Автор: Тукова Марианна Каншобиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №9"
Населённый пункт: г.о. Нальчик
Наименование материала: выступление на методическом объединении
Тема: Использование современных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Использование современных компьютерных технологий
на уроках русского языка и литературы
как средство технического обеспечения и
повышения качества урока
Подготовила: Тукова М.К., учитель русского языка
и литературы МКОУ «СОШ №9» г.о Нальчик
Уважаемые коллеги, хочу поделиться своими наработками в плане
использования современных компьютерных и интерактивных технологий на
уроках русского языка и литературы.
Большая радость и подспорье для учителя, когда его кабинет оснащён
рабочим компьютерным местом. Мне, как и всем учителям нашей школы, в
этом отношении повезло. Каждый кабинет оснащен компьютером с доступом
к сети Интернет, проектором. На своих уроках я использую такие
мультимедийные технологии, как
презентации
виртуальные экскурсии
фонохрестоматии
аудиозаписи
интерактивные тесты
видеоуроки.
Также
использую
компьютер
как
средство
для
участия
в
дистанционных конкурсах.
О каждом направлении в своей работе расскажу более подробно.
1.
Презентации к урокам русского языка и литературы
Наверное, нет учителя, который не использовал бы в своей работе
презентации. Презентация может стать своеобразным планом урока, она
обеспечивает
учителю
возможность
для
информационной
поддержки,
иллюстрирования, применения разнообразных упражнений, построения канвы
урока. Благодаря использованию презентаций у учащихся наблюдается
концентрация
внимания.
Они
дают
толчок детской
фантазии,
работе
творческого воображения, позволяют сделать урок более насыщенным,
продуктивным, эмоционально богатым.
Немаловажную
роль
для
повышения
качества
урока
играют
презентации, созданные учениками. Наши школьники, воспитанные на
различных элементах компьютерной культуры, без особого труда выполняют
творческие задания, суть которых чаще всего заключается в подготовке
презентаций по какой-либо теме.
Использование этого метода позволяет сформировать предметные,
метапредметные личностные универсальные учебные действия, а именно:
- выполнять индивидуальные задания
- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, уметь
строить сообщение исследовательского характера в устной форме
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
- уметь формулировать и высказывать свою точку зрения, уметь строить
монологическое высказывание
- формировать мотивацию к самосовершенствованию
2.
Виртуальные экскурсии
Сегодня в связи с активным внедрением во все сферы нашей жизни
компьютерных технологий все большую популярность приобретают
нетрадиционные формы экскурсий, а именно – виртуальные.
Виртуальные экскурсии - важный момент в моей работе.
Во-первых, они расширяют кругозор учащихся.
Во-вторых, сейчас в каждом классе на уроках литературы
предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам.
В-третьих, не всегда можно съездить в отдаленные от нас места
такие, как Тарханы или дом-музей С. Есенина в селе Константиново, поэтому
виртуальные экскурсии замещают живые.
В
процессе
интерактивного
занятия
создаются
условия
для
формирования познавательных УУД:
- учащиеся выдвигают предположения по теме экскурсии
- формулируют цель
- строят модель, готовят схему
- анализируют объект и полученную в нем информацию
- готовят проект и исследовательскую работу.
После
просмотра
документального
фильма
учащимся
можно
предложить ответить на вопросы по содержанию:
- На какие детали интерьера вы обратили внимание?
-Что вас впечатлило?
Таким образом, включение в этап урока подобных документальных
фильмов – существенная видеоподдержка для учителя.
3.
Использование фонохрестоматий
Издательство «Просвещение» для уроков литературы предлагает
фонохрестоматии. В них включены записи произведений, исполняемые
признанными мастерами сцены.
На уроках можно прослушать фрагменты произведений, а после
предложить задания, которые помогут обучающимся глубже проникнуть в
содержание произведения, сделают его более понятным и интересным.
Фонохрестоматию можно использовать и как образец эталонного
прочтения, к которому следует стремиться. Использовать можно и в
познавательных целях для знакомства с голосом знаменитых писателей.
Отмечу,
что
использование
фонохрестоматий
делает
изучение
литературы более живым и эмоциональным
4.
Аудиозаписи на уроках русского языка
Кроме
традиционных
фонохрестоматий
можно
использовать
аудиозаписи, созданные самими учителями. Это уместно на уроках русского
языка. Заранее записывается текст словарного диктанта или проверочной
работы.
Затем на уроке включается аудиозапись. В это время можно
наблюдать за учащимися или проверять предыдущие задания учащихся.
Такую работу можно проводить и в ходе уплотнённого опроса.
Например, несколько учащихся выполняют упражнение
у доски, ещё
несколько работают индивидуально с карточками на месте, а остальные – с
аудиозаписью.
Использование аудиозаписи, на мой взгляд, повышает эффективность
урока,
наполняемость
оценок
в
журнале,
урок
проходит
динамично,
разнообразно, вследствие чего повышается мотивация ученика.
5.
Интерактивные тесты
Существуют различные способы вовлечения учеников в процесс
обучения. Интерактивное тестирование - один из них.
Учащимся больше нравится осуществлять тестирование в режиме
диалога с компьютером и сразу получать результат, а не ждать, когда учитель
проверит бумажные тесты.
Я
провела
анкетирование
среди
учащихся
7-х
классов.
Оно
подтверждает целесообразность использования интерактивных тестов: 92 %
учащихся ответили, что им больше нравится работать с тестами в режиме
онлайн. Учащиеся отмечают, что усвоение знаний происходит легче,
полученная информация усваивается прочно.
Итак, преимущества интерактивного тестирования:
-развивает у учащихся навыки самоконтроля;
- дает возможность получить независимую оценку и сразу же
проанализировать ошибки.
- экономит время учителя на осуществление полного анализа результатов
тестирования;
- дает возможность включить в процесс контроля ученика, который
отсутствует на уроке.
И, наконец, вызывает интерес. А раз учащимся интересно, они будут
готовиться к такому виду работы. Тем самым достигается главная цель:
учащиеся активны на уроках.
6.
Дистанционные конкурсы
Использовать компьютер можно и как средство для участия в
дистанционных конкурсах.
Хочу отметить положительные стороны дистанционных конкурсов.
Во-первых, они помогают показать способности и таланты ребенка.
Во-вторых, развивают в них самостоятельность.
В - третьих, ученик учится ставить перед собой цели и стремится
достичь их.
В - четвертых, дистанционные конкурсы способствуют саморазвитию
учащихся.
И, в – пятых, работая дома, дети чувствуют поддержку не только со
стороны учителей, но и со стороны своих родителей.
Главными мотивирующими факторами участия в конкурсе являются
дипломы и свидетельства, которые могут пополнить портфолио учащихся.
7.
Видеоуроки
Включение в процесс обучения видеоуроков позволяет реализовать
принцип наглядности и повышает качество урока.
Я могу их
использовать при объяснении нового материала,
при
обобщении пройденного и для контроля.
Благодаря этой технологии у меня появляются новые возможности: во
время показа видео можно оказать индивидуальную помощь ученикам; и есть
возможность ознакомить с материалом урока детей, которые болеют.
Заключение
В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том,
что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на
использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя
методическими
средствами.
Я
думаю,
что
каждый
учитель
должен
планировать свои уроки так, чтобы использование компьютерной поддержки
было наиболее продуктивным, уместным, интересным и, что очень важно, не
наносило вреда детям. Использование современных интернет-ресурсов,
компьютерных и социально-интерактивных технологий позволяет учителям и
учащимся идти в ногу со временем. Особенно это важно для наших учеников,
потому что знания компьютера, использование различных программ, умение
оформлять и, конечно же, представлять результат своей работы пригодится им
в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотным
специалистом.