Напоминание

«Учим детей рассказывать по картине»


Автор: Примак Ольга Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №53 "Топтыжка"
Населённый пункт: город Рубцовск, Алтайский край
Наименование материала: Консультация для родителей (законных представителей)
Тема: «Учим детей рассказывать по картине»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:

detsad

-53-2011@

mail

.

ru

Консультация для родителей

(законных представителей)

«Учим детей рассказывать по картине»

Образовательная область

«Развитие речи»

Составитель:

Примак Ольга Павловна

воспитатель первой

квалификационной категории

город Рубцовск, 2023

Консультация для родителей

(законных представителей)

«Учим детей рассказывать по картине»

Цель:

познакомить родителей (законных представителей) с приемами по

обучению старших дошкольников составлению рассказа по серии сюжетных

картинок, сюжетной картине.

Успешность обучения детей в школе зависит от уровня овладения ими

связной речью.

Связная речь относится к диалогической и монологической формам

речи.

Диалогической речью дети овладевают раньше. Мама задает вопрос и

ребенок отвечает. Вот так легко и просто происходит общение.

Монологическая речь намного сложнее. Ребенку нужно высказать

свою мысль, оформить ее в предложение, понятное для окружающих. Для

сообщения о чем-то нужна хорошая память и достаточный лексический

запас. Сначала нужно научить составлять предложения. Для этого можно

использовать картинки с изображением какого-либо персонажа и

выполняемого им действия или картинки с изображением нескольких

персонажей и четко обозначенного места действия. По ним дети

упражняются в последовательности составления предложений.

Для начала нужно рассмотреть с ребенком сюжет этих картинок,

обращая внимание на все детали. Мама задает вопросы:

1. Кто пришел на речку? (Папа пришел на речку)

2. Что делает папа на речке? (Папа ловит рыбу)

3. Что у папы в руках? (В руках у папы удочка)

4. Куда папа кладет пойманную рыбу? (Папа кладет рыбу в

ведро)

5. Кто достает рыбу из ведра? (Два рыжих кота достают рыбу

из ведра)

6. Почему папа не отнял у них улов? ( Папа не видел, что

делали коты)

7. Что увидел папа, когда закончил рыбачить? (Папа увидел

косточки от рыбы и опрокинутое ведро)

8. А куда же делись коты? (Коты съели всю рыбу и убежали)

9. Какое лицо у папы? (У папы удивленное лицо)

10. Почему? (Потому что он не понял, что произошло)

Ребенку можно дать послушать примерный рассказ, а потом он пробует

сам составить рассказ, но не повторить услышанное.

Примерный рассказ. Это было летом. Папа пришел на речку. Сел на

бережок и закинул удочку в воду. Ведро стояло рядом на травке. Он ловил

рыбу и клал ее в ведро. В это время к ведру подкрались два жирных, рыжих

кота. Они стали вытаскивать рыбку и есть ее, когда папа закончил рыбачить,

он обернулся и увидел перевернутое ведро, а рядом косточки от рыбы. Папа

очень удивился: «куда же делась рыба? Кто ее съел?» А рыжие коты уже

убежали.

От рассказа по 2 картинкам переходим к составлению рассказа по

серии картинок. По каждой картинке мама задает вопрос, чтобы уточнить

содержание сюжета:

1. Кто изображен на картинке?

2. Как бы ты назвал девочку или куклу?

3. Что делает девочка?

4. Где сидит кукла?

5. Девочка постирала платье, что она теперь делает с ним?

6. Платье высохло. Что делает девочка?

7. Платье выглажено. Что она сделала?

Серии картинок можно использовать разные. Главное чтобы сюжет

был интересен для детей. Например: «хитрая мышка»; «малыш и щенок»;

«яблонька».

Когда ребенок научился составлять рассказ (с помощью взрослого) по

серии сюжетных картинок, можно предложить составить рассказ по

сюжетной картинке. А эта картинка наполнена действиями разных

персонажей. Особенность детей дошкольного возраста – они видят один

сюжет, не обращая внимания на детали и сопутствующие сюжеты или

наоборот, замечают все детали, но не выделяют основной сюжет.

Сначала нужно картинку рассмотреть, как бы путешествую по ней от

одного персонажа к другому. Необходимо уточнить действия,

взаимоотношения персонажей, их эмоциональное состояние.

Картинка «Весна»:

1. Какое время года изображено?

2. Чем заняты девочка и мальчик, стоящие в луже?

3. Что собираются делать мальчики с воздушным змеем?

4. Почему так весело девочкам, танцующим на зеленой

лужайке?

5. Чем заняты мальчики около дерева?

6. Папа несет рассаду к машине. Для чего?

7. Какое настроение у детей? Почему?

8. Чем вам понравилась картинка?

Примерный рассказ. Весной на улице тепло, и зеленеет травка.

Светит солнце. Кругом лужи. На деревьях распустились листочки. Дети

вышли на улицу. И каждый занялся своим делом. Мальчик и девочка

пускают в лужице кораблик. Мальчик подталкивает его палочкой, и кораблик

плывет вперед. А рядом два мальчика собираются запускать воздушного

змея. Девочки сплели из одуванчиков веночки, надели их на головы и весело

танцуют и поют. А мальчики около дерева заняты важным делом. Один из

них привязывает скворечник, а другой держит лестницу, это будет домик для

скворцов. Из дома вышел папа. У него в руках ящик с рассадой. Папа поедет

на дачу и будет ее сажать. Весна занимательное время года.

Сюжет картинок для составления рассказов может быть разный: «На

рыбалке», «Прогулка в лес», «После дождя».

По сюжетной картинке можно составить творческий рассказ. Сначала

ребенок составляет рассказ по картинкам, описывая сюжет, затем ему

предлагается придумать окончание рассказа (сюжет с продолжением).

Умение составлять рассказы по сюжетным картинкам обогащает

словарь детей, речь становится более стройной, логичной, интонационно –

выразительной. И, что очень важно, у детей появляется речевая мотивация:

рассказать красиво, внести своѐ творческое видение в сюжет рассказа.



В раздел образования




Яндекс.Метрика