Напоминание

Организация работы педагога-психолога с детьми группы суицидального риска


Автор: Дмитриева Галина Николаевна
Должность: тьютор
Учебное заведение: Центра непрерывного профессионального мастерства педагогических работников
Населённый пункт: Амурская область г.Благовещенск
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Организация работы педагога-психолога с детьми группы суицидального риска
Раздел: среднее образование





Назад




Организация работы педагога-психолога с

детьми группы суицидального риска

Группа риска подростков, склонных к суициду:

Отличники, т.к. к ним все предъявляют повышенные требования;

Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности;

Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования;

Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям;

Подростки с различными формами семейного неблагополучия (в т.ч. пережившие

развод или смерть одного из родителей, из конфликтных и асоциальных семей и др.);

Подростки, чьи близкие родственники, друзья или кумиры совершили суицид;

Пережившие «неразделенную» первую любовь;

Имеющие признаки различных зависимостей

(аддикций);

Подростки, состоящие в негативных

субкультурных группах и Интернет-

сообществах;

Уже имевшие в прошлом попытку суицида…

Формы работы педагога-психолога с детьми

группы суицидального риска

Первая формаорганизация социальной среды.

Объектом работы может быть семья, социальная группа (школа, класс, секция, кружок)

или конкретная личность.

Вторая форма психопрофилактической работы - информирование.

Направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения

специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке

воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к

принятию конструктивных решений.

Третья формаактивное социальное обучение социально-важным навыкам.

Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов

(тренинг

устойчивости

к

негативному

социальному влиянию,

тренинг

аффективно-ценностного

обучения, тренинг формирования жизненных навыков).

Четвёртая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному

поведению.

Альтернативными

формами

активности

признаны:

познание,

значимое

общение,

творчество, деятельность (в том числе профессиональная, благотворительная).

Пятая формаорганизация здорового образа жизни.

Это здоровое питание, регулярные физические нагрузки, занятия спортом, соблюдение

режима труда и отдыха, общение с природой.

Рекомендуемые формы профилактической работы с обучающимися

Классные часы «Поиск позитивных путей разрешения конфликтных ситуаций», "Учимся

строить отношения", "Ты не один", "Настроение на "отлично", "Способность к прощению ",

"Испытание одиночеством "

Конкурс сочинений о смысле жизни ( «Несколько слов о поиске смысла в жизни» или

«Классики литературы о смысле жизни»)

Тренинговые

занятия

«Я

люблю

тебя

жизнь!».

"Как

повысить

свою

самооценку",

"Способы преодоления стресса", "Доверие в общении", " Сумей увидеть хорошее "

Круглый стол «Я в этом мире не один», "Мои жизненные ценности", "Социальные роли

человека", "Причины детской и подростковой жестокости", "Спешите делать добро"

Диспуты "Где грань между реальностью и виртуальностью?", "Семья - это то, что с тобою

всегда", "Конфликты: стратегии выхода"

Брифинги "Стрессы. Как ими управлять", "Как противостоять давлению среды».

Конференция «Наше духовное богатство»

Акция «Я выбираю жизнь»

Панельные дискуссии "Проектируем свое будущее", "Вечные ценности в жизни человека«

Ролевые и ситуационные игры "Все в твоих руках", "Конфликты в нашей жизни", "Город

разных точек зрения"

Воспитательный час «Экстремальная ситуация. Как себя вести?»

Психолого-педагогические групповые консультации «Умей владеть собой», «Приемы

снятия психологического напряжения», «Экзамен без стресса»

Кинолекторий «Нравственные ценности»

Час информирования "10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств "

Конкурс

рисунков

"Краски

счастливой

жизни",

"Пусть

всегда

буду

Я!",

рисую

счастливую жизнь", "Мой девиз по жизни".

Уровни профилактики суицида в образовательной среде

Первый уровень – общая профилактика

Цель - повышение групповой сплоченности в ОО.

Мероприятия. Создание общих программ психического здоровья, здоровой среды в ОО.

Организация

внеклассной

воспитательной

работы.

Разработка

эффективной

модели

взаимодействия образовательного учреждения и семьи, образовательного учреждения и

всего сообщества.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого ребенка с целью

своевременной

профилактики

и

эффективного

решения

проблем,

возникающих

в

психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

Создание системы психолого-педагогической поддержки детей и подростков в разных

возрастных

группах,

составление

программы

или

плана

работы

по

профилактике

суицидального поведения учащихся.

Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для

оказания

помощи

и

защиты

законных

прав

и

интересов

ребенка.

Формирование

позитивного

образа

Я.

Привитие

существующих

в

обществе

социальных

норм

поведения,

формирование

детского

милосердия,

развитие

ценностных

отношений

в

социуме.

Второй уровень – первичная профилактика

Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы

риска с целью предупреждения самоубийств.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

Диагностика суицидального поведения.

Выявление детей и подростков, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.

Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего

кризисное состояние.

Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового

состояния.

Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска

социальной

поддержки,

ее

восприятия

и

оказания,

повышению

самооценки,

развитию

адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью

предупреждения

самоубийств:

терапия

кризисных

состояний,

формирование

адаптивных

копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих

эффективно преодолевать критические ситуации существования.

Классные часы, круглые столы, стендовая информация.

Изучение теоретических аспектов проблемы и использование информации в работе с педагогами

и родителями.

Повышение

осведомленности

персонала,

родителей

и

подростков

о

признаках

возможного

суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.

Третий уровень – вторичная профилактика

Цель - Предотвращение самоубийства.

Мероприятия. Оценка риска самоубийства

Оценка

риска

самоубийства

происходит

по

схеме:

крайняя

(ребенок

имеет

средство

совершения

самоубийства,

выработан

четкий

план),

серьезная

(есть

план,

но

нет

орудия

осуществления)

и

умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы попытаться отговорить самоубийцу от

последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с

ребенком, который грозится покончить жизнь самоубийством.

Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства.

Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия

при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства.

1.

Оповещение администрации ОО о выявленном случае суицидального поведения, с целью передачи

информации в соответствующие учреждения системы здравоохранения. Оповещение родителей.

2.

Разбор случая с персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои

чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.

3. Сбор близких друзей и возможность работы со специалистом в области психического здоровья.

Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.

Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося.

Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.

Четвертый уровень – третичная профилактика

Цель

-

Снижение

последствий

и

уменьшение

вероятности

дальнейших

случаев,

социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Мероприятия

Оповещение,

возможность

проконсультироваться

с

психологом,

внимание

к

эмоциональному климату в ОО и его изменению.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

Оказание

экстренной

первой

помощи,

снятие

стрессового

состояния

у

очевидцев

происшествия (дети, подростки, персонала ОО).

Оказание психотерапевтической коррекции,

обеспечивающей профилактику образования

конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.

Проведение беседы в ситуации суицидогенного кризиса

Приглашение на беседу.

Место беседы.

Поведение во время беседы.

Начальный этап беседы (установление эмоционального контакта с суицидентом,

взаимоотношение «сопереживающего партнерства», которому характерна высокая

степень доверительности).

Второй этап беседы (установление последовательности событий, в результате

которых сложилась кризисная ситуация, выяснение факторов, оказавшие влияние на

душевное состояние человека).

Третий этап беседы (совместное планирование деятельности по преодолению

кризисной ситуации).

Четвертый (завершающий) этап беседы

(формирование окончательного решения,

активная психологическая поддержка, у

индивида появляется уверенность в своих

силах и возможностях).

Методики для диагностики риска суицидального

поведения обучающихся

1.Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А.Н. Волкова).

2.Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой).

3.Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б. Шнейдер).

4. Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва).

5. Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей).

6.Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М.

Фергюсона.

7.«Одиночество» опросник С.Г. Корчагиной.

8.Диагностика суицидального поведения подростков

(Модификация опросника Г. Айзенка «Самооценка

психических состояний личности» для подросткового

возраста).

9.Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер,

В.П. Костюкевич).

Диагностика суицидального поведения подростков(Модификация

опросника Г. Айзенка «Самооценка психических состояний

личности» для подросткового возраста)

Цель: определение уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности,

влияющих на формирование суицидальных наклонностей.

Опросник

Г.

Айзенка

включает

описание

различных

психических

состояний,

наличие

которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Каждому испытуемому

предлагается ознакомиться с содержанием 40 предложений.

Инструкция . «Напротив каждого утверждения стоят 3 цифры:2,1,0.Если утверждение Вам

подходит, то обведите кружком цифру 2; если не совсем подходит – цифру 1; если не

подходит – 0

1. Я часто не уверен в своих силах. 2 1 0

2. Я часто оставляю за собой последнее слово. 2 1 0

3. Мне трудно менять свои привычки. 2 1 0

4. Я часто из-за пустяков краснею. 2 1 0

5. Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом. 2 1 0

6. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника. 2 1 0

7. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое. 2 1 0

8. Я часто просыпаюсь ночью. 2 1 0

Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)

Цель: экспрессдиагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности

суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.

Предназначена

для

учащихся

8-11

класса.

Возможно

индивидуальное

и

групповое

тестирование.

Инструкция:

в

бланке

для

ответов

Вы

должны

поставить

в

случае

согласия

с

утверждением "+", в случае несогласия с утверждением "-".

1.

Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.

2.

Вас часто одолевают мрачные мысли.

3.

Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.

4.

В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.

5.

Вам определенно не везет в жизни.

6.

Учиться Вам стало труднее, чем раньше.

7.

Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.

8.

Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.

9.

Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.

10.

Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.

11.

Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы

ожидали.

Одиночество» опросник С.Г. Корчагиной

Опросник позволяет диагностировать глубину переживания одиночества.

Инструкция. Вам предлагается 12 вопросов и 4 варианта ответов на них. Выберите тот, который

наиболее соответствует вашему представлению о себе.

а) всегда; б) часто; в) иногда; г) никогда.

Опросник

1.Бывает ли так, что Вы не находите понимания у близких (друзей)?

2.Возникает ли у Вас мысль, что по-настоящему Вы никому не нужны?

3.Бывает ли у Вас ощущение собственной заброшенности, покинутости в мире?

4.Испытываете ли Вы недостаток в дружеском общении?

5.Бывает ли у Вас чувство острой тоски по чему-то безвозвратно ушедшему, потерянному навсегда?

6.Чувствуете

ли

Вы

перегруженность

поверхностными

социальными

контактами,

не

дающими

возможность истинного человеческого общения?

7.Присутствует ли у Вас ощущение собственной зависимости от других людей?

8.Способны ли Вы сейчас к истинному сопереживанию горя другого человека?

9.Можете ли Вы выразить человеку свое сопереживание, понимание, сочувствие?

10.Бывает

ли

так,

что

успех

или

везение

другого

человека

вызывает

у

Вас

чувство

своей

ущемленности, сожаление по поводу собственных неудач?

11.Проявляете ли Вы свою самостоятельность в решении сложных жизненных ситуаций?

12.Чувствуете ли Вы в себе достаточный резерв возможностей для того, чтобы самостоятельно решать

жизненные задачи?

Тест «Ваши суицидальные наклонности»(З. Королёва)

Цель: определение суицидальных наклонностей субъекта.

Инструкция. Перед вами некая фигура замысловатой формы. Ее

сердцевина закрашена черным. Закончите рисунок, придайте фигуре

завершенность. Для этого вам нужно закрасить все части фигуры

таким образом, чтобы картина вам самим понравилась.

Работа с педколлективом

Психологическое

просвещение

в

вопросах

психологического

здоровья

самих

педагогов, дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального.

Педагогический

совет

"Суицид

в

подростковой

среде.

Меры

профилактики

и

предупреждения подросткового суицида».

Семинар – практикум для педагогов «Суицид или крик души».

Семинар - тренинг для педагогов по профилактике суицидального поведения среди

детей и подростков «Не пропустить беду».

Индивидуальные консультации по результатам диагностики в соответствии с планом

внутришкольного

контроля

«Пути

решений

конфликтных

ситуаций

в

классном

коллективе».

Разработка рекомендаций «О мерах

профилактики суицида среди детей

и подростков».

Организация и проведение

«Недели психологии»

(апрель, октябрь ежегодно)

Рекомендации педагогам по оказанию поддержки ребенку, имеющему

признаки суицидального риска:

не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены

сложившейся ситуацией;

доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном

индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить

все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о

суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом

деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной

опасности;

убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

не предлагайте упрощенных решений;

дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

помогите

ему

понять,

что

сильный

стресс

мешает

полностью

осознать

ситуацию,

ненавязчиво

посоветуйте,

как

найти

какое-либо

решение

и

управлять

кризисной

ситуацией;

помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее

состояние.

Рекомендуемые формы профилактической

работы с родителями

Родительские

собрания

«Подростковый

суицид»,

«Селфхарм:

как

справиться

с

саморазрушительным поведением».

Информационные листы и памятки для родителей.

Психолого-педагогическое

консультирование

родителей

на

темы:

«Роль

семьи

в

развитии

ребенка»,

«Семейная

атмосфера»,

«Супружеский

конфликт

и

эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его

преодоления», «Семейная жестокость».

Приглашение родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные беседы

с педагогом, педагогом-психологом.

Работа

по

профилактике

отрицательных

привычек:

курение,

токсикомания,

наркомания.

Педагогические практикумы на следующие

темы: «Какой вы родитель», «Как помочь

ребенку учиться», «Какой у вас ребенок»,

«Претензии к моему ребенку».

Вечера вопросов и ответов.

Рекомендации родителям:

Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своём

ребёнке.

Организуйте

свой

быт

так,

чтобы

никто

в

семье

ни

чувствовал

себя

«жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы

вместе с ним.

Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер

не заменят ему вас.

Помните,

что

когда-нибудь

ребёнок

повзрослеет

и

ему

придётся

жить

самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться

вами.

Подростковый

суицид

можно

предупредить!



В раздел образования




Яндекс.Метрика