Автор: Тимофеева Рига Гаврильевна
Должность: учитель домашнего обучения
Учебное заведение: ГКОУ РС(Я) "Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ТНР"
Населённый пункт: город Якутск Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: доклад
Тема: Формирование у учащихся самооценки на уроках математики
Раздел: среднее образование
Формирование у учащихся самооценки на уроках математики
Учитель математики Тимофеева Рига Гаврильевна
Математика – учебная дисциплина, наиболее способствующая выработке у
обучаемых потребности в критической самооценке и самоконтроле своих действий.
Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение
критически относится к собственной деятельности – являются важнейшими навыками,
которые должны быть сформированы у учащихся в процессе изучения курса математики.
При традиционном обучении ученик является объектом обучения и у него нет
контролирующего и оценивающего компонентов. По требованиям ФГОС учитель должен
создать на уроке для учащихся условия для развития контрольно-оценочных действий их
учебной деятельности и организовать собственную самооценку. Главным в учебной
деятельности ученика должно быть понимание того, что он изучает и ради чего он это
делает. При этом главное, чтобы ученик осознавал, что с ним происходит в процессе
изучения математических дисциплин, ощущал своё развитие.
Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля и самооценки:
1-й этап – понимание и принятие учеником контроля и оценки своей деятельности
со стороны учителя. На этом этапе учитель должен 1) показать учащимся, что любое
обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной
форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала; 2) ознакомить
учащихся
с
нормами
и
критериями
оценки
знаний,
умений
и
навыков;
3)
проинформировать учащихся, после изучения каких дидактических модулей необходим
контроль, цель, форма его проведения; 4) объяснять критерии оценки.
2-й этап – овладение навыками оценки деятельности товарища. Ученик должен
научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей, освоить
морально-этические нормы выражения оценки деятельности другого человека.
3-й этап – овладение умениями самоконтроля и самооценки собственной учебной
деятельности. Обучающийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей
учебной деятельностью, выполнять ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию. От
способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения,
требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его
деятельности со стороны учителя.
Для
развития
самооценки
учащихся
на
уроках
математики
используются
различные способы и приемы - это и различные варианты разно-уровневых по степени
сложности заданий, работа в группах с единой оценкой всей группы, проверка и оценка
работы товарища, использование алгоритмов, схем, моделей выполнения заданий,
составление учащимися проверочных заданий, разнообразные приемы работы над
ошибками и многое другое.
На уроках задания беру из учебника, дидактических материалов, пособий, которые
ориентированы
на
достижение
учащимися
обязательного
уровня
математической
подготовки. Перед тем как приступить к выполнению самостоятельной работы совместно
анализируем задания и познакомились с критериями оценки. После выполнения работ
выдаются ключи (ответы) к заданиям и листы самооценки и рефлексии. На этапе
коррекции учащиеся выполняют задания с использованием алгоритма действий, правил,
схем и т.д., консультируются с учителем или у своих товарищей. Это помогает овладеть
необходимым умением, усвоить определенный порядок действий и общие способы
организации своей деятельности. На следующем уроке по такой схеме проводим еще
самостоятельную работу, то есть через систему таких уроков формируется новый способ
работы над ошибками, который опирается на действие самоконтроля и самооценки.
Благодаря потребности в самоконтроле и в критической самооценке своих действий
учащиеся вынуждены неоднократно просматривать и анализировать то, что они уже
выполнили, тем самым у них развивается мыслительная деятельность.
Самооценка представляет собой компонент деятельности, который связан не с
выставлением себе отметок, а с самой процедурой оценивания.
Самоконтроль и самопроверка являются неотъемлемыми частями самооценки.
Самооценка является важным регулятором поведения человека, от него зависят
взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к
своим успехам и неудачам. Основной смысл самооценки состоит в самоконтроле ученика,
его саморегуляции, самостоятельной экспертизе своей деятельности и в самостимуляции.
Подводя итог выше сказанному можно сформулировать следующий вывод.
Потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно
развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет
необходимо
в
любой
другой
деятельности.
Сформировавшись,
она
становится
неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать
дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося.