Автор: Лабутина Ольга Николаевна Должность: учитель-дефектолог Учебное заведение: ГКУ СО МО КРЦ "Радуга" Населённый пункт: Московская область, город Клин Наименование материала: статья Тема: "Насилие недопустимо" Раздел: дошкольное образование
Насилие недопустимо.
Поведение человека любого возраста состоит как из хорошо обдуманных поступков,
так и из действий, возникающих спонтанно, под влиянием сиюминутных эмоций. В этом
плане между детьми и взрослыми нет различий. Различия начинаются тогда, когда у
человека
количество
необдуманных,
внеплановых,
неконтролируемых
поступков
становится значительно меньше, чем тех, что совершаются сознательно.
Когда взрослый совершает плохой поступок намеренно, мы говорим о проступке или
даже
о
преступлении.
Когда
ненамеренно
–
об
ошибке.
Однако
есть
поговорка
«за
нечаянно бьют отчаянно». Но в поговорке не уточняется: кого?
Физическое наказание, всегда
сопровождается вызыванием болевых ощущений у
ребенка,
особенно в отношении гиперактивных детей с умственной отсталостью, что
нередко встречается при детском аутизме.
Во первых:
Физическое
наказание,
а
именно
чувство
боли
и
чувство
страха,
могут
вызвать
привыкание ребенка к этому наказанию, так как у детей с детским аутизмом присутствует
дефицит ощущений, вызванный особенностями заболевания. Ведь боль, как и страх это
тоже ощущения, пусть и негативные. В жизни это может выглядеть следующим образом:
Ребенок сильно провинился, на что от «разъяренной» мамы получил шлепок по «мягкому
месту». В итоге ребенок сначала получает ощущения от страха, а позже от боли. Как
следствие ребенок в будущем, для получения этих ощущений будет провоцировать маму,
совершая
провинности.
Возможно,
кому-то
покажется
странным,
что
негативные
ощущения могут вызвать у ребенка желание их повторения. Однако если посмотреть на
обычных детей, то мы так же увидим, что им нравится бояться, ведь среди детей очень
популярны различные страшилки, фильмы ужасов, …, именно по тому, что это новые,
острые
ощущения.
Причем,
в
отличие
от
аутистов,
обычные
дети
гораздо
больше
ощущений получают от внешнего мира, поэтому потребность в новых ощущениях у
аутистов гораздо больше.
Во вторых:
Аутичный ребенок живет по знакомым ему схемам. Следовательно, если периодически за
какую либо провинность применять физическое наказание, ребенок к этому привыкнет. В
дальнейшем, после негативных проявлений, он будет ожидать физического наказания.
Если
наказания
не
последовало,
то
есть
произошло
изменение
привычной
схемы,
в е р о я т н ы
н о в ы е
н е г а т и в н ы е
п р о я в л е н и я
в
е г о
п о в е д е н и и .
Привыкание к схеме: «негативное проявление – физическое наказание», в совокупности с
новыми ощущениями, происходит очень быстро, для некоторых достаточно и одного раза.
В третьих:
На
фоне
дефицита
ощущений,
после
того
как
ребенок
испытал
новые
негативные
впечатления в виде боли, может развиться самоагрессия. То есть ребенок начнет сам себе
доставлять эти отрицательные эмоции. Более того, злость может проявиться и на фоне
изменения схемы. Ребенок начнет сам себе причинять вред после негативного поведения,
пытаясь восстановить привычную ему схему.
В четвертых:
Как и у обычных детей, применение физического наказания может вызвать враждебность
по отношению к окружающим. Если бить ребенка, он автоматически учится бить других.