Автор: Хрусталева Светлана Алексеевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБО ДО "Детская школа искусств им. С. Губайдулиной"
Населённый пункт: г. Чистополь, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сценарий музыкальной гостиной "Волшебная сила классической музыки"
Раздел: дополнительное образование
МБО ДО «Детская школа искусств им. С.Губайдулиной»
г. Чистополь, Республика Татарстан
Методическая работа:
Сценарий музыкальной гостиной
«Волшебная сила классической музыки»
Выполнила:
Хрусталева Светлана Алексеевна -
концертмейстер, первая квалификационная категория
2023 г.
Цели:
- дать слушателям представление о классической музыке,
о роли музыки в жизни человека;
- развивать навык слушания и осмысления серьезной музыки;
- воспитание интереса к классической музыке, формирование высоких духовных
качеств и чувств.
Задачи:
- воспитывать любовь к музыке;
- развивать художественное восприятие музыки.
Актуальность:
Волшебная сила классической музыки делает нас и наших детей богаче духовно,
добрее, целеустремленнее, прививает хороший вкус, вызывает положительные
эмоции. Ведь не зря после концерта классической музыки люди чувствуют себя
счастливыми. А положительные эмоции - залог физического и духовного здоровья.
Сценарий музыкальной гостиной
«Волшебная сила классической музыки».
Песня Сергея Никитина «Под музыку Вивальди».
Ведущий говорит на фоне музыки А.Вивальди.
Нужна ли музыка Вивальди, Баха, Моцарта, Чайковского сегодня, в наш век нано-
технологий и экономических кризисов? Можно услышать самые разноречивые
суждения по этому поводу, но, может быть, сейчас эта музыка нам нужнее, чем
когда-либо. Ведь она, как глоток свежего воздуха, придает силы, снимает тяжесть с
души, облагораживает, помогает жить.
И наш сегодняшний вечер для тех, кто любит
классическую музыку или хочет ее полюбить. Для тех, кто хочет получить
эмоциональный и нравственный заряд от невидимого явления, которое называется
МУЗЫКОЙ.
Вот музыка та, под которую мне хочется плакать и петь.
Возьмите себе оратории,
Дробь барабанов и медь,
Возьмите себе их в союзники,
Любя до скончания дней.
Меня же оставьте с той музыкой -
Мы будем беседовать с ней.
Б.Окуджава
Чтец (читает на фоне музыки).
Что-то в музыке поминальное,
Что-то щемящее сверх понимания,
Что-то грустное, что-то печальное,
Что-то пустынное до одичания.
Что-то скифское и курганное,
Чернобыльное и полынное,
Первородное, первозданное,
Богатырское и былинное,
Что-то смелое и решительное,
И прямое, как высота,
Что-то самое значительное -
Человечность и доброта.
В.Боков
Джулио Каччини «Аве, Мария».
Музыка - искусство очень древнее. «Это величайшая сила, - утверждали древние
философы. - Она может заставить человека любить и ненавидеть, обижать и
прощать». Из глубины веков пришли сказания о силе музыкального искусства.
Но мы сегодня будем говорить о музыке классической. А что же это
такое - классическая музыка? Это исторический опыт прошлых поколений. Во все
времена она отражала изменения, происходящие в истории, в образе жизни людей, в
том, как они чувствуют и действуют. Изящная музыка соответствовала времени
придворного этикета, кружевных манжет и напудренных париков, страстная,
торжественная - временам революции, эмоциональная, чувственная - эпохе
романтизма.
Романтизм, как направление в искусстве, сформировался на рубеже 18-19 веков.
Акцент в романтической музыке ставился на воплощение мечтательных, лирических
и взволнованных настроений, сильных душевных движений и больших чувств.
Сейчас вы услышите прекрасные романсы композиторов того времени, которые
остаются популярными и любимыми и сегодня.
Петр Булахов «Не пробуждай воспоминаний».
Чтец.
Стихия музыки - могучая стихия,
Она, чем непонятней, тем сильней,
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и невидна, и невесома,
И мы ее в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде растворена во всем.
Е.Винокуров
Прозвучит еще один романс Петра Булахова «И нет в мире очей».
Чем же объяснить огромную силу воздействия музыкального искусства на
духовный мир человека?
Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в
разные моменты жизни. Ликует человек - это выливается в торжественные и
радостные звуки музыки, скорбит - печальные звуки помогают выразить горе.
Композитор Александр Серов дал музыке такое определение: «Это в звуках
выраженная жизнь души».
Как многогранна музыка! Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты...
И.Волобуева
Александр Варламов «Красный сарафан».
Без преувеличения можно сказать, что романс «Не брани меня, родная!»,
созданный Алексеем Разореновым и Александром Дюбюком, предположительно в
1840-1857 годах, исполняется и звучит на всех концертах романса, есть в репертуаре
всех без исключения певцов этого жанра, поэтому это произведение вправе
получить звание «самый популярный романс»! Если спросить любого: «Кто написал
русский романс «Не брани меня, родная»? - никто не ответит. Романс стал
народным и это - высшая похвала его авторам. Автор стихов - народный поэт
Алексей Разоренов. Свое самое знаменитое стихотворение, ставшее русским
романсом «Не брани меня…», поэт написал для Казанского театра.
Музыку на стихи впервые написал неизвестный в то время композитор Александр
Дюбюк для заезжей столичной актрисы, которая исполняла главную роль в
премьерном спектакле, а уже на другой день романс распевала вся Казань.
Александр Дюбюк. Романс «Не брани меня, родная».
Слово «композитор» происходит от латинского «сочинитель, составитель».
Согласно словарю, это автор музыкального произведения, лицо, занимающееся
сочинением музыки. Это сухое определение, на самом деле композиторы слышат на
три сотни звуков больше нас, это люди, которые «иначе видят, больше чувствуют».
Андрей Петров, советский российский композитор, автор опер, балетов,
симфонических произведений, инструментальных концертов, эстрадной музыки,
песен и музыки для театральных спектаклей. Андрей Петров также написал музыку
к более, чем 80 кинофильмам.
Послушайте известный «Романс Настеньки» из фильма «О бедном гусаре замолвите
слово».
Андрей Петров. «Романс Настеньки».
Музыка - это язык общения, понятный всем. Кто-нибудь из вас знает итальянский
язык, а польский? Но любить музыку итальянца Антонио Вивальди, поляка
Фридерика Шопена, австрийца Вольфганга Амадея Моцарта нам это не мешает.
Немецкий писатель Бертольд Ауэрбах очень точно сказал: «Музыка -
единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит
с душою».
Музыка Рустема Яхина, слова Мустафы Нугмана «Гуси дикие летят».
Музыка Луизы Батыркаевой, стихи Наиля Касимова «Белый платок матери».
Музыка сходна с интонацией человеческого голоса, которым мы передаем
состояние своей души, свои чувства и переживания.
Чтец.
Понятны мне, понятны эти звуки:
Вот - вздох любви!
Вот тяжкий стон разлуки!
Вот - тихая молитва... вот - слеза...
Вот - звонкое надежды лепетанье!
Вот - ревности глухое клокотанье!
Музыка Александра Лаврентьева, стихи Евгения Баратынского
«Сей поцелуй».
Музыка может перенести нас в другое пространство, другой мир, другую
страну. И сейчас мы перенесемся в Аргентину и услышим музыку современного
классика - аргентинского композитора Ариэля Рамиреса. Его произведения стоят в
одном ряду с лучшими произведениями композиторов XX века.
Чтец.
Из пут пространства узкого
Обыденных невзгод
Людей уносит музыка
В дерзающий полет.
И звезд немых сияние,
И грозный гром войны,
И с морем рек сияние,
И смутный шум весны -
Всё, всё она торопится
В себе сроднить с людьми -
То бурей в сердце бросится,
То паузой томит,
То молниями вспенится,
Греметь заставит медь,
То арф и скрипок пленница
Ручьем начнет звенеть.
Ища в мгновеньях вечности,
Из звуков строит свод
И самым человеческим
Нам голосом поет.
С.Городецкий
Ариэль Рамирес «Странники».
Великим композиторам есть что сказать, о чем поведать нам в своей музыке. Вот
причина того, что их музыка будет жить всегда, может быть, вечно, и люди, когда
бы они ее ни слушали, будут испытывать сильные эмоции. И это качество является
самым важным определением слова «классика».
Заключение.
Сегодня у нас была счастливая возможность соприкоснуться с живой звучащей
классикой, с красотой, которую нужно учиться понимать.
Чтец.
Печальна и чиста,
Как жизнь людьми любима,
Как жизнь ты непроста,
Как жизнь непостижима,
Музыка!..
Везде, в любом краю,
Летишь ты с губ и клавиш,
Свистящую змею
И ту застыть заставишь,
Музыка!..
На свете каждый миг
Мелодия родится,
Ты - сладостный язык
Дождя, ручья и птицы,
Музыка!..
Ты - и весенний гром,
И хлябь ночей ненастных,
Ты стала языком
Счастливых и несчастных,
Музыка!..
Пусть в мире прижилась
Лишь часть твоих мелодий,
Твоя безмерна власть
Над теми, кто свободен,
Музыка!
Использованный материал:
Интернет - источники: текстовой материал