Напоминание

"Исследовательская деятельность в СПО - основа формирования профессиональных качеств будущего специалиста"


Автор: Ткачев Павел Моисеевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Белгородский индустриальный колледж"
Населённый пункт: Город Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Исследовательская деятельность в СПО - основа формирования профессиональных качеств будущего специалиста"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




П.М. Ткачев, преподаватель ОГАПОУ

«Белгородский индустриальный колледж»

Исследовательская деятельность обучающихся в СПО – основа

формирования профессиональных качеств будущего специалиста

Развивающиеся экономика и рынок труда требуют переосмысления подготовки

специалистов

в

учреждениях

начального

и

среднего

профессионального

образования

с

ориентацией

на

личностное

развитие

и

формирование

профессиональной культуры.

Одним

из

самых

серьёзных

препятствий

на

пути

развития

профессио-

нального образования было отсутствие тесной интеграции науки и учебного

процесса.

В последние годы в связи с демократизацией общества, переходом к рыночным

отношениям

наметилась

тенденция

к

интеграции

научной

и

учебной

деятельности

в

профессиональной

подготовке

специалистов

всех

уровней.

Сегодня особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о

том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям

сегодняшнего дня. Поэтому общество предъявляет новые возросшие требования

к знаниям обучающихся, их творческому развитию, умению находить наиболее

рациональные

конструктивные,

технологические,

организационные

и

экономические

решения,

хорошо

ориентироваться

в

отборе

научной

информации, ставить и решать различные принципиально новые вопросы.

Информационная революция побуждает к непрерывному пополнению

знаний.

В

качестве

доминирующей

стратегии

профессионального

обучения

целесообразно

поставить

исследовательскую,

которая

ставит

своей

целью

формирование высококомпетентного специалиста.

Под исследовательской стратегией понимается такой системный подход к

построению

модели

профессиональной

подготовки

студентов,

который

обеспечивает формирование у них целого спектра умений и навыков. В основе

такого подхода лежит системная организация учебного процесса, при которой

осуществляется интеграция дисциплин, происходит постановка поисковых целей

и

задач

по

определённым

проблемам,

что

даёт

возможность

формировать

профессиональные качества будущего специалиста с учётом перспектив развития

отрасли, на которую он ориентирован.

На

сегодняшний

день

одной

из

острых

проблем

учреждений

среднего

профессионального образования является низкое качество общеобразовательной

подготовки

учащихся

первого

курса,

отсутствие

у

большинства

из

них

сформированности

общеучебных

умений,

навыков

самостоятельной

работы,

мыслительной

деятельности,

недостаточная

развитость

коммуникативной

культуры. Опираясь на опыт работы, мы пришли к выводу о том, что именно

самостоятельная

поисковая

работа

-

существенный

фактор

формирования

целеустремленной личности, настойчивой в достижении поставленных целей,

поэтому важно обучить учащихся рациональным и эффективным приёмам её

выполнения.

Следовательно,

организованная

подобным

о б р а зом

исследовательская работа оказывает положительное влияние на качество знаний

учащихся

и

уровень

сформированности

общеучебных

умений,

которые

необходимы в будущей профессиональной деятельности, неизбежно связанной с

повышением квалификации.

Мы выявили, что в процессе исследовательской деятельности у учащихся

формируются такие умения как: самостоятельное генерирование идей; поиск

недостающей

информации

в

информационном

поле;

выдвижение

гипотез

и

поиск

нескольких

путей

решения

проблемы;

установление

причинно-

следственных

связей;

менеджерские

умения

и

навыки;

отстаивание

своей

позиции, поиск компромисса; презентационные навыки и др.

Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что занятие творческой

исследовательской деятельностью - это хорошая стартовая площадка для тех

обучающихся, которые планируют в будущем продолжить своё профессиональ-

ное образование в высших учебных заведениях. Задача, преподавателя, орга-

низатора исследовательской работы, - выявить одарённых учащихся и спла-

нировать совместную работу таким образом, чтобы ребята смогли проявить себя

в

том

или

ином

направлении

деятельности,

раскрыть

свои

способности

и

приобрести ту базу умений и навыков, которые станут основой профессио-

нальных качеств будущего специалиста.



В раздел образования




Яндекс.Метрика