Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Нигматуллина Диана Закировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "ПМШ №23"
Населённый пункт: г. Стерлитамак
Наименование материала: Статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему

«Формирование культуры здоровья у младших школьников»

Здоровье есть функция обучения, а не лечения. Ключевым орудием

научения здоровью представляется педагогика. Кроме семьи данную задачу

решают педагоги, учителя. Большинство преподавательских коллективов

относятся к физкультуре как к второстепенному объекту. Все это сравнимо с

негативной динамикой состояния самочувствия самих преподавателей.

Формировать

представления

о

здоровом

образе

жизни

можно

различными методами. В главную очередь, учителя должны заниматься этим

в классные часы. Проводить с детьми разные беседы, тесты. К примеру,

приучить ребят составлять режим дня и в один из классных часов

корректировать их режим дня, чтобы они соответствовали формированию

здорового образа жизни.

Неправильно организованный труд детей может принести ущерб

самочувствию. Следовательно, огромное значение содержит установление

рационального образа жизни. Личность, способная со школьной поры, верно,

сформировать порядок собственного труда и развлечения, в перспективе на

долгое время сбережет жизнерадостность и творческую динамичность.

Режим дня – одно из ключевых обстоятельств здорового образа жизни.

Четкое исполнение хотя бы в небольшой период нескольких месяцев

предварительно обдуманного составленного распорядка дня, несомненно,

поможет младшим школьникам сформировать у себя некоторые позитивные

привычки. Закрепившиеся привычки к постоянным занятиям, к благоразумно

организованному распорядку дня могут помочь поддерживать в период

учебного года отличную трудоспособность.

По мнению Ростома Игнатьевича Мархваидзе, домашний режим

должен быть неотъемлемо объединен с режимом школы. Недостаток режима

дня у ребенка в семье имеет возможность негативно отразиться и на режиме

дня в школе. Режим должен, прежде всего, учитывать после уроков,

гарантирующее осуществление домашних заданий. Данный режим обязан

содействовать саморазвитию ребенка во внеурочное время, некоторую

работу по дому.

В режиме дня обязано быть учтено предостаточно времени для раннего

туалета,

утренним

физическим

упражнениям,

завтраку,

оперативному

прибытию в школу. После школы из дома ученик должен переодеться,

умыться, пообедать. Предпочтительно младшим школьникам после обеда

поспать, чаще этот этап отдыха заключается в занятии по выбору самого

ребенка.

В

последствии

данного

времени

наступает

время

для

приготовления домашних заданий. После приготовления уроков должен

следовать полдник. После полдника отдых.

Самое главное требование здоровой организации порядка в семье

представляется забота о гигиене квартиры, дома. Комната ребенка должна

часто проветриваться. Родители обязаны заботиться о свободном времени

ребенка, чтобы оно протекало в подвижном состоянии, предпочтительно на

свежем воздухе.

Основное требование учреждения представляется верный распорядок

школьных уроков, верная очередность разных видов работы.

Главными

компонентами

школьного

режима

представлены:

продолжительность учебного года; каникулы, правильная организация

приема детей в школу; длительность занятий и верное его выстраивание в

гигиеничном связи; постановка перерывов посреди занятий; предоставление

в

кабинетах

школы

примерной

аккуратности,

наружного

порядка

и

соблюдения абсолютно всех условий школьной гигиены; точная постановка

внеаудиторной и внешкольной деятельности с обучающимися.

Следование режиму дня развивает у младших школьников бережное

расположение к времени. Реализация порядка дня требует от детей не

единовременного воздействия, а регулярных усилий, что предоставляет

отличную возможность обучения самодисциплины.

Следует отметить, то что в любой семье всегда существуют те или

иный собственные характерные черты режима дня. Антон Семёнович

Макаренко слагал: «… невозможно предлагать родителям тот или иной

единственный

порядок.

Режимов

существует

большое

количество,

и

необходимо

подбирать

единственный,

наиболее

оптимальный

режим

подходящий в определенной обстановке». По этой причине в режиме

обучающихся может изменяться период каких-либо факторов, однако

незыблемым должно остаться время сна и его продолжительность.

Вопросам питания в настоящее время, как условию, воздействующему

на состояние здоровья, придается огромное значение. Питание необходимо

для построения и постоянного обновления клеток и тканей, приток энергии,

биологически действующих элементов. Обмен веществ и энергии, структура

и функции абсолютно всех клеток, тканей, органов и всего организма в

целом

находятся

в

прямой

зависимости

от

характера

питания.

Следовательно, учителя, медицинские сотрудники учебных заведений,

родители обязаны сознавать значимость смысла кормления для детского

организма и отдавать ему огромное внимание. Белки, жиры, углеводы,

минеральные

вещества,

витамины,

вода

представлены

главными

элементами, важными для жизнедеятельности организма.

Из абсолютно всех условий, что проявляют воздействие на состояние

здоровья человека и от которых зависит трудоспособность, наиболее

значимым представляется рациональное питание. Рациональное питание –

это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола,

возраста, нрава работы и иных условий. Рациональное питание содействует

сохранению здоровья, сопротивляемости вредоносных условий находящейся

в окружающей среде, высочайшей физиологической и интеллектуальной

трудоспособности, а кроме того активному долголетию.

Режим питания младших школьников учитывает четырехразовый

прием еды через 3-4 часа с распределением ее согласно энергоценности и

учет тренировочных уроков в первую и вторую смену. Для школьников,

занятых в первую смену рекомендуется первый завтрак использовать в 7:30;

второй завтрак в 11:12; перерыв на обед в 14:15; ужин в 19:20. Для

школьников, занятых во вторую смену рекомендуется завтрак в 8:30;

перерыв на обед в 12:13; полдник в 16:30; ужин 19:20.

Гигиеническое формирование, исполняемое в близком согласье с

иными тенденциями обучения детей младшего школьного возраста, служит

решению задачи – гармоническому формированию человеческой личности.

Сохранение и укрепление здоровья неосуществимы без соблюдения

законов индивидуальной гигиены – комплекса событий согласно уходу за

кожей тела, волосами, полостью рта, одежей и обувью. Забота за кожей тела:

мытье рук перед едой, после прогулок, при утреннем и вечернем туалете,

ежедневный теплый душ перед сном, либо горячая ванна должны стать

естественной и обязательной операцией, посещение бани, является способ

закаливания и как метод интенсивного отдыха.

Чтобы уход за телом у ребят стал оптимальной привычкой, необходимо

придерживаться трех условий:

- все члены семьи обязаны демонстрировать образец по соблюдению

законов личной гигиены;

- гигиеничные навыки реализовывать каждый день;

- у ребенка должны быть правильные условия для выполнения гигиены

тела.

Работа общеобразовательного учреждения по формированию культуры

здоровья учащихся является сложной системой, которая выступает в качестве

компонента,

этапа,

функции,

закономерности,

условия,

принципов

педагогического процесса, что раскрывается следующим образом:

- формирование культуры здоровья как компонент педагогического

процесса в системе работы учителя, которое способствует формированию

активной, разносторонне развитой, нравственной, творческой личности,

ориентированной на здоровый образ жизни;

- формирование культуры здоровья как этап педагогического процесса

в системе работы учителя, в ходе которого осуществляется воплощение

культуры

здоровья

в

личности

учащихся.

Это

достаточно

четко

ограниченный

во

времени

специально

организованный

период

жизнедеятельности

школьников,

в

ходе

которого

освоение

культуры

здоровья выступает в качестве ведущие цели.

- формирование культуры здоровья как функция педагогического

процесса в системе работы педагога, проявляется в постоянном влиянии

данного процесса на уровень готовности учащихся к профилактике и

преодолению

вредных,

опасных

для

здоровья

человека

факторов

жизнедеятельности.

Реализация данной функции обусловлена возможностями методов

обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях,

характером общения участников педагогического процесса, личностным

воплощением культуры здоровья, то есть сформированности культуры

здоровья самого педагога и детей.

Формирование культуры здоровья как закономерность заключается в

том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая

работа по формированию культуры здоровья, то это способствует охране

здоровья

детей,

понижает

вероятность

неблагоприятных,

вредных

последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной

жизнедеятельности.

Выделенные признаки отражают разные стороны формирования

культуру

здоровья

младших

школьников:

вхождение

педагогического

процесса, наличие функции, закономерный характер формирования культуры

здоровья в педагогическом процессе, осознание педагогом закономерности в

виде следующих педагогических принципов:

- принцип системности – предусматривает выделение структурных

компонентов системы образования и воспитания, а также взаимосвязей

между ними и ориентирует субъектов данного процесса на систематическое

присвоение

и

использование

культуры

здоровья

в

процессе

жизнедеятельности;

- принцип научности – выражается в опоре на научные представления,

теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых о сущности,

движущих силах и закономерностях процесса формирования культуры

здоровья младших школьников;

- принцип социокультурный – предусматривает связь процесса

формирования культуры здоровья учащихся начальной школы с жизнью,

социокультурной средой, помощь личности во всестороннем развитии;

- принцип непрерывности – заключается в постоянной корректировке в

работе по формированию культуры здоровья младших школьников;

- принцип гуманизма – выражается в уважении к личности ребенка, в

создании благоприятного климата, положительного эмоционального фона в

классе;

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей младших

школьников – выражается в подборе средств, методов, форм работы с учетом

возрастных и

индивидуальных различий в

работе с

учащимися

по

формированию культуры здоровья;

-принцип

единства

предусматривает

обеспечение

единых,

согласованных действие школы, семьи и общественности в процессе

формирования культуры здоровья детей.

Проблема формирования культуры здоровья особо актуальна для

младшего школьного возраста, поскольку в этот период происходит

становление собственной программы жизнедеятельности.

Таким образом, обучению у детей сознательной необходимости в

состояние здоровья предшествует развитие ценностных ориентаций, при

этом в главную очередь обращается внимание на ценность жизни, личности,

индивидуальности. Каждый человек должен сознательно и ответственно

относиться к проблеме здоровья, приобрести знания о причинах и факторах

его формирования. Существенные положительные изменения возможны

только при максимальной мотивации через самих учащихся. Это достижимо

путем предоставления ученику возможности сравнить личные и возрастно-

нормативные

показатели

физического

развития,

силы,

выносливости,

осуществить самооценку собственного образа жизни (режим питания,

двигательная активность, закаливание).



В раздел образования




Яндекс.Метрика