Автор: Зенина Олеся Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №20 "Незабудка"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: «Развитие речи и театрализованная деятельность детей от 2 до 3 лет»
Раздел: дошкольное образование
Выступление на педагогическом совете
«Развитие речи и театрализованная деятельность
детей от 2 до 3 лет»
Составила: Зенина О.В. – воспитатель
МБДОУ ЦРР д\с №20 г. Ставрополь
Дети от 2 до 3 лет имеют широкий диапазон индивидуальных различий
в речевом развитии. В этом возрасте формируется эмоциональное общение
со взрослыми, развивается понимание языковых средств и ответных
действий с включением таких средств общения, как жесты, мимика.
Дети третьего года жизни способны участвовать в игре – драматизации,
т. е. они импровизируют на основе литературного произведения и берут на
себя роль какого – либо персонажа, передавая запомнившиеся слова вместе с
тем или иным движением, действием.
Рассматривая вместе с ребёнком картинки, фотографии, иллюстрации,
нужно обращать его внимание на изображаемые персонажи, повторить
вместе с ним, как котёнок умывается, изгибает спинку, играет бантиком,
мяукает. В таких упражнениях начинается развитие простейшего умения –
соединять движение и звук. Если на картинке нарисован зайчик, дети
приставляют ладошки к голове и прыгают. Такие упражнения надо
проводить после чтения потешек, стихотворений, сказок.
Далее
дети
вовлекаются
в
совместное
рассказывание
сказки.
Воспитатель говорит начало предложения, а ребёнок его заканчивает.
Сначала ребёнок рассказывает сказку, затем детям можно надеть шапочки
или элементы костюма (бабке- платочек на голову, деду – шапку. Внучке –
завязать бантик, а собаке, кошке и мышке надеть шапочки).
Повторное рассказывание сказки может происходить с участием
персонажей. Даже если дети не скажут ни одного слова, они с удовольствие
наденут шапочки или другие элементы костюма и покажут какое – либо
движение.
Например, последовательность ознакомления со сказкой «Курочка –
Ряба» может быть такой.
1.
Рассказывание
сказки
и
одновременное
рассматривание
иллюстраций (текст сказки из хрестоматии для маленьких, иллюстрации в
отдельной книге).
2. Показ настольного театра «Курочка – Ряба» с одновременным
рассказыванием.
3. Игра – инсценировка по сказке «Курочка – Ряба».
4. Игра – драматизация по мотивам сказки «Курочка – Ряба».
Настольный театр «Курочка – Ряба».
На столах размещаются игрушки. Желающие принять участие в игре
могут сесть на стульчики или просто стоять рядом. Дети, которые не хотят
принимать участие в игре могут заниматься своими делами. Детям
принимающим участие в игре, даётся возможность рассмотреть игрушки и
поделиться впечатлениями. Затем воспитатель спрашивает, из какой сказки
пришли игрушки, называет: это дед, это баба, это – курочка Ряба.
Педагог рассказывает сказку, спрашивает, понравилась ли она, и
предлагает рассказать ещё раз уже всем вместе. Воспитатель мимикой
побуждает детей дополнять текст звукоподражаниями: дед бил яичко – «тук-
тук-тук», курочка кудахчет – «ко-ко-ко», мышка бежала «пи-пи-пи», баба
плачет «а-а-а». После этого воспитатель складывает игрушки и предлагает
желающим детям изобразить, как кудахтала курочка, как дед бил яичко, как
плакали дед и баба, как пищала мышка.
Игра – инсценировка по сказке «Курочка – Ряба».
Воспитатель вносит в группу яркий пакет (коробку) и предлагает
заглянуть в него. Следует дать малышам возможность рассмотреть игрушки,
высказаться о них.
После небольшой паузы в 5-8 мин. воспитатель вступает в игру.
Разыгрывается сказка.
Игра – драматизация по сказке «Курочка – Ряба».
В комнату вносится пакет (коробка) с игрушками и костюмами.
Воспитатель достаёт вместе с детьми нужные для сказки предметы. Доставая
костюмы и наряжая детей, задаёт вопросы: «Кто это? (Курочка, дед, «Кем
стала Оля? (Мышкой).
Далее
воспитатель
предлагает
поиграть
в
сказку
и
начинает
рассказывать:
- Жили – были дед и баба (усаживает детей с элементами костюма
деды и бабы за стол). Вот дед и говорит бабе: «Съел бы я яичко. Попроси у
курочки, чтобы она снесла мне яичко». Баба просит: «Курочка, снеси яичко».
Курочка кудахчет «Ко-ко-ко» (ребёнок, у которого шапочка курочки, может
сказать «ко-ко-ко»). Снесла курочка яичко да не простое, а золотое. Стал дед
яичко бить: тук-тук-тук. Бил – бил - не разбил. Стала баба бить яичко: тук-
тук-тук. Била – била - не разбила. А мышка (делает знак рукой ребёнку-
мышке, чтобы она побежала) бежала. Хвостиком вот так… махнула, яичко
упало и разбилось.
Затем воспитатель предлагает заглянуть в пакет и нарядиться другим
детям в костюмы. Пусть дети некоторое время наряжаются, рассматривая
себя в зеркале. Когда интерес к костюмам начинает угасать, их нужно убрать.