Авторы: Жукова Елена Станиславовна, Иванова Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель, учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ №6
Населённый пункт: Ивановская область, г. Шуя
Наименование материала: Ранняя профориентация дошкольников
Тема: Профориентация
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 6
Подготовили: воспитатель высшей
квалификационной категории
Жукова Елена Станиславовна
логопед: Иванова Наталья Николаевна
Выбор профессии – ответственный шаг в жизни каждого
человека. И от того, насколько правильным будет этот выбор,
зависит будущее благополучие не только отдельного
гражданина, но и всей страны.
Что такое профориентация
Это система мероприятий, направленных на выявление
личностных особенностей, интересов и способностей у
каждого человека для оказания ему помощи в разумном
выборе профессии, наиболее соответствующих его
индивидуальным возможностям.
Актуальность темы
•
Проведение интервьюирования
детей об их представления о
труде взрослых и профессиях
показала, что половина детей не
могут назвать где и кем
работают родители.
•
Опрос родителей показал, что
80% родителей не
рассказывают детям о своей
работе.,5% родителей брали с
собой на работу,
15%рассказывали о своей
работе.
•
Потенциальные возможности
дошкольников к освоению
опыта трудовой деятельности
не реализуются в полной мере.
•
Не отработана система
ознакомления дошкольников с
миром профессий.
•
Работа педагогов в ДОУ по
ознакомлению дошкольников с
трудом взрослых не нацелена
на современный региональный
и муниципальный рынок труда.
•
Нет преемственности в работе
детского сада и школы в
данном направлении
.
Реализация проекта
«Маша и Медведь в мире
профессий»
Использование метода проектов способствует
развитию личностных качеств: самостоятельность,
креативность, инициативность, лидерство, что
составляет основу социальной компетентности
ребёнка-дошкольника
Цель проекта
Обобщение знаний о профессиях в
процессе совместной и
самостоятельной деятельности детей
через «погружение» в реальные
практические ситуации.
Задачи проекта:
•
обогащать и конкретизировать представления детей о
профессиональной деятельности людей
•
формировать у детей обобщенные представления о структуре
трудового процесса, о роли современной техники в трудовой
деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами
трудовой деятельности;
•
закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной
деятельности свои впечатления;
•
стимулировать развитие познавательных, коммуникативных,
творческих способностей детей;
•
воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его
•
результатам;
•
помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость
каждой профессии.
Предполагаемый результат:
Проект будет способствовать:
формированию у детей обобщенного
представления о структуре трудового процесса,
понимания взаимосвязи между компонентами
трудовой деятельности;
активизации познавательной деятельности,
интереса к профессиям взрослых;
воспитанию чувства уважения к людям разных
профессий;
активному вовлечению родителей в
образовательный процесс ДОУ, в совместную с детьми
познавательно-исследовательскую деятельность;
расширению словарного запаса путём подбора к
теме загадок, пословиц, поговорок, интересных
материалов;
обогащению предметно – развивающей среды в
ДОУ.
Особенности проекта
1.Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети 2 младшей , средней,
старшей, подготовительных групп,
воспитатели, родители и специалисты ДОУ
3.Принцип от простого к
сложному.
Информация подается в
соответствии возрасту. с
усложнением
2. Направленность на
интеграцию
Строится с учетом принципа
интеграции
образовательных областей в
соответствии с возрастными
возможностями и
особенностями
воспитанников, спецификой
и возможностями
образовательных областей.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
подготовительный
проведение мониторинга, разработка и
утверждение тематического плана, плана
работы с родителями, анкетирование
подбор методического сопровождения
подготовка наглядного материала
встречи с родителями воспитанников по
организации экскурсий на их место работы
налаживание контактов с ближайшими
социальными организациями
2 этап-реализация проекта
реализация тематического плана
через посещение социальных
структур
организацию совместной и
самостоятельной деятельности детей
«погружение» воспитанников в
реальные практические ситуации
привлечение родителей, не
имеющих возможность осуществить
посещение их предприятий по
изготовлению презентаций
«Профессии моих родителей».
3 этап- заключительный
Проведение повторного мониторинга, анализ и
обобщение опыта.
Взаимосвязь с родителями
Месяц
Мероприятия
Цели
Ответственные
сентябрь
Анкетирование
Беседа за круглым
столом
Помощь в создании в
группе уголка
профессий, подборе
атрибутов, дид. игр,
литературы.
Выяснение, что дети
знают о профессиях
родителей
Знакомство с
проектом,
определение плана
работы над
проектом.
Установление
контакта, работа
над общим делом.
Воспитатели
Воспитатели,
родители
Воспитатели,
родители,дети
Анкета «Что знают дети о
профессиях своих родителей»
1.
Знают ли дети о вашей профессиональной деятельности? Могут ли
назвать профессию родителей, трудовые действия, связанные с ней.
2.
Знает ли ребенок, где находится место вашей работы, бывал ли он
там?
3.
Проявляет ли ребенок интерес к вашей профессиональной
деятельности, задает ли вопросы, связанные с вашей профессией?
4.
Знаете ли вы кем хочет стать ваш ребенок? К каким профессиям он
проявляет интерес?
5.
Нравится ли ребенку профессиональная деятельность родителей,
хочет ли он выбрать профессию одного из родителей, когда вырастет?
6.
Приходилось ли вам вместе с ребенком приобретать или создавать
предметы, необходимые для вашей профессиональной деятельности?
Если «да», то какие»?
7.
Играет ли ваш ребенок в игры, тематика которых связана с
профессиональной деятельностью родителей? Участвуете ли вы в них?
Тематический план
Месяц
Тема
Цели
Форма работы
Материал,
оборудова
ние
Сентябрь
«Профессии в
детском саду»
Цель:
обогащать
знания детей о
профессиях
работников
детских
учреждений.
Форма
проведения:
экскурсия по
детскому саду,
беседа,
презентация
«Профессии в
детском
саду»,сюжетно
– ролевые игры
«Детский сад»
Основные
понятия:
мед.сестра,
повар и др.
Мультими
дийное
оборудова
ние,
презентац
ия,
атрибуты
для
моделиро
вания
игровых
ситуаций.
Месяц
Тема
Цели
Форма
ознакомления
с профессиями
Материал,
оборудование
октябрь
«Профессия
врача»
Обогащать
знания и
представления
детей о
профессии
врача,
медсестры,
познакомить с
их
особенностями
и трудовыми
действиями,
сформировать
понимание
значимости
данной
профессии для
общества.
Беседа,
экскурсии в
процедурный
кабинет,
кабинет врача
и медсестры,
встреча с
интересными
людьми,
сюжетно --
ролевая игра
«Поликлиника
», «Скорая
помощь».
Основные
понятия: врач,
больной,
пациент, бинт,
вата, шприц.
Атрибуты для
моделировани
я игровой
ситуации: «В
кабинете у
врача»,
«Процедурный
кабинет»
Формы работы
•
Наблюдения во время целевых прогулок за трудом
взрослых;
•
Беседы с использованием игровых персонажей и
наглядности;
•
Непрерывно- образовательная деятельность;
•
Игры
(
сюжетно-ролевые игры, дидактические игры,
игровые ситуации , праздники и развлечения;
•
Самостоятельная художественно – творческая
деятельность
;
•
Чтение художественной литературы;
•
Просмотр мини – презентаций;
Экскурсии
Встречи с интересными людьми
Ребенку мало знать о профессии, в нее
нужно поиграть.
Сюжетно – ролевая игра
– не только ведущая деятельность
дошкольника, но и необходимое средство реализации задач
ранней профориентации.
Алгоритм ознакомления с
профессией
•
Название профессии
•
Место работы
•
Материал для труда
•
Форменная одежда
•
Орудия труда
•
Трудовые действия
•
Личностные качества
•
Результат труда
•
Польза труда для общества
.
ЗАДАЧИ в
рамках
реализаци
и проекта
Создать предметно-
развивающую среду,
способствующую
формированию
интереса к
профессионально –
трудовой деятельности
Организовать
взаимодействие с
семьями
воспитанников по
ранней
профориентации
РАЗРАБОТАТЬ
программно-
методический
комплект «Мир
профессий»
наладить
контакты с
ближайшими
социальными
организациям
и
Лепбук, как средство знакомства с
профессиями
Перспектива на будущее
Предварительный анализ проектной
деятельности в форме организации в
ДОУ проекта по ранней
профориентации дошкольников показал
необходимость продолжать работу в
данном направлении, используя формы
эффективного взаимодействия
дошкольного учреждения и семьи,
способствующей успешной
социализации ребенка-дошкольника,
формированию его социальной
компетентности и толерантности по
отношению к другим людям.
Источники
1.Методический материал семинара – практикума «Методическое сопровождение
работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста»
4..Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего
дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
5..Шорыгина Т.А. Шатько Н.А.»Беседы о профессиях. М., 2014
3.Пособие по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
«Где родился, там и пригодился» МБДОУ детский сад комбинированного вида
№15 «Аленка»
2.Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире
профессий»
Спасибо за внимание!