Напоминание

"Экологическая тропинка"


Автор: Леонов Сергей Валентинович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ "Санаторный детский дом № 12"
Населённый пункт: г. Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Общеразвивающая программа
Тема: "Экологическая тропинка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное казенное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, «Санаторный детский дом для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, №12»

Утверждаю:

Директор

ГКУ «Санаторный детский дом №12»

___________________/А.И. Остроухова/

«___»__________________20___г.

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол № ___

«___» _________ 2017 года

Дополнительная общеразвивающая программа

по экологическому краеведению

«Экологическая тропинка»

(Туристско-краеведческая направленность)

Возраст обучающихся: 8-15 лет

Срок реализации: 2 года

Авторы-составители:

Овчаренко Е.Н., методист

Леонов С. В., воспитатель

г. Ставрополь, 2017г.

Пояснительная записка

Человек и природа – это вечная и всегда актуальная тема. Но, пожалуй,

в наши дни это стало проблемой, так как угроза экологического кризиса

реальна,

и

решение

проблемы

экологической

культуры,

духовной

деятельности

человека

стало

жизненной

необходимостью.

Приблизительно

с

шестидесятых

годов

двадцатого

столетия,

когда

перед

человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого

в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука –

экология

и

как

следствие

этого

возникновения,

появилось

экологическое

воспитание.

С

экологическим

воспитанием

связано

такое

понятие,

как

экологическая

ответственность

и

экологическая

культура.

Соблюдение

моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает

развитую убежденность, а не страх за возможное наказание или осуждение со

стороны окружающих. Формирование у детей ответственного отношения к

природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не

только

овладение

определенными

знаниями

и

умениями,

но

и

развитие

эмоциональной

отзывчивости,

умение

и

стремление

активно

защищать,

улучшать, облагораживать природную среду.

В

формировании

экологической

культуры

важную

роль

играет

краеведческий подход, который предполагает комплексное изучение природы

родного

края

и

способствует

более

глубокому

пониманию

взаимосвязей

внутри ее, а также между природой и обществом.

Экологическое краеведение — это новое направление в современной

педагогике,

востребованное

нынешним

критическим

состоянием

окружающей

среды.

Сложная

экологическая

обстановка

вызывает

закономерную

озабоченность

ученых,

широкой

общественности,

правительства. Анализ причин экологической напряженности показывает, что

современные

экологические

проблемы

это

в

значительной

степени

проблемы воспитания, проблемы педагогики.

Центральной

фигурой,

призванной

изменить

мышление

людей

в

сторону экологического мышления, ответственности за сохранение природы,

становится

педагог.

В

его

силах

привить

детям

с

малых

лет

чувство

причастности,

единства

с

природой,

взрастить

любовь

к

родному

краю,

помочь в осознании и решении (на своём уровне) экологических проблем.

Ведь все будущее общество взрослых - от простого труженика до депутата -

проходит через детство, через педагогов, их идеи, понимание и видение мира.

На

Ставрополье,

как

и

во

многих

других

регионах,

непростая

экологическая

ситуация.

Для

того

чтобы

спасти

уникальную

природу

Ставрополья,

нужно,

чтобы

население,

прежде

всего

молодёжь,

глубоко

осознали

суть

экологической

ситуации

в

крае,

прониклись

чувством

ответственности за его судьбу и начали сообща важный и благородный труд

по возрождению своей малой родины.

В

детском

возрасте

начинается

длительный

процесс

познания

нравственных

ценностей,

в

это

время

возможно

и

необходимо

заложить

основы

экологической

культуры

в

совместной

деятельности

педагога

и

воспитанника, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные

эмоциональные

впечатления,

первые

природоведческие

представления,

закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру. В

детском доме занятия экологическим краеведением побуждают говорить не

только о бережном отношении к природе, а собственно к человеку, помогают

каждому ребёнку осознать своё «Я» не только в живом мире природы, но и в

различных сферах жизни общества.

Экологическое краеведение – это изучение своего родного района, это

познание

природы,

истории

края,

выявление

взаимосвязей

природы

и

населения в настоящем и в прошлом, определение местных экологических

проблем, поиск и практическая реализация доступных для ребят путей их

решения.

То

есть,

данное

направление

краеведения

-

это

две

взаимосвязанные стороны - познание и преобразование родного края.

Познавательному, исследовательскому краеведению в большой степени

способствует туризм.

Туризм, по своей природе, всегда содержит элементы

познания

края.

Его

педагогический

потенциал,

если

иметь

в

виду

весь

комплекс его форм и видов, и, прежде всего, походы, очень велик. Туризм и

краеведение

в

современном

их

понимании

-

это

физическое

развитие,

оздоровление

и

познание

окружающей

действительности,

формирование

ценностных ориентаций и духовных качеств личности.

Дети,

поступающие

в

детский

дом,

доказывают

необходимость

проведения

именно

такой

работы.

У

большинства

детей

присутствует

негативное отношение к окружающей природе. Как правило, воспитанники

детских

домов

являются

носителями

негативного

нравственного

опыта

«предыдущей жизни». Эти дети драчливы, агрессивны, конфликтны, у них

отсутствует заинтересованное отношение к миру. Результаты наблюдений за

воспитанниками детских домов показали, что они не владеют умениями и

навыками

взаимодействия

с

окружающей

средой.

Поэтому

результатом

данной

программы

должно

быть

не

только

овладение

определенными

знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и

желание

активно

защищать,

улучшать,

облагораживать

окружающую

природную и социальную среду, познавать многообразие культуры, истории,

окружающего мира.

Программа

«Экологическая

тропинка»

акцентирует

внимание

на

привитие духовных ценностей и экологической культуры у воспитанников

через

знакомство

с

родным

краем,

его

достопримечательностями,

своеобразием, богатством и разнообразием растительного и животного мира.

Кроме

того, важно

увлечь

ребёнка,

сформировать

в

нём

стремление

к

активному отдыху. Приобретаемые ребятами знания не должны быть сугубо

теоретическими, а должны помочь правильно выбрать свой жизненный путь,

осознанно

и

ответственно

относиться

к

себе

и

окружающим,

прожить

полноценную и счастливую жизнь.

Программа

разработана

для

кружка

туризма

и

краеведения

государственного казенного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся

без

попечения

родителей

«Санаторный

детский

дом

12».

Возраст

воспитанников – от 8 до 15 лет.

Направленность программы: туристско-краеведческая.

Вид: модифицированная.

Уровень

усвоения

программы: программа общекультурного уровня

предполагает развитие познавательных способностей, расширение кругозора,

уровня

информированности,

опыта

общения

при

подготовке

к

самостоятельной жизни.

Цель программы:

Воспитание

ценностного

отношения

к

окружающей

среде

в

процессе

формирования комплексных знаний и умений воспитанников туристского,

экологического и краеведческого содержания

Задачи программы:

формирование

системы

знаний

об

экологических

проблемах

современности и пути их разрешения;

формирование

экологической

культуры,

мотивов,

потребностей

и

привычек экологически целесообразного поведения и деятельности;

— развитие представлений о различных сторонах жизни своего края и

населения,

ознакомление

с

историей

края,

природными

заповедными

местами;

— воспитание ответственного, доброго и внимательного отношения к

природе и к людям;

приобретение

специальных

знаний

по

вопросам

туризма

и

ориентирования;

— развитие у воспитанников эстетических чувств, умения видеть и

ценить красоту и гармонию природы;

развитие

коммуникативных

способностей

воспитанников,

умения

работать в коллективе;

— приобщение воспитанников к здоровому образу жизни в процессе

эколого-туристической деятельности.

В результате освоения программы «Экологическая тропинка»

воспитанники должны знать:

o

основные экологические термины, характеризующие проблемы

современности; понятия среда, природа и общество, экологические

факторы и их взаимодействие;

o

основные виды растений и животных Ставропольского края, методы

охраны окружающей среды;

o

базовую историю края и города Ставрополь, особенности

природопользования;

o

основы туристской подготовки и ориентирования на местности.

должны уметь:

o

ответственно относиться к окружающей среде, владеть навыками

экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в

быту;

o

оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное,

нравственное состояние и физическое здоровье);

o

различать охраняемые растения и животные Ставропольского края;

владеть методами защиты от опасных и ядовитых растений и

животных;

o

применять имеющиеся знания в практической деятельности по

благоустройству и охране окружающей природной среды;

o

обеспечивать безопасную жизнедеятельность в природных условиях

o

владеть навыками организации и проведения туристической

прогулки, похода.

Программа

«Экологическая

тропинка»

рассчитана

на

2

года

обучения. Занятия проводятся 1 раз в две недели, 18 занятий в год.

Теоретические занятия длятся 1 час. Практические занятия (походы,

прогулки, экскурсии) – от трёх до шести часов. Во второй год обучения

доля

практических

занятий

увеличивается:

В

первый

год

обучения

планируется 45 часов, во второй год – 50 часов

Занятия проводятся педагогом в помещениях детского дома или в

местах

проведения

экскурсий. Теоретическая

подготовка

дает

представление о целях и задачах деятельности кружка; знакомит с

историей

и

достопримечательностями

края,

культурными

и

природными особенностями своего региона или места путешествия;

дает основы необходимой туристской подготовки, способов выживания

в дикой природе, первой медицинской помощи и самопомощи. Занятия

строятся

таким

образом,

чтобы

была

возможность

применения

технологии группового и коллективного взаимодействия. Это позволяет

уже на теоретическом этапе формировать взаимоотношения в группе.

Практические занятия проводятся в форме однодневных или

двухдневных

походов

и

экскурсий,

которые

несут

в

себе

и

познавательные, и воспитательные моменты. Теоретический материал

усваивается

или

закрепляется

ребятами

во

время

туристических

походов и экскурсий. Предусматривается участие в соревнованиях по

туризму, экологических и природоохранных акциях, конкурсах.

Программа

включает

три

взаимосвязанных

раздела:

экология,

краеведение, основы туристской подготовки.

Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию

знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру

отношения к живому, которыми овладевают воспитанники. В условиях

различной

подготовленности

детей

программа

рассчитана

на

значительную

вариативность

за

счет

различного

объема

и

уровня

сложности, выполняемых воспитанниками практических и творческих

заданий.

Учебно-тематический план

Наименование

разделов и тем

Количество часов

1 год обучения

2 год обучения

теория

практика

всего

теория

практика

всего

1

Введение. Правила

поведения и техника

безопасности на занятиях

1

1

1

1

Экология

2

Уникальность условий

существования и сохранения

жизни на Земле

1

1

3

Экологические проблемы

современного мира

1

1

4

Загрязнение воды и

атмосферы, проблема

утилизации мусора и

промышленных отходов

3

3

5

Царство растений.

Разнообразие видов.

4

4

6

Растительность

Ставропольского края

3

3

7

Царство животных.

Биологическая значимость.

Животные Ставрополья

3

3

3

3

8

Опасность паразитов в

растительном и животном

мире. Ядовитые животные и

растения.

1

1

9

Основы безопасности

выживания в населённых

пунктах. Техногенные

катастрофы

1

1

10

Социально значимые

экологические проекты

Ставрополя

3

3

Краеведение

11

Природа Ставропольского

края

4

4

4

4

12

Памятники истории и

культуры нашего края.

Традиции

2

2

13

История Ставрополя.

Знаменитые земляки и гости

Ставропольского края.

1

1

1

1

14

Казачество на Ставрополье: в

былые времена и в

настоящее время.

1

1

15

Ставропольцы в годы

Великой Отечественной

войны

2

2

16

Современный Ставрополь

3

3

17

Туристические возможности

края, экскурсионные

маршруты

4

4

4

4

18

Заповедные природные зоны

Ставропольского края

1

1

1

1

Красная книга родного края

1

1

1

1

19

Основы туристской

подготовки

20

Правила поведения юных

туристов. Правила движения

в походе. Преодоление

препятствий.

6

6

6

6

21

История отечественного

туризма. Оздоровительная

1

1

1

1

роль туризма.

22

Основы безопасности

выживания в природе

3

3

3

3

23

Топография и

ориентирование. Работа с

компасом, картами

1

1

2

6

6

24

Туристско-бытовые навыки

туриста. Туристические

должности в группе.

Питание в походе.

6

6

6

6

Всего часов

9

36

45

4

46

50

Содержание программного материала

Первый год обучения

1.

Введение. Правила поведения и техника

безопасности. (1 час)

Теоретическое занятие.

Экология - комплексная наука. Определение экологии, как науки,

ее объект, цели и задачи. Экологические аспекты современной жизни

(экология

города,

экология

жилища,

экологические

проблемы

окружающей

среды

и

т.

д.).

Краеведение.

Понятие

экологического

краеведения и экологического туризма. Цель занятий в кружке.

Правила безопасности и поведения на занятиях в условиях детского

дома,

при

проведении

выездных

экскурсий,

походов,

экспедиций.

Правила поведения в природе.

2.

Уникальность

условий

существования

и

сохранения жизни на Земле (1 час)

Теоретическое занятие. Просмотр фильма «Чудо жизни на Земле»

Протекание жизненных процессов во вмещающей человека среде

обитания – тончайшем граничном слое между холодным Космосом и

горячими, химически агрессивными недрами Земли. Солнце - источник

света,

тепла

и

жизненной

энергии.

Роль

атмосферы.

Оптимальное

соотношение

газов

в

атмосфере.

Озоновый

слой.

Уникальность

гидросферы.

3.

Загрязнение воды и атмосферы, проблема

утилизации мусора и промышленных отходов (3

часа)

Практическое занятие. Прогулка с обследованием местности вдоль

берега реки Ташла. Составление карты загрязненных мест.

Подготовка материалов для печати в газете «Зелёный портфель»

Выбросы в водные источники промышленных и бытовых

сточных вод, твердых и токсичных отходов, нефти. Их негативное

влияние на объекты живой природы. Особенности процесса

эвтрофикации. Концепция загрязнения атмосферы, парниковый эффект

как его последствие.

Токсичность неорганических отходов. Загрязнение

почвы.

Классификация отходов. Методы утилизации. Разложение. Сжигание.

Переплавка. Понятие о промышленных предприятиях с безотходным

производством.

4.

Царство растений. Разнообразие видов. (4 часа)

Практическое занятие. Поход в Таманский лес. «Тропа здоровья»

Общая характеристика царства растений. Ботаническая

классификация растений. Подцарство «Низшие растения». Подцарство

«Высшие растения». Отдел «Моховидные». Отделы "плауновидные",

"хвощевидные" и "папоротниковидные". Отдел "покрытосеменные"

(или "цветковые"). Отдел "голосеменные". Разнообразие растительного

мира, названия растений. Классификация растений по их жизненным

формам, описание растений. Дикорастущие и культурные растения.

5.

Царство животных. Биологическая значимость.

Животные Ставрополья ( 3 часа)

Практическое занятие. Поход по маршруту экологической тропы

заказника «Стрижамент». Экскурсионный блок «В царстве природы»

Отличие животных от растений и грибов. Схема развития

животного мира. Высокоорганизованные животные. Пресмыкающиеся.

Млекопитающие. Птицы. Биологическая значимость животных.

Понятие биогеоценоз.

Хищные и крупные животные Ставропольского края. Птицы,

обитающие в полупустынях края. Пресмыкающиеся. Грызуны и

насекомоядные. Многообразие беспозвоночных. Животные, занесённые

в Красную книгу.

6.

Опасность паразитов в растительном и

животном мире. Ядовитые животные и

растения. (1 час)

Теоретическое занятие. Чтение книг. Просмотр видеоматериалов

Опасность заражения паразитами (вши, клещи, блохи, глисты).

Укус клещей, профилактика. Ядовитые змеи. Наиболее опасные

паукообразные. Ядовитые грибы и растения. Отравления и ожоги

ядовитыми дикорастущими растениями. Профилактика, первая

помощь, лечение.

7.

Природа Ставропольского края ( 4 часа)

Практическое занятие. Поход в государственный природный заказник

«Бенспутная поляна». Работа с картами.

Расположение Ставропольского края. Виды карт. Климатическая

область расположения края, господствующие ветры на территории, их

виды, направления, скорость, влияние на погоду. Рельеф, геология,

природные ископаемые. Озёра и реки Ставропольского края. Район

Кавказских Минеральных Вод. Леса Ставрополя и края.

8.

Памятники истории и культуры нашего края.

Традиции. (2 часа)

Практическое занятие. Посещение Ставропольского государственного

историко-культурного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К.

Праве

Традиции и быт народов Ставропольского края. Памятники

истории. Культурное наследие Ставрополья.

9.

История

Ставрополя.

Знаменитые

люди

Ставропольского края. (1 час)

Теоретическое занятие. Просмотр мультимедийных презентаций,

видеофильма, обсуждение.

Рождение

города.

Исторические

личности,

сыгравшие

роль

в

становлении Ставрополя. Знаменитые люди, посещавшие Ставрополье.

10. Казачество на Ставрополье: в былые времена

и в настоящее время. (1 час)

Теоретическое занятие. Встреча с казаками станицы Казанской.

Происхождение казачества. Казаки – основатели города Ставрополь.

Источник духовности казачества. Традиции и казачий фольклор.

Воинский мир Северокавказского казачества. Возрождение казачества.

11.Туристические возможности края,

экскурсионные маршруты (4 часа)

Практическое занятие. Поход на мемориал «Холодные родники»,

прогулка по экологической тропе.

Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для

оздоровления организма человека, познания окружающего мира и

самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для

организма человека.

12. Заповедные природные зоны Ставропольского

края (1 час)

Теоретическое

занятие. Презентации.

Создание

видеоролика

«Чудесные творения природы»

Цель

создания

и

развития

особо

охраняемых

природных

территорий.

Заказники,

природные

парки.

Особенности

природных

условий

ландшафтов

Ставропольского

края:

лесостепные,

степные,

полупустынные, ландшафты Большого Кавказа. Памятники природы:

отдельные магматические горы Кавказских Минеральных Вод, пещеры,

группы скал, водопады, лесные массивы, рощи, лесные дачи.

13. Красная книга родного края (1 час)

Теоретическое занятие. Беседа-рассуждение. Доклады

Для

чего

существует

Красная

книга.

Причины

исчезновения

некоторых видов растений и животных. Почему охрана растений и

животных – важное дело для каждого человека? Редкие и исчезающие

растения. Бережное отношение к природе.

14. Правила поведения юных туристов. Правила

движения в походе. Преодоление препятствий. (6 часов)

Практическое занятие. Поход на «Татарское городище»

Кодекс чести юного туриста. Девизы: « В здоровом теле -

здоровый дух », «После тебя должно стать лучше, чем было до

тебя».Взаимопомощь и взаимовыручка. Готовность оказать помощь

слабым и тем, кто в ней нуждается. Уважение к коллективу (группе),

стремление к сплоченности. Ответственность за порученное дело.

Права и обязанности участников экскурсий, походов, со-

ревнований и игр. Спортивное и неспортивное поведение. Соблюдение

правил культурного поведения в местах туристских прогулок и

экскурсий.

15. История отечественного туризма.

Оздоровительная роль туризма. (1 час)

Теоретическое занятие. Час общения.

Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для

оздоровления организма человека, познания окружающего мира и

самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для

организма человека. Укрепление костно-мышечной системы, сердца,

легких и других органов человека при активном передвижении на

прогулках и экскурсиях.

Рассказы воспитанников о наиболее ярких впечатлениях,

полученных летом от оздоровительных туристских прогулок,

экскурсий, походов.

16. Основы безопасности в природной среде (3

часа)

Практическое занятие. Поход-акция «Очистим от мусора

Ташлянский лес!»

Необходимость выполнения требований руководителя туристской

(экскурсионной) группы; соблюдения порядка и тишины на привале и

во время движения группы. Взаимопомощь и доброжелательность во

взаимоотношениях в туристской группе - одно из условий

безопасности.

Поведение во время различных природных явлений. Правила

пожарной безопасности при обращении с огнем (костром), действия

при обнаружении не затушенных костров или сильного задымления в

лесу. Безопасность при сборе лекарственных растений, цветов, грибов,

ягод. Соблюдение мер безопасности во время туристской прогулки

(похода). Повторение: опасные растения и животные своего края.

Требования безопасности при выполнении природоохранных

мероприятий (утилизация мусора, бытовых отходов).

17. Топография и ориентирование. Работа с

компасом, картами

Теоретическое занятие – 1 час. Практическое занятие – 1 час.

Выход в близлежащий парк.

План местности, топографическая и спортивная карта. Рельеф и

его изображение. Простейшие приемы зарисовки местности в

туристском походе.

Чтение плана-схемы микрорайона детского дома. Понятие о

масштабе карты. Условные топографические знаки. Способы

изображения на планах и картах различных природных и искус-

ственных объектов и сооружений. Условные знаки.

Ориентирование по компасу. Правила работы с компасом. Азимут

(0,90,180, 270°). Определение азимута на предметы с помощью

компаса.

Игра «Найди клад» с использованием компаса (определения по

азимутам).

Ориентирование карты по компасу. Измерение расстояний по

карте.

Работы с картой и компасом. Чтение карты. Измерение

расстояний. Движение на местности по карте и при помощи компаса.

18. Туристско-бытовые навыки туриста. Туристические

должности в группе. Питание в походе.(6 часов)

Практическое занятие. Организация туристского лагеря и

восхождение на гору Бештау.

Основные правила безопасного поведения юных туристов на

туристской прогулке, экскурсии, в походе, у водоема. Личное

снаряжение, одежда, обувь и уход за ними. Укладка рюкзака и

упаковка снаряжения для туристского похода. Перечень и назначение

снаряжения и инструментов ремонтного набора. Биваки и лагеря для

ночлега юных туристов и охрана природы при их организации.

Распределение обязанностей и их выполнение при организации лагеря

туристской группы. Продукты питания для приготовления пищи в

походе, их подготовка, упаковка и хранение. Составление меню

туристской группы для одно-, двухдневного похода. Хранение

продуктов в туристском походе и их транспортировка. Рецепты

приготовления туристских блюд

.

Содержание программного материала

Второй год обучения

1.

Введение. Правила поведения и техника безопасности. (1

час)

Теоретическое занятие.

Определение экологии, как науки, ее объект, цели и задачи.

Экологические аспекты современной жизни (экология города, экология

жилища, экологические проблемы окружающей среды и т. д.). История

развития

экологии,

основные

экологические

понятия.

Очерк-схема

эволюции живых систем и человека на Земле.

Экологический туризм - основа экологического краеведения. Активное

познание природы и ее богатств - главная особенность экологического

туризма. История экологического туризма и краеведения в России и в

Ставропольском крае: природные рекреационно-туристские ресурсы -

лечебные

ресурсы,

оздоровительно-туристские

ресурсы,

природные

ресурсы.

Правила безопасности и поведения на занятиях в условиях детского

дома, при проведении выездных экскурсий, походов, экспедиций.

2.

Экологические проблемы современного мира (1 час)

Теоретическое занятие. Круглый стол

Экологическая обстановка в мире, России. Проблемы

мегаполисов. Снижение уровня кислорода и озона. Уровень

техногенного загрязнения атмосферы. Пути решения экологических

проблем. Организация « Greenpeace » и другие общественные

организации. Экологическая ситуация в г. Ставрополе и

Ставропольском крае. Водные ресурсы, зелёные зоны, состояние

воздуха. Влияние транспорта. Промышленные предприятия.

Мероприятия, проводимые для улучшения экологической обстановки.

Организация «Экологический патруль Ставрополья». Каков должен

быть наш вклад в улучшение экологической обстановки в

Ставропольском крае, городе, детском доме, групповом пространстве?

3.

Растительность Ставропольского края (3 часа)

Практическое занятие. Экскурсия в Ботанический сад.

Основные видами растений Ставропольского края: сельдерейные,

бобовые, злаковые и астровые. Полыно-разнотравно-дерновинные

злаковые растения, типчаково-ковыльные и луговые виды.

Лесистая зона края: ясени, дубы, буки. Ивовые, тополевые и

берестовые леса.

Кустарники: гребенщик ветвистый, джузгун безлистый, колосняк

кистевидный, кумарчик песчаный. Необходимость бережного

отношения к природе.

4.

Царство животных. Биологическая значимость.

Животные Ставрополья ( 3 часа)

Практическое занятие. Посещение зоопарка, контактного зоопарка,

зооэкзотариума.

Характеристика царства животных. Классификация животного

мира. Схема развития животного мира. Высокоорганизованные

животные: млекопитающие и птицы. Пресмыкающиеся. Биологическая

значимость животных. Понятие биогеоценоз.

Хищные и крупные животные Ставропольского края. Птицы,

обитающие в полупустынях края. Пресмыкающиеся. Грызуны и

насекомоядные. Многообразие беспозвоночных.

5.

Основы безопасности выживания в населённых пунктах.

Техногенные катастрофы (1 час)

Теоретическое занятие. Круглый стол с участием поисково-

спасательного отряда МЧС России.

Правила безопасного поведения в бытовой (городской,

социальной) среде. Правила поведения при чрезвычайных

обстоятельствах. Факторы риска, факторы выживания. 4 вида

катастроф: экологические, природные, социальные, техногенные. Виды

и причины техногенных катастроф. Влияние происшествий

техногенного характера на природу.

6.

Социально значимые экологические проекты (3 часа)

Практическое занятие. Участие в городской акции по озеленению

города.

Роль деревьев и другой растительности в экосистеме. Понятие

экологической культуры. Последствия бытового загрязнения в населённых

пунктах.

7.

Природа Ставропольского края (4 часа)

Практическое занятие. Поход в Члинский лес.

Расположение Ставропольского края. Климатическая область

расположения края, господствующие ветры на территории, их виды,

направления, скорость, влияние на погоду. Рельеф, геология, природные

ископаемые. Озёра и реки Ставропольского края. Леса Ставрополя и

края

8.

История Ставрополя. Знаменитые люди Ставропольского

края (1 час)

Практическое занятие. Посещение картинной галереи П.М.Гречишкина

Интересные факты из истории города. Известные политические

деятели. Художники и писатели Ставрополья.

9.

Ставропольцы в годы Великой Отечественной войны (2

часа)

Практическое занятие. Посещение музея «Память»,стены памяти

«Народная Победа»

Ставрополье в годы войны. Оккупация Ставрополя. Люди,

которыми мы гордимся: И.Г. Булкин, И.Р. Апанасенко, Б.Н. Воловодов,

Ф.Д. Морозов.

10. Современный Ставрополь (3 часа)

Практическое занятие. Экскурсия-ретроспектива по центральной

части города, посещение музея изобразительных искусств

Предварительная работа: поиск и печать старых фотографий

центральной части города (примерно 25,50, 100 лет назад) для

сравнения с современным городом.

11. Туристические возможности края, экскурсионные

маршруты (4 часа)

Практическое занятие. Выезд в г. Пятигорск, экскурсия к подножию

горы Машук.

Виды туризма на Ставрополье. Что такое санаторно-

оздоровительный туризм, культурно-исторический, развлекательный,

экологический и агротуризм, охотничье-рыболовный, экстремально-

спортивный, археологический, туризм выходного дня. Популярные

туристические и экскурсионные маршруты. Туристические маршруты

по Северному Кавказу. Образовательный туризм.

12. Заповедные природные зоны Ставропольского края (1

час)

Практическое занятие. Виртуальная экскурсия ( на базе Дворца

Детского творчества).

Цель создания и развития особо охраняемых природных

территорий. Заказники., природные парки. Особенности природных

условий ландшафтов Ставропольского края: лесостепные, степные,

полупустынные, ландшафты Большого Кавказа. Памятники природы:

отдельные магматические горы Кавказских Минеральных Вод, пещеры,

группы скал, водопады, лесные массивы, рощи, лесные дачи.

13. Красная книга родного края (1 час)

Теоретическое занятие. Экологическая игра

Для

чего

существует

Красная

книга.

Причины

исчезновения

некоторых видов растений и животных. Почему охрана растений и

животных – важное дело для каждого человека? Редкие и исчезающие

растения. Бережное отношение к природе. Красная книга Российской

Федерации.

14. Правила поведения юных туристов. Правила движения

в походе. Преодоление препятствий. (6 часов)

Практическое занятие. Поход на «Татарское городище»

Кодекс чести юного туриста. Девизы: « В здоровом теле -

здоровый дух », «После тебя должно стать лучше, чем было до тебя».

Взаимопомощь и взаимовыручка. Готовность оказать помощь слабым и

тем, кто в ней нуждается. Уважение к коллективу (группе), стремление

к сплоченности. Ответственность за порученное дело.

Права и обязанности участников экскурсий, походов, со-

ревнований и игр. Спортивное и неспортивное поведение. Соблюдение

правил культурного поведения в местах туристских прогулок и

экскурсий.

15. История отечественного туризма. Оздоровительная роль

туризма. (1 час)

Практическое занятие. Посещение краевого Центра экологии и

туризма.

Значение туризма и краеведения для оздоровления организма

человека, познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого

воздуха парков, лесов и полей для организма человека. Отечественные

мореплаватели, путешественники и исследователи. Туристы и

путешественники родного края.

16. Основы безопасности в природной среде (3 часа)

Практическое занятие. Поход-акция «Очистим от мусора Ташлянский

лес!»Подготовка к публикации в газете «Зеленый портфель»

Необходимость выполнения требований руководителя туристской

(экскурсионной) группы; соблюдения порядка и тишины на привале и

во время движения группы. Взаимопомощь и доброжелательность во

взаимоотношениях в туристской группе - одно из условий

безопасности.

Поведение во время различных природных явлений. Правила

пожарной безопасности при обращении с огнем (костром), действия

при обнаружении не затушенных костров или сильного задымления в

лесу. Безопасность при сборе лекарственных растений, цветов, грибов,

ягод. Соблюдение мер безопасности во время туристской прогулки

(похода). Повторение: опасные растения и животные своего края.

Требования безопасности при выполнении природоохранных

мероприятий (утилизация мусора, бытовых отходов).

17. Топография и ориентирование. Работа с компасом,

картами (6 часов)

Практическое занятие. Поход на Сенгилеевское озеро.

План местности, топографическая карта. Рельеф и его изо-

бражение. Простейшие приемы зарисовки местности в туристском

походе.

Ориентирование в лесу, у реки, в поле, в горах. Ориентирование

по звездному небу, солнцу. Измерение расстояний на местности

временем движения, парами шагов и пр. Определение «тормозящих»

(рубежных) объектов на пути движения во время ориентирования на

местности. Формирование навыка ориентирования в границах

полигона (между дорог, тропинок, просек). Действия в аварийной

ситуации.

Ориентирование по легенде, по азимутам с использованием

расстояний в парке, небольшом лесном массиве. Ориентирование по

рельефу. Ориентирование в лесных массивах. Формирование навыка

ориентирования в границах полигона (между дорог, тропинок, просек).

Действия в аварийной ситуации.

18. Туристско-бытовые навыки туриста. Туристические должности

в группе. Питание в походе.(6 часов)

Практическое занятие. Организация туристского лагеря и восхождение

на гору Бештау.

Туристская этика, традиции. Правила безопасного поведения

юных туристов на туристской прогулке, экскурсии, в походе, у водоема.

Личное снаряжение, одежда, обувь и уход за ними. Укладка рюкзака и

упаковка снаряжения для туристского похода. Перечень и назначение

снаряжения и инструментов ремонтного набора. Биваки и лагеря для

ночлега юных туристов и охрана природы при их организации.

Распределение обязанностей и их выполнение при организации лагеря

туристской группы. Продукты питания для приготовления пищи в

походе, их подготовка, упаковка и хранение. Действия при

возникновении нестандартных ситуаций в походе.

Методическое обеспечение

Программа составлена таким образом, чтобы регулярно кроме

теоретических

занятий, проводились

и

туристско-краеведческие

мероприятия. Это позволяет сделать занятия более разнообразными,

что вызывает интерес к ним воспитанников. Выбор формы занятия

зависит

от

темы

программы.

В

рамках

занятий

любой

формы

применяются

индивидуальные,

парные,

групповые

методы

взаимодействия.

Структура занятий состоит из заседаний кружка (теоретической

подготовки) и практической части (походов, экскурсий, краеведческих

мероприятий,

акций,

посещение

природных

и

историко-культурных

памятников, подготовка и публикация статей). Теоретические занятия

включают в себя:

круглый стол

беседа

семинарское занятие

час общения

занятие-путешествие

экологическая игра

презентация

просмотр видеофильма

виртуальная экскурсия

викторина

фотоэкскурсия

работа с интернет-источниками

доклад

В

процессе

обучения

используются

различные

методы

подачи

информации.

Выбор

метода

зависит

от

содержания

занятий,

уровня

подготовки и опыта обучающихся.

Объяснение и доклад характеризуется лаконичностью и чѐткостью

изложения материала.

Рассказ применяется педагогом в основном для сообщения новых

знаний,

должен

быть

ярким

и

образным

для

большей

доступности

восприятию ребѐнка.

Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закрепление их

путѐм устного обмена мнения педагога и учащихся. Беседа способствует

активизации

мышления

учащихся,

обсуждению

учебного

материала,

установлению связей между теорией и практикой.

Занятие-показ

имеет

целью

наглядно

показать

разнообразие

местонахождений природных зон, туристических районов, учат работать с

географическими картами и атласами растительного и животного мира.

Домашнее

задание

применяется

педагогом

для

повышения

мотивации на самостоятельную поисковую работу, воспитанники готовят

выступления с сообщениями, докладами, презентациями.

Занятие-просмотр

предполагает

ознакомление

с

фото/видео-

материалами,

поиск

в

сети

интернет

и

сбор

различных

музейных,

исторических, художественных экспозиций.

В процессе реализации программы педагог опирается на

следующие принципы:

Принцип

развития -

предполагает

четкую

ориентацию

эколого-

креведческой познавательной деятельности на развитие личности;

Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает создание

условий

для

полного

проявления

способностей

каждого

ребенка

и

группировку

воспитанников

на

основе

их

общих

особенностей,

стремлений;

Принцип

природосообразности

в

современной

его

т рактовке

подразумевает

понимание

взаимосвязи

социальных

и

естественных

процессов,

где

воспитание

согласовывается

с

основными

законами

развития человека и природы в комплексе;

Принцип

доступности предусматривает

осуществление

эколого-

краеведческой и туристской работы с учетом особенностей возраста,

подготовленности,

а

также

индивидуальных

особенностей

и

психического развития детей;

Принцип

диалогического

общения

отражает

тесную

связь

между

взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием

воспитателя и ребенка, предусматривает взаимодействие средствами

равноправного межсубъектного диалога

Мониторинг образовательных результатов

Какие знания, умения и навыки

контролируются

Способы

подведения итогов

Сроки

1

Основные экологические термины

и понятия

Беседа, опрос

В начале

и в конце

года

2

Виды растений и животных

Ставропольского края, методы

охраны окружающей среды

Тестирование,

индивидуальное

собеседование

По

итогам

изучения

темы

3

История Ставрополья

Контрольный

опрос

По

итогам

изучения

темы

4

Туристская подготовка и

ориентирование, навыки

проведения туристической

прогулки

Наблюдение,

индивидуальное

собеседование

Во время

походов

5

Отношение к окружающей среде,

навыки поведения в природе

Наблюдение,

опрос, беседа

В течение

года

6

Практическая деятельность по

благоустройству и охране

окружающей среды

Участие в акциях,

конкурс мини-

проектов

В течение

года

7

Сформированность экологически

ответственного отношения к

природе

Исследование по

методике «Лес

благодарит и

сердится»

По

итогам

года

Список информационных источников

1.

Акимушкин И. И. Мир животных.-М.: Мысль, 1998.-154с.

2.

Анашкина Е. Н. Лесными тропами (наблюдение за

млекопитающими). Ярославль Академия развития 2006. -65с.

3.

Бардин К. Азбука туризма. - М.: Просвещение, 1981

4.

Букс И.И. Фомин С.А. Экологическая экспертиза и оценка

воздействия на окружающую среду: // Уч. пособие. Кн.1 / МНЭПУ –М.:

МНЭПУ, 1999.

5.

Бушуев Ю. А, Экология. Школьная энциклопедия. - Смоленск;

Русич, 2001. 243с.

6.

Борейко В, Е. Экологическая этика. - М: Изд-во МНЭПУ 1999. –

56с.

7.

Благосклонов К. И. Охрана природы. - М.: Колос, 1984. – 98с.

8.

Вронский В.А. Прикладная экология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

9.

Верзилин Н. М. Лечебница в лесу. - Л.: Детская литература, 195. –

24с.

10.

Все обо всем. Энциклопедия для детей. - Т. 5. - М.:

Слово ACT, 1999. – 76с.

11.

Годзевич Б.Л. Тайны и беды целительных гор. // ЭКО. – Северный

Кавказ, 2001, №2.

12.

Гниловской В. Г. География Ставропольского края Ставрополь,

1976. -112с.

13.

Голицина Н.С. Организация краеведо-туристской

деятельности старших дошкольников. - М., 1992.

14.

Замятин, С. Экология и культура // Новый мир.- 1992. - № 9-13.

15.

Иванова, Т. С. Экологическое образование и воспитание в

начальной школе. - М., 2003. – 79с.

16.

Касаткина Н. А. Природоведение. Материалы к урокам. - Учитель,

2003.- 90с.

17.

Кубанцев Б. С. Животный мир Ставропольского края - Ставрополь

1982.- 156с.

18.

Лободина Н. В. Экологическое воспитание в школе (разработка

внеклассных мероприятий) Волгоград 2006.- 139с.

19.

Муравьев А.Г. Оценка экологического состояния природно-

антропогенного комплекса. – СПБ.: «Крисмас+», 1997.

20.

Плешаков А. А. Зелёные страницы - Москва Просвещение 1994г.

21.

Развитие познавательной самостоятельной

деятельности учащихся при изучении физической географии: (Из

опыта работы)/ Под ред. И.И.Бариновой и Т.П.Герасимовой. - М.:

Просвещение, 1983.

22.

Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ Методическое

пособие Москва. 2008.- 69с.

23.

Шальнев В.А. Ландшафты Ставропольского края. – Ставрополь.:

СГПУ, 1995.

24. Школьник Ю. В. Животные (полная энциклопедия) Москва, 2006г

Электронные источники:

1.

Сезоны года. Общеобразовательный журнал.

2.

Программа «Природа Ставропольского края»

3.

«Экологическое краеведение: изучи и защити природу родного

края»

Приложение 1

Методика «Лес благодарит и сердится»

Цель: выявить отношение к природе и уровень сформированности

представлений о правилах, нормах взаимодействия с нею. Подготовка

исследования: осуществить прогулку в парк (лес). Проведение

исследования. После предварительной беседы, в ходе которой дети

вспоминают свои прогулки в парк (лес), восстанавливают в памяти

увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры

воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два

вопроса:

За что лес мог бы сказать тебе спасибо? За что лес мог бы рассердиться на

тебя?

Экспериментатор фиксирует и анализирует ответы детей. Обработка

данных:

Очень высокий уровень (5). Ребенок проявляет активную позицию

заботливого хозяина и защитника природы, выделяет актуальные

экологические проблемы, приводит примеры уже проделанной им

природоохранительной работы.

Высокий уровень (4). Ребенок приводит примеры практической

экологически- ориентированной деятельности в природе или, наоборот,

примеры бездействия человека, приводящие к негативным последствиям.

Средний уровень (3). Ребенок перечисляет правила и нормы поведения в

лесу, примеры их нарушения.

Низкий уровень (2). Ребенок приводит один-два примера нарушения норм и

правил поведения в лесу или примеры заботливого отношения к нему.

Очень низкий уровень (1) Отсутствие ответов. Молчание или ответы «не

знаю».



В раздел образования




Яндекс.Метрика