Автор: Ларионова Екатерина Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ЦО №16
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "В гостях у сказки"
Раздел: дошкольное образование
Краткосрочный педагогический проект на тему:
"В гостях у сказки"
Разработала воспитатель Ларионова Е.Г.
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 4-5 лет
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через
сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
Алексей Николаевич Толстой
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на
протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки
начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих
взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев,
оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко
представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и
взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны,
которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и
определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык,
динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные
пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и
волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно
здоровой личности ребенка.
Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного
воспитания дошкольников.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного
развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста
заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и
зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и
осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их
развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении
ребенка.
Актуальность: Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и
сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и
злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и
воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают
умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в
себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются
всесторонне.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: В
настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно
утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и
мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок,
часто
искажающие
первоначальный
смысл
произведения,
превращающие
сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая
трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого
и творческого восприятия сказки.
Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам; развитие у
детей устойчивого интереса к сказке.
Обеспечить социальную адаптации дошкольников путем введения их культурную
традицию
народной
и
авторской
сказки,
используя
малые
жанры
фольклора (пословицы, поговорки).
Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на
удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании
Задачи:
для детей:
Образовательные:
-расширять представление детей о сказках;
-учить детей рассуждать;
-учить правильно называть сказки.
-прививать интерес к жанрам русского фольклора;
- формировать умение инсценировать сказки;
-обогащать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать умения связно выражать свои мысли;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
Воспитательные:
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- воспитывать культуру речи,
для родителей:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта
детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
для педагогов:
-развитие творческого потенциала ребенка;
Ожидаемые результаты по проекту:
для детей:
- развитие интереса детей к русским народным сказкам;
-закрепление умения связно выражать свои мысли;
-воспитание чувства дружбы и коллективизма;
- получить эмоциональный отклик от своей работы;
- пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки».
для педагогов:
- оформление тематического альбома «Наши любимые сказки»;
-изготовление настольного театра
-изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями;
-Презентация проекта на родительском собрании;
-желание продолжить проектную деятельность;
- оформление проекта.
для родителей:
-содержательно
проведённое
с
ребёнком
время,
желание принимать
участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
- активное участие родителей в жизни детского сада и группы;
- рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Продукты проекта
для детей:
Лепка и рисование любимого персонажа из р.н. сказок, аппликация «Персонажи к
сказкам»(изготовление настольного театра),
новые знания и впечатления,
содержательно проведённое вместе с родителями время, детские книги.
для педагогов:
оформление тематического альбома «Наши любимые сказки», мультимедийные
презентации, организация выставки детских работ.
для родителей:
содержательно
проведённый
с
ребёнком
выходной, новые
впечатления
,
совместная деятельность по изготовлению рисунков.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта рассчитана на 2 недели: со 2 октября 2023 года по 13
октября 2023 года
1 этап Подготовительный
-вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;
-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
-предложить детям принести в группу из дома любимые русские народные
сказки;
-оформление книжного уголка в группе;
-подбор наглядно-дидактического материала.
2 этап основной
№
содержание
дата
Форма работы
ответственный
1
Рассматривание
2.10.
Совместная деятельность с
Воспитатель
альбомов с
иллюстрациями
р.н.сказок ;
детьми в режимных
моментах
2
Чтение р.н.сказки
«Теремок»
Строительная
игра «теремок»
2.10
Совместная деятельность с
детьми в режимных
моментах
Воспитатель
3
Инсценировка
сказки «Теремок»
Пальчиковый
театр «Теремок»;
3.10.
Совместная деятельность с
детьми в режимных
моментах
Воспитатель
4
Игра
викторина
«Угадай-ка
сказку» -
проверка знаний
знакомых сказок,
через
стихотворную
форму.
3.10
Совместная деятельность с
детьми в режимных
моментах
Воспитатель
5
Чтение сказки
«Зимовье
зверей»в обр. И.
Соколова-
Микитова
4.10.
Совместная деятельность с
детьми в режимных
моментах
Воспитатель
6
Инсценировка
сказки«Зимовье
зверей»
4.10.
Совместная деятельность с
детьми в режимных
моментах
Воспитатель
7
Чтение р.н.сказки
«Лисичка –
сестричка и
серый волк» в
обр. М. Булатова
5.10.
Совместная деятельность с
детьми в режимных
моментах
Воспитатель
8
Разрезные
картинки «Назови
сказку»
5.10.
Совместная деятельность с
детьми в режимных
моментах
Воспитатель
9
Создание
настольного
театра из готовых
цилиндров ;
(Цветная бумага,
ножницы, клей,
карандаши)
6.10.
Совместная деятельность с
детьми в режимных
моментах
Воспитатель
10
Домашнее
задание.
Иллюстрация к
р.н. сказкам;
6.10
Взаимодействие с семьёй
Родители и
дети
11
Рисование на
тему: «Нарисуй
главного героя
сказки»-колобок
9.10
Совместная деятельность с
детьми в режимных
моментах
Воспитатель
12
Пазлы
«Колобок»;
9.10
Совместная деятельность с
детьми в режимных
моментах
Воспитатель
13
Выставка
рисунков
10.10
Взаимодействие с семьёй
Воспитатель,ро
дители
14
«Книжкина
больница»
ремонт книг
10.10
Совместная деятельность с
детьми в режимных
моментах
Воспитатель
15
Оформление
тематического
альбома «Наши
любимые сказки»
11.10
Воспитатель,ро
дители
16
Чтение
художественной
литературы на
тему «Сказки»
Пословицы и
поговорки
11.10
Совместная деятельность с
детьми в режимных
моментах
Воспитатель
о сказках
17
Придумай свою
сказку
12.10
Совместная деятельность с
детьми в режимных
моментах
Воспитатель
18
Подвижные игры:
«Зайка серенький
сидит», «Мыши
водят хоровод»
12.10
Совместная деятельность с
детьми в режимных
моментах
Воспитатель
19
Папка-
передвижка
«Рекомендуемая
литература для
чтения
родителями детям
4-5 лет».
13.10
Воспитатель
20
«Персонаж к
сказке репка» -
мышка
( лепка);
13.10
Совместная деятельность с
детьми в режимных
моментах
Воспитатель
3 этап Заключительный
-подведение итогов проектной деятельности;
-представление материалов проекта на родительском собрании;
-оформление настольного театра по сказкам;
-оформление тематического альбома «Наши любимые сказки»;
Результат:
Тема проекта детям очень понравилась, поэтому дети с удовольствием принимали
участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с
удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах, в альбомах. В
самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью
настольного театра и различных видов театра; некоторые воспитанники
придумывают свои сказки. Дети стали дружнее, чаще приходят друг другу на
помощь.
Родители проявили инициативу и творчество в изготовлении тематического
альбома «Наши любимые сказки»(совместно с детьми) .
Проделанная работа дала положительный результат не только в познавательном,
речевом, но и в социальном развитии детей; а так же способствовала
возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «В
гостях у сказки».
Список используемой литературы
1 КочкинаН.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое
пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
2 И.А.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
3 Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
4 Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-
дети».-М.: АРКТИ, 20.