Напоминание

"Занятие по подготовке к обучению грамоте "Звук [и], буквы И, и"


Автор: Акименко Людмила Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 38"
Населённый пункт: г. Артём, Приморский край
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Занятие по подготовке к обучению грамоте "Звук [и], буквы И, и"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [и], буква И»

Задачи.

Образовательные:

- познакомить с механизмом образования звука И;

- познакомить ребят с многозначными словами;

-закреплять понятие «гласный звук»;

- продолжать учить составлять предложение по предложенной схеме;

- дать понятие о том, что рассказ состоит из предложений.

Развивающие:

-развивать у детей навыки звукового анализа;

-развивать фонематический слух и восприятие;

-развивать мелкую моторику; развивать память, мышление, внимание.

Воспитательные:

- воспитывать у детей доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Воспитатель: Ребята! Доброе утро!

Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за

руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живёт в

нашем сердце.

Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта.

А сейчас откройте глаза.

Давайте улыбнёмся, пожелаем всем доброго утра и чудесного настроения.

Дети: Доброе утро!

Воспитатель: А сейчас, давайте сядем на свои места и начнем наше занятие.

А начнем мы наше занятие с гимнастики для нашего язычка.

Дыхательное упражнение «Свечи»

Представьте, что перед вами торт с одной свечкой, ее нужно задуть на одном дыхании.

Давайте попробуем. (Дети складывают губы трубочкой и быстро дуют).

Теперь представьте, что на вашем торте 3 свечки. (Дуют немного медленнее)

А если на торте много свечей и их нужно задуть за один раз. (Дуют медленно пока

хватает дыхания)

Молодцы, все свечки задули.

Артикуляционное упражнение «Любопытный язычок»

Высунулся изо рта язычок, стало ему любопытно, что вокруг происходит. Посмотрел

он вверх, посмотрел вниз, направо, налево и спрятался обратно.

Артикуляционное упражнение «Покусаем язычок»

Вот язычок проказник! Давайте его покусаем. Кусаем от самого кончика и дальше

сколько получится.

Артикуляционная гимнастика «Конфетка»

Обиделся наш язычок, спрятался во рту. Давайте дадим ему сладкую конфетку.

Положили конфетку за щеку (напряженный кончик языка упереть в щеку), а теперь за

другую щеку.

2. Выделение начального звука в слове «иголка».

Воспитатель. Теперь наш язычок готов к работе. Послушайте стихотворение.

«Есть иголки у ежа.

Есть иголки для шитья.

И у ёлки есть иголки

И иголки очень колки.»

- Какое слово прозвучало несколько раз?

- Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста, на картинки.

Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке

называются многозначными.

Давайте запомним это слово.

Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».

- И- и- и- иголка.

- Какой звук я выделяла голосом?

Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель. Кто-то к нам пришёл.

В группу входит логопед (Нина Васильевна), в руках кукла.

Логопед. Здравствуйте, ребята! Я сегодня пришла к вам на занятие. А это – моя

подружка - кукла Иринка. Она очень хотела с вами познакомиться и увидеть, как вы

занимаетесь. Скажите, ребята, на какой звук начинается имя у моей куклы. Правильно!

Давайте все вместе произнесём звук [и].

3. Артикуляция звука и его характеристика.

- Когда мы произносим звук И, то: губки – «в улыбке», зубки сближены, язык лежит во

рту;

- Звук (И) – гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному

прохождению воздуха).

4.Упражнение «Поймай звук»

- Хлопните, когда услышите звук И.

- в ряду звуков: И, У, И, У, Т, У, М, Ы, И, У

- в слогах: ТА, ТУ, ТИ, ПА, ПУ, ПИ, МА, МУ, МИ, КУ, КИ, КА

- в словах (Ира, пол, иней, стол, игла, Иван, рука, ива, Инна, кит, вилка)

5.Место звука (И) в трех позициях: в начале слова, в середине и в конце.

Воспитатель. Ребята, давайте внимательно посмотрим на картинки и подумаем,

какая картинка здесь лишняя. (игра «Четвертый лишний», ИКТ).

Логопед. Молодцы, ребята, справились с заданием. Посмотрите на столе перед вами

есть карточки, на них нарисованы предметы и три окошка. Первое окошко обозначает

начало слова, второе - его середину, а третье – конец слова. Давайте возьмём красный

карандаш и закрасим то окошко, где находится звук и в названии вашего предмета.

(Дети выполняют задание. Затем логопед дублирует задание на доске, чтобы дети

смогли убедиться в правильности выполнения задания).

Физкультминутка

А часы идут, идут.

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

6. Знакомство с буквой.

Воспитатель. Как вы думаете, можно ли увидеть звук И?

-Звук (И) обозначается буквой (И). Вот как она выглядит.

Раз – брусок и два – брусок,

Плюс один наискосок,

Снизу, сверху – уголки,

А всё вместе – буква И.

-Давайте в воздухе напишем букву (И) пальцем (показ буквы).

- Предлагаю вам выложить букву И из трёх счетных палочек.

7. Печатание буквы И.

Воспитатель. Ребята, перед вами лежат тетрадки. Давайте их откроем на закладке и

вот здесь, в этих строчках напечатаем букву И, сначала по точкам, а потом

самостоятельно.

Динамическая пауза.

8. Работа с предложением.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран. Мы с вами уже пробовали составлять

предложения по таким схемам. Давайте покажем нашим гостям и Иринке, чему мы

научились. (Составление предложений по схемам).

А теперь, ребята, давайте составим несколько предложений про ёжика. Повторим эти

предложения друг за другом. Ребята, у нас получился рассказ про ёжика? Как вы думаете

почему? Правильно, потому что рассказ состоит из нескольких предложений об одном

предмете.

9. Подведение итогов:

- С каким звуком вы сегодня познакомились?

- Можно ли этот звук петь?

- Как называются звуки, которые поются?

Иринка, тебе понравилось наше занятие?

Логопед. Иринке очень понравилось, и она решила угостить ребят. А угощение не простое, его

название начинается на звук И. Догадались? Это ириски. Давайте угостим ирисками наших гостей.



В раздел образования




Яндекс.Метрика