Напоминание

"ЛОГИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ДЬЕНЕША"


Автор: Астанина Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 146 Дельфин
Населённый пункт: г. Рязань.
Наименование материала: Статья
Тема: "ЛОГИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ДЬЕНЕША"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЛОГИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ДЬЕНЕША

Логические фигуры Дьенеша

дидактическое пособие. Это набор

фигур,

отличающихся

друг

от

друга

цветом,

формой,

размером,

толщиной. Эти свойства можно варьировать, однако чаще всего на

практике используются три цвета (красный, желтый, синий), четыре

формы

(круг,

квадрат,

треугольник,

прямоугольник),

по

две

характеристики величины (большой и маленький) и толщины (тонкий и

толстый) [1].

Данный

набор

дидактических

составляющих

состоит

из

48

объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету,

размеру, толщине. Наряду с логическими блоками в работе применяются

карточки (5x5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет,

форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у

детей способность к замещению и моделированию свойств, умение

кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства

помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-

схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся

мостиком к словесно-логическому мышлению [3].

Для

работы

с

детьми

одной

группы

на

протяжении

всего

дошкольного детства требуется один-два набора объемных логических

фигур - блоков и набор плоских логических фигур на каждого ребенка [5].

Блоки Дьенеша позволяют:

познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов

развивать пространственные представления

развивать логическое мышление, представление о множестве,

операции

над

множествами

(сравнение,

разбиение,

классификация,

абстрагирование, кодирование и декодирование информации)

усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры

мышления

развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их,

обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия

объектов, обосновывать свои рассуждения, развивать познавательные

процессы, мыслительные операции

воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в

достижении цели

развивать творческие способности, воображение, фантазию,

способности к моделированию и конструированию

развивать речь

успешно овладеть основами математики и информатики

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с

постепенным усложнением:

1.

для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

2.

для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

3.

для развития действий классификации и обобщения;

4.

для

развития

способности

к

логическим

действиям

и

операциям.

Все игры и упражнения,

за

исключением четвёртой группы

(логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного

календарного возраста могут иметь различный психологический возраст.

Кто-то из

них чуть-чуть,

а кто-то и значительно раньше других

ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии,

однако каждый должен пройти все эти ступени [4]. Если ребёнок не

справляется

с

постановленной

задачей

самостоятельно,

значит

необходимо упростить задачу, и так до тех пор. пока ребёнок не решит

задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от

которой следует начать движение вперёд [2].

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «В ГОСТИ К МИШУТКЕ»

Цель: выявить уровень умения сравнивать и обобщать предметы по

трем свойствам; читать схемы, обозначающие свойства предметов

(величина, цвет, форма, толщина).

Оборудование:

Блоки

Дьенеша,

карточки-схемы,

машина

из

стульчиков,

обручи,

стол,

корзинка,

«волшебный»

мешочек,

ваза,

бумажные цветы, ведёрки. Игрушки: медведь, заяц, лиса.

Ход игры: Ведущая предлагает детям отправиться в гости к Мишке.

Мишка живет в лесу, нужно ехать на автобусе. Дети покупают билеты на

автобус, за билет нужно заплатить монетки-блоки. Принести две монетки

одинаковой величины, но разного цвета; одинакового цвета, но разной

величины: одинаковой формы, но разной величины; одинакового цвета,

но разной формы и т. д. Дети садятся в автобус и едут в магазин за

угощением для Мишки и его друзей. Берут деньги для покупки печенья:

карточки-схемы (цвет, форма). Дети выбирают печенье, складывают его в

корзинку.

Садятся в автобус и продолжают своё путешествие. Подъезжают к

реке, выходят из автобуса. Через речку нужно перейти по мостику, а у

моста детей встречает лиса. Лиса не пропускает детей, ставит им задачу:

наловить рыбу. Рыбу нужно разложить в два ведёрка, соответственно

картинкам-символам свойств (толстый, тонкий). Дета «ловят» рыбу и

раскладывают по ведёркам. Лиса благодарит детей и пропускает.

Дети идут по лесу и приходят в гости к медведю. Медведь и зайчик

сидят за столом. На столе стоит ваза с бумажными цветами. Дети

приветствуют мишку и зайчика и угощают их печеньем. Мишка любит

только жёлтое печенье, а зайчик только треугольное. Мишутка благодарит

детей за угощение и предлагает детям поиграть в игру «Чудесный

мешочек». Дети на ощупь определяют форму фигур.

Ведущая обращает внимание детей на то, какие красивые цветы

стоят у Мишутки в вазе. Удивляется, почему они не живые. Мишка

рассказывает, что хотел бы посадить живые цветы, но не умеет. Ведущая

предлагает детям помочь медведю п посадить на клумбы красивые цветы.

В

обручах-клумбах

лежат

карточки-схемы

свойств

(форма,

цвет,

величина). Дети «сажают» цветы, рассказывают какие цветы «выросли»

на клумбах. Мишка любуется клумбами. Благодарит детей, дарит им

бумажные цветы. Дети прощаются с Мишуткой и отправляются в детский

сад.

Список использованной литературы

1.

Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.

Матусик

М.: Дрофа-Плюс, 2008.

276 с.

2.

Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3-х лет.

Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Галанова.

Ярославль: Академия развития, 2006.

240 с.

3.

Григорьева Г.Г. Играем с малышами: игры и упражнения для

детей раннего возраста / Г.Г. Григорьева.

М.: Просвещение, 2009.

125 с.

4.

Дидактические и сюжетно-ролевые игры. 3-4 годы жизни /

Автор-составитель Т.Г. Тристапшон.

М.: Основа, 2007.

128 с.

5.

Ранний возраст (от год до трех) / Е.О. Смирнова // Психология

ребенка от рождения до семи лет.

М.: Школа-пресс, 2007. – 510 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика