Автор: Ольга Алкеевна Кириллова
Должность: МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОУ 154
Населённый пункт: МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, МУРМАНСК
Наименование материала: статья
Тема: Музыкально-ритмическая дыхательная гимнастика для дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Музыкально-ритмическая дыхательная гимнастика для
дошкольников
В настоящее время возросло число детей, имеющих нарушения здоровья . Наибольшее
количество недугов связано с патологией и функциональной недостаточностью органов
дыхания. Это различные простудные и инфекционные заболевания: ОРЗ, ринит,
тонзиллит, грипп, бронхит, пневмония и др. Важно с раннего возраста уделять должное
внимание формированию и развитию респираторной системы. Наиболее благоприятный
период для начала занятий специальными дыхательными упражнениями приходится на
возраст 3 –7 лет. В этом возрасте закладываются основы физической культуры личности,
здорового отношения к себе и окружающему миру, формируется потребность в
систематических занятиях физическими упражнениями и спортом, идет активный процесс
познания себя.
Важное место в программе оздоровления принадлежит дыхательным упражнениям
способствующим становлению и укреплению кардиореспираторной системы и на этом
фоне повышению работоспособности, общему оздоровлению организма.
Среди
многообразия
таких
методик
своей
высокой
эффективностью
выделяется
дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, удачно сочетающая в себе тренировку
дыхания и опорно-двигательного аппарата .
Однако, несмотря на высокую эффективность, этот метод не получил широкого
распространения в системе физического воспитания детей раннего и дошкольного
возраста. Ребенок, в силу особенностей своей психической организации, не в состоянии
выполнить
многочисленные
повторения
вдохов
движений,
рекомендуемых
А.Н.
Стрельниковой и регламентированных строгими дозировками (общее количество до 1200
раз). Монотонность выполнения традиционных комплексов приводит к быстрому
психологическому утомлению детей, снижению их работоспособности, угнетению
мотивации к дальнейшей деятельности, в результате, неэффективности занятий в целом .
Ритмически упорядоченное построение комплексов гимнастических и дыхательных
упражнений является связующим началом и создает определенные предпосылки для
разработки новой методики, базирующейся на интеграции дыхательной гимнастики со
средствами музыкально-двигательного воспитания, обеспечивающими благоприятный
эмоциональный фон занятий, регламентацию двигательной деятельности музыкой,
расширение базы движений.
Применение методики музыкально-ритмической дыхательной гимнастики
призвано обеспечить эффективное воздействие на физическое развитие, функциональное
состояние, физическую подготовленность детей 5–6 лет, а также снизить заболеваемость,
что значительно повысит оздоровительную направленность процесса физического
воспитания.
Дыхание является важнейшей функцией организма. С дыхания начинается жизнь
человека. Правильное дыхание обеспечивает благоприятную работу всех органов и систем
организма.
По
параметрам
дыхания
диагностируют
его
работоспособность
и
функциональные возможности. физической
утомляемости детей и потере интереса к
данному виду деятельности, а значит, и к снижению эффективности занятий. Эти
проблемы с успехом решаются при использовании музыкальных фонограмм, которые
должны отвечать определенным требованиям:
музыка должна быть веселой, энергичной, несущей заряд бодрости и оптимизма;
музыкальное произведение должно быть доступным восприятию ребенка;
-музыкальное сопровождение по структуре должно быть простым, размером 2/4
или 4/4 .-
ритм и темп музыкального произведения должны соответствовать требованиям к
построению серий дыхательных упражнений;
каждое
музыкальное
предложение
должно
заканчиваться
2–4
секундным
проигрышем, соответствующим паузе для отдыха между сериями вдохов
движений.
Составленные с учетом этих требований музыкальные фонограммы позволяют строго
регламентировать процесс выполнения упражнений, задают единый ритм и темп
движениям, повышают эмоциональность занятий. Отпадает необходимость в постоянном
подсчете упражнений и серий, что дает возможность направить основное внимание
ребенка на выполнение вдохов движений.
Для первых комплексов лучше выбирать знакомую детям мелодию веселой песни. После
освоения первого комплекса необходимо поменять музыкальное произведение, что внесет
новизну в непосредственно образовательную деятельность. В новый комплекс в
соответствии с характером мелодии можно внести некоторые дополнительные элементы в
основные движения, которые позволят передать характер музыкального произведения или
создать образ героев песни («Антошка», «Бременские музыканты» и т.д.).. Менять и
обновлять комплексы желательно через 1–2 месяца, в зависимости от стойкости интереса
детей, который во многом зависит от содержания музыки.
Выполнение этих требований позволит повысить интерес детей к занятиям музыкально-
ритмической дыхательной гимнастики. Что будет способствовать
улучшению
показателей общего состояния здоровья детей, возросшем интересе к занятиям со стороны
педагогов и родителей и их стремлении овладеть оздоровительной методикой для
самостоятельного использования в группах и домашних условиях вместе с детьми.
Комплекс гимнастики Стельниковой А.Н. по методу Щетинина.
1 упр. «Ладошки» ( И.п.- ноги врозь предплечья перпендикулярно полу, кисти разжаты,
делать резкий вдох носом с шумом, одновременно сильно сжать ладони в кулаки).
2 упр. «Погончики» ( И.п. ноги врозь, руки согнуты в локтях, кулачки на уровне пояса,
расстояние в один кулак. Сделать резкий вдох, одновременно опустить руки вниз пальцы
разжать).
3 упр. «Насос» (И.п.- то же, пружинящие наклоны туловища вперед. В нижней точке
движения делается мгновенный вдох. Слишком низко наклоняться необязательно,
выпрямляться до конца тоже не нужно).
4 упр. «Кошка» (И.п.- ноги врозь, руки согнуты в локтях на уровне пояса, выполнять
пружинящие повороты корпуса, ноги не отрывать, руками делать хватательные движения
с резким вдохом носом).
5 упр. «Обними плечи» (И.п: ноги врозь, руки согнуты в локтях и подняты на уровень
плеч. Сведение рук перед грудью (сверху удобная вам рука). При встречном движении
рук сжимается верхний отдел легких, в этот момент происходит быстрый, шумный вдох).
6 упр. «Большой маятник» (И.п. – ноги врозь, руки внизу, упр. «Насос» и упр. «Обними
плечи» вместе, наклоны вперед и назад по принципу маятника.
Вдох делается в крайней точке наклона. При наклоне назад руки сводятся перед грудью).
7 упр. «Повороты» (Повороты головы в стороны (направо и налево). В конечной точке
каждого поворота – короткий, шумный, быстрый вдох носом, так, чтобы крылья носа
слегка втягивались, сжимались, а не раздувались).
8 упр. «Ушки или Китайский болванчик» (наклоны головы вправо и влево с резким
вдохом в конечной точке движения).
9 упр. «Малый маятник» наклоны головы вперед и назад. Короткий вдох в конце
движения.
10 упр. « Перекаты» ( И.п. – одна нога впереди другая сзади на расстоянии 1 шага, руки
внизу свободно, выполнять пружинящие приседания в полувыпаде попеременно на ногу
впереди и на ногу сзади, ноги не отрывать от пола, ставить на носок, руки свободно. Вдох
выполнять в момент выпада).
11 упр. «Перекаты» (тоже с другой ноги).
12 упр. «Шаги» (И.п. – ноги врозь, руки внизу. Попеременно поднимать колени, руки по
ходу движения как в Рок-н-ролле, вдох во время подъема колена).
13 упр. «Шаги» (И.п. тоже. Попеременно сгибать голеностоп назад – вдох).
Выполнять 1-2 раза в день утром до завтрака, и вечером до ужина или через 1,5 часа
после еды.
Список литературы
1. Амосова Т.Ю. «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой». – Москва «РИПОЛ
классик», 2008 г.
2. Кочетковская И.Н. «Парадоксальная гимнастика Стрельниковой». – Москва, 1989 г.
3. «Дыхательная гимнастика по методу Бутейко», под. Ред. Никитиной А.К. и. Лосева В.Н.
– Москва «Здоровье», 1993 г.
4. Шаталова Г.С. «Дыхание здорового человека». – Казань, 1991. 5. Щетинин М. Н.
«Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой». – М.: Метафора. 2002 г.