Автор: Сердюкова Елена Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 24
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Приморский район
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Дары осени. Овощи"
Раздел: дошкольное образование
Конспект итогового занятия
«Дары осени. Овощи»
(с использованием поисковых и игровых технологий)
Автор разработчик:
Сердюкова Елена Геннадьевна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №24
Приморский район Санкт-Петербург
Возрастная адресованность: старшая группа детского сада (5-6 лет)
Длительность занятия: 25 минут
Цель: Закрепление и расширение представлений детей по лексической теме «Овощи».
Задачи:
* Способствовать развитию игровой деятельности у детей, продолжать приобщать их к
общепринятым формам и правилам взаимоотношений с другими детьми и педагогами.
* Развивать познавательный интерес через использование игровых технологий. Способствовать
расширению представлений у детей об окружающем мире (способах выращивания и ухода за
овощами, представления об экологических связях между живой и неживой природой, о пользе
овощей). Продолжать формировать элементарные математические представления (умение различать
геометрические фигуры). Развивать способность классифицировать предметы. Способствовать
развитию зрительного внимания, восприятия, речевого слуха, памяти.
* Способствовать развитию связной грамматически правильной диалогической и монологической
речи. Закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными. Обогащение
активного словаря по теме «Овощи».
* Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности через
рассматривание иллюстраций.
* Стимулировать приобретение двигательного опыта и совершенствовать двигательную активность.
Предварительная работа:
Беседы об осени,
рассматривание иллюстраций «Сбор урожая»,
рассматривание иллюстраций «Овощи», чтение стихов и разгадывание загадок об овощах, просмотр
презентации «Витамины в овощах», чтение сказки «Вершки и корешки», заучивание стихотворения
по мнемотаблице «Вырос у нас чесночок…», изготовление аппликации «Овощная корзинка», лепка
— пластилинография «Банка с овощами».
Материалы:
Конверт с письмом, 2 тряпочных мешка, игрушки (машина, кукла, животные), свежие овощи; плакат
по лексической теме «Овощи»; карточки с изображением объектов живой и неживой природы к
заданию «Живая и неживая природа», доска магнитная, магниты; карточки «загадки-отгадки»
(овощи - равные по количеству детей); муляжи овощей для разминки; карточки с изображением
геометрических фигур «Найди по форме» (равные по количеству детей); корзинки, муляжи овощей и
фруктов для игры «Овощная корзинка», мнемотаблица к стихотворению «Вырос у нас чесночок…».
Ход мероприятия
Утреннее приветствие.
Собрались все дети в круг: (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг. (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмемся (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся. (улыбаются)
Воспитатель сообщает детям, что, придя утром в детский сад, нашла на столе в группе большой
конверт с письмом внутри и предлагает прочитать его детям.
«Здравствуйте, ребята! У меня очень много дел! Надо птиц проводить на юг, позолотить деревья в
лесах и парках, поменять шубки животным. И про вас я не забыла и принесла подарки. Я очень хочу
порадовать вас своими дарами. Они находятся у вас в группе. Отгадайте мою загадку и найдете
подарки. Угощайтесь на здоровье! До встречи, Ваша Осень!
«Если с неба дождь стеной
Ты скорей его открой
И останешься сухой. (Зонтик)»
Воспитатель предлагает детям поискать подарки от Осени (под зонтом 2 мешочка). Открывают
первый мешочек - в нем лежат игрушки. Воспитатель уточняет, могут ли быть игрушки дарами
осени? А какими бывают дары осени? Воспитатель предлагает открыть и посмотреть, что во втором
мешочке. Может в нем подарки Осени? (в нем находятся свежие овощи). Рассматривают овощи и
перекладывают их в корзинку.
Воспитатель предлагает вспомнить, что осенью на огородах и полях люди собирают урожай овощей.
А для этого нужно подготовить почву, посадить семена, поливать растения, рыхлить землю, полоть
сорняки, укрывать пленкой в холодные дни. А что еще необходимо для роста и развития растений?
(Солнце согревает землю, дает свет и тепло растениям. В почве находятся корни растения, из нее оно
получает питание. Вода питает растение). А кто еще помогает растениям? (Божья коровка
уничтожает тлю. Птицы и жабы уничтожают гусениц. Дождевой червь рыхлит землю, чтобы корни
растений дышали. Пчелы и шмели пьют сладкий сок из цветов и переносят пыльцу, тем самым
опыляя растения).
Воспитатель предлагает детям выполнить задание «Живая и неживая природа».
Ход задания:
Дети выбирают по две карточки с изображениями помощников растений (почва, вода, солнце,
человек, божья коровка, птица, червяк, жаба, шмель, пчела). Затем выставляют их на доске, разделяя
на две группы: объекты живой и неживой природы.
Воспитатель сообщает детям , что в конверте есть еще одно письмо, в котором Осень предлагает
детям отгадать загадки, а ответы найти среди карточек («загадки-отгадки») с изображением овощей:
Кругла, бела, Овощ прекрасный,
На грядке росла, Длинный и красный,
Зайка скушал ее с хрустом, Мы в салат порежем ловко
Дети, что это? (Капуста) Аппетитную... (Морковку)
Небольшой такой, ребята, Круглый, сочный, ароматный,
Золотистый, горьковатый, Он хорош на сок томатный,
Он на грядке вырастает, Красный, словно светофор.
И всех плакать заставляет. (Лук) Этот овощ - … (Помидор)
Растут на грядке Он огурца крупнее,
Зеленые ребятки. И чуточку светлее,
Удалые молодцы, Смотри — улегся на бочок
И зовут их... (Огурцы) Наш пузатый... (Кабачок)
Воспитатель сообщает, что все хорошо справились с заданиями и пора размяться.
Координация речи с движениями «Идем в огород»
Раз, два, три, четыре (Ходьба по кругу)
Дети овощи учили: (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)
Хрен, морковка и чеснок. (Хлопки в ладоши)
Дети в огород идут, (Ходьба по кругу)
А там овощи растут, (Разводят руками в разные стороны)
Дети спинки наклоняют, (Наклоны вниз)
И овощи собирают. (Собирают муляжи овощей)
Воспитатель обращает внимание и предлагает детям рассмотреть на подносе натуральные овощи
(цвет, форма, величина), сравнение моркови и свёклы, огурца и помидора, кабачка и капусты.
Игра «Найди по форме»
Ход игры:
На столе перед детьми лежат карточки с изображением геометрических фигур. Воспитатель
показывает овощ, дети должны найти карточку с геометрической фигурой, которая соответствует
форме овоща. (Зеленый овал — огурец, кабачок; оранжевый треугольник — морковь; бордовый круг
— свёкла; желтый круг — лук, репа, коричневый овал — картофель.
Воспитатель уточняет у детей для чего люди выращивают, собирают, заготавливают и хранят овощи.
Овощи употребляют в пищу сырыми, жареными, вареными, маринованными, солеными, сушеными.
Из них делают салаты, вторые блюда, добавляют в супы, консервируют. Они очень полезны и в них
много витаминов.
Игра «Овощная корзинка»:
Ход игры:
На столе в большой корзине лежат муляжи овощей и фруктов. Воспитатель обращает внимание
детей на то, что в корзине смешались овощи и фрукты. Дети делятся на две команды. У каждой
команды есть пустая корзинка, в которую нужно собрать только овощи. Каждый игрок команды по
очереди должен выбрать из большой корзины овощ и переместить в корзинку своей команды. По
завершению игры воспитатель предлагает посмотреть и проверить, правильно ли выполнено задание.
Рефлексия:
Педагог благодарит детей за участие в играх и предлагает вспомнить стихотворение «Вырос у нас
чесночок...», опираясь на мнемотаблицу.