Автор: Романова Елена Анатольевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СП ЦДО ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" ж.-д. ст. Шентала
Населённый пункт: муниципальный район Шенталинский Самарская область
Наименование материала: Научно-исследовательские и проектные работы с одаренными детьми
Тема: "Исследовательские и проектные работы"
Раздел: начальное образование
Способы выявления
Способы выявления
талантливых детей
талантливых детей
и развитие
и развитие
творческих
творческих
способностей
способностей
обучающихся в
обучающихся в
начальных классах
начальных классах
Елена Анатольевна Романова
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала
Гении падают с неба.
И на один раз,
когда он встречает
ворота дворца,
приходится сто тысяч
случаев,
когда он падает мимо.
Дидро
Одаренный ребенок – это ребенок,
который
выделяется
яркими,
очевидными,
иногда
выдающимися
достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности.
Одаренность:
Одаренность:
явная (проявленная);
возрастная;
скрытая (непроявленная).
Каких детей считают
Каких детей считают
одаренными?
одаренными?
детей с высокими показателями по
специальным тестам интеллекта;
детей с высоким уровнем творческих
способностей;
детей, достигших успехов в каких-
либо областях деятельности;
детей, хорошо обучающихся в школе;
детей, которые любят спорт, игры,
хорошо развиты физически,
энергичны.
Одаренность бывает:
Одаренность бывает:
академической (способность учиться);
интеллектуальной
(умение
анализировать, мыслить);
художественной (музыкально-
художественной);
творческой (не шаблонное мышление);
психомоторной (спортивной).
Портрет одаренного
Портрет одаренного
ребенка:
ребенка:
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает
его.
Склонен к рискованным действиям.
Обладает
богатой
фантазией,
воображением.
Часто
озабочен
преобразованием, улучшением общества, предметов.
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях,
которые могут не казаться другим смешными.
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
Конструктивно
критичен,
не
принимает
авторитарных
указаний
без
критического изучения.
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Для поддержки одаренных детей
Для поддержки одаренных детей
необходимо использовать:
необходимо использовать:
индивидуальный подход на уроках;
дополнительные занятия с одаренными учащимися;
участие в школьных и городских олимпиадах;
психологические консультации, тренинги, тестирование;
конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали,
спортивные соревнования:
посещение предметных и творческих кружков по
способностям, а также спортивных секций по интересам;
использование современных средств
информации;
создание детских портфолио.
Не существует сколько-нибудь
достоверных
тестов
на
одаренность,
кроме
тех,
которые
проявляются
в
результате активного участия
хотя
бы
в
самой
маленькой
поисковой
исследовательской
работе.
Академик Колмогоров А.Н.
Современные методики
Современные методики
выявления одаренности
выявления одаренности
Существующие методики рационально
можно разделить на три группы:
1. Для выявления одаренности детей;
2. Для оценки склонностей педагога к
работе с одаренными школьниками;
3. Для выявления и распознавания
способностей у детей родителями.
Приёмы работы с
Приёмы работы с
одаренными детьми
одаренными детьми
I этап - увлечь!
Самый первый шаг в работе с такой
категорией детей – это диагностика,
выявление одаренных,
мотивированных,
творческих детей.
II этап – раскрыть!
Основной прием – индивидуализация
заданий
Реальная педагогическая
Реальная педагогическая
практика
практика
Первая категория одаренных, которую
принято выделять, как детей с высокими
показателями по уровню общей одаренности.
Вторая группа одаренных, на существование
которых реагиру ет педагогическая практика, -
дети, достигшие успехов в каких-либо
областях деятельности. Эту категорию детей
чаще называют талантливыми.
К третьей категории, одаренных можно
отнести детей, хорошо обучающихся в школе
(«академическая одаренность»).
Если
дети
–
национальное
достояние
любой
страны,
то
одаренные
дети
–
её
интеллектуальный и творческий
потенциал. Чем раньше учитель
обнаружит
незаурядные
способности в своих учениках и
сумеет создать для них условия
для
обучения,
тем
больше
надежд на то, что в будущем
эти дети составят гордость и
славу своего Отечества.
Спасибо за внимание!