Напоминание

Методы и приёмы смыслового чтения


Автор: Тришкина Надежда Юрьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Дивеевская СОШ"
Населённый пункт: НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ДИВЕЕВСКИЙ МО, ДИВЕЕВО
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приёмы смыслового чтения
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Дивеевская СОШ»

Методы и приёмы

смыслового чтения

Выполнила

Тришкина Н.Ю.

учитель географии

МБОУ «Дивеевская СОШ»

Методы и приёмы смыслового чтения

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом

требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания

обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого

качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических

ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов

деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний.

Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет

добиваться оптимального результата.

В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г.,

Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными

действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя

умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из

различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными,

официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации

деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе.

Процесс чтения рассматривали многие ученые Ф. Смит, Н.Н. Светловская, В.М.

ФилатовЗ.И. Клычникова, И.А. Зимняя, по общему мнению, работа с текстом начинается

еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о

прочитанном.

С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста

– это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой,

концептуальной.

- Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени

действия и т.д.

- Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых

«скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания,

опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д.

-Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств

автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем. Конечно,

текст – это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в

науке – в исследовательских, а на практике – в учебных целях.

С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста,

сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и

установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения

смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом.

Хочется отметить, что обучение чтению должно быть максимально приближено к

условиям реальной жизни, в которых обучающимся могут понадобиться данные умения.

Чтение информативных текстов научно-популярного и общественно-политического

характера, таких как: страничка в Интернете, статья в газете, доклад на научной

конференции, как правило, начинается с ознакомления с их общим содержанием. Для того

чтобы определить основную идею текста, читателю необходимо применить умение

ознакомительного чтения (просмотровое чтение).

Часто в повседневной жизни нам важно получить подробную информацию об

интересующем нас явлении или событии, что требует владения умением читать с полным

пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение).

Обычно, таким образом, мы читаем художественную литературу (рассказы, стихи, сказки

и т.п.), научно-популярные статьи, инструкции, рецепты, письма, книги по специальности

и т.п., данный вид предполагает, что читатель может остановиться на заинтересовавших

его отрывках, перечитать и проанализировать их, сделать вывод.

Умение поискового чтения в реальной жизни мы используем, когда просматриваем

телевизионную программу или рекламный проспект, знакомимся с меню, оглавлением

книги, ищем незнакомое слово в словаре, номер телефона в справочнике, товар в каталоге,

информацию о прибытии поезда на табло железнодорожного вокзала и т.п.

Некоторые из существующих приёмов работы при обучении различным видам

чтения авторов: Омороковой, Минько были систематизированы и используются в работе:

вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление

необходимой информации;

восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в

котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово.

Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные

слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.

Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово,

а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или

даже страницы. Это происходит потому, что мышление активно работает в

продуктивном режиме. При таком чтении читатель в большей степени опирается на

содержание текста в целом, чем на значение отдельных слов. Главное – это

осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.

Поскольку есть прямая зависимость между вероятностным прогнозированием

графического шрифтового материала и частотой встречаемости его в текстах, нас в

первую очередь интересуют условия, при которых одни и те же обороты речи,

фразы, слова повторяются наиболее часто. Эффективное управление процессом

антиципации держится на понимании стереотипности текстов.

- упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или

ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя

информацию, полученную из прочитанного текста.

- исправление – определение и корректировка языковых или содержательных

нарушений в тексте.

- сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на

сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.

- перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе

информации из одной формы её представления в другую, например:

трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в

невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.

- «мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то

есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой

частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее

содержание текста.

- называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому

материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.).

- составление списка – приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или

идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц,

изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).

- множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

- конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на

развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или

прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для

дальнейшего использования (краткий пересказ)

- деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной

идее, содержащейся в каждой из них.

- составление плана – сокращение информации текста до основных идей,

записанных в форме плана, то есть по пунктам.

- предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы,

направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста.

- викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на

фактические вопросы по содержанию.

- логическая перегруппировка/восстановление последовательности –

перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или

согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия

картинок и т.д.

- заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу

необходимой информации.

- верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или

суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с

содержанием прочитанного или прослушанного текста.



В раздел образования




Яндекс.Метрика