
столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика,
схемы, диаграммы.
Подобное задание может быть дано в качестве домашней работы, как
правило, по группам
Для примера возьмем Путь исканий Пьера Безухова
4. Приём «Тонкий и Толстый вопрос»
Это прием из технологии развития критического мышления используется для
организации взаимоопроса.
Стратегия позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три
«тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом.
Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких»
вопросов.
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на
любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы,
на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения,
слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто?
Что?
Когда?
Дайте три объяснения, почему… ?
Объясните, почему… ?
Почему вы думаете… ?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли?
Почему вы считаете… ?
В чём различие… ?
Предположите, что будет, если… ?
Что, если… ?
Может… ?
Будет… ?
Мог ли… ?
Согласны ли вы… ?
Верно ли… ?
5. Концептуальная таблица
Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается
сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по
горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали
различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
привести конкретный пример
Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Помещик
Окружающая
обстановка
портрет
характер
Отношение к
просьбе Чичикова
Манилов
(познакомился в
городе, ехал по
приглашению)
Дом господский
стоял одиноко на
возвышении; скучно-
синеватый лес; день
не то ясный, не то
мрачный, светло-
серый; в доме чего-
нибудь вечно
недоставало; стены
выкрашены какой-то
голубенькой красной
вроде серенькой
На взгляд
человек
видный,
приятный,
улыбался
заманчиво;
был белокур, с
голубыми
глазами
Человек так себе, ни
то ни сё, ни в
городе Богдан, ни в
селе Селифан; дома
говорил очень мало;
много думал,
фантазировал; уже 2
года читал 14-ю
страницу
Удивился,
согласился передать
бесплатно; не знает,
сколько у него
умерло крестьян
Коробочка
(попал случайно
во время дождя)
Небольшой домик,
полный двор птиц,
старенькие обои,
картины с птицами,
старинные
маленькие зеркала,
огромные перины
Женщина
пожилых лет,
в спальном
чепце, с
фланелью на
шее
Гостеприимная,
торгует мёдом,
пенькой, салом,
перьями
Интересуется, зачем
они ему; знает
точное количество
умерших (18 душ),
боится понести
убытку, хочет
немного подождать,
согласилась продать
за 15 ассигнаций
Ноздрев
(познакомился в
городе,
встретился в
трактире в пути
к Собакевичу)
Конюшня, где 2
лошади; пруд;
псарня в отличном
состоянии: был
среди псов как отец
семейства; плохие
земли; в кабинете
висели сабли и
ружья, кинжалы,
шарманка, трубки
Среднего
роста, черные
густые
волосы,
румяные
щеки, белые
зубы, черные
бакенбарды,
свеж
Играет в карты,
лихач, кутила,
любит погулять;
дома больше дня не
может усидеть;
исторический
человек,
рассказывает
небылицы, врёт
«Зачем они тебе?
Верно, что-нибудь
затеял? Пока не
скажешь, не
сделаю»; не верит
объяснениям
Чичикова, называет
его мошенником,
предлагает купить в
придачу коня, собак,
шарманку; затеял
драку, Чичиков еле-
еле убежал от него
6.Синквейн – творческая работа по выявлению уровня осмысления текста.
Этот прием не только индивидуальную работу, но и работу в парах и
группах.
7.«Знаю, узнал, хочу узнать»
Применяется на стадии объяснения нового материал, так и закрепления.
Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно
записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали
нового, что о его жизни и творчестве хотели бы узнать. Графа «Хочу узнать»
дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной
литературой.
8.«Мозговой штурм»
Позволяет активизировать школьников, помочь решить проблему, формирует
нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки
правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое
мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
9.«Уголки» можно использовать на уроках литературы при составлении
характеристики героев какого-либо произведения. Одна группа готовит
доказательства положительных качеств героев, используя текст и свой
жизненный опыт, другая – отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами
из текста. В конце урока делается совместный вывод.
10.На этапе закрепления эффективен прием работы «Написание
творческих работ». Например, детям предлагается написать продолжение
понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или
стихотворение. Эта работа выполняется в зависимости от их уровня
развития.