Напоминание

"Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"


Автор: Клещик Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №204
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"
Раздел: дошкольное образование





Назад




« экологическое воспитание дошкольников через

проектную деятельность»

В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из

актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете,

нужны экологически образованные и воспитанные люди. Почему?

Во-первых, экологически грамотное поведение ребенка – залог правильного

его поведения в будущем, когда он станет взрослым.

Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим

образом приобщить ребенка к красоте природы.

В – третьих, дошкольное детство – ответственный период жизни

человека, когда закладываются основы правильного отношения к

окружающему миру.

Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической

культуры бесспорна, так как детский сад является первой ступенькой к

освоению детьми "азбуки природы». Ребенку необходимо научиться

осознанно ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать.

Для воспитания экологической культуры у дошкольников были

пересмотрены все формы детской деятельности.

Из-за отсутствия социального опыта, далеко не всё может быть

правильно понято детьми при общении с природой, не всегда при этом

правильно формируется отношение к живой природе. И это давно тревожит

педагогов и родителей.

Актуальность опыта состоит и в том, что природа является источником

первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто

запоминаются на всю жизнь. Дети всегда в той или иной форме

соприкасаются с природой. Зелёные леса и луга, запах цветов, пение птиц,

шелест травы, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки – всё

это привлекает внимание детей, позволяет чувствовать природу, служит

богатым материалом для их развития и формирования положительного

отношения к ней.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой,

какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней,

расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Именно в дошкольный период у ребенка складывается первое

мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и об

окружающем мире, формируется основа экологического мышления.

Опыт работы имеет большое значение в совершенствовании воспитательно-

образовательного процесса. Его внедрение необходимо для:

- обновления содержания работы по формированию экологической культуры;

- применения современных технологий и методических подходов;

- развития экологических представлений и осознанного поведения в

природном окружении;

- развития творческих способностей, совершенствования познавательных

интересов и речи детей;

- становления и развития личности ребенка как субъекта общественных

межличностных отношений;

- развития предметно-развивающего пространства;

- роста личностных достижений всех субъектов воспитательно-

образовательного процесса (детей-педагогов-родителей).

Выбранный проектный метод направлен на использование таких

организационных форм адекватных возрасту и развитию детей, которые

способствуют формированию экологической культуры у дошкольников и

осознанного отношения к природе.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения,

становления опыта

Согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской

Федерации» дошкольное образование, являются начальным звеном системы

образования в нашей стране. Федеральный государственный

образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует

образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и

позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития

дошкольников, где экологическое воспитание прослеживается в интеграции с

другими направлениями и не выделяется как самостоятельное.

В соответствии с ФГОС ДО на смену традиционному образованию приходит

продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих

способностей, формирования у дошкольников интереса и потребностей к

активной созидательной деятельности.

Возникновение опыта обусловлено реализацией одного из самых

значимых направлений работы современных дошкольных образовательных

организаций – экологическое образование детей дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для

формирования экологического сознания детей через общение с окружающим

миром; становлении осознанно - правильного отношения непосредственно к

самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и

созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств

материальные или духовные ценности; в отношении к себе, как части

природы, понимании ценностей жизни и здоровья и их зависимости от

состояния окружающей среды.

Основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с

новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия

своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в

относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и

творческой личности.

В своей работе я рассматриваю вопрос воспитания экологической

культуры через решение следующих задач:

- формирование предпосылок экологического сознания (безопасности

окружающего мира, сохранение природы);

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных

ценностных представлений и расширение кругозора детей;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной

деятельности.

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование таких нравственных качеств личности дошкольников

как доброта, сострадание, внимательность по отношению к природе;

- формирование трудовых природоведческих навыков;

- экологическое просвещение родителей через разные формы работы.

Одним из главных условий возникновения опыта заключается в том, чтобы:

- передать детям опыт отношений человека с окружающей природой;

- сформировать потребность в общении с природой, интерес к

исследовательской деятельности для получения конкретных познавательных

навыков: умение наблюдать, планировать работу, экспериментировать,

сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения;

- развивать эмоциональную сферу ребенка через общение с природой.

В процессе ознакомления детей с природой у детей формируется ряд

качеств, ценных для дальнейшего эмоционального и нравственного развития:

активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и

сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и

проявлении положительных эмоций. Таким образом, природа поможет

ребенку развиваться всесторонне.

Основы экологического воспитания, отражены в образовательной

области «Познавательное развитие», где одной из задач является:

формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен

беречь, охранять и защищать её, что в природе все взаимосвязано, что жизнь

человека на Земле во многом зависит от окружающей среды – это еще одно

условие возникновения опыты.

Изучение запросов родителей по отношению к экологическому

образованию дошкольников показало, что 78 % родителей, считают главной

задачей дошкольного учреждения «научить ребенка безопасному поведению

в природе бережному отношению к ней».

Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только

высокого уровня умственного развития, но и умеющего приумножать и

оберегать природу родного края и страны в целом.

При организации работы опиралась на следующие принципы:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края),

который позволяет формировать у детей понятия на основе

непосредственных наблюдений и изучения доступной природной среды и

использовать полученную информацию в разнообразных видах практической

деятельности.

Принцип интеграции, который позволяет соединять всю воспитательно-

образовательную работу в одно целое.

Принцип научности и доступности понятий: на каждом этапе работы с

детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются

содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют

элементарные экологические знания.

Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или

иным понятиям и представлениям, шли из года в год по восходящей, углубляя

и расширяя их.



В раздел образования




Яндекс.Метрика