Автор: Лобанова Наталья Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: РТ ГБОУ СОШ им. А.П.Чехова Республика Таджикистан г. Худжанд
Населённый пункт: г. Худжанд Республика Таджикистан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: :повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: тема текста, основная мысль текста, заголовок.
Раздел: начальное образование
Ф.И.О. учителя:Лобанова Наталья Григорьевна
Класс:2
Предмет:русский язык
Тема урока:повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: тема текста, основная мысль текста, заголовок.
Цель освоения учебного содержания:учить озаглавливать текст
Задачи:
- учить соотносить заголовок с основной мыслью текста (темой); тренировать в подборе наиболее подходящих
заголовков;
- развивать речь, обогащать словарный запас учащихся;
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение выявлять главную мысль текста;
- соотносить заглавие с главной мыслью;
-умение подбирать к тексту заглавие.
- соблюдать смысловую последовательность предложений в тексте.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
-договариваться с группе, принимать партнерскую позицию;
Регулятивные УУД:
- формулировать учебную задачу,
-определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя.,
-формировать умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- умение производить сверку выполненной работы с эталоном.
ПознавательныеУУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Личностные УУД:выражать положительное отношение к процессу познания.
Воспитывать уважение и любовь к своему народу.
Оборудование :интерактивная доска, компьютер
Наглядно - демонстрационный материал: учебник, карточки.
Сценарий урока
Этапы урока
Формы, методы,
методичес-
кие приемы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Осуществляемые
действия
Формируемые
(УУД)
I.
Организацион
ный момент.
Мотивация.
Проверка
готовности
класса и
оборудования;
эмоциональны
й настрой на
урок.
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя.
Приветствие учащихся.
Всё ль на месте, всё ль в
порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
-Прочитайте пословицу
(слайд)
Ученику - удача,
Учителю - радость
-Как понимаете смысл
пословицы?
-Приглашаю всех за удачей.
Приветствуют учителя.
Организуют свое
рабочее время,
проверяют наличие
индивидуальных
учебных
принадлежностей на
столе.
- Когда ученик хорошо
учится, учитель
радуется его успехам.
Личностные: - выражать
положительное отношение
к процессу познания,
проявлять внимание.
Регулятивные: -
нацеливание на успешную
работу. - выполнять задание
в соответствии с
поставленной целью
Коммуникативные: -
умение слушать и слышать
друг друга; - высказывать
свои мысли.
Познавательные: - уметь
ориентироваться в своей
системе знаний по данному
вопросу.
II. Минутка
чистописания
Наглядно -
иллюстративный
Игра "Путаница"
(слайд)
Москва, кремль, Столица,
россия, красная Площадь,
улица, Росия.
Ученики выполняют
задание, ставятв
словахударение,
практический
Самопроверка по
эталону
Беседа
фронтальная
Здоровьесберега
ющая
- Подул легкий ветерок и
перепутал буквы в словах. ---
Запишите правильно и красиво
слова в тетрадь, исправьте
ошибки.
-Проверьте написание слов с
эталоном на слайде.
- О чем эти слова?
(слайд)
Организует диалог с
учащимися, задает вопросы.
Рассмотрите иллюстрацию.
- Что видите?
- Кто уже был в Москве?
- Кто хочет побывать? Почему?
- Что знаете о Москве?
Физминутка
Рыбки в озере купались
И резвились в воде.
То сожмутся - разожмутся,
То зароются в песке.
Упражнение для глаз:
-посмотрели влево, вправо, не
поворачивая головы,
посмотрели вверх, вниз.
-часто поморгали, закрыли
глаза, посчитали до пяти,
открыли глаза и посмотрели на
выделяют орфограммы
Москва, Россия, Красная
площадь, улица,
столица, Кремль.
- О Москве
Ученики. отвечая на
вопросы учителя,
рассказывают о Москве,
ее
достопримечательност
ях.
Учащиеся выполняют
упражнение для
пальчиков
Выполняют упражнение
для глаз
Познавательные:
умение извлекать
информацию из
иллюстрации.
Регулятвные:
умение производить сверку
выполненной
работы
с
эталоном.
Коммуникативные-
умение слушать и говорить,
III
Активизация
знаний
IVПостановка
учебной
задачи
V Изучение
новой темы
Наглядный
Проблемный
фронтальная
творческая
цепочку слов
(слайд)
звук
буква
слог
слово
- Чего не хватает?
- Что знаете о предложении?
- что можно составить из
предложений?
-Какое задание можем
выполнить с текстом?
- сформулируйте тему урока
- основные вопросы, которые
рассмотрим на уроке
главная мысль текста
заголовок
-Используйте иллюстрацию о
Москве и словарные слова,
составьте предложения.
- С чего начнем?
- предложения
Учащиеся говорят
правило.
-текст
Учащиеся отвечают на
вопросы
- научиться
озаглавливать текст
Дети составляют
предложения:
Москва - столица
России. Город большой
и красивый. На Красной
площади находится
Кремль. В Кремле
Регулятивные – осознают
и принимают
учебную задачу
Познавательные:
уметь ориентироваться в
своей системе знаний;
Познавательные:
Соотносят заглавие с
главной мыслью;
планируют учебные
действия, используют
различные способы
- Можно ли составленные
предложения назвать текстом?
Почему?
–
Какова тема и главная мысль
текста? Найдите предложение,
в котором главная мысль
выражена наиболее отчетливо.
– Озаглавьте текст.
.
-
работает президент
правительство. В
Москве много парков,
улиц, площадей. Под
землей работает метро.
Учащиеся говорят
правило
- Москва - столица
России.
поиска информаци.
Регулятивные –
контролируют учебные
действия, замечают
допущенные ошибки.
Коммуникативные –
слушают,
излагают и
аргументируют свое
мнение
-Составьте предложение из
слов и запиши е в тетрадь.
Найдите в предложении основу
предложения
Познавательные: - уметь
ориентироваться в своей
системе знаний;
Что можно составить из
предложений?
- Что называем текстом?
Сколько частей может быть в
тексте?
Что еще можем определить в
тексте?
.
III.
Постановка
целей урока.
Фронтальная.
Словесный.
-
Чему будем учиться в ходе
изучения темы.
-Какие цели мы поставим на
уроке перед собой?
-обобщить знания по
разделу;
-учиться работать в
группе;
-пополнять словарный
Познавательные –
извлекают необходимую
информацию из
высказываний
одноклассников, сведений
- Исходя из целей урока,
давайте спланируем
результаты. Каких результатов
вы хотите достичь к концу
урока?
запас;
-развивать речь,
мышление, память,
творческие способности,
Планируемые
результаты:
-должны уметь выявлять
главную мысль текста ;
- соотносить заглавие с
главной мыслью;
- умение подбирать к
тексту заглавие
-слушать и понимать
других, сотрудничать;
-должны научиться
работать в группе;
- отвечать на простые и
сложные вопросы
учителя;
учителя, учебника.
Регулятивные – осознают
и принимают
учебную задачу.
Коммуникативные –
обмениваются мнениями;
умеют слушать друг друга,
строить понятные для
партнера по коммуникации
речевые высказывания,
задавать вопросы
с целью получения
необходимой информации.
Личностные – осознают
границы своего знания и
«незнания»-
IV.
Работа по теме
урока
Составление
текста. Подбор
заголовка к
тексту.ю.
Работа по группам
Учитель организует работу в
группах.
– Прочитайте текст упражнения.
– Определите, сколько в тексте
предложений.
– Связаны ли они между собой по
Рассматривают калейдоскоп -
игрушку
Э
смыслу?
– О ком говорится в каждом из них?
– Можно ли эти предложения
назвать текстом?
– Почему?
Вы должны будете в группе
проанализировать текст с точки зрения
фольклора. И мы подпишем узор!
- Кто согласен?
-Кто не согласен с ответом?
Слайд:
узор с разноцветными
стеклышками!
Организаторы читают
сообщают результаты
совместной работы
1группа
«Жили-были старик со
старухой. Жили ладно, дружно.
Всё бы хорошо, да одно горе -
детей у них не было. Вот
пришла зима снежная.
Высыпали ребятишки на
улицу, а старик со старухой
глядят на них да про своё горе
думают» (СКАЗКА)
2 группа
«Ездил Илья по чистому полю,
защищал Русь от врагов с
молодых лет до старости.»
(БЫЛИНА)
3 группа
«Свалился как снег на голову.
Надоел как горькая редька.»
(ПОГОВОРКА)
4 группа
-Что везёшь?
-Сено.
Обобщение
- что же это за разноцветные стеклышки
в узоре?
- Почему разноцветные?
-Какое сено? Ведь это дрова!
--А коли видишь, так чего
спрашиваешь? (ШУТКА)
5 группа
«А то ещё не чудо. Не
диковинка,
А были чудеса и почуднее
того:
По поднебесью медведь летит
Ушками, лапками он
помахивает,
Серым хвостиком
поправливает..»
(НЕБЫЛИЦА)
Разный эмоциональный окрас:
веселье, грусть, смех,
задумчивость…!
2.
Приём «Верные,
неверные
высказывания» (+,
-)
Фронтальная.
Словесный,
практический.
Взаимопроверка.
Оценивание
результатов
планируемых
действий.
- Ах, какие чудесные сказки мы с вами
читали! А вы внимательно их читали?
Давайте проверим, кто внимательнее
всех.
1.Лиса из сказки «Лиса и журавль»
угощала журавля кашей? (+)
2.Петушок подавился горошинкой? (-)
(бобовым зернышком)
3.Солдат варил кашу из молока? (-)
(из топора)
4. Братец Иванушка, не послушался
сестрицу, попил из копытца водицы и
стал теленочком (-)
(козлёночком)
5. Сестре спасти брата из сказки «Гуси-
лебеди» помогла мышка? (+)
6.Пых – это большой страшный зверь,
не дал деду репку сорвать, и внучка его
испугалась.(-)
Учащиеся записывают в
тетрадь в левую колонку
номера правильных
высказываний (+), а в правую –
ошибочных высказываний (-)
Взаимопроверка:
+
-
1 5 6
2 3 4
Осуществляется решение
планируемых результатов: умение
работать в паре и оценивать
результат.
Физминутка.
Коллективная.
Практическая.
Видео -ролик
Танцевальные движения под
видео-ролик
«Жили у бабуси два веселых гуся»
Какое место в нашем калейдоскопе
займет услышанное произведение?
Слушают, смотрят за героями
песенки, выполняют движения
Народная песенка (веселое
стихотворение)
Осуществляют профилактику
утомления. Ориентируются на
здоровый образ жизни,
придерживаются здорового режима
дня, активно участвуют в
физкультминутке.
3. Работа над
пословицами.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Групповая работа.
Чтение.
- Ну вот, ребята, « Кончил дело - гуляй
смело!»
- Ой, ребята, что это я сказала? (на узоре
слово - пословица)
- Посмотрим, знаете ли вы пословицы :
соедините начало и окончание
пословицы.
Терпенье и труд,……
а не ученье-тьма.
Ученье-свет, …..
там и счастье.
Не спеши языком,……
всё перетрут.
Труд кормит, …..
торопись делом.
Где труд, ….
а лень портит.
- Что скрывает каждая пословица?
- Объясните смысл пословицы.
- ПОСЛОВИЦА.
В каждом народном изречении
скрывается поучительный
смысл - народная мудрость.
Анализируют, сравнивают,
сотрудничают.
Внимательно слушают и оценивают
предложения, составленное
товарищем, обсуждают
предложенные варианты, выбирают
наиболее удачный, договариваются,
кто будет отвечать перед классом.
4. Загадка. Игра.
Считалочка.
Коллективная.
Групповая.
Словесный.
Дидактическая игра.
- Чтобы узнать , что означает
следующий узор в колейдоскопе, надо
выполнить задание
- Прочитайте задание. О ком идёт речь?
В конверте задание:
1.Хвост с узорами, сапоги со шпорами
2.Впереди корабль дет, за собою всех
ведет.
3.Глазищи, усищи,
Хвостище, когтищи,
А моется всех чище!
- ЗАГАДКА
Петух
Утка с утятами
Кот.
Слушают, понимают других,
сотрудничают. Выразительно
читают.
Оценивают с помощью сигнальных
карточек «Я согласен». «Нет, я не
согласен»
По земле ногами - стук,
Как зовут его ...
- Отдохнём, поиграем. Надо выбрать
водящего. Как это сделать?
- Какой жанр фольклора мы
использовали для этого?
- Кто хочет рассказать считалочку и
посчитать в группе?
- Надо посчитаться.
- СЧИТАЛОЧКа.
3-4 уч-ся говорят считалки!
5. Работа над
потешкой,
приговоркой
Коллективная
Практическая.
- Угадайте жанры УНТ!
1. Бабочка – коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки-
На берёзовой ветке.
2. Наша-то хозяюшка сметлива была
Всем в избе работушку к празднику
дала:
Чашечку собачка моет язычком, Мышка
собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребёт,
Половички курочка веничком метёт!
Работают в группе: каждая
команда из набора букв
выкладывает слова
– 1.ПОТЕШКА
(ОТЕПКАШ)
2.ПРИГОВОРКА
(РИГОПВОКРА)
Заполняют стеклышко узора в
калейдоскопе:
потешка,приговорка
Сотрудничают в группе.
Анализируют.
Объясняют.
6. Народная песня.
Групповая.
Практическая.
Поиграем в игру «Ремонт».
Отремонтируйте слово.
ЧСТШК
- Впервые о частушках упоминалось в
60-ые годы 19 века. Это короткая
песенка быстрого темпа, которую часто
исполняли (частая песня). Называли её в
давние времена «приговорка»,
Выполняют практическое
задание.
ОТВЕТ: частушка
Слушают и понимают друг друга.
«сбирушка», «перевирка»,
«набирушка», «коротушка» и по-
другому. А термин «частушка» ввёл в
литературу русский писатель Глеб
Иванович Успенский.
- Послушаем частушки.
1.Если б не было воды,
Не было бы кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?!
2.Эх, топни нога,
Топни, правенькая,
Всё равно пойду плясать,
Хоть и маленькая.
3.Чтобы печка разгорелась,
Надо жару в ней поддать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.
Вывешиваем листок ЧАСТУШКА
(Минусовка)
Исполняют частушки под
музыку
Заполняют стеклышко узора в
калейдоскопе: частушка
7. Закличка.
Коллективная.
Практическая
КЛИКАТЬ, ЗАКЛИКАЛИ, ЗАКЛИЧКА,
ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ
- Выделите жанр УНР среди слов-
родственников!
Давайте выразительно со слайда
прочитаем закличку:
Закличка про солнце
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
- Люди зазывали к себе Весну,
т.е. кликали, зазывали дождик
в засуху….
- ЗАКЛИЧКА
Заполняют стеклышко узора в
калейдоскопе: закличка
Учатся передавать основную
эмоциональную тональность
произведения.
V.
Рефлексия
VI.
Проверка знаний
тест
Фронтальная.
Словесный.
ТЕСТ
- Молодцы, хорошо потрудились.
Думаю, вы лучше стали разбираться в
жанрах. Сейчас каждый оценит свои
результаты.
- В карточке достижений отметьте
сигналы светофора:
Зеленый кружок, если вы все поняли
великолепно, и можете идти дальше.
Жёлтый – не полностью поняли тему
урока
Красный- не знаю (не умею). Нужна
помощь!
А сейчас, проверим, насколько хорошо
вы разбираетесь в жанрах УНТ
Тест.
1)Определи жанр произведения.
Люшеньки, гули,
Прилетели гули.
Стали гули ворковать,
Мою деточку качать.
Ответы: (выбери один вариант)
1.пословица 2.скороговорка
3.колыбельная
2)Определи жанр произведения.
Туча, ты туча!
Пролейся дождем!
Мы давно его ждем.
Дождик, ты дождик!
Поливай весь день,
На наш ячмень.
Ответы: (выбери один вариант)
Отвечают на вопросы
Рассматривают составленный
узор калейдоскопа из
стеклышек – опорных слов по
теме.
Выполняют письменно в тестах
Отвечают на итоговые вопросы
урока. Оценивают свою работу на
уроке.
Самооценка
1.частушка 2.закличка 3.колыбельная
3) Определи жанр произведения.
Ехала деревня мимо мужика.
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Дубина выбегает с мальчиком в
руках.
А за ним тулупчик с бабой на руках
Ответы: (выбери один вариант)
1.закличка 2.скороговорка 3.небылица
4) Определи жанр произведения.
Белое покрывало на земле лежало,
лето пришло, оно все сошло.
Ответы: (выбери один вариант)
1.загадка 2.пословица 3.небылица
5) Определи жанр произведения.
Конь ретивый, долгогривый
Скачет полем, скачет нивой.
Кто коня того поймает.
С нами в салочки играет.
1.загадка 2.колыбельная 3.считалка
6) «Лето дождливое – зима снежная,
морозная»- это
1.загадка 2.пословица 3.примета
7) «Каждое дело – любовью
освещается» - это
1.загадка 2.пословица 3.скороговорка
Оцените свою работу
Все правильно (есть неточность) – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
Взаимопроверка с эталона (на
слайде)
Рефлексия
VII
.
Итог урока
- Заполните карточки по итогу урока
Заполняют карточку рефлексии
Сегодня на уроке я узнал…
В группе работать мне
было…., потому что…
Помогал мне…
Мешал мне…