Автор: Ткачев Павел Моисеевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Белгородский индустриальный колледж"
Населённый пункт: Город Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Исследовательская деятельность в СПО - основа формирования профессиональных качеств будущего специалиста"
Раздел: среднее профессиональное
П.М. Ткачев, преподаватель ОГАПОУ
«Белгородский индустриальный колледж»
Исследовательская деятельность обучающихся в СПО – основа
формирования профессиональных качеств будущего специалиста
Развивающиеся экономика и рынок труда требуют переосмысления подготовки
специалистов
в
учреждениях
начального
и
среднего
профессионального
образования
с
ориентацией
на
личностное
развитие
и
формирование
профессиональной культуры.
Одним
из
самых
серьёзных
препятствий
на
пути
развития
профессио-
нального образования было отсутствие тесной интеграции науки и учебного
процесса.
В последние годы в связи с демократизацией общества, переходом к рыночным
отношениям
наметилась
тенденция
к
интеграции
научной
и
учебной
деятельности
в
профессиональной
подготовке
специалистов
всех
уровней.
Сегодня особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о
том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям
сегодняшнего дня. Поэтому общество предъявляет новые возросшие требования
к знаниям обучающихся, их творческому развитию, умению находить наиболее
рациональные
конструктивные,
технологические,
организационные
и
экономические
решения,
хорошо
ориентироваться
в
отборе
научной
информации, ставить и решать различные принципиально новые вопросы.
Информационная революция побуждает к непрерывному пополнению
знаний.
В
качестве
доминирующей
стратегии
профессионального
обучения
целесообразно
поставить
исследовательскую,
которая
ставит
своей
целью
формирование высококомпетентного специалиста.
Под исследовательской стратегией понимается такой системный подход к
построению
модели
профессиональной
подготовки
студентов,
который
обеспечивает формирование у них целого спектра умений и навыков. В основе
такого подхода лежит системная организация учебного процесса, при которой
осуществляется интеграция дисциплин, происходит постановка поисковых целей
и
задач
по
определённым
проблемам,
что
даёт
возможность
формировать
профессиональные качества будущего специалиста с учётом перспектив развития
отрасли, на которую он ориентирован.
На
сегодняшний
день
одной
из
острых
проблем
учреждений
среднего
профессионального образования является низкое качество общеобразовательной
подготовки
учащихся
первого
курса,
отсутствие
у
большинства
из
них
сформированности
общеучебных
умений,
навыков
самостоятельной
работы,
мыслительной
деятельности,
недостаточная
развитость
коммуникативной
культуры. Опираясь на опыт работы, мы пришли к выводу о том, что именно
самостоятельная
поисковая
работа
-
существенный
фактор
формирования
целеустремленной личности, настойчивой в достижении поставленных целей,
поэтому важно обучить учащихся рациональным и эффективным приёмам её
выполнения.
Следовательно,
организованная
подобным
о б р а зом
исследовательская работа оказывает положительное влияние на качество знаний
учащихся
и
уровень
сформированности
общеучебных
умений,
которые
необходимы в будущей профессиональной деятельности, неизбежно связанной с
повышением квалификации.
Мы выявили, что в процессе исследовательской деятельности у учащихся
формируются такие умения как: самостоятельное генерирование идей; поиск
недостающей
информации
в
информационном
поле;
выдвижение
гипотез
и
поиск
нескольких
путей
решения
проблемы;
установление
причинно-
следственных
связей;
менеджерские
умения
и
навыки;
отстаивание
своей
позиции, поиск компромисса; презентационные навыки и др.
Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что занятие творческой
исследовательской деятельностью - это хорошая стартовая площадка для тех
обучающихся, которые планируют в будущем продолжить своё профессиональ-
ное образование в высших учебных заведениях. Задача, преподавателя, орга-
низатора исследовательской работы, - выявить одарённых учащихся и спла-
нировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя
в
том
или
ином
направлении
деятельности,
раскрыть
свои
способности
и
приобрести ту базу умений и навыков, которые станут основой профессио-
нальных качеств будущего специалиста.