Напоминание

Обучение рисунку в вузе


Автор: Дерева Райа Мажитовна
Должность: канд.иск., доцент
Учебное заведение: Карачаево-Черкесский госунимверситет им. У.Д.Алиева
Населённый пункт: г.Карачаевск, Карачаево-Черкесская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Обучение рисунку в вузе
Раздел: высшее образование





Назад




ОБУЧЕНИЕ РИСУНКУ В ВУЗЕ

Учебные планы вузов (в частности,

художественно-графических

факультетов) составлены так, что большое место в них отводится

самостоятельной работе студентов, имеющей важное значение в деле

обучения основам изобразительной грамоты. В процессе решения этой

задачи практические упражнения в рисовании необходимо сочетать с

теоретическими

знаниями,

поэтому

аудиторные

занятия

(лекции

и

практические) с присутствием преподавателя являются основой обучения

изобразительной грамоте. Полученные при этом знания и наставления для

саморазвития дают желаемый результат в профессиональной подготовке

обучающихся.

Основное внимание при обучении основам изобразительной грамоты,

особенно на первоначальном этапе уделяется рисунку. Об этом говорится во

всех теоретических трудах художников-педагогов прошлого, например,

Д.Н. Кардовский писал о том, что рисунок есть построение графическим

путем формы на плоскости, поэтому прежде всего необходимо овладеть

рисунком, чтобы в дальнейшем на его основе и в связи с формой строить

живопись.

Обучение рисунку связано с развитием у студентов умения правдиво

изображать видимые формы в условиях реальной среды. Познание

окружающей действительности и ее законов, изучение жизни - основа

реалистического изобразительного искусства. Только в постоянной и

упорной работе с натуры начинающий рисовальщик познает красоту

окружающего мира, созданного природой и человеком, приобретает чувство

формы, вырабатывает наблюдательность и художественный вкус, а также

развивает фантазию и эстетические чувства, стимулирующие интерес к

интеллектуальному развитию и формирует знания о мире вообще.

Обучающиеся хорошо должны усвоить принцип ведения рисунка «от

общего к частному, от частного - к обобщению», правила компоновки

изображения

на

листе

бумаги,

принцип

линейно-конструктивного

построения формы предметов, принцип светотеневых градаций, умение

самостоятельно работать. Таким образом они не только должны усвоить

знания и умения в области изобразительного искусства, но и уметь

применять на практике научные основы изобразительной грамоты -

анатомическое строение человека и животных, законы перспективы, законы

композиции и гармонизации произведения, законы формообразования

предметов

окружающей

действительности,

законы

психологического

восприятия объектов изображения и самой картины и т. д.

Многие великие художники прошлого и современности оставили

ценные труды, составленные на основе их опыта и наблюдений, в которых

научно обоснованы приемы изображения.

В давние времена стали вырабатываться приемы и методы обучения

рисованию. К тому, что рисование с натуры должно быть основой обучения

пришли древнегреческие художники. Ростовцев Н.Н. отмечает о том, что в

Древней Греции был заложен метод научного понимания искусства. Греческие

художники-педагоги призывали своих учеников и последователей изучать

природу, наблюдать ее красоту, указывали, в чем она заключается.

Наблюдая многообразие жизни и упражняясь в натурном рисовании,

художник получает все новые и новые впечатления. Он развивает глазомер,

запечатлевая не весь предмет или явление со всеми подробностями, а

выбирает самое главное, характерное, подмечая особенности натуры, ее

состояние, конструкцию, тональные градации, особые эстетические качества,

материальность - то есть развивает способность цельного видения.

Особенно

способствуют

развитию

цельного

видения

и

наблюдательности ежедневное выполнение кратковременных рисунков -

набросков и зарисовок. Такие упражнения влияют на развитие навыков в

рисовании,

вырабатывают

моторику

руки,

способствуют

изучению

возможностей линий и штриха. Подобная работа непременно должна быть

связана со знанием закономерностей реалистического рисунка.

Выразительность

изображения

зависит

от

умения

применять

изобразительные средства выразительности в работе над рисунком - линия,

штрих, пятно - все, что является «языком» изобразительного искусства. Это

зависит от свободного владения карандашом (технический навык).

Для

того,

чтобы

оптимизировать

процесс

достижения

цели

профессионального

освоения

основами

изобразительной

грамоты,

преподаватель, последовательно следуя программе учебной дисциплины,

составляет задания для самостоятельной работы студентов с учетом степени

их

подготовленности

по

специальности.

Особое

внимание

уделяется

начальному обучению рисунку (1, 2 курс), где обучающийся постигает «азы»

изобразительного искусства.

Одним из основных факторов, способствующих успешному обучению

рисунку в вузе, является развитие креативности и воображения студентов.

Преподаватель должен стимулировать студентов к самостоятельному и

непривычному мышлению, поощрять эксперименты и свободное творчество.

Такой подход позволяет студентам развить свою индивидуальность и

уникальный стиль рисования.

Также, успешному приобретению знаний и навыков по рисунку

способствует постоянное напоминание о их связи и важности для будущей

профессиональной деятельности (учитель ИЗО, дизайнер, специалист по

декоративно-прикладному

искусству

и

т.д.).

Это

один

из

факторов

формирующий мотивацию студентов к обучению.

Важный фактор, способствующий успешному обучению рисунку в

вузе, - индивидуальный подход к каждому студенту. Учитывая различные

стили и уровни подготовки студентов, преподаватели должны предоставить

индивидуальное обучение и поддержку каждому студенту. Персональная

консультация и обратная связь помогают студентам развиваться и достигать

своих целей в рисовании.

Одним из факторов успешного обучения рисунку является наличие

коллективной, творческой, конкурсной среды на занятиях.



В раздел образования




Яндекс.Метрика