Автор: Примак Ольга Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №53 "Топтыжка"
Населённый пункт: город Рубцовск, Алтайский край
Наименование материала: Консультация для родителей (законных представителей)
Тема: «Учим детей рассказывать по картине»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»
города Рубцовска Алтайского края
658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33
телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:
detsad
-53-2011@
.
ru
Консультация для родителей
(законных представителей)
«Учим детей рассказывать по картине»
Образовательная область
«Развитие речи»
Составитель:
Примак Ольга Павловна
воспитатель первой
квалификационной категории
город Рубцовск, 2023
Консультация для родителей
(законных представителей)
«Учим детей рассказывать по картине»
Цель:
познакомить родителей (законных представителей) с приемами по
обучению старших дошкольников составлению рассказа по серии сюжетных
картинок, сюжетной картине.
Успешность обучения детей в школе зависит от уровня овладения ими
связной речью.
Связная речь относится к диалогической и монологической формам
речи.
Диалогической речью дети овладевают раньше. Мама задает вопрос и
ребенок отвечает. Вот так легко и просто происходит общение.
Монологическая речь намного сложнее. Ребенку нужно высказать
свою мысль, оформить ее в предложение, понятное для окружающих. Для
сообщения о чем-то нужна хорошая память и достаточный лексический
запас. Сначала нужно научить составлять предложения. Для этого можно
использовать картинки с изображением какого-либо персонажа и
выполняемого им действия или картинки с изображением нескольких
персонажей и четко обозначенного места действия. По ним дети
упражняются в последовательности составления предложений.
Для начала нужно рассмотреть с ребенком сюжет этих картинок,
обращая внимание на все детали. Мама задает вопросы:
1. Кто пришел на речку? (Папа пришел на речку)
2. Что делает папа на речке? (Папа ловит рыбу)
3. Что у папы в руках? (В руках у папы удочка)
4. Куда папа кладет пойманную рыбу? (Папа кладет рыбу в
ведро)
5. Кто достает рыбу из ведра? (Два рыжих кота достают рыбу
из ведра)
6. Почему папа не отнял у них улов? ( Папа не видел, что
делали коты)
7. Что увидел папа, когда закончил рыбачить? (Папа увидел
косточки от рыбы и опрокинутое ведро)
8. А куда же делись коты? (Коты съели всю рыбу и убежали)
9. Какое лицо у папы? (У папы удивленное лицо)
10. Почему? (Потому что он не понял, что произошло)
Ребенку можно дать послушать примерный рассказ, а потом он пробует
сам составить рассказ, но не повторить услышанное.
Примерный рассказ. Это было летом. Папа пришел на речку. Сел на
бережок и закинул удочку в воду. Ведро стояло рядом на травке. Он ловил
рыбу и клал ее в ведро. В это время к ведру подкрались два жирных, рыжих
кота. Они стали вытаскивать рыбку и есть ее, когда папа закончил рыбачить,
он обернулся и увидел перевернутое ведро, а рядом косточки от рыбы. Папа
очень удивился: «куда же делась рыба? Кто ее съел?» А рыжие коты уже
убежали.
От рассказа по 2 картинкам переходим к составлению рассказа по
серии картинок. По каждой картинке мама задает вопрос, чтобы уточнить
содержание сюжета:
1. Кто изображен на картинке?
2. Как бы ты назвал девочку или куклу?
3. Что делает девочка?
4. Где сидит кукла?
5. Девочка постирала платье, что она теперь делает с ним?
6. Платье высохло. Что делает девочка?
7. Платье выглажено. Что она сделала?
Серии картинок можно использовать разные. Главное чтобы сюжет
был интересен для детей. Например: «хитрая мышка»; «малыш и щенок»;
«яблонька».
Когда ребенок научился составлять рассказ (с помощью взрослого) по
серии сюжетных картинок, можно предложить составить рассказ по
сюжетной картинке. А эта картинка наполнена действиями разных
персонажей. Особенность детей дошкольного возраста – они видят один
сюжет, не обращая внимания на детали и сопутствующие сюжеты или
наоборот, замечают все детали, но не выделяют основной сюжет.
Сначала нужно картинку рассмотреть, как бы путешествую по ней от
одного персонажа к другому. Необходимо уточнить действия,
взаимоотношения персонажей, их эмоциональное состояние.
Картинка «Весна»:
1. Какое время года изображено?
2. Чем заняты девочка и мальчик, стоящие в луже?
3. Что собираются делать мальчики с воздушным змеем?
4. Почему так весело девочкам, танцующим на зеленой
лужайке?
5. Чем заняты мальчики около дерева?
6. Папа несет рассаду к машине. Для чего?
7. Какое настроение у детей? Почему?
8. Чем вам понравилась картинка?
Примерный рассказ. Весной на улице тепло, и зеленеет травка.
Светит солнце. Кругом лужи. На деревьях распустились листочки. Дети
вышли на улицу. И каждый занялся своим делом. Мальчик и девочка
пускают в лужице кораблик. Мальчик подталкивает его палочкой, и кораблик
плывет вперед. А рядом два мальчика собираются запускать воздушного
змея. Девочки сплели из одуванчиков веночки, надели их на головы и весело
танцуют и поют. А мальчики около дерева заняты важным делом. Один из
них привязывает скворечник, а другой держит лестницу, это будет домик для
скворцов. Из дома вышел папа. У него в руках ящик с рассадой. Папа поедет
на дачу и будет ее сажать. Весна занимательное время года.
Сюжет картинок для составления рассказов может быть разный: «На
рыбалке», «Прогулка в лес», «После дождя».
По сюжетной картинке можно составить творческий рассказ. Сначала
ребенок составляет рассказ по картинкам, описывая сюжет, затем ему
предлагается придумать окончание рассказа (сюжет с продолжением).
Умение составлять рассказы по сюжетным картинкам обогащает
словарь детей, речь становится более стройной, логичной, интонационно –
выразительной. И, что очень важно, у детей появляется речевая мотивация:
рассказать красиво, внести своѐ творческое видение в сюжет рассказа.