Напоминание

"ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ"


Автор: Берестенева Татьяна Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования, методист
Учебное заведение: ГУДО ОДЭБС
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное учреждение дополнительного образования

«Областная детская эколого-биологическая станция»

ИРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

(Методические рекомендации)

Составитель: Берестенева

Татьяна Викторовна,

педагог дополнительного

образования, методист

КЕМЕРОВО 2016

1

Содержание

Пояснительная записка ...................................................................... 3

1.

Игровые технологии ………………………………………….. 5

1.1.

Понятия «игровые технологии», «дидактическая игра» ……5

1.2.

Структура дидактической игры ……………………………….7

2.

Виды дидактических игр…………………………………………..9

Заключение .............................................................................................13

Список используемой литературы .......................................................14

Приложения

2

Пояснительная записка

Главная

отличительная

черта

учреждений

дополнительного

образования состоит в том, что перед педагогами открыт большой выбор

методов

и

способов

обучения

и

практических

задач,

а

учащимся

предоставляется

выбор

уровня

сложности,

вида

деятельности

и

темпа

освоения

программы

дополнительного

образования

определенной

направленности. «Учреждения дополнительного образования создают равные

«стартовые»

возможности

каждому

ребенку,

чутко

реагируя

на

быстро

меняющиеся

потребности

детей

и

их

родителей,

оказывают

помощь

и

поддержку

одаренным

и

талантливым

обучающимся,

поднимая

их

на

качественно новый уровень индивидуального развития» [6].

Перед педагогами стоит важная задача — совершенствовать процесс

обучения

таким

образом,

чтобы

на

занятиях

творческого

объединения

каждый

учащийся

работал

головой

и

руками

активно

и

увлечённо,

и

использовать

это

как

отправную

точку

для

возникновения

и

развития

глубокого

познавательного

интереса. Одним из важнейших решений этой

задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий.

Технологический

подход

к

обучению

предусматривает

точно е

инструментальное управление учебным процессом и гарантированный успех

поставленных учебных целей

Игровые

технологии,

применяемые

на

занятиях

творческого

объединения, в большей мере способствуют такому развитию. Но не игра

ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового

действия, а объектом развлечения, а игра ради ученья. Игры не только могут

существовать рядом с серьезным учением, но и должны быть использованы в

целях

повышения

эффективности

обучения.

Включение

в

занятие

игр

и

игровых

ситуаций

и

моментов

делает

процесс

обучения

интересным

и

занимательным,

создает

у

детей

бодрое

рабочее

настроение,

облегчает

преодоление

трудностей

в

усвоении

учебного

материала.

Разнообразные

игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная

3

задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего

мира[5].

Педагоги должны понимать, что в игре ребенок накапливает знания,

развивает

способности,

формирует

познавательные

интересы.

Вследствие

этого сегодня как никогда актуальны игровые технологии в учебном процессе

в учреждениях дополнительного образования.

Целью

данной

работы

является

изучение использования

игровых

технологий на занятиях эколого-биологической направленности.

Рассматриваются следующие задачи:

-

познакомиться

с

понятиями

«педагогические

технологии»,

«дидактическая игра»;

- рассмотреть классификацию, структуру дидактических игр;

- разработать дидактические игры, приемы, средства, используемые на

занятиях.

В

данной

методической

рекомендации

рассматривается

специфика

игровых

технологий,

представлены

разработки

дидактических

игр

для

занятий эколого-биологической направленности и могут быть использованы

педагогами

дополнительного

образования,

педагогами-организаторами,

а

также учителями биологами общеобразовательных школ.

4

1. Игровые технологии

1.1. Понятия «игровые технологии», «дидактическая игра»

Понятие «педагогическая технология» появилось в начале 1960-х годов.

Термин «технология» (от греческого teche – искусство, мастерство, умения и

логия

-

наука)

означает

совокупность

приемов

и

способов

получения,

обработки и переработки сырья, материалов [4].

Педагогическая технология — это содержательная техника реализации

учебного процесса (В.П. Беспалько). Это специальный набор форм, методов,

способов,

приёмов

обучения

и

воспитательных

средств,

системно

используемых в образовательном процессе.

Цели образования игровых технологий обширны:

-дидактические:

расширение

кругозора,

развитие

и

применение

на

практике знаний, умений и навыков;

-воспитательные:

воспитание

самостоятельности,

сотрудничества,

общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к

условиям среды.

В их основу педагогических технологий положена педагогическая игра

как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного

опыта (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.).

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным

признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей

педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в

явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью» [7].

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций,

выступающих

как

средство

побуждения,

стимулирования

к

учебной

деятельности.

«В

игре

нет

легко

опознаваемого

источника

знаний,

нет

обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся

и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом.

5

Игровое

обучение

ненавязчиво.

Игра

большей

частью

добровольна

и

желанна» [7]. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра

это

огромное

светлое

окно,

через

которое

в

духовный

мир

ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [9].

Существуют

десятки

определений,

отражающих

сложность

однозначного объяснения понятия «игра». Например:

-

Игра

является

видом

человеческой

деятельности,

способной

воссоздать другие виды человеческой деятельности [4].

- Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на

воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально

закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах

науки и культуры [8].

- Игра - это самостоятельная социальная структура, подразумевающая

состязание

между

двумя

или

более

противоборствующими

сторонами,

а

также ограниченная процедурами и правилами с целью достижения победы

одной из сторон [5].

4. Игра, как таковая, - это не игровое оборудование, а формально

организованная система соперничества ее участников.

5.

«С

образовательной

точки

зрения

-

это

способ

группового

диалогичного

исследования

возможной

действительности

в

контексте

личностных интересов [3].

Специально создаваемые или приспособленные для целей обучения,

воспитания и развития игры называются дидактическими.

В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным

признаком

чётко

поставленной

целью

обучения,

задачами

для

ее

достижения и ожидаемым результатом. Место и роль игровых технологий в

образовательном процессе, а также сочетание отдельных элементов игры

зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических

игр. Кроме того, одним из главных достоинств игры – что мотивация игровой

6

деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и

элементами

соревновательности,

удовлетворения

пот ребно стей,

самоутверждения, самореализации.

1.2. Структура дидактической игры

При использовании дидактических игр в образовательном процессе

перед педагогом стоит проблема разработки содержания игр и определения

их места в системе других видов деятельности детей на занятиях, а также

разработки методики проведения дидактических игр с учётом цели занятия и

уровня подготовки учащихся в учреждениях дополнительного образования.

Требования к подбору игр следующие:

- игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным

задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам,

требованиям стандарта;

- игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с

учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей;

- игры должны базироваться на определенном дидактическом

материале и методике его применения.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов:

Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той

дидактической

задаче,

которую

надо

решить

на

уроке,

и

придаёт

игре

познавательный

характер,

предъявляет

к

её

участникам

определённые

требования в отношении знаний.

Каждая дидактическая

игра

имеет правила,

определяющие

порядок

действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на

занятии рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны

разрабатываться с учетом цели занятия и индивидуальных возможностей

учащихся.

Этим

создаются

условия

для

проявления

самостоятельности,

настойчивости,

мыслительной

активности,

для

возможности

появления

у

каждого ребенка чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того, правила

7

игры

воспитывают

умение

управлять

своим

поведением,

подчиняться

требованиям коллектива.

Существенной

стороной

дидактической

игры

являются игровые

действия,

которые

регламентируются

правилами

игры,

способствуют

познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои

способности,

применить

имеющиеся

знания,

умения

и

навыки

для

достижения целей игры.

Основой

дидактической

игры,

которая

пронизывает

собой

ее

с т р у к т у р н ы е

э л е м е н т ы ,

я в л я е т с я познавательное

содержание.

Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений,

которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в

себя оборудование занятия. Это наличие технических средств обучения, сюда

также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также

дидактические

раздаточные

материалы,

флажки,

грамоты,

благодарности,

призы, которыми награждаются команды-победители.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является

финалом игры, придает игре законченность. Она выступает, прежде всего, в

форме решения поставленной учебной задачи и дает детям и подросткам

моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда

является

показателем

уровня

достижений

обучающихся

или

в

усвоении

знаний, или в их применении.

При

разработке

или

подборе

дидактической

игры

необходимо

учитывать:

сколько

будет

участников,

какими

умениями

и

навыками

обладают

они,

какую

цель

должна

преследовать

игра

(развивать

определенное

знание,

закрепить

некоторые

навыки,

дать

разрядку

от

напряженной

умственной

работы,

выдвинуть

для

решения

какую-то

проблему), какое оборудование потребуется для игры и как его подготовить,

как отметить победителей в игре?

8

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между

собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и

игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или

невозможна,

или

теряет

свою

специфическую

форму,

превращается

в

выполнение указаний, упражнений.

2. Виды дидактических игр

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе,

сочетания

элементов

игры

и

учения

во

многом

зависят

от

понимания

педагогом функций и классификации педагогических игр.

Г. К. Селевко

предлагает следующую классификацию педагогических игр [8].:

Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные),

интеллектуальные

(умственные),

трудовые,

социальные

и

психологические.

По характеру педагогического процесса:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные.

Часто

игры

соотносят

с

содержанием

обучения:

игры

по

сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой

и другие.

Иногда игры соотносят с материалом:

1.

Игры

с

предметами

(игрушки,

природные

материалы:

семена

и

плоды, гербарий и т. д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на

непосредственном

восприятии,

соответствуют

стремлению

ребёнка

действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.

9

2.

Настольно—печатные

игры,

также

как

и

игры

с

предметами,

основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам

предмет,

а

его

изображение.

Как

и

дидактическая

игрушка,

настольно-

печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной

умственной работы.

3.

Словесные

игры

наиболее

сложны,

Они

не

связаны

с

непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать

представлениями.

Эти

игры

имеют

большое

значение

для

развития

мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные

суждения,

делать

выводы

и

умозаключения,

не

полагаясь

на

суждения

других, замечать логические ошибки.

Рассмотрим

более

подробно

другую,

не

менее

изве стную

классификацию дидактических игр.

Игры-путешествия всегда несколько романтичны.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами.

Игра-путешествие

отражает

реальные

факты

или

события,

и

все

это

происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку.

Цель

игры-путеше ствия:

усилить

впечатление,

п р и д ат ь

познавательному содержанию необычность, обратить внимание учащихся на

то, что находится рядом, но не замечается ими.

Игры-путешествия

вызывают

интерес

и

активное

участие

детей

в

развитии

сюжета

и

желание

получить

результат,

что-то

узнать,

чему-то

научиться. Игра-путешествие – игра действия, мысли, чувств ребенка, форма

удовлетворения его потребностей в знании.

В

названии

игры,

в

формулировке

игровой

задачи

должны

быть

«зовущие

слова»,

вызывающие

интерес

учащихся.

Постановка

задач,

пояснение

способов

ее

решения,

разработка

маршрута

путешествия,

поэтапное решение задач, содержательный отдых – основные составляющие

компоненты игры-путешествия. В состав игры иногда входят песни, загадки,

ребусы, кроссворды и другие задания (Приложение 1).

10

Условия и требования игр-путешествий:

темы игр должны отвечать потребностям, интересам, запросам

детей;

необходимо предоставить каждому ребенку возможность активно

участвовать в игре;

организовывать

игры-путешествия

лучше

по

группам,

чтобы

охватить всех детей и осветить разные стороны избранной темы;

главное в игре-путешествие – познание, а не соревнование;

в играх-путешествих желателен сюжет, он развивает творчество

детей.

Игры-путешествия – это исследование какого-либо объекта природы,

области экологических знаний, построенное как «передвижение» детей во

времени и пространстве. Такие занятия требуют от детей самостоятельности

и

активности,

здесь

большое

разнообразие

ролей,

что

немаловажно

для

развития

субъективности

детей. Такие

игры

развивают

внимание,

наблюдательность,

осмысление

игровых

задач,

облегчают

преодоление

трудностей и достижение успеха [2].

Игры-поручения. В

основе

их

лежат

действия

с

предметами,

игрушками, словесные поручения. Например, на занятиях по флористике

можно использовать такие игры: собрать предложенные растения по цвету:

холодные - теплые, тяжелые – легкие, насыщенные – блеклые и т.д., собрать

листья

зеленого

цвета

разных

оттенков,

расположить

их

от

теплых

к

холодным разложить предметы по величине, форме и т. д.

Игры-предположения. “Что было бы…?” или “Что бы я сделал…?” и

др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми

ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего

действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами,

установления причинных связей.

Игры-загадки используются

для

проверки

знаний,

находчивости.

Главной

особенностью

загадок

является

логическая

задача.

Способы

11

построения

логических

задач

различны,

но

все

они

активизируют

умственную

деятельность

ребёнка.

Детям

нравятся

игры-загадки.

Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет

радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к

анализу,

обобщению,

формирует

умение

рассуждать,

делать

выводы,

умозаключения (Приложение 2).

Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение педагога с детьми,

детей с педагогом и детей между собой. Это общение носит особый характер

игрового обучения и игровой деятельности учащихся. В игре-беседе педагог

часто сообщает информацию, задает вопросы не от собственного лица, а от

лица близкого персонажа и тем самым сохраняет игровое общение, усиливает

радость ребенка. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы педагога,

вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании

разговора,

дополнять

сказанное,

высказывать

суждение.

Всё

это

характеризует активный поиск решения.

Игры-упражнения. Они способствуют познавательным способностям

учащихся, закреплению учебного материала, развивают умение применять

его

в

новых

условиях.

Примеры

игр-упражнений:

кроссворды,

ребусы,

викторины, чайнворды, сканворды, игры со словами. Такие игры помогают

детям закрепить изученный учебный материал, а педагогу выявить уровень

остаточных знаний детей по определенной теме программы (Приложение 3).

Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных

условиях,

учащиеся

играют

определенные

роли.

Такие

игры

носят

и

профориентационный

характер.

Так,

на

занятиях

по

цветоводству,

при

изучении темы «Растения открытого грунта» дети могут перевоплощаться в

агронома, ландшафтного дизайнера. Согласно отведенной роли учащиеся

выполняют практические задания.

Игры-соревнования,

игры-конкурсы основаны

на

такой

особенности

детей, как желание постоянно сравнивать себя с другими, соперничать. Такие

12

игры

построены

на

соревновательности,

состязательности

в

области

познания. Они требуют смекалки, интеллектуальных знаний. В них есть и

победители, и побежденные. В любом случае выигрыш или проигрыш в игре

стимулирует

познавательную

активность

ребенка.

Ценность

таких

игр

командное участие [10]. (Приложение 4).

13

Заключение

Современные технологии, в том числе игровые технологии, в работе

учреждений дополнительного образования сочетаются со всем ценным, что

накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной

педагогике,

они

позволяют

выбирать

наиболее

эффективные

способы

и

приемы

организации

деятельности

детей

и

создавать

максимально

комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.

На

занятиях

с

использованием

игровых

технологий

ребенок

развивается, участвуя в игровой, познавательной деятельности. Учащимся

предоставляется

возможность

почувствовать

радость

труда

в

учении,

пробудить

в

их

сердцах

чувство

собственного

достоинства,

решить

социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его

в

активную

деятельность,

доведя

представления

по

изучаемой

теме

до

формирования

устойчивых

понятий

и

умений. Изученный

в

процессе

игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и

медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это

объясняется,

прежде

всего,

тем,

что

в

игре

органически

сочетается

занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным

для детей, и деятельность, благодаря участию в которой в процессе обучения,

усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме

материалов дали возможность определить теоретические основы игровых

технологий, конструирования и использования дидактических игр разных

типов,

разработать

конкретные

примеры

дидактических

игр

для

занятий

эколого-биологической направленности.

14

Используемая литература

1.

Артемьева, О. А. Система учебно-ролевых игр профессиональной

направленности [Текст]: Монография / О. А. Артемьева, М. Н. Макеева. –

Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 208 с.

2.

Барышникова, Наша зеленая планета и праздники для начальной

школы [Текст]: Г.Б. Барышникова. - Ярославль: Академия развития, 2007. –

192с.

3.

Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое

пособие [Текст]: М. Г. Ермолаева. - 2-е изд., доп. - СПб.: СПб АППО, 2005. –

124с.

4.

Колеченко,

А.К.

Энциклопедия

педагогических

технологий:

Пособие для преподавтаелей [Текст]: А.К. Колеченко - СПб.: КАРО, 2006. –

368с.

5.

Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических

технологий

[Текст]

//

Педагогика:

традиции

и

инновации:

материалы

междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два

комсомольца, 2011. — С. 140-146.

6.

Павлова, М. И. Игровые технологии в дополнительном образовании

детей [Текст]: М. И. Павлова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 543-

546.

7.

Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М.

Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.:

Большая Российская энциклопедия, 2003.

8.

Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]:

Учебное пособие / Г. К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. –

С.50 – ISBN 87953-127-9;

9.

Сухомлинский,

В.

А.

Духовный

мир

школьника [Текст]: В.

А.

Сухомлинский – М.: Учпедгиз, 1991.

15

10. Сценарии

школьных

викторин,

конкурсов,

познавательных

игр

[Текст]: Серия «Библиотека школьника». – Ростов-н/Д: «Феникс». 2004. –

304с.

16



В раздел образования




Яндекс.Метрика