Напоминание

"Лесные путешествия"


Автор: Чикина Татьяна Евгеньевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Барнаульская городская станция юных натуралистов"
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: интерактивная игра
Тема: "Лесные путешествия"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Игра «Лесные путешествия»

Цель: знакомство с многообразием живой природы.

Задачи: показать особенности растений, грибов и животных; научить

правилам сбора грибов.

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня я приглашаю вас совершить

путешествие в лес. Мы с вами увидим, знакомые и незнакомые вам растения,

услышим

некоторых

животных,

займемся

сбором

грибов.

Чтобы

путешествие стало интересным, я предлагаю вам разделиться на две команды

и придумать названия каждой команде, связанные с природой. Занимайте

места за столами. Названия запишите на табличках.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. В путешествие отправляется

команда «______________» и еще одна команда «_____________».

Ответы детей.

Педагог: Ребята, готовы к путешествию? Можно отправляться в

путешествие, в ходе которого я буду вам давать задания, за правильное

выполнение каждого

будете получать жетон – ягоду малины. В конце

нашего занятия мы подведем итоги и та команда, у которой окажется больше

ягод и победит. Ну что в путь!!!

Педагог: Мы с вами живем в городе. Как называется наш город?

Дети: Барнаул.

Педагог: На территории какого края расположен наш город?

Дети: Алтайский край.

Педагог: Молодцы ребята! У нас в городе много растений, есть

березовые колки и уникальные ленточные боры. Вы знаете, в чем

уникальность ленточного бора Алтайского края?

Ответы детей. (Уникальность ленточных боров заключается в том, что

таких лесов на планете всего 5 и 4 из них, находятся на территории

Алтайского края. Ленточные боры тянутся вдоль русел рек, произрастают ан

песчаных древних отложениях, причастных к созданию своеобразного

микроклимата и неповторимой среды обитания. До сих пор специалисты не

сходятся во мнении возрасте и происхождении боров. По одной из версий

лесам более 10000 лет и они образовались вследствие ледникового периода.

Педагог: Молодцы ребята! Вы много читали о происхождении боров. А

сейчас мы проверим, как вы знаете названия растений.

Конкурс 1. По картинке определить название растений.

На картинках представлены:

Сосна

Ель

Хвощ

Папоротник

Вороний глаз. ЯДОВИТОЕ

РАСТЕНИЕ!

Волчья ягода. ЯДОВИТОЕ

РАСТЕНИЕ!

Подорожник

Одуванчик

Педагог: ну вот ребята мы с вами вспомнили не только названия

растений, но и то, что в природе нужно быть внимательным и осторожным,

так как есть ядовитые растения. А сейчас давайте подведем итоги этого

конкурса (педагог раздает жетоны, объявляет количество ягод).

Конкурс 2. Легенды о цветах.

Педагог: Сейчас я буду рассказывать вам легенды о цветах, а вы

угадаете о каком именно шла речь. Только не торопитесь, дослушайте

легенду до конца.

В золотистом бутоне этого цветка было заключено счастье. До этого

счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы

открыть его бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик

вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку, и золотистый

бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла

сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить эти цветы только тем, кто

испытывает счастье. (Тюльпан)

Древнерусская легенда связывает появление этого цветка с морской

царевной Волхвой. Слезы царевны опечаленной тем, что юноша Садко отдал

свое сердце земной девушке Любаве, падали на землю, проросли прекрасным

и нежным цветком - символом чистоты, любви и грусти. (Ландыш)

Жила на свете лесная фея. Там, где она появлялась, оживала природа,

деревья поднимали засохшие ветки, расцветали удивительные цветы. Люди и

звери приходили к ней за исцелением, и она никому не отказывала в помощи.

Полюбила фея молодого пастуха. Прилетит, бывало, на луг, где он пасет

стадо, спрячется в кроне дерева и слушает, как он играет на дудочке... Как-то

вышла лесная фея к пастуху и наделила пастуха даром целительства.

Раскрыла ему тайны трав и цветов, деревьев и мира камня.

Начал пастух лечить людей. И брал за это большие деньги. Перестал

стадо пасти, разбогател. Все реже и реже приходит на лесную полянку, где

ждет его фея. А потом и вообще перестал приходить. Сидит фея в кроне

дерева, ждет своего пастуха. Текут слезы из ее глаз, чем больше текут, тем

меньше она становится. Так вся слезами и изошла. А где эти слезы падали,

там выросли эти цветы. Стоят они, тянут к солнышку руки-стебельки,

роняют лепестки-слезинки: любит - не любит, придет - не придет. Чувствуют

слезинки людскую боль и помогают каждому, кто с чистой душой просит о

помощи. (Ромашка)

Существует скандинавская легенда о происхождении этого цветка.

Скандинавы уверены, что этот цветок создали солнце и радуга. Богиня весны

разбудила Солнце и его верную спутницу Ирис (радугу), смешала лучи

солнца с пестрыми лучами радуги, начала щедро сыпать их на свежие

борозды, на луга, ветви деревьев – и всюду появлялись цветы, а земля

ликовала от этой благодати. Так они дошли до Скандинавии, но у радуги

осталась только лиловая краска. Вскоре здесь оказалось столько много

веточек этого цветкового растения, что Солнце решило смешать краски на

палитре Радуги и начало сеять белые лучи, так к лиловой окраске

присоединилась белая. (Сирень)

Педагог раздает жетоны.

Физкультминутка.

Педагог: Ой, ребята, смотрите, на небе появилась тучка и пошел дождь.

Сначала упала одна капля (педагог хлопает в ладоши 1 раз), потом две (два

раза), 3,4,5, капель, начался ливень (педагог несколько раз хлопает в

ладоши). Но вот упало пять капель, 4,3,2,1. Дождь прекратился, выглянуло

солнышко. Можно продолжать путешествие.

Педагог: Молодцы, вы много уже много знаете о царстве растений.

Заходя в глубь леса под деревом нам встретилась небольшая кочка,

интересно, что же там может быть….

Дети: Гриб.

Педагог: Правильно. Это грибы. А вы ходили когда-нибудь с мамами,

папами, бабушками или дедушками в лес за грибами?

Ответы детей.

Педагог: Какие грибы вы там встречали? Помните какие-нибудь

названия?

Дети называют.

Городские жители частенько приезжают отдыхать в лес. Они любуются

природой, слушают пенье птиц, собирают грибы. Неопытные люди,

уверенные в своих знаниях о грибах, часто оказываются на больничной

койке. Это отравление! Отсутствие знаний о грибах может плачевно

сказаться на здоровье. Нужно быть внимательным грибником и уметь их

различать.

Сейчас мы проверим насколько вы внимательные грибники. Каждой

команде даю корзинку.

Конкурс 3.Сбор грибов.

Педагог: По классу спрятаны грибы, ваша задача найти и собрать как

можно больше грибов, но при этом не забыть, что в корзинку мы собираем

только съедобные грибы.

За каждый правильно положенный гриб вручается 1 жетон.

Педагог: Молодцы, ребята, справились с заданием. А вот подскажите

мне, если грибы ядовитые – стоит ли их уничтожать?

Ответы детей:

Этого делать нельзя! Многие дикие животные леса

употребляют ядовитые грибы, как лекарство. Например, лоси часто

употребляют грибы.

Педагог: Правильно.

Педагог: Кроме того, что нужно знать съедобен гриб или нет, важно

еще уметь правильно собирать их. Педагог совместно с детьми формулирует

правила сбора грибов.

Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться)

Не знаешь гриб - не бери его! (Можно ошибиться и сорвать

ядовитый гриб)

Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя

ядовитые вещества как губка)

Не собирай старые, перезрелые грибы! (В нем скопились

продукты разложения)

Не собирай грибы с клубневидным утолщением, окруженной

оболочкой.

Срезай гриб ножом, чтобы не повредить грибницу.

Ядовитые грибы-опасны для человека. Но они полезны для

животных.

Педагог: С правилами сбора грибов мы познакомились, обещаете их

соблюдать? Ой ребята, а чьи это голоса стали слышны???Под пологом леса

прячется очень много разнообразных животных. Это и птицы и насекомые, и

млекопитающие. А вы умеете различать животных по их голосам? Давайте

проверим?

Конкурс 4. Определение голоса животных.

Раздача жетонов за правильные ответы.

Задание 5. «Зеленый ящик» вам нужно по описанию угадать кто

находится в «зеленом» ящике Если угадаете с первой подсказки получаете 5

жетонов, если со 2 четыре и так далее.

Ежик.

- Ночное животное небольших размеров (20-30)см с коротким хвостом.

Обитает в смешанных лесах, но его можно встретить в запущенных садах,

парках. Днем прячется под кучей хвороста и листвы, ночью выходит

кормиться и может пройти до 3 км.

- Пищей ему служат жуки, дождевые черви, мокрицы, лягушки,

ящерицы, змеи.

- Врагами являются, например филин и лисица.

- В случаи опасности сворачивается в клубок, прижимая голову к

брюху, и втягивая лапы и хвост под себя.

- Получается колючий шар с торчащими во все стороны иглами.

Черепаха

-

Обитатель

открытых

пространств

среднеазиатских

государств.

Встречается среди зарослей полыни, саксаула, а также вблизи бахчей.

Активны эти животные днем. Размеры варьируют от 3 до 30 см.

- Поедают сочные части растений, но могут поедать червей, насекомых,

пауков.

-

Врагами

являются

достаточно

крупные

хищники

птицы

и

млекопитающие.

- Животное кажется медлительным и неуклюжим, так как ему не нужно

долго искать пищу, но может передвигаться достаточно быстро.

- Наружный скелет представлен панцирем, спасающем от мелких

хищников.

Ответы детей. Раздача жетонов.

Педагог: Молодцы!!!Ребята, мне очень понравилось какое мы с вами

совершили

познавательное

путешествие!

Вы

знаете

много

названий

растений, грибов, животных. Умеете отличать съедобные и несъедобные

грибы, как нужно правильно собирать грибы, какие брать в свою корзинку, а

какие лучше оставить животным и не собирать. Вы знаете много, но у

природы еще много тайн и загадок. И каждый раз можно открывать что-то

новое, удивительное, сказочное. На этом наше путешествие заканчивается.

Пора подвести итоги.



В раздел образования




Яндекс.Метрика