Автор: Солонкина Ольга Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 146 Дельфин
Населённый пункт: г. Рязань.
Наименование материала: Статья
Тема: Тайм-менеджмент в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Тайм-менеджмент в ДОУ
Для дошкольников – время – это довольно трудное понятие, так как его «не
видно», «не слышно», оно не имеет наглядных форм, с ним нельзя совершать какие –
либо действия: потрогать, поиграть. Поэтому у дошкольников отсутствуют навыки
осознанного управления временем. Этому нужно обучать и помогать малышу освоить.
Это важно, т.к. умение грамотно распоряжаться своим временем поможет детям в
будущем стать более собранными, организованными и добиваться высоких результатов в
обучении и в обычной жизни.
В нашем саду мы это делаем по нескольким направлениям.
Во-первых, работа с детьми.
1.
В каждой группе, в кабинетах специалистов есть Уголки времени. Здесь дети могут
познакомиться с различными видами часов, закрепить знания о различных временах
года, о частях суток и днях недели в различных играх и посмотрев книги.
2.
Знакомим детей с распорядком дня: что за чем идёт, что мы будем делать сейчас, а что
потом и т.д. У детей появится понятие распределения времени, чтобы всё успеть: и
поиграть, и позаниматься. Дети знакомятся с расписанием занятий. И этот навык им
будет очень полезен в более старшем, школьном возрасте.
3.
На этом этапе мы стараемся привлекать родителей. Вопрос режима дня очень
актуальный (часто режим дня в детском саду сильно отличается от режима дня дома и
ребёнок не понимает , что за чем идёт, а для ребёнка – дошкольника очень важна
предсказуемость) . Важно, чтобы родители проговаривали ребёнку режимные моменты,
ребёнку не понятно, что его заберут в 12 часов, а если родитель объяснит, что «Ты
покушаешь, потом у тебя будут занятия: порисуешь, сходишь в музыкальный зал, песню
новую выучишь, погуляешь, пообедаешь – и я за тобой приду». Уже в 3 года говорим
ребёнку, что утром ты приходишь в садик, вечером – идёшь домой.
4.
Планирование своей деятельности под задачу
В нашем саду дети, начиная с 4 лет, под руководством воспитателей занимаются
проектной деятельность. Выбрав тему, ребёнок начинает планировать, что он будет
делать, как исследовать, где будет брать информацию.
Второе направление – работа с родителями.
Чтобы ребёнок умел грамотно распределять своё время, важно, чтобы и родители могли
это делать. Мы проводила мастер-класс с родителями, где делилась различными
техниками тайм-менеджмента, давали рекомендации, которые они смогут использовать .
Какие это рекомендации:
1. Научите ребенка составлять план на неделю.
Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него секция или
музыкальная школа, а когда просто сходить в гости к друзьям. Можно купить красивый
ежедневник, а еще лучше — повесить на стену в детской магнитную доску (или лист
бумаги), чтобы дела на каждый день всегда были перед глазами.
2. Составляйте план на день.
Здесь принцип такой же, как и с планом на неделю, но он будет состоять в том
числе и из более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить
бабушке и т.п.). Для начала составляйте планы вместе. Можно дела рисовать, а не писать:
например, карточка с игрушками может обозначать, что ребенку нужно прибрать машинки
или кукол, а карточка с книгами — что пришла пора почитать вместе с мамой.
3. Научите ребенка определять приоритеты.
Важно, чтобы он понимал: есть задачи, которые требуют большего внимания и/или
времени, а есть те, которые и выполнятся легче, и времени займут всего ничего. Поэтому
в списке дел лучше всего помечать другим цветом самые важные дела, которые нужно
сделать первыми.
4. «Ешьте лягушек» вместе
В тайм-менеджменте есть такое понятие, как «лягушка». Так говорят о неприятных
делах, выполнение которых откладывается до последнего момента. Помогите ему «съесть
лягушку»: узнайте, почему ему не нравится конкретное дело, спросите, чем можете ему
помочь (и помогите!). И кстати, «лягушек» лучше есть по утрам. Сделал сложное
и неприятное дело — и оно не висит над тобой целый день дамокловым мечом.
5.
Дробите сложные задачи.
Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. И так не только у детей,
но и у взрослых (вспомните, как трудно приступить к новому большому рабочему проекту!).
Помогите ребенку разделить большую сложную задачу на несколько небольших, с которыми
ему будет легко справиться. При этом те самые части должны быть очень четкими
и конкретными. Например, наведи порядок в комнате - это задача абстрактна и не имеет
точных границ. Вместо этого мы договариваемся, что сегодня разберём игрушки в шкафу,
завтра – книги на полке, в среду – конструктор в коробке.
6. Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает.
Разные виды деятельности должны неизменно и ритмично сменять друг друга.
Ребенок полчаса занимался— значит пришло время побегать на улице. При таком раскладе
эффективность выполнения любых задач будет гораздо выше, чем не выходи из-за стола,
пока все не сделаешь».
В конце хочется ещё раз остановится на двух важных моментах :
1.
Всё делать постепенно: любой новой привычке нужно время, чтобы прижиться. Поэтому не
надо сразу всё планировать и расписывать по минутам.
При правильном использовании тайм-менеджмент научит ребенка ставить свои собственные
цели, достигать их и получать удовольствие от этого.
2.
Дети – дошкольники учатся всему глядя на своих родителей. И если родители спокойные и
уверенные, могут, когда нужно, спланировать своё время, то и дети будут ориентироваться
во времени и грамотно его использовать.