Автор: Тришкина Надежда Юрьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Дивеевская СОШ"
Населённый пункт: НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ДИВЕЕВСКИЙ МО, ДИВЕЕВО
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приёмы смыслового чтения
Раздел: среднее образование
МБОУ «Дивеевская СОШ»
Методы и приёмы
смыслового чтения
Выполнила
Тришкина Н.Ю.
учитель географии
МБОУ «Дивеевская СОШ»
Методы и приёмы смыслового чтения
Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом
требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания
обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого
качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических
ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов
деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет
добиваться оптимального результата.
В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г.,
Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными
действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя
умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из
различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными,
официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации
деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе.
Процесс чтения рассматривали многие ученые Ф. Смит, Н.Н. Светловская, В.М.
ФилатовЗ.И. Клычникова, И.А. Зимняя, по общему мнению, работа с текстом начинается
еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о
прочитанном.
С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста
– это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой,
концептуальной.
- Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени
действия и т.д.
- Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых
«скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания,
опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д.
-Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств
автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем. Конечно,
текст – это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в
науке – в исследовательских, а на практике – в учебных целях.
С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста,
сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и
установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения
смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом.
Хочется отметить, что обучение чтению должно быть максимально приближено к
условиям реальной жизни, в которых обучающимся могут понадобиться данные умения.
Чтение информативных текстов научно-популярного и общественно-политического
характера, таких как: страничка в Интернете, статья в газете, доклад на научной
конференции, как правило, начинается с ознакомления с их общим содержанием. Для того
чтобы определить основную идею текста, читателю необходимо применить умение
ознакомительного чтения (просмотровое чтение).
Часто в повседневной жизни нам важно получить подробную информацию об
интересующем нас явлении или событии, что требует владения умением читать с полным
пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение).
Обычно, таким образом, мы читаем художественную литературу (рассказы, стихи, сказки
и т.п.), научно-популярные статьи, инструкции, рецепты, письма, книги по специальности
и т.п., данный вид предполагает, что читатель может остановиться на заинтересовавших
его отрывках, перечитать и проанализировать их, сделать вывод.
Умение поискового чтения в реальной жизни мы используем, когда просматриваем
телевизионную программу или рекламный проспект, знакомимся с меню, оглавлением
книги, ищем незнакомое слово в словаре, номер телефона в справочнике, товар в каталоге,
информацию о прибытии поезда на табло железнодорожного вокзала и т.п.
Некоторые из существующих приёмов работы при обучении различным видам
чтения авторов: Омороковой, Минько были систематизированы и используются в работе:
вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление
необходимой информации;
восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в
котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово.
Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные
слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.
Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово,
а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или
даже страницы. Это происходит потому, что мышление активно работает в
продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на
содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное – это
осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.
Поскольку есть прямая зависимость между вероятностным прогнозированием
графического шрифтового материала и частотой встречаемости его в текстах, нас в
первую очередь интересуют условия, при которых одни и те же обороты речи,
фразы, слова повторяются наиболее часто. Эффективное управление процессом
антиципации держится на понимании стереотипности текстов.
- упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или
ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя
информацию, полученную из прочитанного текста.
- исправление – определение и корректировка языковых или содержательных
нарушений в тексте.
- сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на
сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.
- перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе
информации из одной формы её представления в другую, например:
трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в
невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.
- «мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то
есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой
частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее
содержание текста.
- называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому
материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.).
- составление списка – приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или
идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц,
изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).
- множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.
- конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на
развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или
прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для
дальнейшего использования (краткий пересказ)
- деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной
идее, содержащейся в каждой из них.
- составление плана – сокращение информации текста до основных идей,
записанных в форме плана, то есть по пунктам.
- предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы,
направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста.
- викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на
фактические вопросы по содержанию.
- логическая перегруппировка/восстановление последовательности –
перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или
согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия
картинок и т.д.
- заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу
необходимой информации.
- верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или
суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с
содержанием прочитанного или прослушанного текста.