Напоминание

Профориентация


Авторы: Жукова Елена Станиславовна, Иванова Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель, учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ №6
Населённый пункт: Ивановская область, г. Шуя
Наименование материала: Ранняя профориентация дошкольников
Тема: Профориентация
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 6

Подготовили: воспитатель высшей

квалификационной категории

Жукова Елена Станиславовна

логопед: Иванова Наталья Николаевна

Выбор профессии – ответственный шаг в жизни каждого

человека. И от того, насколько правильным будет этот выбор,

зависит будущее благополучие не только отдельного

гражданина, но и всей страны.

Что такое профориентация

Это система мероприятий, направленных на выявление

личностных особенностей, интересов и способностей у

каждого человека для оказания ему помощи в разумном

выборе профессии, наиболее соответствующих его

индивидуальным возможностям.

Актуальность темы

Проведение интервьюирования

детей об их представления о

труде взрослых и профессиях

показала, что половина детей не

могут назвать где и кем

работают родители.

Опрос родителей показал, что

80% родителей не

рассказывают детям о своей

работе.,5% родителей брали с

собой на работу,

15%рассказывали о своей

работе.

Потенциальные возможности

дошкольников к освоению

опыта трудовой деятельности

не реализуются в полной мере.

Не отработана система

ознакомления дошкольников с

миром профессий.

Работа педагогов в ДОУ по

ознакомлению дошкольников с

трудом взрослых не нацелена

на современный региональный

и муниципальный рынок труда.

Нет преемственности в работе

детского сада и школы в

данном направлении

.

Реализация проекта

«Маша и Медведь в мире

профессий»

Использование метода проектов способствует

развитию личностных качеств: самостоятельность,

креативность, инициативность, лидерство, что

составляет основу социальной компетентности

ребёнка-дошкольника

Цель проекта

Обобщение знаний о профессиях в

процессе совместной и

самостоятельной деятельности детей

через «погружение» в реальные

практические ситуации.

Задачи проекта:

обогащать и конкретизировать представления детей о

профессиональной деятельности людей

формировать у детей обобщенные представления о структуре

трудового процесса, о роли современной техники в трудовой

деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами

трудовой деятельности;

закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной

деятельности свои впечатления;

стимулировать развитие познавательных, коммуникативных,

творческих способностей детей;

воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его

результатам;

помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость

каждой профессии.

Предполагаемый результат:

Проект будет способствовать:

формированию у детей обобщенного

представления о структуре трудового процесса,

понимания взаимосвязи между компонентами

трудовой деятельности;

активизации познавательной деятельности,

интереса к профессиям взрослых;

воспитанию чувства уважения к людям разных

профессий;

активному вовлечению родителей в

образовательный процесс ДОУ, в совместную с детьми

познавательно-исследовательскую деятельность;

расширению словарного запаса путём подбора к

теме загадок, пословиц, поговорок, интересных

материалов;

обогащению предметно – развивающей среды в

ДОУ.

Особенности проекта

1.Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: дети 2 младшей , средней,

старшей, подготовительных групп,

воспитатели, родители и специалисты ДОУ

3.Принцип от простого к

сложному.

Информация подается в

соответствии возрасту. с

усложнением

2. Направленность на

интеграцию

Строится с учетом принципа

интеграции

образовательных областей в

соответствии с возрастными

возможностями и

особенностями

воспитанников, спецификой

и возможностями

образовательных областей.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта:

подготовительный

проведение мониторинга, разработка и

утверждение тематического плана, плана

работы с родителями, анкетирование

подбор методического сопровождения

подготовка наглядного материала

встречи с родителями воспитанников по

организации экскурсий на их место работы

налаживание контактов с ближайшими

социальными организациями

2 этап-реализация проекта

реализация тематического плана

через посещение социальных

структур

организацию совместной и

самостоятельной деятельности детей

«погружение» воспитанников в

реальные практические ситуации

привлечение родителей, не

имеющих возможность осуществить

посещение их предприятий по

изготовлению презентаций

«Профессии моих родителей».

3 этап- заключительный

Проведение повторного мониторинга, анализ и

обобщение опыта.

Взаимосвязь с родителями

Месяц

Мероприятия

Цели

Ответственные

сентябрь

Анкетирование

Беседа за круглым

столом

Помощь в создании в

группе уголка

профессий, подборе

атрибутов, дид. игр,

литературы.

Выяснение, что дети

знают о профессиях

родителей

Знакомство с

проектом,

определение плана

работы над

проектом.

Установление

контакта, работа

над общим делом.

Воспитатели

Воспитатели,

родители

Воспитатели,

родители,дети

Анкета «Что знают дети о

профессиях своих родителей»

1.

Знают ли дети о вашей профессиональной деятельности? Могут ли

назвать профессию родителей, трудовые действия, связанные с ней.

2.

Знает ли ребенок, где находится место вашей работы, бывал ли он

там?

3.

Проявляет ли ребенок интерес к вашей профессиональной

деятельности, задает ли вопросы, связанные с вашей профессией?

4.

Знаете ли вы кем хочет стать ваш ребенок? К каким профессиям он

проявляет интерес?

5.

Нравится ли ребенку профессиональная деятельность родителей,

хочет ли он выбрать профессию одного из родителей, когда вырастет?

6.

Приходилось ли вам вместе с ребенком приобретать или создавать

предметы, необходимые для вашей профессиональной деятельности?

Если «да», то какие»?

7.

Играет ли ваш ребенок в игры, тематика которых связана с

профессиональной деятельностью родителей? Участвуете ли вы в них?

Тематический план

Месяц

Тема

Цели

Форма работы

Материал,

оборудова

ние

Сентябрь

«Профессии в

детском саду»

Цель:

обогащать

знания детей о

профессиях

работников

детских

учреждений.

Форма

проведения:

экскурсия по

детскому саду,

беседа,

презентация

«Профессии в

детском

саду»,сюжетно

– ролевые игры

«Детский сад»

Основные

понятия:

мед.сестра,

повар и др.

Мультими

дийное

оборудова

ние,

презентац

ия,

атрибуты

для

моделиро

вания

игровых

ситуаций.

Месяц

Тема

Цели

Форма

ознакомления

с профессиями

Материал,

оборудование

октябрь

«Профессия

врача»

Обогащать

знания и

представления

детей о

профессии

врача,

медсестры,

познакомить с

их

особенностями

и трудовыми

действиями,

сформировать

понимание

значимости

данной

профессии для

общества.

Беседа,

экскурсии в

процедурный

кабинет,

кабинет врача

и медсестры,

встреча с

интересными

людьми,

сюжетно --

ролевая игра

«Поликлиника

», «Скорая

помощь».

Основные

понятия: врач,

больной,

пациент, бинт,

вата, шприц.

Атрибуты для

моделировани

я игровой

ситуации: «В

кабинете у

врача»,

«Процедурный

кабинет»

Формы работы

Наблюдения во время целевых прогулок за трудом

взрослых;

Беседы с использованием игровых персонажей и

наглядности;

Непрерывно- образовательная деятельность;

Игры

(

сюжетно-ролевые игры, дидактические игры,

игровые ситуации , праздники и развлечения;

Самостоятельная художественно – творческая

деятельность

;

Чтение художественной литературы;

Просмотр мини – презентаций;

Экскурсии

Встречи с интересными людьми

Ребенку мало знать о профессии, в нее

нужно поиграть.

Сюжетно – ролевая игра

– не только ведущая деятельность

дошкольника, но и необходимое средство реализации задач

ранней профориентации.

Алгоритм ознакомления с

профессией

Название профессии

Место работы

Материал для труда

Форменная одежда

Орудия труда

Трудовые действия

Личностные качества

Результат труда

Польза труда для общества

.

ЗАДАЧИ в

рамках

реализаци

и проекта

Создать предметно-

развивающую среду,

способствующую

формированию

интереса к

профессионально –

трудовой деятельности

Организовать

взаимодействие с

семьями

воспитанников по

ранней

профориентации

РАЗРАБОТАТЬ

программно-

методический

комплект «Мир

профессий»

наладить

контакты с

ближайшими

социальными

организациям

и

Лепбук, как средство знакомства с

профессиями

Перспектива на будущее

Предварительный анализ проектной

деятельности в форме организации в

ДОУ проекта по ранней

профориентации дошкольников показал

необходимость продолжать работу в

данном направлении, используя формы

эффективного взаимодействия

дошкольного учреждения и семьи,

способствующей успешной

социализации ребенка-дошкольника,

формированию его социальной

компетентности и толерантности по

отношению к другим людям.

Источники

1.Методический материал семинара – практикума «Методическое сопровождение

работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста»

4..Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего

дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2

5..Шорыгина Т.А. Шатько Н.А.»Беседы о профессиях. М., 2014

3.Пособие по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

«Где родился, там и пригодился» МБДОУ детский сад комбинированного вида

№15 «Аленка»

2.Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире

профессий»

Спасибо за внимание!



В раздел образования




Яндекс.Метрика