Автор: Клещик Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №204
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"
Раздел: дошкольное образование
« экологическое воспитание дошкольников через
проектную деятельность»
В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из
актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете,
нужны экологически образованные и воспитанные люди. Почему?
Во-первых, экологически грамотное поведение ребенка – залог правильного
его поведения в будущем, когда он станет взрослым.
Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим
образом приобщить ребенка к красоте природы.
В – третьих, дошкольное детство – ответственный период жизни
человека, когда закладываются основы правильного отношения к
окружающему миру.
Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической
культуры бесспорна, так как детский сад является первой ступенькой к
освоению детьми "азбуки природы». Ребенку необходимо научиться
осознанно ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать.
Для воспитания экологической культуры у дошкольников были
пересмотрены все формы детской деятельности.
Из-за отсутствия социального опыта, далеко не всё может быть
правильно понято детьми при общении с природой, не всегда при этом
правильно формируется отношение к живой природе. И это давно тревожит
педагогов и родителей.
Актуальность опыта состоит и в том, что природа является источником
первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто
запоминаются на всю жизнь. Дети всегда в той или иной форме
соприкасаются с природой. Зелёные леса и луга, запах цветов, пение птиц,
шелест травы, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки – всё
это привлекает внимание детей, позволяет чувствовать природу, служит
богатым материалом для их развития и формирования положительного
отношения к ней.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой,
какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней,
расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Именно в дошкольный период у ребенка складывается первое
мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе и об
окружающем мире, формируется основа экологического мышления.
Опыт работы имеет большое значение в совершенствовании воспитательно-
образовательного процесса. Его внедрение необходимо для:
- обновления содержания работы по формированию экологической культуры;
- применения современных технологий и методических подходов;
- развития экологических представлений и осознанного поведения в
природном окружении;
- развития творческих способностей, совершенствования познавательных
интересов и речи детей;
- становления и развития личности ребенка как субъекта общественных
межличностных отношений;
- развития предметно-развивающего пространства;
- роста личностных достижений всех субъектов воспитательно-
образовательного процесса (детей-педагогов-родителей).
Выбранный проектный метод направлен на использование таких
организационных форм адекватных возрасту и развитию детей, которые
способствуют формированию экологической культуры у дошкольников и
осознанного отношения к природе.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения,
становления опыта
Согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской
Федерации» дошкольное образование, являются начальным звеном системы
образования в нашей стране. Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования регламентирует
образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и
позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития
дошкольников, где экологическое воспитание прослеживается в интеграции с
другими направлениями и не выделяется как самостоятельное.
В соответствии с ФГОС ДО на смену традиционному образованию приходит
продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих
способностей, формирования у дошкольников интереса и потребностей к
активной созидательной деятельности.
Возникновение опыта обусловлено реализацией одного из самых
значимых направлений работы современных дошкольных образовательных
организаций – экологическое образование детей дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для
формирования экологического сознания детей через общение с окружающим
миром; становлении осознанно - правильного отношения непосредственно к
самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и
созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств
материальные или духовные ценности; в отношении к себе, как части
природы, понимании ценностей жизни и здоровья и их зависимости от
состояния окружающей среды.
Основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с
новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия
своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в
относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и
творческой личности.
В своей работе я рассматриваю вопрос воспитания экологической
культуры через решение следующих задач:
- формирование предпосылок экологического сознания (безопасности
окружающего мира, сохранение природы);
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных
ценностных представлений и расширение кругозора детей;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной
деятельности.
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование таких нравственных качеств личности дошкольников
как доброта, сострадание, внимательность по отношению к природе;
- формирование трудовых природоведческих навыков;
- экологическое просвещение родителей через разные формы работы.
Одним из главных условий возникновения опыта заключается в том, чтобы:
- передать детям опыт отношений человека с окружающей природой;
- сформировать потребность в общении с природой, интерес к
исследовательской деятельности для получения конкретных познавательных
навыков: умение наблюдать, планировать работу, экспериментировать,
сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения;
- развивать эмоциональную сферу ребенка через общение с природой.
В процессе ознакомления детей с природой у детей формируется ряд
качеств, ценных для дальнейшего эмоционального и нравственного развития:
активность, сознательность, самостоятельность, способность к соучастию и
сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и
проявлении положительных эмоций. Таким образом, природа поможет
ребенку развиваться всесторонне.
Основы экологического воспитания, отражены в образовательной
области «Познавательное развитие», где одной из задач является:
формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен
беречь, охранять и защищать её, что в природе все взаимосвязано, что жизнь
человека на Земле во многом зависит от окружающей среды – это еще одно
условие возникновения опыты.
Изучение запросов родителей по отношению к экологическому
образованию дошкольников показало, что 78 % родителей, считают главной
задачей дошкольного учреждения «научить ребенка безопасному поведению
в природе бережному отношению к ней».
Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только
высокого уровня умственного развития, но и умеющего приумножать и
оберегать природу родного края и страны в целом.
При организации работы опиралась на следующие принципы:
Принцип регионального компонента (изучение природы родного края),
который позволяет формировать у детей понятия на основе
непосредственных наблюдений и изучения доступной природной среды и
использовать полученную информацию в разнообразных видах практической
деятельности.
Принцип интеграции, который позволяет соединять всю воспитательно-
образовательную работу в одно целое.
Принцип научности и доступности понятий: на каждом этапе работы с
детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются
содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют
элементарные экологические знания.
Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или
иным понятиям и представлениям, шли из года в год по восходящей, углубляя
и расширяя их.