Напоминание

"Урок-игра по сказкам А.С.Пушкина" 2 класс


Авторы: Светлана Хусиновна Дзамыхова, Дзамыхова Светлана Хусиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ п.Малокурганный
Населённый пункт: КЧР Карачаевский район п. Малокурганный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок-игра по сказкам А.С.Пушкина" 2 класс
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ КГО «СШ п.Малокурганный»

Открытый урок по литературному чтению 2 класс

Тема: Урок-игра по сказкам А.С.Пушкина

Подготовила и провела:

учитель начальных классов Дзамыхова С.Х.

2023 учебный год

Урок-игра по сказкам А.С. Пушкина

(слайд)

Тип урока: обобщение изученного.

Цели урока:

образовательные: обобщение и углубление изученного по творчеству

А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;

воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда;

формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;

развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности,

монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных

данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Оформление:

1) стенд, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина;

2) выставка различных изданий пушкинских сказок;

3) выставка иллюстраций учащихся к сказкам А.С.Пушкина

4) презентация

Ход урока

I.

Организационный

момент.

(СЛАЙД 1)

-Тема нашего урока «Что за прелесть эти сказки!»

Ваш милый образ снится мне,

С пером, бумагой, при луне.

Все Ваши строчки хороши,

Частичка Вашей в них души.

Стихи и сказки под пером

Ожили враз, и в каждый дом

Вошел прекрасный наш поэт,

Любимый с ранних детских лет.

Итак, друзья, начнём играть.

Затей у нас большой запас!

А для кого они?

Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интереснее,

Чем Пушкина чудные сказки

.

-О каком великом поэте идет речь?

II.

Вступление.

- Ребята! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок, и

провести его в форме игры — соревнования.

От вас потребуется только желание правильно отвечать на вопросы,

предложенные ведущими. Внимательно слушайте задания, поднимайте руки

для ответа. За ходом нашего соревнования будет следить справедливое

жюри. Итак, можно начинать.

(СЛАЙД 2)

Сегодня мы будем говорить о творчестве Александра Сергеевича

Пушкина.

Великий русский поэт А.С. Пушкин родился в Москве два века

назад. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием

родителей. Но особенно заботилась о нём его няня - простая

крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Маленький

Саша очень любил свою няню и называл её ласково матушкой.

Няню звали Арина Радионовна.

Когда Александр Сергеевич был совсем ещё маленьким ребёнком,

родители между собой говорили только по-французски и маленького

Сашу к этому языку приучали. Даже учителя француза ему нанял.

А всё

же

Александр

Сергеевич

больше

любил с няней

разговаривать. Бывало, начнёт она сказки рассказывать, так он и не

шелохнётся, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он

создал свои сказки, которые вы все знаете.

-

Сегодня

мы проведём

литературный турнир по сказкам А.С.

Пушкина

III.

РАЗМИНКА.

Начнем,дети

1. Когда родился А.С. Пушкин?

(6 июля 1799г)

2. Где родился поэт?

(в Москве)

3. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?

(30 лет и 3 года)

4.

Какими словами извещал

петушок

царя Дадона

о том,

что

опасности возле его дома нет?

(«Кри-ку-ку. Царствуй лёжа на боку!»)

5. Откуда эти строки?

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного?»

(«Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»)

6. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о

рыбаке и рыбке»?

(«Дурачина ты, простофиля»)

7. Сколько раз кидал старик невод?

(3 раза)

8. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне?

(«Весть царевну в глушь лесную и, связав её живую,

под сосной оставить там, на съедение волкам»

2 конкурс. «ПРОДОЛЖИ СКАЗКУ».

Продолжите сказку и назовите как она называется.

1.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-…..

2.

Жил старик со своею старухой

У самого моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно….

3.

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А ….

4.

Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех …

5.

Кири-ку-ку.

Царствуй…

Учитель: - Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с «уроком»?

(Сказка.)

(слайд)

- А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и

фантастических событиях.)

- Какие бывают сказки? ( (слайд)Волшебные,(слайд) бытовые, (слайд)сказки

о животных.)

- Правильно, ребята. А еще сказки бывают (слайд) народные и (слайд)

литературные.

- А чем же они друг от друга отличаются? (Литературная сказка всегда

имеет определенного автора, а народную сказку сочинял народ или

коллективный автор.)

- Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих

произведений? (Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, т.е.

литературная сказка - это авторская обработка сказки народной.)

(слайд)

- А слышали ли вы когда-нибудь такое выражение: «Сказка — ложь, да в

ней намек. Добрым молодцам урок». А вы знаете, кому принадлежат эти

слова? (А.С. Пушкину.)

- Обратимся к творчеству А.С.Пушкина. Он в детстве тоже слушал сказки, а

позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных

сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше? (Сказки ему

рассказывала его няня Арина Родионовна, простая русская женщина.)

(слайд)

- Правильно. За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много

произведений и лирических, и прозаических, с которыми у нас с вами еще

будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны его

сказки .Какие красивые книги издаются сегодня, неправда ли? Хочется

читать их снова и снова. Я уверена, что эта история повторится и с вашими

младшими братьями и сестрами, потому что сказки Пушкина читает и будет

читать каждое поколение детей.

"Даже если мы уже не дети,

В 20, в 30 лет и 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом".

Маленький

Саша

Пушкин

тоже

очень

любил

сказки,

которые

ему

рассказывала его нянюшка Арина Родионовна. Заимствуя сюжеты из

народных сказок, он создавал собственные литературные сказки. Им было

написано (кто мне подскажет сколько?) сказок (Семь.) - Назовите их.

(СЛАЙД 3)

Конкурс 1. Все сказки в гости к нам.

- Какие сказки Пушкина вы знаете?

(слайд)

1. «Сказка о царе Салтане».

2. « Сказка о золотом петушке».

3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

4. «Сказка о рыбаке и рыбке».

5. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

6. «Сказка о медведихе».

7. «Жених»

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы:

1.

Кто так говорил –Чего тебе надобно старче? (Золотая рыбка)

2. Кто так говорил –Дурачина ты,простофиля? (Старуха)

3.Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)

4. Кто был Елисей, который разыскивал свою невесту? (Королевич)

5. Кого принесла волна на берег в бочке (Сына с матерью)

6. Где жили старик со старухой у самого синего моря? (В ветхой

землянке)

7.С помощью какого предмета царица-мачеха умертвила молодую

царевну (Яблока)

- Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на

боку»)

- Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым

молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

- Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе

Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне

Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Конкурс 5. Узнать героя по портрету.

Описания

Вопросы для команды №1.

1. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка.

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки. (слайд) (Старуха - столбовая дворянка. «Сказка

о рыбаке и рыбке».)

2. Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого. (слайд) (Царевна. «Сказка о мертвой царевне и о

семи богатырях».)

3. Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. (слайд) (Царица - мачеха. «Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях».)

4. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама - то величава,

Выступает, будто пава. (слайд) (Царевна - Лебедь. «Сказка о царе

Салтане».)

Конкурс 6. Сказочный предмет.

Задача — назвать сказку, где встречается данный предмет. За правильный

ответ — 1 балл.

Яблоко - «Сказка о мертвой царевне...»

Зеркало - «Сказка о мертвой царевне...»

Невод - «Сказка о рыбаке и рыбке»

Жемчужное ожерелье - «Сказка о рыбаке и рыбке»

Орех - «Сказка о царе Салтане»

Мешок — «Сказка о золотом петушке»

(СЛАЙД 8)

Задание №4. «Назови сказку»

- Кот ученый принес нам конверты со сказками А.С.Пушкина и заданием.

Один представитель звена выбирает конверт. Вы должны выразительно

прочитать отрывок из сказки и назвать ее правильно.

(СЛАЙД 9)

«В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут,

Туча по небу идет,

Бочка по мору плывет.

Словно горькая вдовица

Плачет, бьется в ней царица ...» «Сказка о царе Салтане…»

(СЛАЙД 10)

«Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей…» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

(СЛАЙД 11)

«Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело;

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить…» «Сказка о золотом петушке»

(СЛАЙД 12)

«Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник.

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого ?» «Сказка о попе и о работнике его

Балде»

(СЛАЙД 13)

«Старичок к старухе воротился,

Что ж? пред ним царские палаты,

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным…» «Сказка о рыбаке и рыбке»

Задание №5. «КРОССВОРД» и «СКАЗОЧНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ»

(СЛАЙД 14)

- В Лукоморье много загадок, вот и мы сейчас разгадаем загадки в виде

кроссворда. Вопросы будут задаваться каждому ряду по очереди

«Кроссворд»

По вертикали:

1. Слушай: платить обязались черти

Мне … до самой смерти. (Оброк)

2. А … над морем опять шумит,

Да чертям верёвкой грозит. (Балда)

3. Раз он в море закинул … ,

Пришёл … с одною тиной. (Невод)

4. Ветер по морю гуляет

И … подгоняет. (Кораблик)

5. Все красавцы молодые,

Великаны удалые.

Все равны как на подбор,

С ними дядька … . (Черномор)

11. И соседи присмирели,

Воевать уже не смели,

Таково им царь Дадон

Дал … со всех сторон. (Отпор)

12. И послушалась … ,

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько. (Волна)

13. Пристают к заставе гости,

… Гвидон зовёт их в гости. (Князь)

По горизонтали:

4. И жених сыскался ей

… Елисей. (Королевич)

6. Не печалься, ступай себе с богом,

Так и быть: … вам уж будет. (Изба)

7. Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая … . (Нора)

8. … песенки поёт,

Да орешки всё грызёт. (Белка)

9. Сказка - ложь, да в ней … ,

Добрым молодцам урок. (Намёк)

10. Ах ты, мерзкое … ,

Это врёшь ты мне назло! (Стекло)

13. Глядь: опять перед ними землянка,

А перед нею разбитое … . (Корыто)

14. Ей в приданое дано

Было … одно. (Зеркальце)

Конкурс 8

Кто вынул из мешка перед Дадоном золотого петушка? (Мудрец)

Кто носился в море над Лебедъю? (Коршун)

Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)

Дорогой мех на душегрейке старухи. (Соболь)

Конкурс 9. Продолжить фразу.

За правильное продолжение фразы присуждается 1 балл

1. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря

Жили они в ветхой землянке....

(Ровно тридцать лет и три года. «Сказка о рыбаке и рыбке»).

2. Жил - был поп,

Толоконный лоб,

Пошел поп по базару...

(Посмотреть кой-какого товару. «Сказка о попе и работнике его Балде»)

3. Сват приехал, царь дал слово,

А приданое готово...

(Семь торговых городов

Да сто сорок теремов.

«Сказка о мертвой царевне...»)

4. Улетела лебедь - птица,

А царевич и царица,

Целый день проведши так.

(Лечь решились натощак. «Сказка о царе Салтане»)

5. Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь...

(Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку.

«Сказка о царе Салтане»)

6. В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут..

(Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

«Сказка о царе Салтане»)

8. И никто с начала мира

Не видал такого пира;

Я там был...

(Мед, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

«Сказка о мертвой царевне…»)

Отгадать, из какой сказки отрывок и продолжить его

4) Отпустил он золотую рыбку

И сказал ей ласковое слово:

Твоего мне откупа не надо.

Ступай себе в синее море….

(Гуляй там себе на просторе) – Сказка о золотой рыбке

5) Вот пошел он синему морю

(Помутилося синее море)

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:…

(Чего тебе надобно, старче?) – Сказка о золотой рыбке

6) Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах…

На…( раздутых парусах) – Сказка о царе Салтане

7) Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки непростые

В них… (скорлупки золотые) – Сказка о царе Салтане

8) Глядь, опять перед ним землянка,

Перед ним сидит его старуха…

А пред нею…( разбитое корыто) – Сказка о золотой рыбке

9) Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех…( румяней и белее?) - Сказка о мертвой царевне

10) Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой,

Коль кругом все будет мирно

Так сидеть он…( будет смирно) – Сказка о золотом петушке

11) Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке ровно

Тридцать лет и…( три года) – Сказка о золотой рыбке

Конкурс 13. В это время команда участвует в конкурсе «Угадай, из какой

сказки рисунок?»

Ведущие показывают рисунки учащихся, команды по очереди отгадывают

название сказки и эпизод, какому посвящен рисунок

Я предлагаю провести викторину и вспомнить героев сказок Пушкина.

1. Название жилища старика и старухи. (Землянка).

2. Исполнительница песни «Во саду ли, в огороде…». (Белка).

3. У чего осталась старуха в сказке? (Корыто).

4. Что съела красавица и уснула? (Яблоко).

5. Имя няни А. С. Пушкина. (Арина).

6. Как звали находчивого работника? (Балда).

7. Любимое время года поэта. (Осень).

8. Золотой предмет на дубе, по которому ходил кот. (Цепь).

9. Имя жениха молодой царевны. (Елисей).

Подведение итогов игры.

Пока жюри подводит итоги, учащиеся показывают инсценировку сказки.

Заключительное слово учителя. (слайд)

Вот и подошел к концу наш урок. Наверное, мы не только вспомнили сказки

Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. “Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма”. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Уже

полтора столетия критики трудятся над разгадкой, и работы еще очень

много. Чем же так привлекают нас сказки этого писателя? Прежде всего,

необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью

стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки

А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то,

что он оставил эти сказки с нами навсегда.

Итоги урока.

Жюри подводит итоги, благодарит участников за то, что с честью выдержали

все испытания, награждает команды. Каждый ученик получает оценку за

какой-то вид деятельности, в котором он особенно преуспел.

Домашнее задание.

Кроссворд «А.С.Пушкин и его сказки» (кроссворд раздаётся всем учащимся)



В раздел образования




Яндекс.Метрика