Автор: Меновщикова Нина Николанвна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБОУ Бажинская ООШ
Населённый пункт: Новосибирская область Маслянинский район с. Бажинск
Наименование материала: Статья
Тема: " Роль предметно- развивающей среды в развитии мелкой моторики у младших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
РОЛЬ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В
период
дошкольного
детства
происходит
интенсивное
формирование физических и умственных навыков у детей. Одним из
важных аспектов этого процесса является развитие мелкой моторики,
которая
играет
ключевую
роль
в
подготовке
ребенка
к
школе
и
обеспечивает его успешное функционирование в повседневной жизни.
Решающее
воздействие
на
формирование
мелкой
моторики
оказывает
предметно-развивающая
среда
в
дошкольных
учреждениях.
Первые
годы
жизни
являются
периодом
наивысшей
пластичности
мозга,
когда
активно
происходит
формирование
нейронных связей. Предметно-развивающая среда в детском саду
играет
значимую
роль
в
стимулировании
этого
процесса.
Разнообразные
игры,
упражнения
и
игрушки,
предоставленные
воспитателями, способствуют развитию мелкой моторики у младших
дошкольников.
Одним
из
важных
аспектов
предметно-развивающей
среды
является
использование
игр,
направленных
на
улучшение
координации движений рук и пальцев. Ребенок, взаимодействуя с
различными
конструкторами,
пазлами,
раскрасками
и
манипулятивными
игрушками,
улучшает
моторику
рук,
развивает
точность движений, а также формирует пространственное восприятие.
Другим
важным
компонентом
предметно-развивающей
среды
является использование рисования и лепки. Дети, через активное
творчество, тренируют мелкую моторику рук, улучшают контроль за
своими движениями и развивают творческое мышление. При этом
воспитатели способствуют созданию поддерживающей атмосферы,
поощряющей каждое творческое проявление маленького художника.
Также
важно
отметить
роль
обучающих
игр
и
упражнений,
направленных на развитие мелкой моторики. Это могут быть игры с
использованием
мелких
деталей,
настольные
игры,
требующие
точности движений. В ходе таких занятий дети не только развивают
моторику рук, но и учатся сосредотачиваться, следить за порядком и
последовательностью действий.
Обеспечение доступа к разнообразным материалам и игрушкам
в предметно-развивающей среде детского сада стимулирует интерес
детей
к
активной
деятельности,
способствует
формированию
позитивного
отношения
к
обучению.
Кроме
того,
обучение
детей
навыкам
самообслуживания,
таким
как
застегивание
пуговиц,
шнуровка, раскладывание игрушек по
местам, также способствует
развитию мелкой моторики и формированию элементарных навыков
самостоятельности.
Таким образом, предметно-развивающая среда в дошкольных
учреждениях
играет
важную
роль
в
развитии
мелкой
моторики
у
младших
дошкольников.
Правильно
организованные
игры,
упражнения
и
занятия
способствуют
не
только
формированию
навыков,
необходимых
для
успешного
учебного
процесса,
но
и
создают благоприятные условия для всестороннего развития ребенка
в этом важном периоде его жизни.