Автор: Склярова Наталья Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГДОУ ЛНР "Первозвановский я/с "Аленушка"
Населённый пункт: ЛНР Лутугинский район село Первозвановка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие речи детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
"Развитие речи детей раннего возраста"
Раннее детство (период от года до трех лет) – это особый период в жизни
ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое
развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и
становления ребенка как личности.
Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи.
Данный период детского развития является наиболее благоприятным для
развития именно этой психической функции.
На развитие речи оказывает влияние огромное количество факторов. Это
влияние может быть как положительным, так и негативным. Что касается
степени влияния наследственных и средовых факторов на развитие речи, с
уверенностью можно сказать следующее. Врожденные способности, сильное
желание общаться с окружающими и богатство языка и социальной среды
объединяются, чтобы содействовать детям в освоении функций и
закономерностей родного языка.
Одним из основных условий нормального развития ребенка является
своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве.
Овладение речью — сложный, многосторонний психический процесс.
Для появления и правильного развития речи ребенку необходима речевая
среда. Имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный
мозг, хороший слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит.
Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому очень
важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом:
— четко произносили все звуки и слова;
— говорили с ним, не торопясь;
— следили за своим произношением.
Торопливая, нечеткая речь взрослых негативно сказывается на развитии речи
ребенка, впоследствии он может так же не заботиться о том, как его речь
воспринимается слушателем. Если дома говорят громко, торопливо,
раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.
Речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов:
На первом году жизни происходит подготовка дыхательной системы к
речевым навыкам, образуются голосовые недифференцированные шумы,
ребенок «гулит», лепечет, подражая взрослым . Это происходит с 3 до 6
месяцев.
В возрасте 6 месяцев образуются речевые звуки и происходит синтез слогов.
На втором году жизни – речь начинает обогащаться словами, ребенок
начинает произносить простейшие слова.
На третьем году жизни словарного фонда ребенка составляет до 500 слов и
больше; дети учатся говорить предложениями.
На четвертом году жизни происходит обогащение словарного фонда до 1000
слов и больше; речевые цепи удлиняются и усложняются, число слов в
предложениях достигает 9-10. Дети впервые начинают использовать
придаточные предложения.
На пятом году жизни происходит дальнейшее обогащение словарного фонда,
вырабатывается регуляция громкости произношения слов. Построение фраз
становится более правильным и совершенным.
Развитие речи у различных детей происходит неодинаково. У одних детей
наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие
всей речи, у других малышей развитие речи отстает. Поэтому таким
детишкам нужно помочь: побольше им рассказывать, побуждать их к
пользованию новыми словами, учить строить фразы. Но и это надо делать
осторожно, не перенапрягая его нервную систему непосильными
требованиями.
Чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна
возникнуть потребность в общении со взрослым и в каком-нибудь предмете.
Только общение со взрослым по поводу предмета или предметные действия,
включенные в общение, вызывают необходимость назвать этот предмет,
произнести первое слово.
Таким образом, основным двигателем развития речи является общение
ребенка со взрослым.
Не все дети овладевают речью одинаково успешно. Часто наблюдаются
случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной
речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее
развития. К таким отклонениям нужно отнестись очень внимательно и
своевременно их устранить, т.к. они могут задержать умственное развитие
ребенка, травмировать его психику.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от
степени сформированности тонких движений рук. Тренировка мелкой
моторики рук стимулирует общее развитие ребенка и особенно
положительно влияет на развитие речи. Чем меньше ребенок, тем больше его
желание двигаться, хватать все руками, исследовать. Природа заложила в
ребенка потребность в движениях, в психомоторной активности. Движения
развивают не только мышцы, но и мозг, способность ощущать,
воспринимать, анализировать .
Фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном
детстве, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой
заботы со стороны взрослых.