Автор: Тарасова Юлия Валерьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГБОУ "Школа - интернат № 89"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие вычислительных навыков у детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Тарасова Ю.В.
Учитель начальных классов
Развитие вычислительных навыков у детей с ОВЗ
Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач,
которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.
Большое значение в решении вопросов социальной адаптации школьников с
ОВЗ имеет усвоение ими математики, в частности овладение прочными
устными
вычислительными
навыками.
Одной
из
составляющих
вычислительных навыков, является устный счёт, который имеет большое
образовательное, воспитательное и практическое, и чисто методическое
значение. Практика работы в
школе с детьми с ОВЗ показывает, что
учащиеся
слабо
овладевают
устными
вычислительными
приемами,
допускают различные ошибки в вычислениях.
Учитывая особенности эмоционально-волевой сферы учащихся с
ограниченными
возможностями
здоровья,
а
именно
повышенную
возбудимость одних, заторможенность, инертность других, чтобы собрать
внимание учащихся в начале урока необходимо создать определённую
жизненную или игровую ситуацию, поставить перед ребятами поисковую
задачу. Это позволяет быстро вовлечь учащихся в учебную деятельность,
вызвать интерес.
Игра «Вставь арифметический знак»
Дидактическая цель: Формирование вычислительных навыков.
Содержание. На доске записаны столбики примеров с пропущенными
арифметическим знаками «+» и «-».учеников вызывает учитель к доске и они
должны, верно, подобрать знак и озвучить пример.
12…5 = 7 26…4 = 22
7…13 = 20 14…5 = 9
28…3 =2 5 11…7 = 18
Упражнение «Найди ошибку». Найдите примеры с неправильными
ответами.
15 + 2 = 17 18 – 3 = 5
12 + 3 = 16 19 – 4 =1 6
Игра «Какие числа пропущены?».
Содержание. На доске (карточке) записываются ячейки, но некоторые из них
пустые. Ученик должен правильно заполнить эти ячейки.
Задачи в стихах. При проведении устного счёта я так же использую
задачи в стихотворной форме. Эти упражнения оживляют работу класса,
вносят элементы занимательности. Рифмованные задачи помогают усваивать
таблицы сложения и вычитания, умножения и деления.
Целенаправленная
и
системная
работа
позволяет
сформировать
вычислительные умения и навыки у обучающихся с ОВЗ, которые играют
большую роль в развитии мышления школьников, их сообразительности,
математической зоркости, наблюдательности. Всё это делает новые знания
личностно значимыми, развивает учебно-познавательные мотивы учащихся,
вырабатывает у них творческий подход к жизни, приучает их вдумчиво
относиться к любым видам практической и профессиональной деятельности.