Автор: Филатова Светлана Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Детский сад №7 "Ромашка"
Населённый пункт: г.Новоалтайск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: «Стимуляции речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»
Раздел: дошкольное образование
Филатова Светлана Викторовна,воспитатель
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
Центра развития ребёнка-детского сада №7 «Ромашка»
города Новоалтайска Алтайского края
Статья «Стимуляции речевой активности детей младшего дошкольного возраста
посредством пальчиковых игр и упражнений»
Общеизвестно, что у детей 3-4 лет происходит накопление активного словарядо 100
слов в месяц, достигая к концу года 1,5-2 тысячи слов. Вместе с тем, наблюдения за
детьми, поступившими в детский сад, позволяют констатировать тот факт, что большая
часть детей – не говорящие или использующие в активном словаре слова, повседневное
употребление которых обусловлено потребностной сферой. В связи с этим подтверждает
свою актуальность проблема развития мелкой моторики детей младшего дошкольного
возраста.
Практика работы показывает, чем активнее и разнообразнее деятельность ребенка
связанная с манипуляцией руками, тем быстрее идет наполнение активного словаря и
быстрее развивается речь. Поэтому эффективным средством воздействия на «тактильные
кнопочки» - пальчики выступают пальчиковые игры. Это своего рода массаж, гимнастика
для пальцев, ладошек, кистей рук, манипуляция с которыми помогает убрать напряжение
с пальцев рук, пробуждают речевые центры головного мозга, активизирует речь.
Виды пальчиковых игр и упражнений поражают своим разнообразием, уникальностью
и педагогической ценностью.
Умелыми пальчики моих воспитанников становятся
благодаря:
-
пальчиковой разминке организуемой ежедневно в детском саду и дома;
-
увлекательным
играм
с
пальчиковыми
тантамаресками
и
пальчиковыми
дорожками с разными тактильными поверхностями;
-
подражательной гимнастике под чтение ритмичных стихов, потешек;
-
пальчиковым играм с предметами (шнуровка, мозаика, конструктор, пирамидки,
нанизывание бус, застёгивание и расстегивание пуговиц, раскладывание крышек,
различный строительный материал);
-
играм с фонариками-светлячками,выполняющими координированные движения
пальцами рук под ритмичную музыку;
-
перчаточному театру, побуждающему к согласованному движению пальцев рук и
речевого сопровождения.
Очень нравится им перчаточный театр, с помощью которого происходит овладение
приемами передачи образа предмета с помощью пальцев. В перчаточном театре в работу
включаются не только пальцы, но и ладонь и вся рука в целом. Надев на руку перчатку,
ребенок перевоплощается в героя, имитируя движения под определенный текст, который
первоначально озвучивает взрослый, а затем уже сам ребенок.
По мере освоения
движений одной (ведущей) рукой, побуждаю ребёнка надевать перчатки на обе руки,
располагая их рядом друг с другом, и выполняя задания ведущего, под строки
стихотворения уже двумя руками одновременно. Пример игры представлен в таблице 1.
Таблица 1
Слова (авторские)
Игровые действия
Жил на свете паучок – старичок!
Ночью спал он как клубок, как клубок.
Руки и пальцы имитируют движения
паука. Руки сжать в кулак.
И вертелся как волчок, как волчок –
С боку на бок и на бок, и на бок!
Сжатые в кулак руки поворачивать в
одну сторону и в другую (с боку на бок).
Рано утром он вставал и зарядку выполнял,
Лапы к верху поднимал, поднимал, поднимал!
Разжать кулаки, выпрямить пальцы,
поднять руки пальцами вверх.
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Вправо, влево повернись.
Имитируем движения под слова: вверх,
вниз, вправо, влево.
Он по коврику скакал, он скакал!
Цвета – формы выбирал, выбирал!
Поставить обе руки на коврик.
Прыгал прямо в красный круг,
И квадрат зеленый тут,
Педагог называет цвет фигуры, которую
ребёнок должен найти (например:
красный круг (желтый круг и т.д.).
Ребёнок выполняет двумя руками на
разных половинах игрового поля
Где же желтый треугольник
Спрятался от нас разбойник!
Веселить так весь день
Паучку совсем не лень!
Пальчики «бегают» по коврику.
Ритмическое
построение
фраз
активизирует
межполушарные
связи,
внимание,
зрительное и слуховое восприятие. В результате ребенок получает новые тактильные
впечатления, радость общения, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.
Для меня, как воспитателя, перчаточный театр стал не только эффективным стимулом
для развития речи и мелкой моторикимоих воспитанников, но и одним из вариантов
радостного общения, проявления эмоциональной выразительности. Речь детей стала более
четкой, выразительной! Онистали быстрее запоминать стихотворные тексты.
Такая целенаправленная работа, организуемая в игровой форме, позволила за короткий
период времени добиться положительных результатов:
-
большая часть детей от отдельных слогов перешли к словам, фразам, другие уже
выстраивают предложения, понятные окружающим;
дети научились согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр,
потешек;
выполняют движения пальчиковых игр левой, правой и обеими руками вместе;
управляют своими движениями и концентрируют
внимание на одном виде
деятельности;
выполняют различные движения кистями и пальцами рук («дождик идет», «мостик»,
«зайчик», «пианино» и т.п.);
легче стали справляться с различного рода застежками: пуговицы, кнопки, крючки;
проявляют попытки завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки и др.
Список использованной литературы:
1.
Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры // РИПОЛ классик ДОМ. XXI век
Москва . – 2010.