Автор: Латыпова Ирина Камилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Умка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Безопасность на дороге. Зачем нужны дорожные знаки"
Раздел: дошкольное образование
Особенности воспитательно – образовательного процесса детей раннего возраста в
условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС.
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее
важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие
ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе,
доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое
другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического
созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм
общения и совместной деятельности с ребенком.
Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные
особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от
взрослых.
Возрастные особенности детей, с одной стороны, открывают широкие возможности и резервы раннего
возраста, которые могут быть реализованы только при участии взрослого. Однако, с другой, - особенности
детей раннего возрастасущественно осложняют работу воспитателя и предъявляют массу требований к
нему. Очевидно, что работа педагога предполагает, прежде всего, ориентацию на возрастные особенности
детей и на понимание тех трудностей, с которыми сталкиваются воспитатели.
Остановимся на основных особенностях и проблемах работы с маленькими детьми.
Особенность первая.
Необходимость включения в детскую деятельность.
Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей
требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы
игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их
активность.
Особенность вторая.
Необходимость личной обращенности к ребенку
В раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети
разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого,
которое адресовано лично ему.
Особенность третья.
Неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания..
Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются
бесполезными. Дети этого возраста
живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является
для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с
маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в
контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими
жестами и движениями.
Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий,
когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только
неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей. Задача
же воспитания в этом возрасте состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызывать
его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи.
Особенность четвертая.
Необходимо принимать ребенка
Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает
положительное отношение независимо от того, что и как он делает.
Особенность пятая.
Необходима эмпатия
Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и
сопереживание. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он
умалчивает или чего даже не осознаёт.
Все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако применительно
к раннему возрасту они приобретают особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со
взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план. Именно в этой сфере педагоги
сталкиваются с рядом специфических трудностей.
Давайте рассмотрим основные задачи развития детей раннего возраста
Первой задачей является - развитие предметной деятельности, поскольку данная деятельность
в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребенка к культуре, в ней
формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и
образное мышление, познавательная активность, целенаправленность и пр.
Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является
развитие речи. Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период – от года до
трех. Речь перестраивает все психические процессы ребенка : восприятие, мышление, память, чувства,
желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней
и внутренней жизни – сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и
образного мышления и, конечно, новых форм общения.
Ёще одной задачей является общение и взаимоотношения со сверстниками. Несмотря на то, что
потребность в сверстнике занимает далеко не главное место в раннем возрасте и обычно не
рассматривается как главная линия его развития, первые формы взаимодействия малышей играют
исключительно важную роль в развитии личности ребенка и межличностных отношений.
В воспитании детей раннего возраста в детском учреждении существуют множество трудностей.
Прежде всего – это адаптация ребенка к детскому учреждению.
Одна из самых характерных трудностей в воспитании детей раннего возраста — это проблема
адаптации к новым условиям и к детскому учреждению.
Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не
напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом
здоровье детей. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот
период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В
этом возрастеадаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается
болезнями. Некоторые дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: громко
плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Понятно, что хотя
бы один такой ребенок может «парализовать» работу всей группы. Здесь требуется терпение, умение
вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребенка. И, конечно же, индивидуальный подход: одним
детям нужны ласка и физическая близость, другие, напротив, избегают прямого контакта и предпочитают
побыть в одиночестве, третьих можно заинтересовать новой игрушкой.
Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют и от ребенка, и
от взрослого больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в
детское учреждение, и от того, как организуютпериод его адаптации воспитатели и родители, зависят и
течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.
Можно выделить конкретные проблемы, с которыми сталкиваются воспитатели в период адаптации
детей к детскому саду :
• они боятся входить в группу и выходить из нее;
• ничего не умеют делать: ни одеваться, ни есть (не принимают определенную пищу, ни мыть руки, ни
садиться на горшок;
• не умеют общаться с посторонними, с детьми;
• у них плохая, невнятная речь.
Как же помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению?
Прежде всего, необходимо предварительное знакомство воспитателя с ребенком и родителями. И
начинаться такая работа должна до прихода ребенка в детское учреждение. Знание об
индивидуальных особенностях детей, их темпераменте, о предпочтениях и вкусах в еде, играх и игрушках,
о протекании режимных моментов поможет воспитателю лучше наладить взаимодействие с ребенком с
первых дней его пребывания в детском учреждении.
Перед поступлением ребенка в детское учреждение воспитателю следует обсудить с родителями
следующие проблемы.
• Каков распорядок дня ребенка? Как в семье проводятся режимные процедуры?
• Какой тип общения предпочитает малыш?
• Стремится ли ребенок к самостоятельности в игре?
• Как ребенок относится к посторонним взрослым?
• Умеет ли ребенок общаться с другими детьми, какие чувства он испытывает в обществе сверстников?
Если ребенок испытывает значительные трудности во всех сферах, родителям лучше повременить с
поступлением ребенка в детское учреждение и в течение нескольких месяцев уделить специальное
внимание его развитию.
В соответствии с ФГОС основу образовательного процесса в детском учреждении составляют
специфические виды детской деятельности, которые на данном возрастном этапе
способствуют полноценному развитию ребёнка.
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- экспериментирование с такими материалами и веществами, как песок, вода, тесто и др.
- восприятие смысла музыки, сказок, стихотворений, рассматривание картинок;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.);
- двигательная активность.
Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс
действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от
его реальной жизненной) позиции.
Познавательно-исследовательская деятельность - форма активности ребенка, направленная на
познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов
познания, способствующая формированию целостной картины мира.
Коммуникативная деятельность - форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с
другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и
объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Изобразительная деятельность - форма активности ребенка, в результате которой создается
материальный или идеальный продукт.
Самообслуживание и элементы бытового труда - это форма активности ребенка, требующая
приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая
конкретный результат, который можно увидеть/потрогать/почувствовать.
Восприятие художественной литературы и фольклора - форма активности ребенка, предполагающая не
пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании
героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего
возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
Двигательная деятельность - форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные
задачи путем реализации двигательной функции.
Еще один из важных компонентов работы с детьми раннего возраста является организация
развивающей предметно-пространственной среды детского сада. Роль предметной среды в жизни и
развитии детей раннего возраста – велика, ведь жизнь малыша происходит, в основном, в определенном
замкнутом пространстве, среди конкретных предметов. Возрастные особенности раннего возраста диктуют
особые требования к организации предметной среды, которая может способствовать, а может и
препятствовать развитию ребенка Среда для маленького ребенка является носителем информации.
Действия ребенка с отдельными предметами, дидактическими пособиями, играми и игрушками помогают
ему познать свойства и отношения предметов и вещей Поэтому очень важно, чтобы среда
соответствовала возрасту детей и была именно развивающей.
В работе с родителями главная цель — обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в
детском учреждении и в семье. Общение с родителями в детском саду должно строиться на основе
диалога, главный принцип этого общения — партнерство, равенство психологических позиций.
Главными особенностями общения педагога с родителями является понимание, умение быть самим собой,
умение видеть проблему глазами собеседника, признать его точку зрения, эмоционально отзываться на
нее, отказ от судейской позиции. Общение строится на основе отказа от критики собеседника, на умении не
сводить общение к оцениванию «правильно-неправильно». Педагоги должны помнить, что родители — не
ученики, а партнеры по общению. Мы помогаем родителям, а не учим их воспитывать собственных детей, и
то, что мы предлагаем родителям, должно быть им интересно и полезно.
Задача педагогов — заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы
взаимодействия.
традиционные формы, такие как – индивидуальные и групповые беседы, консультации, родительские
собрания, посещения на дому;
нетрадиционные формы - встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов,
родителей и детей.
Под нетрадиционными формами подразумевается использование элементов развлечений, игровое
моделирование, совместные
с родителями практикумы и
другие
мероприятия,
направленные на
установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод::
выполнение всех требований к построению воспитательно-образовательного процесса с детьми
раннего возраста в условиях дошкольного учреждения, к взаимодействию с родителями воспитанников, к
организации развивающей предметно-пространственной среды способствует решению одного из главных
принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, конкретно – раннего
возраста.
Закончить свою консультацию хотелось бы словами великого педагога - Антона Семеновича
Макаренко: «Наши дети – это наша радость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед
всей страной».
Консультация для родителей на тему
«Организация театрализованной деятельности в раннем возрасте»
Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческого
потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.
Участвуя в театрализованной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски,
звуки, а также театрализация развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его
сочувствовать, сопереживать персонажам. Этот вид игры оказывает большое влияние на
развитие грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребенок
осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации,
соответствующие характеру героев и поступкам.
Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков
благодаря тому, что литературные произведения для детей имеют нравственную
направленность.
Как Вы утром будите ребенка?
Иногда ребенок просыпается очень тяжело, не реагирует на слова мамы, на просьбы «пора
вставать», в этом случае может помочь игрушка «птичка», «кошка» или «Кукла Даша»
(слова приговорки, потешки «Чик-чирик, просыпайся Сашенька», ребенок уже просыпается
в хорошем настроении.
Хочется спросить:
- Какие сказки Вы знаете?
- Какие сказки Вы читаете детям дома?
- Как Вы думаете, что дает детям сказка?
Сказка помогает ребенку оценить поступки героев: хорошо, плохо, пожалеть, порадоваться за
героев. Например, в сказке «Теремок».
- Какие нравственные качества воспитываются в этой сказке?
Воспитывает доброту, дружбу, отзывчивость.
- Какая главная тема в сказках «Теремок», «Рукавичка»?
Самая главная тема – дружба, умение помогать друзьям, учит жить вместе, никого не обижать.
- Как Вы думаете, чему учит сказка «Колобок»?
В этой сказке ребенок учится слушать взрослых, не убегать из дома, если не слушать
взрослых (папу, маму, дедушку, бабушку) можно попасть в беду.
- Что поучительного в сказке «Заюшкина избушка»?
Сказка учит не обижать маленьких, быть честным, справедливым, помогать тем, кто попал в
беду.
- Сказка «Волк и семеро козлят» чему учит малышей?
Сказка учит слушаться маму, старших, не открывать дверь незнакомым людям (учит правилам
безопасности) .
Театрализованная деятельность детей раннего возраста формируется постепенно. Наша с
вами задача – во время создать условия для ее появления и развития.
Мы используем театрализацию в разных видах деятельности: в педагогическом процессе, в
режимных моментах. Например, в воспитании культурно-гигиенических навыков кукла
показывает, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем.
- Расскажите, пожалуйста, как ваши дети моют руки?
- Вы обращаете на это внимание?
- Как вы объясняете, учите мыть руки дома?
Сначала мы открываем кран – у ребенка развивается мелкая моторика рук. Объясняем
ребенку, что струя должна быть небольшой, учим ребенка экономить воду, здесь идет
экологическое воспитание. Намыливаем руки и моем круговыми движениями, учим руки
держать внизу, под водой и при этом приговариваем:
Ай, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Даше улыбаемся.
Водичка, водичка
Умой мое личико.
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Руки помыли, закрываем кран, руки отжали, чтобы вода не текла, берем полотенце,
расправляем, вытираем руки насухо.
Во время еды к нам в гости приходит («Колобок») из театра «Живая рука» и показывает, как
правильно держать ложку, правильно есть, спрашивает у детей, из чего сварили суп
повара (свекла, морковь, картошка, лук, капуста). «Живая рука» говорит, что суп очень
вкусный, если мы съедим, то у нас будет много сил, мы вырастим большими, здоровыми, в
супе есть витамины. Мы хвалим, учим есть. Нельзя заставлять ребенка есть насильно,
попутно учим нормам, культуре поведения во время еды.
Используем персонажи – игрушки во время адаптации. Например, куклы отвлекают детей,
помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывает у детей положительные эмоции.
Также используем персонажи – игрушки, как сюрпризные моменты во время занятий, для
организации сюжетно – игровых ситуаций и подвижных игр.
Театрализованная игра способствует развитию таких качеств личности, как наблюдательность,
самостоятельность, выдержка, развитие фантазии, воображения, а самое главное учит
ребенка говорить правильно, то есть развивает речь, а также ребенок познает мир во всех
красках, узнает правила, учится выполнять требования.
Самым любимым театром детей является настольные театр. Он прост и доступен, не требует
определенных умений, дети сами действуют с игрушками – персонажами, охотно
перевоплощаются в действующих персонажей (Колобок, Лиса, Заяц, пытаются передать
характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок,
Колобок, я тебя, съем). Однако, дети в этом возрасте не могут развивать и обыгрывать
весь сюжет, так как им не доступен опыт игровых действий. Все фразы мы с детьми
повторяем несколько раз, стараемся обыграть, передаем характер лисы, волка, медведя,
мышки и т. д.
Для расширения игрового опыта мы проводим индивидуальную работу с детьми, знакомим
детей с разными видами театра, также разыгрываем небольшие представления.
Прежде чем показать детям сказку, мы проводим этюды с куклами, то есть знакомим малышей
с каждым героем. Например, показываем куклу, называем ее, рассматриваем вместе с
детьми части ее тела (где у нее глазки, носик, ротик, ушки), даем детям самим
внимательно изучить игрушку, поиграть с ней. Затем читаем потешку, поем песенку и
рассматриваем данный персонаж несколько раз подряд (при этом внимательно
наблюдаем за реакцией детей). Когда станет ясно, что дети хорошо «изучили» игрушку,
можно показать следующую.
Маленькие детки очень любят пальчиковый театр. Кукол ребенок надевает на пальцы и сам
действует за персонажа, у него развивается мелкая моторика, воображение, незаметно
активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, малыш учится
передавать настроение и характер персонажа.
Театрализованная деятельность формирует творческие задатки и способности детей,
приучает к проявлению самостоятельности. А самое главное – навыки, полученные в
театрализованных играх, дети могут использовать в повседневной жизни.